Форум » Научная школа для администратора » Учитель – Homo Autostudens – человек самообучающийся? » Ответить

Учитель – Homo Autostudens – человек самообучающийся?

Тарасенко Е.В.: (Homo Autostudens – термин С.И. Змеёва) ПРОБЛЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ УчИТЕЛЯ представляется в значительной степени противоречивой, несмотря на высокую степень её разработанности в науке: С одной стороны высокая значимость самообразования учителя стала уже практически аксиомой. Если в индустриальном XX веке самообразование специалиста в любой профессиональной области было важным фактором его адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических условиях – то в информационном XXI веке самообразование становится обязательным необходимым условием его профессионального становления как компетентного работника. Особенно это касается профессии учителя, в случае с которой самообразование является практически синонимом непрерывного профессионального образования. Ни одно учреждение профессионального педагогического образования сегодня не может обеспечить запаса знаний, достаточного для профессиональной деятельности учителя в течение более 3-4 лет. Ни одна инновация в системе образования не преодолеет естественной устойчивости системы к изменениям без готовности к ней учителя, готовности, достижимой только путём самообразования. Ни один учитель не сможет адаптироваться к сегодняшней стремительно развивающейся системе школьного образования, и тем более успешно осуществлять профессиональную деятельность, без самостоятельного развития собственной профессиональной компетентности. С другой стороны нельзя не признать тот факт, что хотя большинство учителей и признают настолько высокую значимость самообразования, но далеко не каждый учитель выражает готовность к непрерывному самообразованию, и уж совсем редко встречаются учителя, способные самостоятельно управлять подобной работой. Компенсаторные самообразовательные задачи не каждый учитель может даже поставить, т.е. им осознаются не все профессиональные затруднения, поскольку готовность к их осознанию прямо пропорциональна уровню мастерства учителя. Даже готовность к самообразованию у молодых учителей со стажем до пяти лет (у которых готовность к самообразованию считается наиболее выраженной) оценена В.А. Сластёниным только в 3 балла по пятибалльной. В исследовании И.Г. Вертилецкой выявлено, что потребность в самообразовании испытывают только 15,1% учителей независимо от стажа профессиональной деятельности. Уважаемые коллеги, поделитесь своим мнением по следующим вопросам: Какова доля самообразования в структуре профессиональной деятельности современного учителя? Каковы барьеры учителя на пути самообразования? Каковы способы внешнего стимулирования самообразования учителя?

Ответов - 18 новых

фахреева А.И.: Самоообразование - один из показателей профессиональной компетентности учителя, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию. "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществлять в качестве индивидуума, воздействующего на мир." (А.Дистервег) Какими бы высокими ни были способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Основными причинами называем отсутствие времени, нехватку источников инрформации, отсутствие стимулов, инертность. Мотивами, побуждающими к самообразованию, могут быть: желание творчества, ожидание успеха, стремление к преодолению профессиональных затруднений, конкурентная среда, общественное мнение, профессиоанальное признание, карьерный рост, улучшение материального благосостояния и др. Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью добровольно и сознательно. Самообразование часто отождествляют с понятием самоменеджмента.

Васильева Е. М.: Здравствуйте, уважаемые участники форума! Согласна с мнением, что самообразование учителя - важная составляющая его профессиональной деятельности. Если это действительно так, что ни одна профессия не требует такой степени самообразования, то становится понятно, почему учителю так трудно заниматься самообразованием. Тарасенко Е.В. пишет: Какова доля самообразования в структуре профессиональной деятельности современного учителя? Думаю, что самообразование в основном направлено на освоение новых технологий обучения. Не думаю, что активно меняется содержание образования, а вот методы и приемы - да. Учитель чаще задумывается: как научить, как учить. Вопрос КАК ведет к поиску ответов, ведет к самообразованию. Тарасенко Е.В. пишет: Каковы барьеры учителя на пути самообразования? Причин нежелания самообразования и вообще неприятия нового, по-моему, не мало. Нельзя в этом процессе обвинять только учителя. Учитель, как и любой человек стремится к стабильности. Если он уверен в своих знаниям и мастерстве, то ему и менять нечего, по его мнению. Зачем лишняя нагрузка, если все уже стабильно, выверено годами? Я очень ратую за самообразование учителя! Сама люблю учиться на всевозможных курсах и семинарах. Но, участвуя в мероприятиях, отнимаешь время от обязательной работы, рутинной, но нужной работы - проверки тетрадей, выставления оценок, подготовки материала к уроку. Всегда учеба на курсах отнимает время от непосредственной работы учителя. Почему не выделяется время для самообразования? (Хотя в России, если будет выделяться такое время, обязательно оно будет тратиться на что-то другое). Я понимаю тех, кто не может себе позволить отнимать время и силы от непосредственной работы. С другой стороны, невозможно заставить учителя учиться, если он этого не хочет. Тарасенко Е.В. пишет: Каковы способы внешнего стимулирования самообразования учителя? Авторитет учителя повышается, растет уважение коллег и учеников. Администрация тоже ценит учителей, которые хотят учиться. Но внешнее стимулирование не главный двигатель самообразования учителя. Главный - собственное желание решить какую-то проблему и научиться решать другие проблемы в будущем.

Тарасенко Е.В.: Васильева Е. М. пишет: Почему не выделяется время для самообразования? (Хотя в России, если будет выделяться такое время, обязательно оно будет тратиться на что-то другое). Согласна! Ведь методический день есть практически у каждого учителя... Но если всё таки сделать акцент на решении проблемы: что могло бы послужить катализатором мотивации и активности учителя в самообразовательной работе?


Адаменко С.: Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессиональной сферы, а самообразование непосредственно педагога – и есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Такая наша педагогическая доля. Тарасенко Е.В. пишет: но далеко не каждый учитель выражает готовность к непрерывному самообразованию, и уж совсем редко встречаются учителя, способные самостоятельно управлять подобной работой. Совершенно согласна! И времени, и желания, и порой не доходят и мысли до этого вопроса, пока он благодаря администрации школы или МЦ, или УО не выплывает на поверхность. Зачастую - это именно так. Что же касается барьеров на пути к самообразованию, считаю, что сегодня не стоит сетовать на нехватку методической или научной литературы, Интернет прочно вошел в наши школы и дома, и было бы нечестно называть эти моменты проблемами и барьерами - это обычная лень. А вот вопросы внешнего стимулирования и должна курировать администрация, ведь и в ее интересах также иметь талантливого, творческого, ищущего педагога, способного и готового "зажечь" сотни сердец и повести за собой. Сегодня есть подвижки в этом направлении: стимулирующий фонд, оценка работы учителя в баллах... Желаю всем коллегам найти себя и свою настоящую тему для самообразования, познать новое, научиться самим и научить наших воспитанников!

Тарасенко Е.В.: Адаменко С. пишет: А вот вопросы внешнего стимулирования и должна курировать администрация... Сегодня есть подвижки в этом направлении: стимулирующий фонд, оценка работы учителя в баллах... Светлана Владимировна, а как Вы можете оценить эффективность этих подвижек? Я нередко замечаю совершенно обратный запланированному эффект, когда учитель при чрезмерном на него давлении выбирает себе роль "неудачника", даже не будучи при этом таковым, и все свои усилия направляет на соответствие ей. Получается, прежде всего учитель должен оказаться в "ситуации успеха" (сам или с помощью администратора), чтобы в дальнейшем стремиться к сохранению роли успешного человека?

dusya: Тарасенко Е.В. пишет: Какова доля самообразования в структуре профессиональной деятельности современного учителя? Наверное, небольшая. У учителей сейчас большая нагрузка, и времени остается лишь на подготовку к урокам. Но в то же время, если учитель любит вводить ч-т новое, он будет это продолжать делать. Тарасенко Е.В. пишет: Каковы барьеры учителя на пути самообразования? Иногда учитель боится отказаться от приемов на уроке, которые давали положительный эффект. Зачем ч-т менять, если мои ученики являются призерами олимпиад, получают высокие баллы на ЕГЭ? Мне кажется, это зависит от самого человека. Одни дамы не меняют духи всю жизнь, другие не могут жить без экспериментов.. Тарасенко Е.В. пишет: Каковы способы внешнего стимулирования самообразования учителя? Мне кажется, внешнее стимулирование тут ни при чем. Если администрация школы будет за это выдавать премию, то учителя будут выбирать тему по случайно найденному материалу - это не повысит их уровень! Единственное, что, на мой взгляд, может дать результат - проведение школьных семинаров с презентацией новых педтехнологий с целью заинтересовать коллег, т.е. выбор из предложенного, но уже с показом плюсов данной технологии.

Тарасенко Е.В.: dusya пишет: Мне кажется, внешнее стимулирование тут ни при чем. ... Единственное, что, на мой взгляд, может дать результат - проведение школьных семинаров с презентацией новых педтехнологий с целью заинтересовать коллег... А если у учителя не в области технологий есть проблемы (а, следовательно, и мотивация к самообразованию)? Наверное, тогда необходима исходная диагностика текущих профессиональных затруднений учителя? А это уже элемент внешнего управления... Вообще проблема управления самообразованием учителем содержит в себе несколько спорных вопросов: нужно ли такое управление вообще или это личное дело учителя? что следует понимать под управлением/ самоуправлением в данном случае? каковы механизмы управления/ самоуправления самообразовательной работой учителя?

pavlovasa: dusya пишет: У учителей сейчас большая нагрузка, и времени остается лишь на подготовку к урокам. Но в то же время, если учитель любит вводить ч-т новое, он будет это продолжать делать. Огромная нагрузка, бесконечная череда рутинной работы вряд ли будут способствовать самообучению и саморазвитию, но основная причина кроется все-таки в личности учителя. Человек целеустремленный всегда найдет время и силы для самообразования. Прекрасно помню свои первые попытки заинтересовать коллег новым, интересным, будучи ещё студенткой, я попала на практику в 91 московскую школу, работающую по программе развивающего обучения, пришла в свою родную школу рассказала о своем открытии, пригласила на 3-х дневный семинар, со мной поехали 4 учительницы, после семинара услышала фразу, которая тогда буквально сразила меня:" Интересно, конечно, но это же надо все конспекты переписывать!" Все сразу стало ясно! Зачем тратить лишние силы и время, если и так сойдет. К сожалению, это не единичный случай, поэтому привлечь учителей к серьезной работе над собой внешним стимулированием, мне кажется, невозможно. Создавать видимость работы будут многие, а действительно трудиться смогут единицы.

Тарасенко Е.В.: pavlovasa пишет: Привлечь учителей к серьезной работе над собой внешним стимулированием, мне кажется, невозможно Да, с одной стороны, можно выделить первичный признак самообразования – самостоятельность субъекта в организации и осуществлении этой деятельности. Рубакин, один из крупнейших педагогов ХХ века, работавших над проблемой самообразования, особенно подчеркивал недопустимость внешнего вмешательства в самообразование личности: «Помощь самообразовательной работе может выражаться со стороны главным образом лишь общим руководством. Если она будет очень детальна, то самообразование перестанет быть таковым. … Чем скорее отучается человек ходить на чужих помочах, тем лучше». С другой стороны, в сложившихся условиях функционирования системы образования практически отсутствуют сколько-нибудь действенные материальные и моральные стимулы для формирования у учителя внутренних стимулов к самообразованию, и, соответственно, внешние стимулы должны приобрести доминирующий характер. Проблема внешнего управления самообразованием всё чаще обозначается учёными, так как её решение может способствовать повышению эффективности самообразования сегодняшнего учителя: «Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы» (В.А. Сластёнин). «Хаотическое, бессистемное чтение литературы и посещение курсов в системе повышения квалификации не дает учителю ориентиров, а руководство со стороны администрации без методологической основы только мешает опытному педагогу и ничем не помогает начинающему» (В.В. Гузеев). А вот каковы средства или даже технологии такого внешнего сопровождения самообразовательной работы учителя, от формирования мотивации до оценки результатов?

маринанедумова: На прошедшей неделе проводили семинар «Интерактивные психолого-педагогические технологии организации профилактической работы с учащимися» - с руководителем ГЭП «Развитие профилактического ресурса профилактической деятельности образовательных учреждении...» В.В. Зарецким Мы рассматривали много вопросов, в том числе, харктеристику зависимого поведения. Во время рефлексии я пришла к выводу, что у большинства учителей, в том числе, и у меня как администратора предмет зависимости - "трудоголизм". Вспомните, сколько времени вы все, кто сейчас на форуме, сидит у ПК, сколько времени работает с документами, почтой, сайтами? Этого раньше не было. Характер педаогического труда изменился, интенсифицировался. А стандарты по оценке этого труда, остались прежними, только требования возросли.

Тарасенко Е.В.: маринанедумова пишет: Характер педаогического труда изменился, интенсифицировался. А стандарты по оценке этого труда, остались прежними, только требования возросли. Да, конечно, но это может быть отнесено ко всей учительской общественности. А ведь, например, Вы, судя по Вашему присутствию здесь, не считаете самообразование чем-то излишним, навязанным извне? Почему же все так не считают?

Васильева ОС: Тарасенко Е.В. пишет: судя по Вашему присутствию здесь, не считаете самообразование чем-то излишним, навязанным извне Сегодня выступала с докладом на онлайн школьной научно-практической конференции учителей посвященной теме "Приращения учителя". Специально использовали телекоммуникационные технологии, дабы показать учителям следующий виток эволюционного саморазвития, чтобы подтолкнуть учителей к дальнейшему самосовершенствованию. Очень трудно донести до учителя важность собственного развития и образования. Сначала все с трудом внедряли презентации MS PP. Презентация сначала выполняла роль некого «ключика зажигания ребенка», активизировала работу ученика на уроке, вызывала интерес. Но согласитесь и этого уже стало маловато! Ученики презентации на уроке уже воспринимают как обычное дело! Нужны новые методы, технологии, возможно, что дистанционное обучение, а этому нужно еще педагогов научить, но все хотят учиться! Как биолог на основе Вашего термина заданного в теме предлагаю классификацию вида человека (это конечно, шутка, но вкаждой шутке...): Homo habilis – человек умелый Homo sapiens – человек разумный Homo virtualis – человек – компьютер Homo Autostudens – человек самообучающийся и после этого можно будет сказать, что люди относятся к виду: Homo sapientimus – человек наиразумнейший Большинство учителей находятся на стадии человека-компьютера, а должны уже на стадии самообучающегося человека, и на пути к наиразумнейшему человеку, в таком быстротечном современном мире! В конце концов Учитель - "всему голова" !

Тарасенко Е.В.: Оксана Васильевна, Вы думаете, что всё дело в нежелании учителя заниматься самообразовательной деятельностью? Как Вы считаете, каковы возможные способы преодоления барьера недостаточной мотивации?

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Я вообще считаю, что наша с Вами деятельность основана только на движении. Причем движении только вперед. Остановился и все - нет тебя. А хочется быть, жить, работать, творить.

Файзуллина Л.В.: Бородавко Е.П. пишет: Я вообще считаю, что наша с Вами деятельность основана только на движении. Я согласна. Нельзя почивать на лаврах. Преодолели одно препятствие, впереди остались ещё горы, пики новых достижений. Нужно идти вперёд.

Матвейчук Н.Н.: Вообще, сегодня ситуация , как мне видится, такая, что, если ты только остановился "шнурок завязать", тебе придется догонять ушедших коллег. Мы жалуемся зачастую, мол, времени нет, гонка, вал работы... Какое счастье, что эта наша работа связана с постоянным развитием, образованием и образовыванием! Кто-то ведь занят рутиной и либо не подозревает об этом, либо не в состоянии разорвать этот круг! Думаю, что внешнее стимулирование на мое развитие окажет небольшое влияние. Развитие - это мой выбор!

Любовь Баргузин: Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время существуют стандарты деятельности в любых сферах. Любой стандарт направлен на достижение определенного уровня результативности, продуктивности. Считаю, что и для педагогической деятельности необходимо выработать единый стандарт педагогической деятельности. Прошу Вас высказать свое мнение по данной проблематике.

Файзуллина Л.В.: Любовь Баргузин пишет: необходимо выработать единый стандарт педагогической деятельности. Прошу Вас высказать свое мнение по данной проблематике. Этот стандарт есть в квалификационных требованиях к учителю.



полная версия страницы