Форум » Научная школа для администратора » Анализ открытого урока » Ответить

Анализ открытого урока

Тарасенко Е.В.: Уважаемые коллеги! Вот говорим-говорим учителю о всевозможных изменениях всех составляющих образовательного процесса, а уроки-то анализируем всё по-прежнему - по себе, конечно, сужу Давайте вместе составим схему анализа современного урока? Предлагаю начать с содержания: Пункт 1. Соответствие содержания урока обязательному минимуму федерального компонента ГОС. Освоение всеми учащимися "объекта прочного усвоения" урока, или даже первичный контроль этого освоения...

Ответов - 14

Шведова Н. Н.: Мне, как администратору, очень удобен вот такой схематичный анализ урока. СХЕМА ЭЛЕМЕНТАРНОГО АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА) УРОКА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Оценка каждого показателя в баллах: 2 – отсутствие элемента, неудовлетворительно; 4 – удовлетворительно; 6 – хорошо; 8 – отлично. 1 Постановка обучающих, развивающих, воспитательных задач. 2 Владение вариативной методикой. 3 Применение методик разноуровневого обучения. 4 Использование педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта ученика. 5 Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания. 6 Владение методикой организации исследовательского обучения. 7 Создание ситуации творчества и успеха. 8 Учет индивидуальных особенностей учащихся. 9 Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности на уроке. 10 Владение учителем коммуникативной культурой. 11 Обучение учащихся умениям самообразования. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ СРЕДНИЙ БАЛЛ ( уровень эффективности урока) УРОВНИ ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ: 2 – 3,6 – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО 3,7 – 5– УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО 5,1 – 6,8 – ХОРОШО 6,9 – 8 – ОТЛИЧНО

Сухорукова Г.А.: Здравствуйте, коллеги! Может быть, мой опыт пригодится Я рядовой учитель, но когда приглашаю к себе на урок, даю такую распечатку. Разработала не сама, нашла где-то в рекомендациях и применяю. Если присутствующий может что-то добавить - всегда пожалуйста! ФИО присутствующего: _____________________________ Занимаемая должность:_____________________________ Анализ урока 1. Подготовка учителя к уроку Определение целей. 2. Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО 3. Приёмы и характер опроса: репродуктивный; элементы поиска; творческая направленность; углубление и обобщение; отработка основных понятий. 4. Организация работы по усвоению новых знаний: подготовка учащихся к восприятию нового материала; научное содержание; идейная направленность; аргументация фактами из жизни; самостоятельная работа учащихся творческого характера; осознанность усвоения нового материала. 5. Воспитание в процессе обучения: формирование мировоззренческих убеждений; воспитание высоких нравственных качеств личности; воспитание сознательной дисциплины; воспитание трудолюбия и культуры труда. 6. Методы обучения: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично - поисковый (эвристический); исследовательский. 7. Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы; заучивать рациональным способом; самоконтроль, взаиморецензирование; аргументированное доказательство; самостоятельная работа с книгой. Индивидуальная работа: с учащимися с низкой мотивацией обучаемости; с учащимися, имеющими пробелы в знаниях; с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения; с хорошо успевающими учащимися. Домашнее задание: объём; характер; инструктаж; своевременность. Развитие мыслительной активности учащихся: высокий уровень активности; средний; низкий. Общие выводы по уроку: урок отличный; цели достигнуты; урок хороший; урок удовлетворительный; урок плохой (допущены ошибки теоретического и методического характера, цели не достигнуты). Общее впечатление:__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тарасенко Е.В.: Да, согласна, что анализ урока должен включать анализ этих его составляющих, но по каким критериям? Сухорукова Г.А. пишет: Определение целей. Может быть, доля самостоятельности учащихся в постановке и принятии цели, или личностная значимость цели урока для учащегося... Сухорукова Г.А. пишет: Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО Может быть, целесообразность использования средств обучения, их "работа" на достижение цели... Сухорукова Г.А. пишет: Приёмы и характер опроса Может быть, адекватность используемых приёмов поставленной цели, их эффективность и достаточность для активизации деятельности учащихся... И т.п.


Васильева Е. М.: Анализ урока - не простой вопрос. Как избежать субъективности, поспешности в выводах? Все ли уроки "получаются"? Чтобы проанализировать урок, необходимо дать определение - что такое современный урок. Цели такого урока (кто их ставит, кто будет решать). Содержание (что и как осваивать). Способы работы. Контроль, самоконтроль, самоанализ, рефлексия (учителя и ученика). Когда все участники анализа урока (учитель, наблюдатель-администратор) определятся, каким должен быть современный урок, можно его и анализировать.

Тарасенко Е.В.: Васильева Е. М. пишет: Как избежать субъективности... Екатерина Михайловна, спасибо за мысль об объективности анализа урока - это тоже очень актуальная проблема. Выделенные в схеме анализа урока критерии его анализа должны быть максимально прозрачными... Может быть, возможно составление дихотомической шкалы? Тогда уже выделенные нами критерии должны быть сформулированы следующим образом: Соответствует ли содержание урока обязательному минимуму федерального компонента ГОС? Выделен ли в содержании урока "объект прочного усвоения" (учителем или учащимися)? Принимают ли учащиеся участие в определении цели урока? Если нет, принимают ли они цель урока как цель собственной деятельности? Все ли средства обучения используются в соответствии с принципами достаточности и необходимости? ...

Васильева Е. М.: И все-таки - что такое современный урок? Тарасенко Е.В. пишет: Выделен ли в содержании урока "объект прочного усвоения" (учителем или учащимися)? Ответ: да - нет? Что такой ответ дает педагогу? Тарасенко Е.В. пишет: Принимают ли учащиеся участие в определении цели урока? Если нет, принимают ли они цель урока как цель собственной деятельности? Все ли средства обучения используются в соответствии с принципами достаточности и необходимости? Раз эти понятия должны быть на уроке, может, тогда анализировать степень их проявления: Степень осознанности целей урока учениками. Степень оправданности использования технических средств. Хотя мне важнее сначала разобраться с определением урока, а потом уже его анализировать... Ведь определений много, технологий - тоже. С точки зрения человекосообразного обучения (НШ А.В.Хуторского), каким должен быть современный урок?

Тарасенко Е.В.: Васильева Е. М. пишет: С точки зрения человекосообразного обучения (НШ А.В.Хуторского), каким должен быть современный урок? Андрей Викторович в книге "Как разработать творческий урок" даёт следующее определение: Творческий урок - это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов. Создание творческого урока – это "творчество в квадрате", поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс? * Может быть, целесообразно проводить анализ урока исходя из этих его составляющих? Тогда какими будут критерии анализа? * Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003

Трубина Татьяна: Васильева Е. М. пишет Цели такого урока (кто их ставит, кто будет решать). Содержание (что и как осваивать). Способы работы. Контроль, самоконтроль, самоанализ, рефлексия (учителя и ученика). Когда все участники анализа урока (учитель, наблюдатель-администратор) определятся, каким должен быть современный урок, можно его и анализировать. Полностью согласна с мнением. Есть у меня и свое убеждение. Анализировать уроки по унивкрсальной схеме - невозможно. И на то есть масса аргументов. Поделюсь некоторыми... Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года", проводимый в каком-нибудь крупном городе и урок в малокоплетной сельской школе по одной и той же теме в рамках Государственных образовательных стандартов будут отличатся? А образовательный эфект таких уроков.... Будет ли он одинаков? У меня есть более 10 схем анализов уроков по различным видам административного контроля. Я в поиске...

Исаева О.Ю.: Больная тема и для учителя и для завучей. Все зависит от вида анализа.... I. Краткий оценочный анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. II. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. III. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. IV. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся. V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу. VI. Анализ воспитательной направленности урока VII. Комбинированный анализ VIII. Дидактический анализ IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа). Х. Комплексный анализ Как психолог пользуюсь следующим: Примерная схема анализа урока 1. Организация познавательной деятельности учащихся: – Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным, и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов – конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим, если оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов.) Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов? – Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение? – Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся? – Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке? – Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке? – Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)? 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений: – Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала? – На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.? – С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.? – Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов? – Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы? – Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом? 3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке: – Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны? – Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке? – В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников. – Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся? 4. Мастерство учителя: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением учащихся между собой на уроке; особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт учителя; психологический климат в классе.

Кокшарова Т.А.: Анализ ОТКРЫТОГО урока - это одно, анализ "обычного" урока (все они должны быть современными!) - это, на мой взгляд, совсем иное. И, наверное, невозможно составить какой-то план или схему анализа, который будет универсальным, т.е. подходить ко всем ситуациям. Ведь есть цель посещения урока, с этой точки зрения и нужно строить анализ...

Заостровных Марина В: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт работы позволяет прийти к такому выводу,что в свете всех бывших и новых Стандартов при анализе урока используется примерно один и тот же шаблон, с одинаковым наборов критериев урока. НО важно сейчас рассматривать урок через принятый стандарт. И здесь нужно увидеть присутствие таких этапов, как целеполагание , создание продукта урока (коллективный или лично каждым учеником) и обязателен этап рефлексии.

Заостровных Марина В: Добрый день, уважаемые коллеги! В анализе современного урока обязательно должны быть такие пункты: -наличие целеполагания, -создание образаовательного продукта, -рефлексия. - использование ИКТ. Эти критерии позволяют судить не только о професссиональной компетентности учителя , но и о развитии учеников на уроке.

smailkcu@rambler.ru: Доброго времени суток, коллеги! Предлагаю вашему вниманию анализ хода и результатов урока. 1. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ХОДА УРОКА Место урока в системе по данной теме. Соответствие структуры урока поставленным целям и задачам. Логика взаимосвязи отдельных элементов урока. Стала ли цель урока (отдельных этапов урока) целью учебной деятельности учащихся? 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Материал - оригинального своеобразного содержания; интересен для учащихся; интерпретирован самим учителем; соответствует возрастным особенностям учащихся; стимулирует на поиск, создает психологическое затруднение; порождает потребность усвоить его; активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует их развитию. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. творчество; самостоятельность; активность. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ. эффективность применяемых способов взаимодействия (методов и приемов); эффективность общения на уроке (характер отношений учащихся и учителей); 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. указывает, заставляет... разъясняет, рассказывает, проверяет, оценивает... стимулирует на принятие цели, на деятельность, на общение... 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ. 6. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА. Отличное знание предмета. Общая эрудиция. Умение владеть классом; создавать эмоциональный и деловой контакт. Характер замечаний в адрес учащихся. Педагогический такт. Внешний вид учителя. Культура речи. 7. ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА. оценка урока; предложение учителю.

Файзуллина Л.В.: В анализе урока должно быть отражено как учитель формирует общеучебные умения, навыки и универсальные способы деятельности.



полная версия страницы