Форум » Педагогическая галёрка » Падение мотивации детей к учебе на фоне социальных проблем » Ответить

Падение мотивации детей к учебе на фоне социальных проблем

Марина Илющихина: Уважаемые коллеги, хотелось с Вами обсудить эту проблему. Как Вы ее решаете, кто помогает Вам? Ведь необходимо учитывать: культурную, религиозную, социальную составляющую процесса обучения. Огромное влияние оказывают средства массовой информации.

Ответов - 31

Дохунаева А.Г.: Уважаемая Марина! Падение мотивации учащихся к учебе на фоне социальных проблем существует по всей России, т.к. мы живем в постиндустриальной стране, социально-экономическое положение которой оставляет желать лучшего. У детей и подростков все зависит от условий и образа жизни семьи. Отсюда главной мотивацией к учебе является все же родитель, психологическое здоровье семьи, где живет и растет ребенок. У детей, которых росли в любви и ласке, в дружной семье, в спокойной обстановке, взгляды на жизнь бывают более позитивными и отношение к учебе положительным. У детей, которые росли в социально-неблагополучной семье - все наоборот.

Селезнева М.В.: Cоциальные проблемы безусловно влияют на отношение детей к обучению. И всё же сегодня появилось много молодых людей, которые готовы продолжить образование после окончания школы. Хорошо помню 90-е гг., когда приходилось слышать о том, что модно быть рэкетиром, а не учителем,инженером, врачом, потому что у них зарплата маленькая. Большинство моих выпускников ориентированы на получение высшего образования, те же кто по каким - то причинам не может учиться в ВУЗе успешно реализуют себя в какой-либо профессии. Стремление быть успешным в карьере, в профессии без образования невозможно-это сегодня понимают все.

Марина Илющихина: Или можно считать, что они должны "плыть" по течению. А что тогда по-вашему мнению быть человеком? Может быть если мы научили ребенка сажать картошку, считать деньги и этого достаточно, и он стал человеком, и не надо его больше обучать?


Волкова О.Н.: Марина Илющихина пишет: Может быть если мы научили ребенка сажать картошку, считать деньги и этого достаточно, и он стал человеком, и не надо его больше обучать? Всё зависит от внутреннего состояния ребёнка и социальные проблемы это лишь одна из составляющих его мотивации, которая может послужить мощным толчком для получения качественного образования. По-моему, не стоит рассматривать социальные проблемы только как отрицательный фактор при мотивации обучения.

Колотеева С.В.: Действительно, в основном у школьников, приходящих в школу преобладает внешняя, либо оценочная мотивация. Современного школьника больше волнует их социальный статус, а от сюда материальные ценности, внешние проявления.

Дохунаева А.Г.: В прошлом году съездила на командировку в далекий улус своей республики. И там в детском саду в выходные дни оставались дети. Практически они жили там целый год - когда их родители пьянствовали. Эту проблему власти не смогли так и решить, а работники детского сада не могли смириться с тем, что радостные и веселые утром, днем, вечерком воспитанники со слезами на глазах просили не искать их родителей, прося разрешения остаться в саду с условием, что они будут вести себя хорошо. Не условия ли для родителей на их нескончаемые праздники? С другой стороны детей жалко. Вот такие у нас ситуации в стране встречаются сплошь и рядом. А что делать? какой прок в том что у очередной женщины или мужчины лишили прав на ребенка?

Марина Илющихина: Да, только и остается задать вопрос: "А что делать?" Ведь в большинстве случаев виноваты мы - учителя. В нашей гимнзии бывали случаи когда учителя забирали детей к себе домой, и они жили у них дома 1-2 недели. Ведь о какой научной работе с такими детьми может идити речь, если в болшинстве случаев им нечего даже покушать, и нет возможнойтсей где можно было бы подготовить домашнее задание. А ведь мы учителя не должны отбрасывать таких детей. Ведь, именно, по этой причине - причине невостребованности, "ненужности" возрастает количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Селезнева М.В.: Не все дети из проблемных семей плохо учатся. Есть среди них и такие, которые прекрасно понимают, что будущее в их руках. Если нет возможности получить сразу высшее образование, получают профессию, реализуют себя в ней. Даже если наш ученик становится, например, хорошим слесарем,что в этом плохого. Мы же все прекрасно понимаем, кто-то хорошо умеет работать руками, а кто-то головой.

Марина Илющихина: Тогда, уважаемые коллеги, у меня возникает другой вопрос. А как организовать процесс обучения с такими детьми. Необходимо ли создание классов коррекции? Ведь за частую встречаешься с тем, что один учитель работает в "элитном" классе, а другой - в классе, где есть дети из неблагополучных семей. Одого учителя хвалять "Как все у него замечательно высокий процент качества", а другого, имеющего не малый пед. стаж попрекают в неумении объяснить тему, найти подход к детям. А как быть с тем, если зарплату мы будем получать за предоставляемый процент качества?

pavlovasa: Мотивация страдает и у тех учеников, которые растут, казалось бы, в благополучных семья, но ... родители вечно заняты и абсолютно равнодушны ко всему, что происходит с их ребенком. Ученик разными способами(получением двоек, вызывающим поведением и т.д.) пытается привлечь внимание взрослых, но часто встречает то же самое равнодушие. Конечно, в такой ситуации учеба отходит на второй, третий и т.д. план. Может быть, кто-то подскажет, как "бороться" с равнодушием родителей по отношению к своим родным детям?

Марина Илющихина: Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Уважаемая, Светлана, приведу примеры своей работы. 1. Завела дневник, в котором отмечая все темы, обсуждаемые с родителями. Веду учет посещаемости родитильских собраний, причем так, чтобы они видели, что я отмечаю их присутствие. 2. Посещаю детей на дому раз в месяц, веду акты обследвоаний жилищно-бытовых условий. 3. Составляю характеристики взаимотношений детей с родителями. И это не весь перечень работ. Скажу, что интерес родителей к детям, к учебе, к тому чем они заняты во внеурочное время гораздо стал выше (у меня 8 класс). Интересен тот факт, что родители - это взрослые дети, они также стараются выглядеть лучше в глазах учителя.

pavlovasa: Спасибо, Марина! Я тоже провожу индивидуальные беседы с родителями, знаю, что происходит в семье и т.д. Но душа болит, когда встречаешь детей, которым " не повезло" дважды, и дома, и в школе одно и то же. Конечно, стараюсь беседовать с родителями, к сожалению. часто слышу:" Мне некогда, надо работать!"

Сухорукова Г.А.: В настоящее время, к сожалению, отмечается отсутствие культа учебы во многих российских семьях. Быть ботаником стало немодным и постыдным. Для чего и ради чего учиться? Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность— все это ожесточенно атакует неокрепшие души. В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

Селезнева М.В.: Как организовать обучение детей из "проблемных" семей? Включайте их в групповые проекты предметные и межпредметные, помогите получить такое задание, которое он изначально сможет выполнить. Не умеет грамотно излагать, пусть сделает какой-нибудь макет. Кстати, работа в группе и статус его среди сверстников поднимет. В дискуссиях по проблемным вопросам,например на уроках обществознания, такие дети часто раскрываются с неожиданной стороны. Скорее всего жизненный опыт помогает. Похвала учителя способствует повышению мотивации к обучению.

Марина Илющихина: Уважаемая, Галина! Я с вами польностью согласна, что в настоящее время учиться на отлично - это значит быть ботаником. У меня 8-й класс: в классе 5 девочек и 15 мальчиков. Двое ребят учатся на отлично, 8 на четыре и пять. Хочу сказать, что тв течение трех лет боролась с культом ботаника. Мальчишки даже стеснялись того, что им ставили за ответы пятерки. Но за счет многочисленных бесед, тестов, общений с родителями, я "победила". Пришлось приводит постоянно в пример свои дистижения, а это многочисленные победы как на муниципальном, так и областном уровне. И теперь в классе можно сказать идет, наоборот, борьба за получение хороших оценок. В этом году предложила участвовать ребятам в конкурсе исслеедовательских и творческих работ. Моя идея вызвала сплошной ажаитаж. Безусловно, учитель может помочь каким-то образом или может обратить внимание на тот предмет, который в семье просто не обсуждается в силу другой профессиональной занятости и профессиональной направленности. Я вам могу сказать, что, наверное, дети делятся на тех, кто хочет учиться (и школа, опять-таки, может помочь, ребенок даже не в самой удачной школе будет получать знания, потому что он этого хочет), и тех детей, которых можно "засовывать" в элитные школы, набирать лучших учителей, а учиться не хотят. И здесь, мне кажется, мы - учителя бессильны!

Колотеева С.В.: Не все дети из проблемных семей плохо учатся. Есть среди них и такие, которые прекрасно понимают, что будущее в их руках. Они все понимают, что будущее в их руках. Только опыта и силы воли у большинства не хватает. В нашей школе учатся дети из ближайшего социально- реабилитационного центра. Наблюдая на ними, я обратила внимание на то, что практически все дети в начальной школе не усваивают программу нач школы. Социально - педагогическая запущенность, и конечно, умственные и психические отклонения делают свое дело. Далее, когда эти дети подрастают приходят к выводу, что, чтобы найти себя в жизни, нужно как можно быстрее устроить свою личную жизнь. Для девочки единственный выход: "Выйти замуж". И они "выходят"... в 12 - 14 лет. А что дальше? Их понять можно. Образование не по карману. Социально-бытовой устроенности нет, возвращаться в "родные пенаты" нельзя.

Амелина Н.Ю.: Я согласна с вами, Марина дети делятся на тех, кто хочет учиться (и школа, опять-таки, может помочь, ребенок даже не в самой удачной школе будет получать знания, потому что он этого хочет), и тех детей, которых можно "засовывать" в элитные школы, набирать лучших учителей, а учиться не хотят. И здесь, мне кажется, мы - учителя бессильны! Вспомните свои годы школьные. Например, моя мама, учитель математики, все свое время отдавала чужим детям. Папа тоже учитель математики, но уже в техникуме. Вечерние занятия. При этом я не только училась, но и растила младшего брата. Конечно, жизнь изменилась, и требуются новые подходы наряду со старыми. Мне видится, что не только вовлечение таких детей необходимо в коллективную деятельность, но и индивидуальная работа с грамотным специалистом - психологом. А современная школа не может похвастаться большим количеством таких специалистов. На школу в 400 детей 1 психолог. А ведь если школе повезло, такой помощник нужен и учителю тоже.

Селезнева М.В.: Умственные и психические отклонения-это по медицинской части, что же касается грамотной психологической поддержки, то она необходима в работе с детьми из "проблемных семей". Но мы, кажется, дискутируем по поводу повышения учебной мотивации таких детей и включения их в познавательную деятельность?

Колотеева С.В.: Падение учебной мотивации - это не только по причина социальных проблем, а также результат образовательного процесса. Именно она определяет школьную атмосферу и определяет возможности и границы не только академических успехов, но и психического и физического здоровья учащихся. Тем самым, чтобы избежать проблем, следует изменить психологическое содержание образовательного процесса. Оно должно соответствовать сущности человека в ребёнке и должно перестать ориентироваться на сущность организма.Если говорить, точнее, то необходимо отойти от традиционной формы обучения, где ребенок выступает учеником, т.е. объектом, а можно быстрее переходить на развивающее обучение, где ребенок учащийся,т.е. субъект обучения. Иначе можно бесконечно говорить о том, что главные проблемы в традиционном образовании обусловлены падением учебной мотивации. Учебная мотивация падает потому, что ребёнок вынужден отказаться от своей сущности производить собственные возможности и должен принимать навязываемую необходимость их присваивать. В этом случае он постепенно сживается с ролью потребителя возможностей и перестаёт стремиться к иному.

Марина Илющихина: Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные. Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается остракизму, насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все. Взаимоотношений между учащимися должны приниматься во внимание преподавателем для обеспечения плодотворности учебного процесса. Директору учебного заведения также нужно уделять внимание межличностным отношениям, причем не только между учащимися, но и преподавателями. Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого. Я считаю, что на процесс обучения так же влияют и взаимоотношения между педагогами.

Передериева Е.В.: Марина Илющихина пишет: Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается остракизму, насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все. Совершенно с вами согласна, необходимо решать эти проблемы в первую очередь. Я использовала для этой цели психологические тренинги на сплочение коллектива, для повышения самооценки, для профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Эффективность осознала сама, проходя тренинги с коллегами на курсовой подготовке.

Соловьёва О.Г.: Передериева Е.В. пишет: Совершенно с вами согласна, необходимо решать эти проблемы в первую очередь. Я использовала для этой цели психологические тренинги Доброй ночи, коллеги! Проблема меня взволновала, ещё задержусь на форуме. В трудное для подростка время нужно обязательно его поддержать. Согласна, что и успешного в учебе ребенка есть проблемы. Хорошо когда классный руководитель, родители, учителя - предметники и психолог сообща решают эту проблему. Сейчас в школах работает и психологическая служба, и социальный педагог. Бывает и так, что успешного ученика не принимают, считая его зазнавшимся. Такие дети замыкаются в себе. И нужно не просмотреть этот момент. Нужно учить детей "Творить добро". Что смотрят наши дети? В какие компьютерные игры они играют? А что испытывают видя жесткость в игре?Нужно научить их отличать доброе от злого. А у ребенка. который много времени проводит за играми, где для доброты мало или вовсе нет места, постепенно это чувство атрофируется. Так нужно хотя бы в школе таким ученикам показывать, что есть добро и как важны внимание и забота другого человека. Наши привычные часы общения отчасти решают проблему.

Передериева Е.В.: Соловьёва О.Г. пишет: Что смотрят наши дети? В какие компьютерные игры они играют? А что испытывают видя жесткость в игре?Нужно научить их отличать доброе от злого. А у ребенка. который много времени проводит за играми, где для доброты мало или вовсе нет места, постепенно это чувство атрофируется. Насколько наболевшие вопросы вы затронули! Введение цензуры на источники информации. Как оградить ребенка, когда родители на работе? Получается, просто запретить смотреть телевизор или переключать каналы. Психологи утверждают, что регулярный просмотр аниме разрушает личность ребенка. Относительно компьютерных игр - постоянно стараемся объяснить родителям и ученикам - выбирайте игры, развивающие способности (головоломки, например). Но дети предпочитают военные стратегии (хорошо, если на исторические темы). А если ребенок выбрал себе место в армии на стороне зла и стреляет в ни в чем неповинных эльфов? Когда на собрании объяснила это родителям, они сказали: "Такие игры заберем". Значит, можно работать и в этом направлении.

zhuk: Внимательно прочитала все высказывания. Действительно мотивации практически никакой. Особенно это видно в нашем образовательном учреждении (профессиональный лицей). На вопрос : "Почему вы пришли к нам учиться?", почти 25% ответили:"Надоело ходить в школу или нет желания учиться в школе." Да и к нам большая часть приходит без какой-либо мотивации. Учащиеся нашего лицея в основном принадлежат к рабочему классу, часть вообще безработные, есть ребята из сельских школ. Одна из главных задач, это повышение мотивации к учебе, помощь в самоопределение. Один из выходов я вижу в участие учашихся в работе по реализации социально-значимых проектов. У меня таких проектов за 5 лет было 11. Набирая команду, я в большей степени обращала внимание на слабоуспевающих ребят. Приведу всего один лишь пример. В 2007 году мы выиграли проект компании РУСАЛ по строительству зимней площадки на территории школы и в одном из дворов. Было организовано 7 секций, где руководители - учащиеся старших классов, а посещали секции - все желающие. одним из условий было - отсутствие беспричинных пропусков и отрицательных отметок. Кроме этого работа "скорая помощь" - группа старшеклассников с учителем, которая помогала разобрать непонятный материал, исправить отрицательную оценку, выполнить трудное домашнее задание. Результат наш порадовал: из 19 учеников, имеющих за первую четверть двойки, за вторую и третью исправили 16. После реализации проекта "скорая помощь" продолжила свою работу и действует до сих пор. удивительно, что 2 из команды пошли учиться на учителя (истории, физкультуры). В лицее я также работаю в этом направлении - и оно тоже приносит свои результаты.

Марина Илющихина: Уважаемая, Лариса, спасибо за приведенный пример из опыта работы, я думаю, что это просто здорово вовлекать ребят в реализацию социально-значимых проектов. Хочу привести, немножко другой пример. Я классный руководитель 8 класса, класс очень сложный. В начальной школе им всем твердили, что они личности, что на все имеют право. Мне было очень трудно их перевоспитывать, а, именно, говорить постоянно о том, что вокруг них тоже такие же люди, что с их мнением надо тоже считаться. За четыре года в моем классе было 6 новых учеников, что самое страшное дети их "не приняли", они ушли в другие классы и даже школы. В конце 6-го класса пришла девочка из детского дома, ей сейчас 16 лет. Боялась, что будет таже самая ситуация, но нет дети нашли с ней общий язык. Я постоянно проводила с ними беседы, и кажется смогла изменить их взгляды. В конце 7-го класса перевели нового мальчика из лицея №7, дети приянли и его в свой коллектив. Я считаю, что смогла раскрыть их душу изменить взгляды на жизнь, а сделать это после учителей начальной школы бывает очень трудно.

belochka757: Приняла 10й класс, который сформирован из двух 9х.Сложная задача стоит передо мной-соединить две совершенно разные половинки, увлечь интересной , творческой работой, уважать друг друга и помогать, соблюдая принцип толерантности. Векшина Н.З.

Соловьёва О.Г.: проблема падения мотивации к учёбе , к сожалению, существует. очнь хороший пример приведён коллегой из Новокузнецка о внедрении проектной деятельности с целью повышения мотивациии обучающихся к учёбе. Учебные исследовательские проекты также являются хорошим средством повышения мотивации. Через интерес путь к освоению знаний. Проект должени быть по силам ученикам. Если мы образаемся к такой категории учеников у которых потерян интерес, то первое, что нужно сделать, то заинтересовать учеников. Можно начать исследования с походов. Учителям естественного цикла легко подоьрать тему для исследований учеников в природе. Таким образом, ребята и время интерсено проводят и занимаются.

Соловьёва О.Г.: Проблема падения мотивации к учёбе , к сожалению, существует. Очень хороший пример приведён коллегой из Новокузнецка о внедрении проектной деятельности с целью повышения мотивациии обучающихся к учёбе. Учебные исследовательские проекты также являются хорошим средством повышения мотивации. Через интерес путь к освоению знаний. Проект должен быть по силам ученикам. Если мы обращаемся к такой категории учеников, у которых потерян интерес, то первое, что нужно сделать-заинтересовать учеников. Можно начать исследования с походов. Учителям естественного цикла легко подобрать тему для исследований учеников в природе. Таким образом, ребята и время интерсно проводят и занимаются.

маринанедумова: Падение учебной мотивации напрямую связано с отношением дтей к чтению. Дети сегодня совсем мало читают, предпочитая информацию на электронных носителях, порой осваивая ее поверхностно. Также мало читают родители, нет примера читательской культыры семьи.

Передериева Е.В.: маринанедумова пишет: Также мало читают родители, нет примера читательской культуры семьи. Возникает такая ситуация - многие родители и рады были бы читать больше, но в силу своей занятости не могут себе этого позволить. А дети, в свою очередь, наблюдая за образом жизни "нечитающих" родителей, берут с них пример.

Селезнева М.В.: маринанедумова пишет: "Падение учебной мотивации напрямую связано с отношением детей к чтению. Дети сегодня совсем мало читают, предпочитая информацию на электронных носителях, порой осваивая ее поверхностно. Также мало читают родители, нет примера читательской культуры семьи". Возможна и обратная ситуация: у читающих родителей растут совсем не читающие дети. Это связано прежде всего с тем, что основными источниками информации являются телевидение и Интернет, поэтому роль книги как источника информации упала.



полная версия страницы