Форум » Научная школа для администратора » Научно-методическая поддержка школы » Ответить

Научно-методическая поддержка школы

А.В.Хуторской: Научная школа и ЦДО «Эйдос» осуществляют научно-методическую поддержку по внедрению в учебный процесс инновационных форм обучения: • эвристическое обучение, • компетентностный подход, • личностно-ориентированное обучение, • индивидуальная образовательная траектория, • ученическое портфолио, • интернет-обучение, • дистанционное профильное обучение, • и др. В каких конкретно вопросах администратору требуется поддержка в осуществлении его инновационных задач?

Ответов - 20

Шведова Н. Н.: Думаю, что сегодня каждое учебное заведение поставлено в рамки конкурентоспособности. Поэтому, для меня, как администратора остро стоит вопрос построения индивидуальной образовательной траектории, касаемо, как ОУ, так и каждого обучающегося.

Тагирова И.А.: А.В.Хуторской пишет: В каких конкретно вопросах администратору требуется поддержка в осуществлении его инновационных задач? На разных этапах развития школы необходима поддержка по всем формам обучения. На данный момент остро стоит вопрос эвристического обучения, личностно-ориентированного обучение, интернет-обучения.

А.В.Хуторской: Тагирова И.А. пишет: На данный момент остро стоит вопрос эвристического обучения, личностно-ориентированного обучение, интернет-обучения Что значит "остро стоит"? Могли бы вы сформулировать а) конкретные проблемы школы по данным типам обучения (по каждому), б) ваши попытки или способы их решения, которые вы применяете, в) потребность в помощи и поддержке - в чём именно.


NZV: Пожалуй, А.В.Хуторской пишет: • интернет-обучение, • дистанционное профильное обучение, У нас в школе два профильных десятых класса: художественно-эстетический и информационно-технологический. Я преподаю математику и являюсь классным руководителем в последнем. Профиль называется красиво и задуман красиво: день в неделю дети учатся на базе СПб Университета Точной Механики и Оптики ( бывший ЛИТМО ). Там курс теоретической информатики, практической информатики ( 10-й класс ), Web-дизайн и программирование ( 11-й ). Так или примерно так. Но дети ( 10-й класс ) начало информатики в большинстве уже знают и сами жалуются, что впустую тратят время. В этой ситуации дистанционный курс информатики очень бы помог. Знаешь - сдавай зачёт, переходи на сл. уровень. Не знаешь, читай лекции. Сэкономили бы полгода, по крайней мере! А время это потратили бы на повторение математики и русского за 7-9 классы.

Ивашкова Т.А.: Научно-методическая тема школы: "Педагогические стратегии разития инновационной личности в условиях национальной школы". Педагогический аспект данной проблемы: научно методическое обеспечение технологий продуктивног обучения. Исходя из этого школе необходима научно-методическая поддержка по вопросу педагогическогообеспечения становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся. а это неотделимо и от лтчностно-ориетированного обучения. Многих учителей не только теоретически волнует этот вопрос, но и многие пытаются работать в этом направлении, но в большенстве это происходит на уровне интуиции, личного (не научного) взгляда.

Хавкина Т.А.: Ивашкова Т.А. пишет: Многих учителей не только теоретически волнует этот вопрос, но и многие пытаются работать в этом направлении, но в большенстве это происходит на уровне интуиции, личного (не научного) взгляда. Совершенно с Вами согласна. Хочу добавить, что не все зависит от администрации. Необходима помощь методистов. Методические центры, созданы в первую очередь для того, чтобы оказывать методическую помощь и поддержку. В реальной жизни наблюдаем, что представители методичеких центров видят свою задачу в контроле и выявлении недостатков в работе учителя.

Горбушин А.Г.: Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Одной из задач , требующей скорейшего решения, является - интерактивное дистанционное обучение, т.е. обучающиеся, будут иметь возможность общаться с преподавателями. Дистанционное образование будет представлять собой некий " виртуальный класс", состоящий из студентов и преподавательского состава, территориально находящихся далеко друг от друга. Микропроцессорные средства помогут учащимся и их учителям в развитии индивидуальных курсов дистанционного обучения, состоящих из определенной последовательности "обучающих " и "контролирующих" модулей. Цель системы дистанционного образования - создание удобной, содержательной методической основы; использование данной системы в работе со школьниками, студентами как очного, так и заочного обучения; возможность получения высшего образования дистанционным путем; да и, в конце концов - это просто интеллектуальное развитие личности обучающегося, формирование творческого мышления, умения работать с информацией. Дистанционное образование (в понимании процесса) или обучение может быть: Базовым: непосредственно в учебном заведении - для прохождения различных обучающих и контролирующих тестов, для самостоятельной работы некоторых учащихся, студентов, для более эффективного и ускоренного усвоения, а затем сдачи учебного материала. Дополнительным: это более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний.

mburlova: Хавкина Т.А. пишет: Методические центры, созданы в первую очередь для того, чтобы оказывать методическую помощь и поддержку. В реальной жизни наблюдаем, что представители методичеких центров видят свою задачу в контроле и выявлении недостатков в работе учителя. Действительно, большая часть методистов забыла о своих функциональных обязанностях. Но у нас в НМЦ пошли дальше: учителя должны предоставлять свои творческие разработки уроков, сценакриев ... А как же авторские права?

Биттер О.А.: Горбушин А.Г. пишет: Дистанционное обучение А как в вашем учебном заведении это организуется. Есть ли у вас положительный опыт в данном вопросе?

Семич С.В.: Методическая тема в учреждение (центр дополнительного образования) - развитие творческих способноностей обучающихся. Данная тема наиболее органична для дополнительного образования. Требуется экспертиза образовательных программ (центр имеет лицензию на осуществление 73 образовательных программ художественно- эстетической, социально- педагогической, естественно- научной и научно- технической направленностей) с позиций заявленной методтческой темы

Косивец О.В.: Не берусь судить о других школах, поэтому только о своей. Нам не хватает теоретической базы для организации эвристического обучения. Это то, что мы хотим практически реализовать в рамках эксперимента, мотив нашего участия в олимпиадах и конкурсах ЦДО "Эйдос" и причина, по которой я, в ущерб качеству своего участия в ДУГ-2008, приехала сейчас на конференцию "Инновации в образовании:человекосообразный ракурс".

Межина О.Ю.: В нашем учебном заведении все прекрасно: инновационная деятельность, потенциал работников, заняли нишу по профессиональной подготовке в городе, однако совсем не вижу эвристического обучения. С чего начинать, как распространять и реализовывать эту идею, которая является просто необходимой.

Исаева О.Ю.: Межина О.Ю. пишет: С чего начинать, как распространять и реализовывать эту идею, которая является просто необходимой. Эвристическое обучение должно входить в учебно-воспитательную работу, новые формы обучения просто как глоток свежего воздуха для развития интереса учащихся к познанию нового. Начало конечно должно первоначально сложиться в самом руководители. Понять, что надо и зачем? Изучение теории эвристики, а самое главное найти специалистов или обеспечить повышении квалификации педагогов школы по данному направлению. У истоков зарождения эвристического обучения должен стоять грамотный и компетентный в данном направлении педагог.

маринанедумова: Эвристические семинары для педагогов! Вот что я возьму на заметку с вашего форума. И поскольку мы уже частично апробируем такие задания, то после конкусных испытаний, конечно же постараемся их внедрить в практику экспериментальных площадок.

маринанедумова: Известно, что педагогический эксперимент в науке является признанным методом исследования. А что же подразумевается под понятием «экспериментальная деятельность» в общеобразовательной школе? Это деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения и воспитания. Это создание новых механизмов управления, контроля качества образования. Направления экспериментальной деятельности определены Московской Целевой городской программой развития образования (Столичное образование-5) и иными нормативными правовыми актами [2, с. 2]. Федеральный проект «Наша новая школа» регламентирует политику страны в области образования. Как же согласуется стратегия и тактика экспериментальной работы в наших Центрах с Президентской образовательной программой? Обозначенная Д. Медведевым национальная образовательная стратегия - президентская инициатива "Наша новая школа" - включает пять направлений. В качестве первого заявлено новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСТ). Стандарт рассматривается сегодня как общественный договор, заключенный семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации. В стандарте предусмотрен учет личностных потребностей школьника, социальный заказ и государственные требования к образованию [3, с. 1]. Согласно ФГОСТ на практике должен быть реализован деятельностный подход к образованию. В деятельностной образовательной парадигме цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть обучающийся, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Задачей образования становится не только обеспечение освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий», более известных как общеучебные умения. В реализации первого направления наши экспериментальные программы предусматривают такую систему задач и средств их решения, которые могут обеспечить высокую учебную мотивацию учеников, их познавательный интерес, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей. В экспериментальной программе «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды» это обеспечено применением проектно-исследовательской, эвристической деятельности, широким использованием информационно-коммуникационных технологий, личностным подходом, предоставлением возможности участия детей в социальных инициативах, выступлениями во внешкольных мероприятиях. Предпосылки к формированию компетентностей закладываются в рефлексивно-проектной ученической мастерской, проектной студии, на проектной конференции. Установлено, что под влиянием перспективных методик уровень общеучебных умений школьников стабильно растет Проектирование образовательной среды позволило разработать внутришкольные технологии по формированию способностей и компетентностей. Технологии включают организационно-деятельностную игру, мозговой штурм, проектный семинар и др. Используются также организационные формы взаимодействия тематических детско-взрослых проектных общностей, внутришкольного, межшкольного, межрегионального и международного сотрудничества субъектов образовательного процесса в ходе участия в конкурсах и конференциях и подготовки публикаций работ. Примером успешной деятельности детско-взрослого сообщества и формирования компетентностей стала апробация ученического проекта «Развитие тутового шелкопряда в условиях невесомости» в условиях реального космического запуска на биоспутнике «Фотон-М-3» [4, с. 10]. В рамках работы площадки по позитивному социальному становлению личности формированию познавательных и личностных способностей и компетентностей способствует становление и социально-активная деятельность детско-взрослых объединений, организация ученических переговорных площадок. Больше значение, актуализированное проведением Года равных возможностей, приобретает шефская работа учащихся над воспитанниками Социального приюта «Алтуфьево». Психолого-педагогическая диагностика воспитанников приюта показала, что это дети с неустойчивой психикой, у них недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, низкая мотивация учения. Совершенно очевидно, что формировать компетентности необходимо не только у продвинутых и одаренных, но также и у социально незащищенных, педагогически запущенных детей. Главный результат нашей работы – позитивно меняющаяся мотивация учения воспитанников социального приюта [5, с. 127]. Ежегодно растет количество детей, ассоциирующих себя со школой, учебой. Если в октябре месяце таких детей бывает от 1% до 5%, то в марте детей, отвечающих на вопрос «кто ты?», - «я – ученик» становится около 95%-98%. После групповых методов работы психологов с детьми снижаются и показатели тревожности, возрастает потребность к позитивному общению, повышается уровень личностной самооценки [6, с. 15]. В среднем на 38,5 % снижаются показатели тревожности воспитанников. В результате педагогического руководства удается достичь позитивной динамики показателей личностной активности воспитанников, роста степени их социальной ответственности, качественного скачка лидерских способностей. Подобная деятельность согласуется со вторым направлением Президентской образовательной инициативы – построением в рамках экспериментальной работы системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей и подтверждается возросшим числом участия наших школьников и фактами их побед во внешкольных конкурсах. Третье направление Федеральной образовательной политики – повышение квалификации педагогов. Здесь ставится задача создания условий для повышения профессионального мастерства учителя на рабочем месте, то есть непосредственно в образовательной среде Центра образования. Тема повышения квалификации педагога должна быть непосредственно связана с программой развития образовательного учреждения, из чего следует, что самым оптимальным для развития образовательной среды ЦО является коллективное повышение квалификации по актуальным проблемам развития учреждения. Кроме коллективной практики мы реализуем также и личностно-ориентированный подход к повышению квалификации педагога. Учитывается и реализуется переподготовка каждого педагога в соответствии с задачами и спецификой его преподавательской деятельности. Кроме того, уровень профессионального мастерства педагогов совершенствуется в процессе опытной работы, на семинарах, при использовании Интернет-ресурсов, в порядке самообразования, как это можно проиллюстрировать на примере освоения методики организации проектной деятельности (см. таблицу № 2). Таблица № 2. Динамика повышения квалификации учителей по методике организации проектно-исследовательской деятельности Год Самооб-разование Курсы ПК Семинары Опытная работа Интернет 2006-2007 87,5 % 25 % 12,5 % 37,5 % 50 % 2007-2008 62,5 % 37,5 % 62,5 % 50 % 50% 2008-2009 50% 50% 12,5% 62,5 % 62,5 % Все вместе взятое составляет систему развития и становления профессиональной компетентности педагогов, так как их квалификация повышается и в стратегическом, концептуальном, плане в соответствии с задачами развития образовательной среды учреждения, так и в тактическом плане, в соответствии с персональными задачами преподавания и воспитательной работы каждого специалиста. Четвертое направление, развитие образовательной и материально-технической среды школы, обеспечивается как посредством развития материально технической базы по охране здоровья. Это направление мы не рассматриваем подробно, так как все содержание настоящей статьи посвящено развитию образовательной среды ЦО. Пятое направление, охрана здоровья, реализуется в Центрах образования в соответствии с программой работы Центров образования по здоровьесбережению учащихся [7, с. 151-154]. Вопросам сохранения здоровья посвящена работа сразу нескольких направлений. Это модуль «Уклад школы. Здоровая и дружественная среда» Городской экспериментальной площадки второго уровня по развитию образовательной среды школы при повышении культуры проектирования. Анализ и обобщение результатов эксперимента выявили его позитивное влияние на развитие образовательной среды Центров. 100 % педагогов дважды за три года повысили квалификацию в рамках разрабатываемых тем. Педагоги обоих Центров в 2008-2009 гг. участвовали в 23 конференциях (Городских, Всероссийских, Межрегиональных, Международных). Подготовлено к печати более 110 статей, 4 сборника научно-методических материалов. Установлено научное сотрудничество с МЦКО, МГДДЮТ, ДНТТМ, СГА, ИХО РАО, Центр «Эйдос» РАО, НИИ ИСРОО, МГПИ, МГППУ, МАГМУ, МИОО, НИЭУП и др. Таким образом, расширяется информационно-коммуникационное пространство. На всех уровнях: общенаучном, педагогическом, дидактическом и методическом, - возрастает профессиональное мастерство педагогов. Список литературы: 1. Ведём эксперимент в школе: Интернет, компетенции, эвристика: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с. 2. Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Москвы//Приказ Департамента образования г. Москвы. - 24 июня 2005 г. № 339 (Д). 3. Наша новая школа. Образование для всех и каждого// Учительская газета, 2009. – 24 марта. – С. 1-3. 4. Ширяева М.Ю. Подготовка и реализация космического эксперимента «Шелкопряд»//Разработка школьной научно-образовательной программы «Эксперимент в Космосе» как средство развития личности учащихся //М.: МГДД(Ю)Т, 2008.- С. 10-14. 5. Волкова М.В. Социализация детей при обучении в социальном приюте «Алтуфьево»// Сборник материалов II Международной научно-практической конференции Молодежь и наука. Реальность и будущее. – Невинномысск: НИЭУП. С. 125-127. 6. Локотко Е.Г. Нет трудных детей, есть дети, попавшие в трудную ситуацию// Учительская газета, 2008. – 18 ноября. – С. 14-15. 7. Результативность работы Центров образования №1486 и № 1682 по охране здоровья учащихся // Сб. Межрегиональной научно-практической конференции «Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза». М.: Современная гуманитарная Академия, 2008. – С. 151-154.

Передериева Е.В.: mbarlova пишет: А как же авторские права? Дорогие коллеги! У нас учителя отправляют работы на фестиваль педагогических идей "Открытый урок". "...Каждый участник получает полный комплект итоговых материалов, включающий: * персональный диплом; * сертификат, подтверждающий факт публикации материалов; * компакт-диски (DVD) с полнотекстовыми версиями всех материалов; * книги — сборники тезисов всех статей*.

Никитина.Е.В: хоть я и не администратор,но считаю, что чем инновационней будет педагог "продвинутый" в методике, технологиях, будет уверенным пользователем ПК, находить и применять интересную информацию, заочно обучаться на дистанционных курсах, повышая свою квалификацию тем лючше. Я бы с радостью получила поддержку в методике эвристического обучения, так как личностно - ориентированные технологии я стараюсь применять.Не откажусь от любой помощи.Хотелось бы быть не просто творческим и активным учителем , а конкурентно способным учителем.

Трубина Татьяна: А.В.Хуторской пишет интернет-обучение В НАШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ создана прекрасная материально-техническая база, коллектив настроен на работу в инновационном режиме, Но нет концепции такого обучения, маловато опыта, не выстраивается целостная система. Готовы к любому сотрудничеству!

Мугалимов: Добрый день! Школа не плохо оснащена современными информационными и телекоммуникационными средствами обучения. Имеются два кабинета информатики с интерактивными досками, локальной сетью и выходом из всех компьютеров в Интернет, работает Wi-Fi связь. На базе школьного сайта и персональных сайтов учителей проводятся районные и республиканские дистанционные олимпиады, конкурсы. Работает временная творческая группа учителей " Интернет-технологии в деятельности педагогов", интернет-клуб. Учителя начали проводить уроки с применениме Интернет-технологии. Все это у нас делается под методическую тему школы "Личностно ориентированные образовательные технологии в деятельности педагогов школы". Участие на конкурсе "ДУГ-2011" дал мощный импульс в изучении эвристических и дистанционных образовательных технологий. После оканчания конкурса думаю организовать работу временной творческой группы учителей по теме " Эвристическое обучение как фактор творческой самореализации школьников". В этом воросе наверное потребуется активное сотрудничество с ЦДО "Эйдос". С уважением Мугалимов Д.Т.

Матвейчук Н.Н.: Добрый вечер! Мне как руководителю отдела в Центре дополнительного образования очень хочется вырастить в отделе идеи эвристического образования. Дополнительное образование - это вообще отдушина для ребенка! Здесь человек может, действительно, проявлять себя, творить, исследовать... а если эту среду сделать еще и осознанно эвристичной, цены ей не будет... Во всех сферах ребятки наши будут открытия совершать, ведь вся творческая деятельность просто необъятна... ИЗО, ДПИ, ЛЕГО, компьютеры - сколько ситуаций для достижения успеха можно создавать!



полная версия страницы