Форум » Педагогическая галёрка » Домашнее задание - необходимость или лишнее? » Ответить

Домашнее задание - необходимость или лишнее?

Дохунаева А.Г.: Уважаемые коллеги! Как в городских, так и сельских школах есть проблема выполнения домашнего задания школьниками на дому. Причины разные. А нужны ли домашние задания? Кому? Как часто лично вы задаете на своем уроке?

Ответов - 71, стр: 1 2 All

Кривелева Л.Г.: Считаю, что домашнее задание должно быть интересным и посильным. Замотивировать детей на выполнение домашнего задания учителю необходимо еще на уроке. Объемные, трудные, однотипные задания не дадут желаемого эффекта самостоятельного выполнения. Не исключаю и помощь родителей. Только не такую когда ребенок выполняет, а родитель рядом сидит, а еще хуже делает за него. Это помощь в совместном выполнении творческих заданий, где родители, помогая ребенку, могут показать ему свои знания, умения, способности. Ведь такая совместная деятельность является еще и важным элементом воспитания.

БабуринаС.Н.: Домашние задания нужны! Но многие учителя считают, что чем больше они зададут домашнего задания, тем лучше учащиеся будут знать материал по их предмету. Считаю, что в этом случае нужно вспомнить очень хорошую русскую пословицу: "Лучше меньше, да лучше!".

Селезнева М.В.: Домашние задания обязательно задаю, но творческие. Можно, конечно, объявить: "На дом параграф такой-то ", а можно попросить написать рассказ от имени средневекового ремесленника, подготовить план осады крепости и др. Главное, чтобы было не только познавательно, но и интересно. Если это невозможно, ответы на вопросы проблемного типа.


Абызова С.В.: Домашние задания нужны, считаю я. Задаю задания каждый урок, но иногда задания дифференцирую, для каждого свое. После изучения темы также даю задания, разбитые по методам решений и каждый выполняет только свой вариант. Вероятности списать нет, если кто-то кому-то поможет решить, это неплохо для каждого из них, один закрепит, другой посмотрит как решает его товарищ,может, что и останется в своей голове. На творческие задания даю неделю, для того, чтобы выполнить. Считаю, что обязательна нужна отработка навыков, чтобы каждый из них пропустил решение через себя

Зарипова Р.Р.: Здравствуйте. Согласна, что задавать домашнее задание в виде "параграф 78, ответы на вопросы", - это заведомо знать, что выполнено оно будет лишь добросовестными учениками (и вовсе не гарантировано, что сильными детьми!!!). Однообразие способно убить желание развиваться даже у самых усидчивых. А какова цель домашнего задания? Для закрепления того материала, что был изучен на уроке, скажут мне. А если в классе есть дети, которым это ЗАКРЕПЛЕНИЕ не нужно, они на уроке и изучили, и закрепили? Поэтому лучше задавать задание дифференцированно: сильному ученику задание не для закрепления, а для углубления знаний. Для учеников со средним темпом усвоения - для закрепления, как раз-таки. А для "слабых" детей (слабых в силу, возможно, природных данных) - задание такого уровня, чтобы он смог его сделать, чтобы учился на простейшем, развил умение, потом довел его до автоматизма и только потом шел дальше. А так, наши домашние задания расчитаны на среднего ученика. Согласитесь, что в итоге одинаковых домашних заданий сильный ученик скучает, а слабый -опускает руки.

Соловьёва О.Г.: Задания должны быть направлены на развитие ученика. Конечно, без базы, основы нельзя развивать. Поэтому домашние задания должны с обной стороны опираться на ЗУНы, а сдругой стороны - способствовать развитию. Я, например, задаю задачи, которые и увлекательны и для решения их необходимо поразмышлять, наблюдать и, уже опираясь на полученные знания сформулировать вывод, дать ответ. В этом случае не приходится наблюдать скучающие лица. Например, нужно подумать, крупные или мелкие эритроциты крови у кореного населения высокогорных районнов. Почему Вы так считаете? Для ответа на этот вопрос, во-первых, необходимо знать строение и функцию эритроцитов, т.е. применяем ЗУНы. А потом, следует подумать с чем будет, а может быть и не будет связано отличие. При проверке задания приходится усдышать как верное, так и неверное решение. Причем ученик пытается в любом случае аргументировать ответ. А ведь это важно научить мыслить, рассуждать. Здесь уже мы можем говорить о компетентностном подходе. Коллеги, имеет ли смысл, а если имеет, то в каком случае, домашняяя работа по готовым вопросам учебника в конце параграфа? Спасибо.

Goncharova: Обязательно надо делать домашнюю работу. Но после различных видов итогового контроля, я обычно даю ученикам отдохнуть. Задания должны быть разных видов, разной степени сложности: для слабого и сильного ученика.

Соловьёва О.Г.: Среди всех ответов по поводу домашнего задания, я ни одного не увидела, полностью отрицающего их выполнение. При всём этом, подход к выбору домашнего задания не является, или во всяком случае, не должен быть случайным. Как цель урока должна быть ясной и направленной на развитие обучающихся, формирование общепредметных, частно предметных компетенций, так и домашнее задание должно быть продумано и иметь направленный, а не случайный характер. Нужен методологический подход. Каковы эти методики?

Крылова Н.Ю.: Соловьёва О.Г. пишет: Как цель урока должна быть ясной и направленной на развитие обучающихся, формирование общепредметных, частно предметных компетенций, так и домашнее задание должно быть продумано и иметь направленный, а не случайный характер. Нужен методологический подход. Виды домашних заданий: I. К урокам изучения нового материала 1)Заучивание материала учебника и его пересказ; 2)Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3)Сбор материалов из дополнительных источников; II. К урокам обобщения 1)Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2)Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3)Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4)Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5)Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6)Подборка дополнительного материала по теме; III. К урокам обучения применять знания1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2)Решение задач, аналогичных классным; 3)Решение задач нестандартных; 4)Решение задач с меж предметными связями; 5)Самостоятельное составление задач; 6)Самостоятельное изучение несложного материала; 7)Работа над ошибками; IV. К урокам контроля и проверки знаний 1)Письменные ответы на вопросы; 2)Домашняя контрольная работа; 3)Решение нестандартных задач.

pavlovasa: Домашние задания обязательно нужны! Они должны способствовать развитию ребенка, лучшее задание - это индивидуальное, творческое задание. Очень трудно после каждого урока давать именно такие домашние задания, я стараюсь давать разнообразные задания. Однообразие - основная беда школы, каждый раз параграф или упражнение, ужасно скучно.

Tatarnikova_O_A: Уважаемык коллеги, как вы считаете, существуют ли рамки по поводу объёма домашнего задания. Например, некотоые родитеи жалуются, что дети просто не выходят из столов, им очень много задают. Преподаватели не учитывают, что кроме их дисциплины, детям ещё задают по отальным предметам. Возможно ли каким то образом вести данный учёт, и не прегружать детй дома?

Крылова Н.Ю.: Tatarnikova_O_A пишет: Уважаемык коллеги, как вы считаете, существуют ли рамки по поводу объёма домашнего задания. Временные рамки домашних заданий регламентируются СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах: – в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч., – во 2-м – до 1,5 ч., – в 3-4-м до 2 ч., – в 5-6-м до 2,5 ч., – в 7-8-м до 3 ч., – в 9-11-м до 4 ч.

Соловьёва О.Г.: Татарникова О.А пишет: "Например, некотоые родитеи жалуются, что дети просто не выходят из столов, им очень много задают". Коллеги, я бы так не ставила вопрос. Во-первых, мы со студенческой скамьи знаем , каков должен быть объём домашнего задания. Другое дело, что некоторые учителя забывают об этом. А, может быть, хотят "наверстать" то, что не успели на уроке. Объём ведь не главное. Качественная, продуктивная сторона имеет смысл.Для примера: один учитель может задать ученикам дать письменный ответ на вопросы учебника.При чем ответы в параграфе уже имеются в тексте. Выбирай, да пиши. Хорошо, если ещё последует осмысление текста. Но ведь будут и такие, которые просто спишут готовый ответ. А вот если вопрос открытый... Другое дело, что учителю придётся потратить больше времени при подготовке к уроку, чтобы подобрать такие задания. Для примера:в конце параграфа учебника биологии 7 класса вопрос об организмах паразитах. Чего проще: спиши названия из параграфа. А вот, если ученику придётся найти черты приспособления паразитов птиц, скажем, пухоедов, о которых нет ни слова в параграфе, подумать почему именно таково их строение,по каким признакам они относятся к группе эктопаразитов, то пользы будет больше. У учителя каждого предмета, наверняка, есть пособия для составления творческих заданий. Поделитесь опытом, пожалуйста. Какие пособия, по какому предмету рекомендуете использовать при подборе домашних заданий? Спасибо.

Сухорукова Г.А.: То, что домашние задания важны и необходимы, доказаны дидактами. Это осмысление изученного на уроке материала, применение его на практике. Это обратная связь учебного процесса, когда ребенок действительно осознал: разобрался он в теме или нет. В течение урока, на котором поток информации просто велик, не всегда это удаётся осознать. Зачастую, я согласна с вами, это выполнение творческого задания с проявлением индивидуальности. А потом домашнее задание - это сохранение неразрывной цепочки "учитель - ученик - родитель". Родители должны быть в курсе дел своего ребёнка, это один из моментов передачи опыта между поколениями, о неразрывной связи которой мы сейчас, не уставая, говорим

Передериева Е.В.: В начальной школе у нас домашнее задание на выходные задается только в том случае, если урок проходит в субботу. Мне кажется что регулировать объем домашнего задания может классный руководитель. Ему, в свою очередь, если есть такая проблема, рассказывают об этом родители на собрании, или сами ученики. А классный руководитель, заботясь о сохранении здоровья своих детей, примет все необходимые меры.

Исаева О.Ю.: Домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. Оно имеет большое воспитательное значение: при правильной организации его выполнения вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям. Вопрос стоит в том, что считает учитель домашним заданием. Ведь многие учителя задают тот объем на дом, который не успели по тем или иным причинам изучить на уроке. Цель же д.з - закрепить изученный материал и в какой - то степени расширить свои знания.

Васильева ОС: Исаева О.Ю. пишет: Цель же д.з - закрепить изученный материал и в какой - то степени расширить свои знания. Я согласна с высказыванием Ольги Юрьевны. Я, например, могу обходится и без Дз, в непрофильных классах строю урок таким образом, чтобы дети работали на уроке. Представьте себе, гуманитарный класс, у ребят 6 часов русского, 5 часов литературы и 1 час биологии, представьте себе объем Дз по русскому и литературе!? Я думаю что до моей биологии руки у детей не дойдут, так зачем изначально, создавать у ребенка ситуацию неуспеха (когда он не смог выполнить дз)? Я работаю творчески и продуктивно на урока и без Дз!

Исаева О.Ю.: Васильева ОС пишет: Я работаю творчески и продуктивно на урока и без Дз! Как бы хотелось, чтобы это был девиз МНОГИХ ПЕДАГОГОВ!!!

Волкова О.Н.: Васильева ОС пишет: Я работаю творчески и продуктивно на урока и без Дз! Добрый вечер, уважаемые коллеги! На мой взгляд творческая и продуктивная работа на уроке не исключает домашнее задание, а наоборот стимулирует его качественное выполнение.

Fomenko1957: Исаева О.Ю. пишет: Домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. Оно имеет большое воспитательное значение:[/quote Вот с этой позицией я принипиально согласно. Задание детям задаю всегда, знаю, что его выполнят не все, но немного хитрости, спортивного интереса и свобода формы и все менятеся. Почти всегда даю задание такое, где девочки делают одну работу, а мальчишки другую. В классе большая часть детей домашнее задание все-таки делает. Самое главное, что ребенок может на поставленный вопрос ответить или задание сделать в любой форме.

Исаева О.Ю.: Fomenko1957 пишет: Самое главное, что ребенок может на поставленный вопрос ответить или задание сделать в любой форме. Татьяна Владимировна, как точно Вы подметили пусть у каждого ребенка будет свой уровень, свой объем выполнения, но это дает ученику возможность продвигаться. Мудрый педагог постарается отметить любой успех ребенка. Андрей Викторович нам напоминает: Ещё Сократ считал, что в каждом из нас заключены «спящие открытия». Пусть каждый ребенок выполняя д.з сделает свое открытие:)

Амелина Н.Ю.: Я думаю, коллеги согласятся, что в настоящее время, когда есть готовые домашние задания, эта тема становится не просто актуальной, а горячей. Я преподаю математику, и получив новый класс обязательно выясняю, кто этим грешит. Скачиваю сама решебники, обязательно выбираю те, к которым больше всего обращений. Просматриваю, когда готовлюсь к уроку. Не секрет, что некоторые задачи решены неправильно или используется нерациональный метод решения. При проверке дом. задания обязательно обращаю внимание на это уже в классе. Иногда доходит до смешного. Спрашиваю у ребенка: "В решенной тобой задаче есть сокращение в конце - ч.т.д. Что оно означает?" Ребенок молчит, приходится его просветить - что и требовалось доказать. Для моего предмета это особенная тема. Творчество творчеством, но надо сначала выработать навык. Поэтому без прорешивания львинной доли учебника не обойтись. Есть чисто техническое решение, но требуется дополнительная подготовка, которая тем не менее нужна. Задания учебника переносятся на карточку с другой нумерацией. И все. Ответов нет. Придется решать самому.

Передериева Е.В.: Самое главное - домашнее задание должно быть посильным для ребенка. Сложные упражнения мы разбираем только на уроках, чтобы не давать дополнительную работу родителям. Дома дети могут повторить знакомый материал. Для учеников, которые могут выполнить задание, большее по объему, я всегда пишу на доске "тв.р." - творческая работа по желанию, соответствующая теме урока.

Архипова Т.А.: Считаю домашнее задание НЕОБХОДИМЫМ!!! И не только для ребёнка. Привлечение помощи родителей - обязательное условие. Это помогает не свести участие старших в учебном процессе на уровень "ты сделал - я проверил". А дифференцировать задания никто не запрещает. Дома важно не повторить, а закрепить полученные знания, оценить свои "сильные" и "слабые" стороны.

Селезнева М.В.: Архипова Т.А. пишет: "Привлечение помощи родителей (при выполнении домашнего задания) - обязательное условие". Выскажу свое мнение не как учитель-предметник, а как классный руководитель. У меня сейчас девятый класс, так вот многие родители уже класса с 6-го стали говорить о том, что они не в состоянии выполнять вместе с детьми домашние задания. Это касается тех родителей, у которых за плечами не ВУЗ, а школа или техническое училище. Всё что они могут сделать, это проверить домашние задания по решебнику или пересказ по учебнику. Кроме того, давая домашние задания мы всё же подразумеваем самостоятельность ученика в выполнении этого задания. Поэтому оно должно быть дифференцированным и интересным для ребенка.

Соловьёва О.Г.: Селезнева М.В. пишет: многие родители уже класса с 6-го стали говорить о том, что они не в состоянии выполнять вместе с детьми домашние задания. Это касается тех родителей, у которых за плечами не ВУЗ, а школа или техническое училище. Всё что они могут сделать, это проверить домашние задания Я согласна, что задания на дом - задания для учеников прежде всего, а не для родителей. Хотя можно и давать задания, решение которых находят дети со взрослыми. Это, конечно, творческие задания. Ценность таких заданий в том, что они хотя бы на время объединяют семью для решения задачи. У кого имеется опыт семейных домашних заданий?

Орлова И.А.: Здравстуйте! Я только ЗА домашнее задание. Считаю, что даже уже в первом классе нужно приучать ребенка к самостоятельности.

Соловьёва О.Г.: Я согласна, что задания на дом - задания для учеников прежде всего, а не для родителей. Хотя можно и давать задания, решение которых находят дети со взрослыми. Это, конечно, творческие задания. Ценность таких заданий в том, что они хотя бы на время объединяют семью для решения задачи. У кого имеется опыт семейных домашних заданий?

Абызова С.В.: Уважаемые коллеги! Я недавно столкнулась с такой проблемой. Дети, которые дома выполняют работу самостоятельно , на уроке во время проверочных работ, чувствуют себя увереннее тех, кто выполняет с родителями. Как привить самостоятельность выполнения задания? Как убрать у детей боязнь ошибиться, боязнь перед родителями за плохую оценку? Как повысить самооценку ученика? Поделитесь своим опытом. Спасибо.

Передериева Е.В.: Абызова С.В. пишет: Дети, которые дома выполняют работу самостоятельно , на уроке во время проверочных работ, чувствуют себя увереннее тех, кто выполняет с родителями. Конечно, родители должны контролировать процесс выполнения домашних заданий (особенно с 1 по 4 класс), и очень хорошо, когда они дома дополнительно занимаются с детьми. Но ведь они очень занятые люди, и речь идет о том, что им сложно выполнять после работы упражнения за своего ребенка, если он его самостоятельно выполнить не может. Но, с другой стороны, родители, которые идут на это, получают возможность дополнительного самообразования, узнают много нового и расширяют свой кругозор (позиция с точки зрения мамы двух старшеклассников).

belochka757: Домашнее задание-это осмысление того, что изучали на уроке.Без этого не будет прочных знаний , не сформируются навыки ученика. Результативны дифференцированные задания, где есть для ученика выбор, учитывается учителем степень подготовленности учеников.

Исаева О.Ю.: belochka757 пишет: Результативны дифференцированные задания, где есть для ученика выбор, учитывается учителем степень подготовленности учеников. Согласна с вами коллега! Часто непомерные задания отталкивают ученика. Глаза то всегда боятся! Я за дифференцированные задания:)

Першикова А. В.: Я -за домашние задания.Но предлагать 3 уровня (например):прочитать параграф и заполнить таблицу(используя дополнительные источники); творческое задание; задание для учеников ,интересующихся предметом.Обязательно что то будет выполнено(а параграф обязательно будет прочитан ,так как нужно же знать,о чем будет творческое задание или небольшой доклад).

Селезнева М.В.: Уважаемые коллеги! На основании каких критериев будем делить задания: это на "3"; это -на "4"; это- на "5"? Поделитесь опытом.

Сербина Е.А.: Я считаю, что домашние задания необходимы. При выполнении идёт закрепление пройденного материала. Если ребёнок справляется сам, то эта работа приучает его к самостоятельности. Единственно, что сильным детям предлагать нетрадиционные задачки (по математике, например)

Орлова И.А.: Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Не надо забывать, что домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного материала на уроке, усвоение которого носит концентрированный характер. Можно выделить основные виды домашнего задания: изучение материала по учебнику, выполнение различных письменных и практических работ (упражнений), написание сочинений и других творческих работ, подготовка различных схем, диаграмм.

zhuk: Я домашнее задание практически не задаю, в прямом смысле этого слова ("Записываем задание на дом"). Но практически каждый урок пытаюсь закончить так, чтобы вопрос повис в воздухе: не досчитали задачу, не разобрали вопрос, не до конца выяснили результаты опыта. Тогда я предлагаю закончить дома и на следующем уроке разобрать до конца. Кроме этого задаю различные индивидуальные или групповые задания. Такой подход тоже дает свой положительный результат. Но если же все же необходимо выполнить задание дома, то я обязательно его дифференцирую, учитывая способности, возможности и желания учащихся. Спустя некоторое время учащиеся сами просят домашнее задание: кто-то исправить оценку или улучшить результат, кто- то просит дополнительно, кто-то задание, которое очень понравилось на уроке. в итоге вроде бы и ничего не задано, но работа по данному предмету дома предстоит.

Орлова И.А.: Домашнее задание необходимо, его выполнение может способствовать развитию инициативы обучающихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Регулярное выполнение этих заданий втягивает учеников в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает ребят на поиски рационального использования времени, т.е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности.

Евстропова Н.А.: Итак: если учитель все время задает одинаковые для всех и однотипные задания - параграф, вопросы из учебника (а если они еще такие скучные), то ... ему пора к нам на форум Как родитель и классный руководитель - знаю, что задается МНОГО уже в среднем звене, за счет этого и стиль учебной деятельности выработан , но совсем не творческий! Мыслящий учитель постепенно (все мы начинали традиционно) будет переходить от каждоурочного д.з. к выстраиванию своей системы, но собственно от домашнего задания не откажется.

Соловьёва О.Г.: Евстропова Н.А. пишет: Мыслящий учитель постепенно (все мы начинали традиционно) будет переходить от каждоурочного д.з. к выстраиванию своей системы, но собственно от домашнего задания не откажется. А я предлагаю поделиться опытом : какого типа Вы задаёте домашние задания ? Есть интересные находки? Мне, например, нравятся задачи по биологии над решениями которых нужно подумать. К тому же, они интерсны и нескучны. Задаю и домашний эксперимент. Это задание, правда, более длительное по сроку выполнения. Но зато как радуются дети, когда он получается, есть результат!



полная версия страницы