Форум » Как написать и опубликовать статьи, тезисы, книги » Плагиат, незаконное использование чужих текстов » Ответить

Плагиат, незаконное использование чужих текстов

А.В.Хуторской: Предлагаю обсудить эту тему. Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения, использование его или его части под своим именем без указания источника заимствования. Но есть ещё и несанкционированное использование чужих произведений (с указанием авторства). Например, я нахожу на чужих форумах и сайтах много своих статей, которые никогда туда не передавал, и моего разрешения на их публикацию у меня никто не спрашивал. Хорошо это или плохо? (почти по Маяковскому).

Ответов - 15

Лусников В. Ю.: Российское законодательство разрешает использовать в научных, образовательных и иных целях без согласия автора части публично опубликованных произведений с ссылкой на авторство. А.В.Хуторской пишет: Хорошо это или плохо? (почти по Маяковскому). по отношению к чему?

А.В.Хуторской: Лусников В. Ю. пишет: Российское законодательство разрешает использовать в научных, образовательных и иных целях без согласия автора части публично опубликованных произведений с ссылкой на авторство. Не могли бы привести ссылку на такой закон?

Ulin: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=48633;fld=134;dst=4294967295;div=LAW - закон об авторском праве


Rykunova_M_N: Захотелось поучаствовать в обсуждении данной проблемы. Считаю плагиатство именно проблемой. Думаю, если статья публикуется в каком-либо сборнике,или висит на сайте в Интернете, то авторские права хоть как-то должны, наверно, защищаться. Пользоваться другими источниками не возбраняется, но при этом обязательно нужно делать ссылку на автора. В своей практике не раз сама попадала в такие ситуации, когда твои мысли (целые фразы) "гуляют" по проспекту методических разработок. Знаю, что есть такой Закон, но имеет ли он реальное действие, по крайней мере в нашей стране?

Передериева Е.В.: Rykunova_M_N пишет: Но есть ещё и несанкционированное использование чужих произведений (с указанием авторства). По материалам из Интернета: Согласно п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве и смежных правах (далее Закон) "Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме…". И далее в п.1 ст. 9, "авторское право на произведение… литературы… возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей". Источник: www.oborot.ru/article/382/11. Андрей Викторович! Публикация материала не своих статей, это, несомненно некрасиво. Но если мы в реализации своей программы привычно используем тренинги, тексты, примеры из авторских программ и даем на них ссылки ( при этом текст программы исключительно свой) - это будет несанкционированным использованием чужих произведений? Нам нужно разрешение авторов?

А.В.Хуторской: Передериева Е.В. пишет: Публикация материала не своих статей, это, несомненно некрасиво. Но если мы в реализации своей программы привычно используем тренинги, тексты, примеры из авторских программ и даем на них ссылки ( при этом текст программы исключительно свой) - это будет несанкционированным использованием чужих произведений? Нам нужно разрешение авторов? Текстовые произведения других автором можно только цитировать со ссылками, но не использовать, если иного не обозначено автором или другим регламентом

Передериева Е.В.: А.В.Хуторской пишет: Текстовые произведения других автором можно только цитировать со ссылками, но не использовать, если иного не обозначено автором или другим регламентом Спасибо, Андрей Викторович! Очень хотелось бы узнать ответ еще на один вопрос: в Институте повышения квалификации нам предлагались для работы тренинги на сплочение коллектива и для повышения самооценки ребенка. В курсе валеологии без таких тренингов не обойтись, их специально разрабатывали специалисты - психологи. В этом случае использование тренингов правомерно, если мы обязательно указываем авторов?

А.В.Хуторской: Передериева Е.В. пишет: В этом случае использование тренингов правомерно, если мы обязательно указываем авторов? Если у содержания тренинга и\или его технологии есть ныне здравствующие авторы, то использование того и другого должно происходить с разрешения автора или по договору с ним. Однако иногда невозможно определить таких авторов, поскольку даже те, кто себя к ним причисляет, должен предоставить для этого доказательства - зарегистрированные в установленном порядке или опубликованные. Например, наши дистанционные курсы, олимпиады, конференции проводятся по технологиям, права на которые принадлежат ЦДО "Эйдос" и если кто-либо без разрешения захочет их применять, то это будет незаконно. Надо сказать, что в настоящее время в нашем обществе нет культуры использования педагогических и методических авторских разработок, технологий, приёмов. Например, в автомобилестроении даже изгиб руля патентуют и никто уже так же не может изготовить руль, кроме как купив это право у правообладателя. У нас же учитель может сказать что работает "по-Шаталову", но Шаталову за это не платит и договора на право использования его методов не имеет.

Антонюк С.В.: А.В.Хуторской пишет: У нас же учитель может сказать что работает "по-Шаталову", но Шаталову за это не платит и договора на право использования его методов не имеет. Доброго времени суток! Андрей Викторович, здесь я бы с Вами поспорила. Если бы речь шла об использовании каких-либо технологий, описанных просто как некий опыт или достижение и не предполагающих его использование другими, то, конечно, Закон есть Закон. Шаталов же специально описал свои труды для использования его другими. Если его технология используется, значит, люди, создающие образовательные программы по этим технологиям (министерство и пр. органы управления образованием) имеют на это право. А педагог использует формы работы и методы. Не так ли? Должен ли сам педагог получать права на использование передовых технологий?

Tatarnikova_O_A: Передериева Е.В. пишет: Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей" У меня возник вопрос: при разработке собственного электронного образовательного ресурса, каким образом должна проходить его регистрация? Если таковой не требуется, как к данному ресурсу присвоить своё авторское право?

Файзуллаева: Безусловно, использовать чужой труд и не ссылаться на него - это неприлично. Не всегда это делается в целях "кражи", просто человек не обучен делать ссылки на источник. Другое, когда мы все чего-то ищем, каждый своим путем и в конце-концов приходим к (приблизительно) одинаковому результату. Как в музыке - семь нот, а переставь их в другой ряд - получишь те же семь нот, но последовательность одна на другую не похожа. Мы в нынешнем году наконец-то участвовали в ЕГЭ (Приморский край). Для подготовки к нему пришлось продумывать. что и как делать. В нашей школе результаты получились вполне приличные. Я поняла, что выбранный путь был правильным. А чуть позже к нам приехали педагоги с лекциями и мастер-классами из Всероссийского Фонда Династия. Тогда я точно убедилась, что мы были на правильном пути. Большинство пунктов-рекомендаций совпали, как братья близнецы. Что с этим делать? Другая ситуация, каждый год, перед тем как уйти в отпуск, мы заполняем анкету. где даем оценку тому, что было проведено и то, что мы бы хотели изменить или предложить в работе на будущий год. Затем в сентябре появляется план, в котором я вижу и свои предложения - мне приятно, что некоторые из них стали частью общей работы. "Делай добро и бросай его в воду" - помните?

А.В.Хуторской: Файзуллаева пишет: Затем в сентябре появляется план, в котором я вижу и свои предложения - мне приятно, что некоторые из них стали частью общей работы. Здесь надо различать авторское и имущественное право. Если вы внесли предложения в организации, в которой вы работаете и получаете за свой труд плату, то ваши результаты являются собственностью этой организации. Т.е. школа может использовать их по своему усмотрению. Но авторское право на ваши разработки всегда остаётся за вами. Т.е. по хорошему, должны указываться ваши ФИО в качестве одного из авторов плана школы. В то же время известно, что Н.Рерих не подписавал своих работ, т.е. считал, что это не он является их автором, а ему они были даны свыше, и он лишь изложил то, что услышал. Это другая культура авторства.

Передериева Е.В.: Файзуллаева пишет: Не всегда это делается в целях "кражи", просто человек не обучен делать ссылки на источник. Другое, когда мы все чего-то ищем, каждый своим путем и в конце-концов приходим к (приблизительно) одинаковому результату. Очень рада вас приветствовать, коллега! Я тоже заметила, что когда представили одного учебного учреждения тесно сотрудничают и ход мыслей у них может быть одинаков. А.В.Хуторской пишет: У нас же учитель может сказать что работает "по-Шаталову", но Шаталову за это не платит и договора на право использования его методов не имеет. Андрей Викторович! Если проблема настолько актуальна и имеет множество вопросов, может быть, целесообразно проводить просвещение учителей по этой теме? Существуют ли такие курсы?

А.В.Хуторской: Передериева Е.В. пишет: Существуют ли такие курсы? Таких курсов я не встречал. И это не частная проблема, она исходит из более общих. Наиболее громкое освещение получила эта проблема, когда Майкрософт подала в суд на директора одной из школ за незаконное использование (попросту, воровство) своих программ. В результате вся общественность встала на защиту кого? Того, кто украл. Нашлись десятки объяснений в его оправдание. И таких сегодня большинство. Так что это результат не отдельных нарушителей, а всей системы, существующей в государстве. Просвещать, конечно, надо, но важнее - обеспечить цивилизованную законодательную и исполнительную базу, потом уже строить систему просвещения.

Передериева Е.В.: А.В.Хуторской пишет: но важнее - обеспечить цивилизованную законодательную и исполнительную базу Спасибо, Андрей Викторович! Но такое обеспечение - процесс не одного года, боюсь мы (преподаватели) вырастим несколько поколений компетентных специалистов, прежде чем это произойдет.



полная версия страницы