Форум » Педагогическая галёрка » Безотметочное обучение в начальной школе » Ответить

Безотметочное обучение в начальной школе

Абзалова Н.И: Как безотметочное обучение отразится на качестве обучения. Что такое отметка - стимул для обучения или оценка деятельности?

Ответов - 23

Моисеева Г.Ю.: Я работаю над темой: «Формирование адекватной самооценки младших школьников». Усилия учителя должны быть направлены на организацию контрольно-оценочных действий ученика. В первую очередь – это действия ученика, а не учителя. Учебное действие оценки – важнейшее учебное действие. Его формирование должно опережать формирование других учебных действий. Оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действия. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать; определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт. Содержательная оценка результата учебного труда входит в учебно-познавательную деятельность школьника как её внутренний регулятор. Она наделена также свойством стимулировать эту деятельность, наполнять школьника оптимизмом и верой в свои силы. Я за безотметочное обучение. Когда ученик научится сам оценивать свои знания, ему не нужны будут отметки учителя. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

БабуринаС.Н.: В этом году у меня первоклассники. А в 1 классе, как Вы знаете, безотметочное обучение. Работу детей, конечно, я оцениваю словами, но дети требуют оценки! Да и родители не видят успехов своих детей. У некоторых детей уже пропадает желание активно работать на уроках, красиво писать буквы и цифры, потому что они не видят оценку своего труда(отметку). А хорошую словестную оценку они не могут принести домой и показать родителям, которые с нетерпением ждут ее. Я считаю, что отметка - это стимул для обучения.

Васильева И.В.: Я считаю что безотметочная ситсема уже хороша только тем, что мы будем наблюдать рост самого ребенка и не сравнивать его с остальными детьми. Отметкой мы всех детей стараемся подогнать "под одну гребенку". Вопрос в другом, что пока не разработана система оценивания (а она должна быть единой). Я в первом классе выводила оценку в процентном содержании. Дети видели результат выполнения работы и родители знали о результате. Мне очень нравится система оценивания, которую предлагают во втором стандарте образования. Можете ознакомиться.


маринанедумова: Недавно была в Школе самоопределения Тубельского на семинаре "Свободные пятницы". Показывали уникальнй опыт работы творческих мастерских. Так вот, эта школа работает бех отметок о седьмого класса. У них получется. Считаю, что полезно познакомиться.

БабуринаС.Н.: маринанедумова пишет: Недавно была в Школе самоопределения Тубельского на семинаре "Свободные пятницы". Показывали уникальнй опыт работы творческих мастерских. Так вот, эта школа работает бех отметок о седьмого класса. У них получется. Считаю, что полезно познакомиться.[/quote C удовольствием познакомлюсь. Может подскажете где можно взять эту информацию.]

Першикова А. В.: Нет ,отметки ставить необходимо и в первом классе и в десятом.Отметка- это и стимул и оценка деятельности учащегося.Ведь без оценок у учащихся пропадает интерес к учению,появляется интеллектуальная пассивность.НЕ трудно представить ,каков будет выпускник 9 класса.

Григорьева О.В.: Без оценок можно конечно и обойтись в 1 классе (делают же это в детском саду), но тогда нужно ввести оценочные символы - ЗВЁЗДОЧКИ за лучшую работу, КВАДРАТИКИ за хорошую работу, КРУЖОЧКИ за старание! Тогда и стимул будет и ориентир для родителей! Со второго класса, когда обучение более осознанно оценки уже необходимы. Любая работа требует оплаты, у взрослых - это деньги, у детей - оценки! А кто бесплатно будет работать ?

Абзалова Н.И: Но ведь Звездочки и квадратики, треугольники и кружочки - это те же самые оценки, и дети очень быстро сами их "переводят" в свою шкалу оценивания! Действительно, надо детей стимулировать, поощрять. И не надо с ними "заигрываться". Они быстро принимают наши условия. И конечно, согласна, что тяжелее в этом плане с родителями: они требуют оценок со 2 сентября. Я тоже с удовольствием познакомлюсь с опытом работы Школы самоопределения Тубельского.

БабуринаС.Н.: Григорьева О.В. пишет: Без оценок можно конечно и обойтись в 1 классе (делают же это в детском саду), но тогда нужно ввести оценочные символы - ЗВЁЗДОЧКИ за лучшую работу, КВАДРАТИКИ за хорошую работу, КРУЖОЧКИ за старание! Тогда и стимул будет и ориентир для родителей! Все это я делаю. Сначала дети копят эвездочки, радуются им. Потом получается, что кто-то потерял звездочку, кто-то взял не свою. А потом интерес к звездочкам у них пропадает. И опять требуют отметку.

Григорьева О.В.: Здесь можно придумать что-нибудь с преемственностью: 5 маленьких звёздочек=1большой, экран успеваемости (когда получается столбчатая горизонтальная диаграмма около каждого ученика). Тогда отпадёт необходимость накапливания "оценок". А в конце каждой четверти можно по итогам экрана соревнований выдавать грамоты и сладкие призы!

БабуринаС.Н.: Григорьева О.В. пишет: Здесь можно придумать что-нибудь с преемственностью: 5 маленьких звёздочек=1большой, экран успеваемости (когда получается столбчатая горизонтальная диаграмма около каждого ученика). Объясните в чем разница: пятерка это или звездочка, экран успеваемости это или журнал успеваемости? Все равно это отметка.

Григорьева О.В.: Самое главное, что нет ПЛОХИХ отметок! Ведь наверное из-за этого отменили 5-ти балловые оценки в 1 классе. Оценка там ставится больше не за знания, а за прилежание. Если ставить "4" и "5", то тем, кто плохо старается ученики сами выставят "3", "2" или "1", они ведь все оценки знают. А если ввести категории: "лучшая работа", "молодец", "хороший ответ", "так держать", то у детей не будет негативного оценивания своих и чужих действий, будет только стремление стараться больше.

БабуринаС.Н.: Григорьева О.В. пишет: А если ввести категории: "лучшая работа", "молодец", "хороший ответ", "так держать", то у детей не будет негативного оценивания своих и чужих действий, будет только стремление стараться больше. Конечно, я с Вами во многом согласна, но остаются сомнения, а будет ли это стремление стараться больше? В первом классе мы их оберегаем от плохих отметок, а во втором классе?

Прокопенко М. Л.: Мы уже давно работаем в 1-2 классах без отметок. Когда все это начиналось, мы тоже пользовались заменителями отметки ( солнышко, кораблик). К концу дня один первоклассник не имел ничего, а другой много-много таких заменителей. В настоящее время я учусь оценивать детские работы без отметок. Ищу нужные слова : «Молодец», «Очень хорошо», «Умничка», «Умница», »Умник», «Я в тебя верю», «Уже лучше», Отлично», «Прекрасно», Чудесно», «Постарался», «Еще старайся». Но родители пытались выяснить, что обозначает каждое слово, т.е. переводили в отметку. На родительском собрании требовали отметки. (Если к теме не относится, не берите.) В этот же период применяю детскую оценку за красоту и правильность. (Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».) Ребенок каждую работу сам оценивает себя( на линеечках самооценки ставит крестик).Учитель при проверке ставит свой крестик( на этой же линеечке).Смотрит у кого завышенная самооценка или заниженная. После всего этого только оцениваю словами. Это дольше, чем поставить отметку. Но к сожалению, родителям нужны были только отметки.

Передериева Е.В.: Прокопенко М. Л. пишет: мы тоже пользовались заменителями отметки ( солнышко, кораблик) У нас практикуются кирпичики в 1 классе на протяжении нескольких лет, в конце года ученики и родители "строят" из них что - нибудь очень красивое, презентация работ приурочена к празднику по случаю окончания 1 класса. Со 2 класса вводятся отметки. Первая четверть дается на адаптацию, много работаем с родителями. По - моему это очень удобная система для всех участников образовательного процесса.

Сухорукова Г.А.: Я глубоко убеждена, что оценивание знаний должно быть на всех уровнях обучения ребёнка в школе. Это стимул, связанный с психологической природой человека: " Мне дали оценку, меня заметили. и т.д." Другое дело, что необходима иная шкала оценки знаний, так как пятибалльная система оценивания устарела. В условиях личностно-ориентированного обучения, она выполняет уже функцию тормоза. Мы говорим о развитии креативности школьников, а система оценивания стереотипная. Но думаю, что если вдруг когда-нибудь кто-нибудь что-то изменит, то это должно быть централизованное решение. В единстве наша сила и результат, а разнобой в системе образования уже надоел. Важно изучать опыт осмелившихся и внедрять в дело, а не только на уровне разговоров о нем.

pavlovasa: Работая без отметок-оценок в течение 3-х лет, мы иногда придумывали аналоги оценок, но отнюдь не звездочки, квадратики, у нас были ордена. Например, орден Внимания-самому внимательному ученику, орден Королевской спины, орден Звонка, орден Вопроса -за самый оригинальный вопрос, орден Хорошего настроения и т.д. Каждый ученик получал орден за что-нибудь, все ордена прикреплялись на стенд-схему класса- рядом с партой ученика. Любой ученик в состоянии оценивать свои знания без привычных "2", "3", "4", "5". В рамках класса и школы с этим справимся, а вот в рамках города-страны, трудно будет придумать систему отчетов об успеваемости. С традиционными отметками - это гораздо проще.

Передериева Е.В.: pavlovasa пишет: Например, орден Внимания В одном классе вручаю первоклассникам ордена: "За аккуратность", "За старание", "За отличное поведение". Действительно, по сравнению с "кирпичиками" эффект сильнее, дети стараются больше.

БабуринаС.Н.: pavlovasa пишет: Работая без отметок-оценок в течение 3-х лет, мы иногда придумывали аналоги оценок, но отнюдь не звездочки, квадратики, у нас были ордена. Очень интересная идея. Обязательно попробую это в своем классе. Спасибо.

Прокопенко М. Л.: БабуринаС.Н. пишет: у нас были ордена. Например, орден Внимания-самому внимательному ученику, орден Королевской спины, орден Звонка, орден Вопроса -за самый оригинальный вопрос, орден Хорошего настроения и т.д. Каждый ученик получал орден за что-нибудь, все ордена прикреплялись на стенд-схему класса- рядом с партой ученика Очень интересно! Расскажите, пожалуйста, как часто вы оцениваете ( в конце дня, недели, месяца)?

БабуринаС.Н.: Суть безотметочного обучения состоит в иной процедуре оценивания, иной позиции педагога. С этим и связана трудность его внедрения в школьную практику. Возможный путь преодоления этих трудностей – создание специального пособия, носителя технологии безотметочного обучения, в котором должны быть зафиксированы ее особенности. Таким носителем может стать ученический дневник, имеющий особую структуру. Уважаемые коллеги! Чем же должен отличаться дневник для безотметочного обучения от традиционного ученического дневника, кроме того, что в нем не ставятся отметки?

shehireva: ребёнку с детского сада внушают, что в школу он идёт получать знания и пятёрки, а когда их заменяют квадратиками. орденами и ещё чем, то у первоклассника создаётся впечатление, что его обманули. и в школе оценок нет. Для безотметочного обучения в каждом классе у учителя должен быть помощник - психолог, который готов фиксировать устные и письменные работы учащихся на уроке. А то всё свалили на первого учителя: и кирпичи сделай и ордена нарисуй, а в конечном итоге всё равно придём к отметке до 5.

Кривелева Л.Г.: Считаю, что оценивать детей нужно! И причем с первого класса. Пусть в первом классе будут "заменители" оценок, но они будут. Совсем недавно была на уроке у коллеги в другой школе. Там увидела следующее. Дети за все хорошее получают от учителя "заменители " оценок - яблочки, грибочки, листики и пр. Затем приклеивают их каждый на своего ежика, которые развешаны по стенам класса. Хочу заметить, что ни одного голого ежика!!! Во второй четверти это будет новогодняя елочка с игрушками, в третьей еще что-нибудь. Мне идея очень понравилась, возьму для своей работы.



полная версия страницы