Форум » Научная школа для администратора » Научное руководство школой компетентностной ориентации » Ответить

Научное руководство школой компетентностной ориентации

А.В.Хуторской: Уважаемые администраторы, методисты завучи! Напишите свои потребности, относящиеся к данной теме. А для начала я размещу свои полемические заметки на тему "Существуют ли нравственные компетенции? Или ещё раз о пользе науки для решений чиновников". Недавно мне позвонил Марк Максимович Поташник, известный и авторитетный учёный и спросил моё мнение как эксперта в области образовательных компетенций – как я отношусь к понятию «нравственные компетенции»? Дело в том, что на одной из региональных августовских педагогических конференций, где он выступал, обсуждалась роль школ в формировании нравственных компетенций детей. Главным направлением этой работы управленцы предложили освоение детьми знаний о том, что же такое нравственные компетенции. Я не оправдал отрицательных опасений уважаемого коллеги и не стал доказывать ему необходимость внедрения компетентностного подхода во всё что есть в образовании. Хотя, признаюсь на тему компетенций и компетентностей пишу и выступаю с 2002 года. Действительно, я считаю что компетентностный подход способен сыграть значимую роль в преобразовании образования, приближении его к нуждам жизни и человека. Но в данном случае у чиновников очевиден явный перебор, «модничание, а не модернизация», как сказал бы Ш.А.Амонашвили. О том, что нравственное воспитание сегодня нужно и как никогда актуально, спору нет. Но зачем же «приклеивать» к нему то, что ему не принадлежит? Компетенции – это своего рода договор между социумом и личностью. В этом его сила и роль. Например, социуму нужны компетентные автолюбители или пешеходы, чтобы на дорогах было больше порядка. Тем, кто ездит или ходит по дорогам, тоже аварии ни к чему. Вот они и договариваются с обществом о неких правилах дорожного движения – внешних нормах, по сути, компетенциях. Овладение людьми этими правилами становится их компетентностью, т.е. уже личностным качеством. Итак, тут есть знания о ПДД, умения их выполнять, опыт действий на дорогах, и главное – личная и социальная значимость всего этого – т.е. всё то, что отличает компетенции от ЗУНов. Совсем другое дело – область нравственности. Здесь невозможно заключить договор со всеми людьми, что они станут нравственными. Вряд ли вообще возможно создать общие для всех «правила нравственного поведения», я уж не говорю о том, что они станут личностно значимы для всех и вся. Чиновники перегнули палку. Во-первых, совершенно не к месту прикрепили компетенции к нравственности; во-вторых, уже кажется всем должно быть известно, что знаниями о нравственности самой нравственности не сформируешь. Не от знаний нужно идти, а от деятельности, конкретных действий в реальных ситуациях. Нормы этих действий могут выявляться, рождаться, прочувствоваться в результате рефлексивных «разборов полётов», а не увещеваний педагога о том «что нравственно, а что нет». Уважаемые управленцы, давайте поймём, что у каждого понятия, закона или модели есть свои границы или область применимости. Чтобы не оконфузиться, эти границы надо определять и за них не выходить. Примеры последствий, причём глобального масштаба, у всех перед глазами. Это тот же ЕГЭ. Как только роль одной из форм контроля – экзамена – оказалась гиперболизирована (причём, опять-таки, благодаря усилиям чиновников), тут же пошли многочисленные проблемы. А произошло что? Нарушение научных основ дидактики. Согласно достижениям этой науки известно, что нет и не может быть единого или самого лучшего метода или формы обучения, как нет и не должно быть единой и лучшей для всех формы контроля. Кроме экзаменов в дидактике есть зачёты, устные и письменные опросы, контрольные и проверочные работы, диктанты, защиты творческих работ, проектные формы контроля результатов и много чего другого. Нет там экзамена как единой и главной цели обучения, эдакого навязанного ориентира, замещающего множество других целей и смыслов образования. Ни экзамен, ни компетенции, ни информатизация – не являются единственными главностями образования. Главным в образовании человека является сам человек. И то, что ему противоестественно, никогда не будет им принято и поддержано. Чтобы ни предлагали ему хоть целые толпы чиновников или педагогов, направленных ими на выполнение приказа. --- Заметка размещена на моём сайте в Хронике бытия - http://khutorskoy.ru/be/2007/0831/index.htm

Ответов - 16

Кокшарова Т.А.: Уважаемый Андрей Викторович! Полностью согласна с вами, что никакие "уроки нравственности" и знания о ней не сформируют истинно нравственного человека. Это процесс длительный, сложный, и результаты его определяются далеко не только (и не столько!) образовательным процессом в школе. На мой взгляд, формулирование требований к "нравственным компетенциям" в рамках общего образования может принести только вред. Только личным общением с учениками, примерами поступков, соответствующих нравственным нормам общества, можно "вырастить" людей, для которых нравственное поведение также станет нормой, внутренним, а не внешним законом. К сожалению, многочисленные примеры из жизни нашего современного общества показывают ребятам, что нравственные поступки могут быть "неудобны", порой опасны для человека. Таким образом, считаю, что введение в образовательные стандарты знаний о нравственных компетенциях недопустимо.

Горбушин А.Г.: Компетентностый подход в работе, будет реальностью. При этом новое понимание профессионализма позволит более качественно проводить работу. Преподавателю необходимо ясно представлять модель компетенции, своевременно корректировать и постоянно развивать свою профессиональную компетентность, т.е. реально жить в соответствии с современным лозунгом «Learn – relearn - dealearn».

Тагирова И.А.: тема Научное руководство школой компетентностной ориентации А.В.Хуторской пишет: Уважаемые администраторы, методисты завучи! Напишите свои потребности, относящиеся к данной теме. На сегодняшний день, как мне кажется, администрация школ нуждаются в новых компетенциях современного учителя, в связи с развитием информатизации образования. Очень много возникает вопросов: Нужно ли использовать ИКТ на уроках? Нужно ли всех заставлять? Как мотивировать? Если будут четко сформулированы компетенции, то учителю можно сказать: компетентный он или нет.


Лопачева Л.Ю.: А.В.Хуторской пишет: Уважаемые администраторы, методисты завучи! Напишите свои потребности, относящиеся к данной теме. По-моему, школе нужен научный руководитель и хороший творческий отенциал педагогического коллектива. Компетентностный подход, на мой взгляд, это уже не инновация для школы, а насущная потребность. Готовы работать.

Семич С.В.: Существует острая потребность в мониторинге формирования компетентностей. О компетентностях написано много, классификация достаточно обширна. Однако не вполне ясно как их "мониторить". Думаю целесообразно выделить два направления:формирование компетентностей на уроках и формирование компетенций через внеурочные формы работы

Блохина Е.А.: А.В.Хуторской пишет: Ни экзамен, ни компетенции, ни информатизация – не являются единственными главностями образования. Главным в образовании человека является сам человек. И то, что ему противоестественно, никогда не будет им принято и поддержано. Чтобы ни предлагали ему хоть целые толпы чиновников или педагогов, направленных ими на выполнение приказа. Мне кажется, что основными целями школы являются следующие: - Социализация: помощь детям в адаптации к окружающей действительности. - Воспитание: формирование у школьников правильного отношения к окружающей действительности. - Образование: развитие экономически грамотной личности и гражданина. Из целей вытекают задачи образования: •Обеспечение качества и доступности образовательных услуг; •Обновление содержания и структуры образования; •Развитие нравственных основ социализации личности; •Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности; •Работа с одаренными детьми и талантливой молодежью; •Развитие системы психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса; •Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. Решение задач направлено на достижение целей, которые тесно связаны с тем, что перед каждым человеком в определенный момент встает важный вопрос о будущем: «Кем быть?», «Каким быть?». Для кого-то эта проблема становится тяжелой и мучительной, для кого-то ее решение не представляет особого труда. Но, так или иначе, любой подросток к окончанию школы должен иметь относительно четкие представления о своей дальнейшей жизни. Стремительно меняющиеся экономические условия в нашей стране существенно усложняют детям перспективное планирование своей будущей судьбы. Мне кажется, что основная цель образования и воспитания в школе адаптировать учащихся-выпускников к социальной действительности и взрослой жизни.

маринанедумова: В нашей работе по теме ГЭП «Позитивное социальное становление учащихся на основе реализации инновационных технологий в детско-молодежных коллективах как составная часть перспективной модели «Московская молодежная политика средствами образования» мы отслеживаем следующие показатели: Сформированность позитивного отношения к нравственным ценностям – уровень отношения Сформированность нравственной мотивации – уровень поведения Достижение сформированности идеалов: 1) наличие гуманистического идеала (конкретного, собирательного, обобщенного); 2) содержание идеала (совокупность духовно-нравственных ценностей, нравственных качеств; ценностные ориентации); 3) устойчивость мнения о нравственном идеале (правильное и полное представление о нравственном идеале, отсутствие противоречивых, взаимоисключающих суждений в ответах учащихся); 4) действенность идеала (активное стремление следовать идеалу), самовоспитание; 5) устойчивость личности (единство сознания и поведения).

Фролова: маринанедумова Уважаемая Марина! Прошу Вас сообщить, почему Вы выбрали такие критерии для определения нравственной воспитанности. Мне это крайне важно! Необыкновенно важно!!! Я надеюсь на Ваш ответ и то,что Вы захотите сотрудничать со мной.

Фролова: Марина, критерии, что Вы используете, предложены мной. Мне очень бы хотелост побеседовать с Вами.

маринанедумова: В рамках работы ГЭП "Культура проектной деятельности как средтво развития образовательной среды" мы развиваем творческие компетентнти школьников. Ниже приводятся методики, которые, надеемся, могут быть полезны другим. Методики изучения процесса и результатов влияния проектной деятельности на развитие личности школьников 1. Название методики: Тест невербальной креативности Автор: Э. Торренс Цель: выявить уровень развития творческих способностей учащихся. Форма отражения результатов: текстовая справка, диаграмма. Сроки реализации: в течение года (проводится в три этапа: начальный, промежуточный, итоговый). 2. Название методики: опросник мотивации Автор: А. Мехрабиан Цель: выявить мотивацию достижения успеха и избегания неудач у учащихся. Форма отражения результатов: текстовая справка, диаграмма. Сроки реализации: в течение года (проводится в три этапа: начальный, промежуточный, итоговый). 3. Название методики: Ранжирование жизненных ценностей Автор: Н.Ф. Маслова Цель: определить иерархию жизненных ценностей учащихся, а тем самым и качество отношений к окружающему миру, к другим людям, к самим себе. Форма отражения результатов: текстовая справка, диаграмма. Сроки реализации: в течение года (проводится в три этапа: начальный, промежуточный, итоговый). Список используемой литературы 1. Матяш Н. В. Автореферат диссертации: Психология проектной деятельности школьников, 2000 г.

маринанедумова: Считаю, что педагогически целесообразное оснащение учителей-экспериментаторов научным и нормативно-методическим инструментарием для построения стратегии и тактики собственной экспериментальной деятельности в совокупности с научно-методической и психологической поддержкой могут обеспечить эффективность внедряемых инноваций по следующим направлениям: 1. Будет достигнут социально-значимый результат – повысится аналитическая компетентность педагога-экспериментатора, а в ходе развития общеучебных компетентностей школьников, формирования их позитивной социализации повысится качество образования. 2. Будет обеспечена продуктивность эксперимента посредством разработанных педагогами–экспериментаторами различных методических материалов: рекомендаций и статей, содержащих описание передового опыта, конспектов уроков и занятий, пособий и диагностик. 3. За счет научно-методического сотрудничества с ВУЗами, Исследовательскими институтами, научными центрами повысится степень открытости образовательного пространства школы, обогатится ее учебно-информационная среда. 4. Создастся благоприятная социально-образовательная ситуация, необходимая для творческой самореализации педагогов и учащихся, при стимулировании фактов их участия во внешних конкурсах и конференциях различного уровня (городских, Межрегиональных, Всероссийских, Международных).

Павлюк Г.Н.: Долгое время проработала завучем. Встречала много талантливых детей, которым не безразличны многие вопросы современности, в том числе и вопросы нравственности. Однако считаю, что смешивать нравственность и компетенцию нельзя. Это две совершенно разные качества личности. Человек может быть компетентен во многих вопросах, но совершенно не обладать необходимыми нравтсвенными качествами. Поэтому стаю, что развитие системы научно-исследовательской работы в школе оказывает большое влияние на формирование восоконравственной личности, компетентной во многих областях науки. В связи с этим, предлагаю внести курсовую подготовку по теме "Основы исследовательского мастерства" в число обязательных предметов для учащихся. В этом курсе мне кажется очень актуален будет компетентностный подход в обучении. Кроме того, дети научатся не только мыслить, но сотрудничать с другими учащимися, на пример, по интернету. Это приведет к значительному скачку творческой и мыслительной деятельности учащихся. Возможно создание исследовательских интернет лабораторий для учащихся.

А.Д.Король: Павлюк Г.Н. пишет: Однако считаю, что смешивать нравственность и компетенцию нельзя. Уважаемая Галина Николаевна! Ваша точка зрения понятна. Я приведу один пример, хорошо, думаю, знакомый. Пример метода Сократа. Посредством вопрошания великого философа у его собеседника менялась не только рациональная позиция, но и личностная, мировоззренческая. Хорошо известно, что задавая вопрос, ученик не просто отделяет то, что он знает, от того, что не знает (в определенном смысле ценнейший образовательный результат), но и обращается к миру нравственности. «Смысл внешних вопрошаний как раз и состоит в том, что правильно поставленные вопросы позволяют осознавать и обнаруживать в глубине нашего логоса те до поры сокрытые структуры, которые соответствуют структурам окружающего мира» (Я.Хинтикка). Поэтому вопрос учащегося соприкасается с миром его нравственной сферы. А уж обучение постановке вопросов, сам диалог «ученик-учитель» - это область дидактики, компетенции. Или, например, формирование умений учащегося рассматривать вещь или явление (в рамках темы урока) с нескольких сторон – не будет ли это способствовать формированию терпимости, определенных нравственных качеств учащегося? С уважением, Король Андрей Дмитриевич, К.п.н, зав. каф. педагогики ЦДО «Эйдос»

Rykunova_M_N: На мой взгляд, когда мы говорим о каких-то компетенциях, то, наверняка, имеем в виду определенные действия, доведенные до автоматизма. Развитие конкретных способностей, универсальных действий принято считать деятельностным подходом. Не пойму, как нравственные качества, духовные ценности можно отнести к таким способностям. Вернее будет, проявлять способности к сопереживанию и т.д.

Борзова О.А.: А.В.Хуторской пишет: компетентностный подход способен сыграть значимую роль в преобразовании образования, приближении его к нуждам жизни и человека Соглашусь это важно,особенно к нуждам жизни. А не получим ли мы вскоре очень компетентных в очень узкой области учеников и потом специалистов. Например,проходя практику в одном американском университете,мне было удивительно,что учитель экологии совсем не понимал, как провести анализ воды, и лишь инструкция ему была в помощь, а уж о том какие там реактивы я побоялась спрашивать.А ведь они(американцы) шли к такому компетентностному образованию и практико-ориентированному обучению долго! Они действительно очень ценят нашу "советскую" школу,думаю Вы понимаете о чем речь. И не понимают что же произошло в нашем образовании,зачем нам ЕГЭ, они так же как и мы мучаются и "натаскивают" детей до определенных баллов. А дети все хуже и хуже учатся!!! Здоровье детей совсем нельзя назвать хорошим. А вот овладение общеучебными компетенциями и общечеловеческими это то, что нам надо. Так как главное научить ребенка трудиться,мыслить и творить новое ,а все остальное он и сам освоит когда надо будет его личности.

Матвейчук Н.Н.: Борзова О.А. пишет: овладение общеучебными компетенциями и общечеловеческими это то, что нам надо. Так как главное научить ребенка трудиться,мыслить и творить новое ,а все остальное он и сам освоит когда надо будет его личности. Очень близка и понятна мне мысль Ольги Александровны. Дети скоро совсем разучатся мечтать, грамотно общаться, уважать, быть благодарными, трудолюбивыми... Школе этими моментами развития человеческой личности стало совсем некогда заниматься; семья тоже теряется в догадках, как это правильно делать... да еще и процесс чтения сворачивается на глазах.. Фраза из старой песни: "Подари ему Гайдара - будет век благодарить" сегодня неактуальна.



полная версия страницы