Форум » Инновации в образовании » Новые цели образования - каковы они? » Ответить

Новые цели образования - каковы они?

admin: Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются сегодня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учебники, технологии обучения, систему диагностики контроля?

Ответов - 46, стр: 1 2 All

А.В.Хуторской: Я бы еще добавил вопрос: как влияет на изменения в образовании такие факты, когда ряд новых целей только "приговаривается" вместе с традиционными установками. Т.е. цели говорятся\пишутся новые, а все остальное пока им не соответствует. Интересен именно инновационный аспект данной проблемы. Т.е. этап понятийного, словесного внедрения новой цели - каково его место, роль, длительность и т.п.?

olga-sorokina: Раньше образование выполняло социальный заказ - воспитание личности в духе марксизма-ленинизма, человека, чьи поступки оценивались по критериям этой идеологии. Человек программировался быть как все, делать как все, иметь те же ценности,что у всех. Сейчас обращают внимание на личность. Реальность заставляет человека самостоятельно находить себе дорогу в жизни: нет обязательного трудоустройства, не все профессии равны. Но школа, на мой взгляд, серьезно запаздывает за этим процессом. Развитие личности,профильное образование по существу не реализуются в том объеме, который требуется. Часто за красивыми названиями нет ничего, или еще хуже - старое содержание. Все это приводит к тому,что все новые цели сводятся к профанации. То же самое происходит и в системе контроля: проверяются те же самые навыки и умения, должны были бы проверяться умения самостоятельно найти пути решения проблемы,найти знаниям практическое применение.

Степанько С.Н.: olga-sorokina пишет: Раньше образование выполняло социальный заказ Получается, что сейчас социального заказа нет. А что есть? ТЬребование времени личностно-ориентированное обучение? А разве, когда был социальный заказ воспиать гармонично-развитую личность в период строительства социализма, мы не ориентировались на личность, необходимую своей стране, патриотов. Сейчас мы хотим видеть патриотов, а не иждивенцев. Патриотизм не имеется в виду как национализм. Наши обучающиеся не должны быть потребителями, они должны быть созида.щей силой, разве это не социальный заказ? Бездуховность поколения детей перестроечного периода. когда отмели курс Основы Советского государства и права, которое давало хоть какое -то разъяснение о должном поведении, что мы получили ? поколение - правовых нигилистов?Да. Поколение безразличных и безучастных людей. По-моему мнению, цель образования не просто дать знания, а помочь детям стать Человеком - творческим, активным, инициативным, интересующимся, знающим, востребованным и т.д.


Романов К.М.: Новые цели в образовании? В принципе ничего нового я пока не вижу. Мы говорим о личностно- ориентированном воспитаниии и образовании. Хорошо. Но , что получилось за последнее время. Образованием занялась прокуратура. Пошло распределение учеников по школам ( т.е. если в классе более 25 человек, а такого не должно быть), куда девать данных учеников- давай в другую школу. А дети не хотят. Что мы делаем? И ничего не докажешь. Есть статья. Не выполнишь, директор будет платить штраф. Забываешь про цели образования.

оданович М.В.: Самое трудно реализуемая цель образования - развитие экзистенциальной сферы человека, которая, как отмечает О.С. Гребенюк, включает в себя: . обеспечение развития позитивной Я-концепциии исамоуважения; развитие способности уважения у себе и к людям; формирование навыков социального взаимодействия. Наверно это новое, которое пытаются реализовать инновационные учебные учреждения. В массовой практике школа ориентирована была долгое время на воспитание послушного исполнителя чей-то воли.

Матвейчук Н.Н.: olga-sorokina пишет: должны были бы проверяться умения самостоятельно найти пути решения проблемы оданович М.В. пишет: Самое трудно реализуемая цель образования - развитие экзистенциальной сферы человека, которая, как отмечает О.С. Гребенюк, включает в себя: обеспечение развития позитивной Я-концепциии исамоуважения; Позитивная Я-концепция развивается там, где человек реально успешен. Что подразумевается под успешностью школьника? Какое место в его Я-концепции занимает умение самостоятельно найти пути решения проблемы? А самоуважение? С помощью каким образом организованной деятельности можно "получить на выходе" уважающего себя ученика? И имеет ли это отношение к гармонически развитой личности (как к задаче образования)? Это, наверное, после отправки программы курсов перестали появляться ответы, остались одни вопросы...

Хайдорова С.И.: оданович М.В. пишет: обеспечение развития позитивной Я-концепциии исамоуважения; [/quot Скорей всего это обеспечение становится не гуманной а одной из основных целей формированиея личности учащегося. Я считаю что из-за таких целей дети выходят из школы с завышенной самооценкой, больным самолюбием или просто с потерей основных нравственных качеств человека!

Макарова Л.П.: Вечная цель,но сегодня звучит совершенно по-другому:духовное воспитание человека.Это требует от педагога смыслотворческой деятельности.Здесь никакие научные подходы не помогут,кроме гуманитароно-целостного,человекосообразного.Согласна с Мариной Витальевной в том,что здесь не обойтись без развития экзистенции человека,его сущности.Но школа.к сожалению,иногда и слова такого нес лышала,а не то что бы планировала эту работу.Но это не вина педагога,а только руководителей.Взяли на себя ответственность за коллектив и учеников,должны быть впереди и в науке к том числе.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Взяли на себя ответственность за коллектив и учеников,должны быть впереди и в науке к том числе. Правильно говорите однако кто-нибудь считал каков процент директоров и замов с ученой степенью! А СУЩЕСТВОВАНИЕ человека, развитие его существования может быть и в том что бы знать такие слова

olga-sorokina: Хисаметдинов А.А. пишет: Правильно говорите однако кто-нибудь считал каков процент директоров и замов с ученой степенью Думаю, что процент этот не будет высоким. Зато сталкивалась с примерами, когда директор даже не имел обычного в таких случаях высшего образования.

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Думаю, что процент этот не будет высоким. Зато сталкивалась с примерами, когда директор даже не имел обычного в таких случаях высшего образования. А это уже извините проблема отделов образования, администраций муниципальных районов и министерств! Почему это так. Каким образом набираются кадры. Как осуществляется кадровый мониторинг ОУ и вообще осуществляется ли(хотя куча бумаг пишется )

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Здесь никакие научные подходы не помогут,кроме гуманитароно-целостного,человекосообразного. Не скажите, все же школа должна дать определенный набор ЗУНов. Что не исключает духовного и социального развития. приоритеты ставим не мы, а государство все же. просто каждый педагог (школа) выбирает для себя приоритет. Это данность.

Макарова Л.П.: И как это противоречит гуманитарно-целостному подходу?

Склярова: цели образования изменяются, подстраиваясь по время, личности, которые участвуют в образовательном процессе. Насколько изменится образование лет через 50?

И.В.Митина: Извините уважаемые господа, но на мой взгляд все это демагогия! Основная и главная цель современного образования - воспитание всесторонне, гармонично развитой личности. Возможность ее достижения зависит не от уровня образования директоров школ и пр.,а от готовности участников образовательного процесса ее принять! Если раньше мы воспитывали человека готового подчиняться и быть винтиком в общем механизме, то теперь мы воспитываем человека,который САМ отвечает за себя и свое будущее. Вокруг этого и надо строить обсуждение, а все остальное частности.

И.В.Митина: Уважаемые коллеги! Как вы считаете, не вернемся ли мы лет так через 50-60 к тем же целям и задачам образования, которые сегодня модернизируем?

Ремизов Антон: И.В.Митина пишет: Как вы считаете, не вернемся ли мы лет так через 50-60 к тем же целям и задачам образования, которые сегодня модернизируем? Дело в том, что все цели и задачи образования, которые формулировались лет эдак 40 назад, формулируются сейчас и будут формулироваться позже несут в себе одну и ту же смысловую нагрузку. Что 40 лет назад, что сейчас (и уверен будет потом) цели образования по своей сути не менялись - менялись их формулировки, словесная оболочка. И правильно говорит товарищ И.В.Митина - мы не только вернемся к целям, которые сейчас усиленно реформируют, но и вернемся к ним гораздо раньше, чем через 50 лет. И, по сути, мы от них и не уйдем - потому что уходить-то некуда - еще раз повторюсь, но цели остались (оставались и останутся) теми же самыми.

Ремизов Антон: admin пишет: Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются сегодня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учебники, технологии обучения, систему диагностики контроля? Какие цели были раньше у нашего образования?Это было воспитание всесторонне развитой,образованной(по крайней мере, на уровне начального профессионального образования) личности. Такими же они и остались, исключая то, что особо за политическим воспитаниям в строго определенной направленности сейчас в школах(да и других ОУ) не следят. Вот это единственное, что радует в сложившейся обстановке. А в другом мы далеко от периода Совка не ушли. Что было, то и осталось. Но технологии(как мне не нравится это слово!такое чувство, что консервные банки новой, обтекаемой модели изобретаю) обучения, учебники и диагностики контроля должны изменится, но не факто, что они изменятся в лучшую сторону! А.В.Хуторской пишет: как влияет на изменения в образовании такие факты, когда ряд новых целей только "приговаривается" вместе с традиционными установками. Т.е. цели говорятся\пишутся новые, а все остальное пока им не соответствует. А вот и ответ на этот вопрос: Ремизов Антон пишет: И.В.Митина пишет: цитата: Как вы считаете, не вернемся ли мы лет так через 50-60 к тем же целям и задачам образования, которые сегодня модернизируем? Дело в том, что все цели и задачи образования, которые формулировались лет эдак 40 назад, формулируются сейчас и будут формулироваться позже несут в себе одну и ту же смысловую нагрузку. Что 40 лет назад, что сейчас (и уверен будет потом) цели образования по своей сути не менялись - менялись их формулировки, словесная оболочка. И правильно говорит товарищ И.В.Митина - мы не только вернемся к целям, которые сейчас усиленно реформируют, но и вернемся к ним гораздо раньше, чем через 50 лет. И, по сути, мы от них и не уйдем - потому что уходить-то некуда - еще раз повторюсь, но цели остались (оставались и останутся) теми же самыми.

Тина: *PRIVAT*

Ремизов Антон: Должны ли школы давать определенный на бор ЗУНов в соответствии с госстандартом или учитывать индивидуальные пожелания учащихся и их учеников в этом вопросе?

Левковская Н.Г.: Сегодня новой целью образования является развитие личностных качеств каждого ребенка в отдельности, , когда как образование года три четыре назад было ориентированно исключительно на массы. Связи с этим меняются технологии образования, которые используют такие формы инновационных разработок как: критическое мышление, проектная деятельность и т.д. Для инновационного поиска необходимо объективное и полное информационное обеспечение. Особую ценность здесь представляет информация о состоянии образовательного учреждения, микроклимате в его коллективе, возможностях сотрудников участвовать в инновационном поиске, информация о перспективных нововведениях в других образовательных учреждениях, об уровне подготовки учащихся, о готовности школьников к саморазвитию и т.д. Конечная цель часто формируется в разработке прогностической модели выпускника данного учреждения. Модель выпускника представляет собой развернутую характеристику конечного результата деятельности педагогического коллектива. Базу модели составляют такие свойства человека как состояние его организма, уровень развития психики и его социальная коммуникабельность.

Биктуганова Светлана: Раньше обучающийся выступал в роли объекта для обучения. Теперь одной из целей образования является создание условий для всестороннего развития личности. Приход в школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Изменяются цели, стандарты, программы, учебники, а на практике, в школе порой видишь, что учитель использует учебник, изданный лет десять, пятнадцать назад. Те же домашние задания, все та же система оценивания знаний, те же «двойки» поставленные не за знания, а например, за поведение на уроке или отсутствие учебника. Я согласна с мнением , что пока в школу не придут работать специалисты все новые цели будут сводиться к профанации. Много говорится о модернизации образования, но она не должна закончиться только на компьютеризации образовательных учреждений. В профессиональной среде много говорится о переходе общеобразовательных школ на профильное обучение. С высокой трибуны мы, родители старшеклассников слышим от директоров школ о профильных классах. Что происходит на самом деле?

Irene: С моей точки зрения многоцелевое направление/ с любых точек зрения/ на первом месте. Ведь человек-это диссипативная структура.а у нас цели лишь декларируются/особенно воспитательная/. Разве не так?Нет линий достижений каждого учащегося.

d25: Рискну обострить дискуссию, как автор кандидатской по целям в педагогике 90-х годов XX века Раньше образование выполняло социальный заказ ... Человек программировался быть как все, делать как все, иметь те же ценности,что у всех. Сейчас обращают внимание на личность. Целесообразно разводить идеологические декларации и реальность. Идеологии меняются, а многие процессы в реальности остаются теми же. Вы сравните "программирование" с иезуитской или протестантской практикой. Да не было в советское время никакого "программирования"! Небольшое/среднее промывание мозгов. То же самое про личность. На нее обращают внимание по преимуществу в документах и статьях. А социальный заказ давит сильнее сегодня. Социальный заказ - это заказ на специалиста. Личность ни в какой аттестации и при приеме на работу, и при поступлении в вуз не учитывается! Но школа, на мой взгляд, серьезно запаздывает за этим процессом. Развитие личности,профильное образование по существу не реализуются в том объеме, который требуется. Школа как агент социализации не самый сильный фактор социальных изменений, скорее она отражает состояние общества. В педагогике остро не хватает базовых социологических знаний, и это традиционно. Часто за красивыми названиями нет ничего, или еще хуже - старое содержание. Все это приводит к тому,что все новые цели сводятся к профанации. То же самое происходит и в системе контроля: проверяются те же самые навыки и умения, должны были бы проверяться умения самостоятельно найти пути решения проблемы,найти знаниям практическое применение. С этим не поспорить. Необходимое для улучшения педагогическое творчество на поток не поставить. Вечная цель,но сегодня звучит совершенно по-другому:духовное воспитание человека.Это требует от педагога смыслотворческой деятельности.Здесь никакие научные подходы не помогут,кроме гуманитароно-целостного,человекосообразного.Согласна с Мариной Витальевной в том,что здесь не обойтись без развития экзистенции человека,его сущности.Но школа.к сожалению,иногда и слова такого нес лышала,а не то что бы планировала эту работу.Но это не вина педагога,а только руководителей.Взяли на себя ответственность за коллектив и учеников,должны быть впереди и в науке к том числе. Боже... Ну что Вы, какое развитие сущности со стороны руководителей? А про "экзистенцию" читайте М.Хайдеггера, нельзя так понятием спекулировать. И в целом, не будет образование личностно ориентированным, пока общество не станет таковым.

А.В.Хуторской: d25 пишет: И в целом, не будет образование личностно ориентированным, пока общество не станет таковым. Я бы так не формулировал. Тем более, что система образования - часть общества. Я бы сузил вопрос до причин изменения целей. Если вы исследовали этот вопрос, то, наверное, у вас имеются типы причин изменения в обществе целей образования. Каковы они? И второе, опираясь на исторический опыт, как мы можем его использовать сегодня для перевода образовательного целеполагания в направлении его личностных смыслов. Например, на мой взгляд, понятийный "вброс" терминов типа "личностно-ориентированное обучение" уже ведёт к постепенному изменению содержания образования. Какие ещё возможны инновационные механизмы?

d25: *PRIVAT*

А.В.Хуторской: В каком "поле" формулируются (задаются) цели образования? Я не думаю, что это прерогатива общества, государства или их отдельных деятелей. Популярность тех или иных идей, определяющих смену целеполагания - не причина, а следствие этого изменения. Где причины?

Сонина М.Н.: А.В.Хуторской пишет: В каком "поле" формулируются (задаются) цели образования? Я не думаю, что это прерогатива общества, государства или их отдельных деятелей. Популярность тех или иных идей, определяющих смену целеполагания - не причина, а следствие этого изменения. Где причины? Если говорить о сегодняшней ситуации, я бы выстроила такую цепочку причин-следствий. 1) Поручение Президента РФ - рассмотреть вопросы, касающиеся формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики (выделенно мною) Следовательно, надо смотреть: 2) Характеристики инновационной экономики, в частности такие, как: - максимальная гибкость и нелинейность всей социальной сферы, в том числе системы образования (отсюда цель: учет индивидуальных запросов и возможностей учителя и ученика ) - опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития (следовательно, образование должно давать возможность учителя и ученика самореализоваться в инновационном поле); - многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени (отсюда необходимость, прежде всего, учителя быть готовым к восприятию нового, его освоению, а затем перенос на ученика с точки зрения, к примеру, обучения постоянной смене ролей, освоению качеств нового ролевого набора; представление об истине не как об абсолютном знании, которму можно научить один раз и на всю жизнь, а как нечто, с чем соглашается сообщество ученых на данном этапе и пр.); - смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу (статусы, опыт, знания, самодостаточность) и способности к адаптации (следовательно, цель образования через призму этой характеристики - подготовить учащихся к непрерывному продолжению образования . В итоге, в основе современной модели образования - переход от принципа учения к эволюционному принципу научения, самообучения (вместо меня учат, учитель знает, он меня научит появляется я учусь, учитель может мне помочь. P.S. Спасибо О.В. Кишенковой - буквально пару недель назад она выступала у нас в Челябинске и помогла навести некоторый порядок в моей голове по этому вопросу.

d25: Не совсем так: не в каком поле формулируются, а под влиянием какого-то теоретического поля, в какой-то "парадигме", как правило, из философии, психологии или социологии. Формулируют педагоги, точнее некоторые из них. Слово "поле" здесь не совсем удачно появилось.. Внешняя причина - социальные изменения, внутренняя причина - "интеллектуальная история идей" (термин школы Анналов, как раз та самая популярность определенных идей в отдельные исторические периоды). Процитирую сам себя: ... общая направленность общественного сознания, в том числе динамика социальных ценностей, идеалов, целей, непосредственно определяется совокупностью общесоциальных условий, в которых развертывается целеполагание и которые выступают его внешними факторами. Если внешние факторы определяют общую динамику развития содержания цели, то конкретное многообразие содержания, вероятно, обусловлено в большей степени внутренними факторами развития научно-теоретического знания ("интеллектуальная история идей"). Ведущим среди внутренних факторов, исходя из выявленной природы содержания педагогической цели, является идеологическая динамика педагогического сознания. Таким образом, нами признаются оба магистральных течения в философии и истории науки – экстернализм и интернализм, – но в разных контекстах.

А.В.Хуторской: d25 пишет: Формулируют педагоги ... можно, конечно, считать, что это педагоги (мы) формулируем, задаём цели. На мой взгляд, это от нашего большого самомнения. Педагоги, и даже учёные - не источники изменения целей. Они, цели, как раз и меняются не в поле компетентности отдельных специалистов, а в ином поле. Поле не влияет, оно определяет. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 10-11).

d25: Поле не влияет, оно определяет. Какое поле Вы имеете ввиду? это педагоги (мы) формулируем, задаём цели. На мой взгляд, это от нашего большого самомнения. Педагоги, и даже учёные - не источники изменения целей. Мне кажется, мы по-разному трактуем термин "цель". Цели педагоги не могут не формулировать, они субъекты своей педагогической деятельности, и хотя нередко она слабо "целерациональна" (если развести всю совокупность педагогических действий на 4 типа в соответствии с 4 типами социальных действий М.Вебера, то в массе педагогическая деятельность относится к традиционному и ценностнорациональному типу, не ориентированным на изменение действительности и не имеющим сознательно выбранной цели). Насчет существования самомнения - конечно. Но в конце у Вас - вопрос ставится не просто о формулировке цели, но об изменении цели (в историческом отношении?), и не совсем понятно, к чему Вы ведете, даже как будто не договариваете.

А.В.Хуторской: d25 пишет: не совсем понятно, к чему Вы ведете Я не веду, я ищу. Ищу объяснение причинам изменения целей в образовании, как в массовом отношении, так и в индивидуальном. Нахождение метапричин изменения целей позволит действовать сообразно этим причинам, и не пытаться изменить цель не так, каково для неё обусловлено самой природой этой цели. Например, перестройка начала 90-х гг (вызванная чем? не партийными же лидерами!) параллельно сопровождалась изменением в целеполагании - в направлении к личности. Сегодняшняя "вертикальность" также имеет свои параллели в целях. Но я далёк от того, чтобы считать, что изменения в образовательных целях определяются политическими, социальными и экономическими изменениями. Скорее, наоборот. Что же действительно меняет цели? d25 пишет: Мне кажется, мы по-разному трактуем термин "цель". Цели педагоги не могут не формулировать Да, это другой класс целей. Хотя и здесь конкретный педагог является НЕ ПЕРВИЧНЫМ источником целей или их изменения.

d25: Нахождение метапричин изменения целей позволит действовать сообразно этим причинам, и не пытаться изменить цель не так, каково для неё обусловлено самой природой этой цели. Чтобы добиться абсолютно возможного контроля (социального контроля)? А для чего вообще изменять цель? (изменять цель = сознательно что-то формулировать?) Еще кажется, что у Вас цель как явление явно масштабнее привычного понимания ее роли. Вы на эту цель что-то масштабное возлагаете. Будет цель (провозглашение чего-то, кого-то целью), и что изменится? Сколько целей сформулировано за последние годы, а ситуация в целом изменяется слабо или ухудшается. Может быть, важнее понять механизмы реализации цели, но это уже не совсем проблематика самой цели. Для реализации цели необходимы соответствующие условия, которые выходят за рамки только системы образования, и даже более того - значительно выходят за эти рамки. Поэтому может возникнуть и такой вопрос: как реализовать цели в неподходящих социальных условиях, вопреки им? Но я далёк от того, чтобы считать, что изменения в образовательных целях определяются политическими, социальными и экономическими изменениями. Скорее, наоборот. Вы хотите сказать, что изменение целей образования отражается на политических, социальных и экономических процессах? Примеры? Вероятнее, история - это результат воздействия самых разных движущих сил, но иногда на первый план выходят некоторые из них (но не цели образования).

А.В.Хуторской: d25 пишет: Сколько целей сформулировано за последние годы, а ситуация в целом изменяется слабо или ухудшается. Я в таких случаях вспоминаю Короля с маленькой планеты из "Маленького Принца". Он отдавал только те приказания, которые выполняются. Например: "Солнце, встань", и оно вставало. Также и с целями, только те цели будут реализованы, для которых есть сообразные предпосылки. Так же и с изменением целей: только те цели и именно так будут изменяться, для которых настало время и иные условия. d25 пишет: Вы хотите сказать, что изменение целей образования отражается на политических, социальных и экономических процессах? Образование (педагогическое) я считаю элементом всечеловеческого образования как его образОВЫВАния. Когда-то наши методологи декларировали и пытались осуществить проекты типа "Образование как средство развития регионов", именно так там понималось образование. Соответственно, и целевая иерархия имеет глубокую последовательность, начиная от метацелей, заканчивая целью фрагмента урока. Поэтому, если принять такое понимание образовательных целей, то получится, что исторические, политические, экономические и др. процессы и цели - следствие реализации образовательных метацелей. Сегодня же доминирует иное понимание, нынешний министр образования и науки вообще считает экономику первичной, образование вторичным.

d25: Целевая иерархия наследует традиции планирования в целом, которая предполагает возможность просчитать все нюансы социальной (и образовательной) реальности, сделать ее унифицированной и предсказуемой, получить фиксированный результат фиксированными средствами в фиксированное время, то есть технологизировать ее. Но объект планирования - люди и социальные группы не могут не сопротивляться внешнему давлению, в том числе провозглашая свои цели. Примечательно, что при попытке достижении некоторых благих целей - воспитание в духе классической культуры, например, средствами литературы как предмета - встречается не просто отсутствие результата, но антирезультат. В одной газете (если не ошибаюсь, "Педагогический вестник") была когда-то статья Турбовского, где он приводил данные очень масштабного опроса выпускников школ, 40% которых о своем отношении к русской литературе заявили так: "Ненавижу!". Не знаю подробности проведения опроса, чтобы однозначно определить надежность этих данных, но чтение классической литературы - это без сомнения занятие маргинальное в современном обществе. если принять такое понимание образовательных целей, то получится, что исторические, политические, экономические и др. процессы и цели - следствие реализации образовательных метацелей. Принять можно любое положение, но реальность его нейтрализует/видоизменит. Эксперименты 1920-х годов как единственные масштабные в своем роде подтверждают скорее обратное. И еще один нюанс. Для того, чтобы активно что-то менять, необходима массовая установка педагогов на изменение. Это предполагает творчество, энтузиазм, теоретический интерес, умение слаженно работать в команде и т.д. Это невозможно в массе. В условиях капиталистической экономики работа служит средством увеличения и поддержания социального статуса (доход+престиж) и обеспечения потребления (материального, символического) как основной модели реализации потребностей. Потребление по словам Бодрийяра служит заменителем активности. Условно, сравните масштабы успехов педагогических инноваций и объемы рождественских распродаж. нынешний министр образования и науки вообще считает экономику первичной, образование вторичным Это традиционный марксистский и не только тезис. Из которого, кстати, выросла тематика социального заказа: "обществу нужны специалисты". Если выпускник школы не поступил в приличный вуз, если выпускник вуза не устроился на приличную работу - это по общим меркам плохие учебные заведения. Еще, как обещают, включат в аттестацию представителей работодателей, и тогда труба личностной ориентации . Но экономика много решает и в индивидуальном плане тоже: если человек не стал специалистом, то почти обречен на маргинальный статус (при отсутствии "неформальных" ресурсов). И по поводу "подходящих" целей - стопроцентно будет реализовано только то, что реализуется без особых усилий. Это результат стихийной социализации, слабо опосредованной целями, особенно масштабными. Чем масштабнее цель, тем большее количество условий необходимо для ее достижения, тем больше ресурсов (в том числе финансовых, политических и др.) требуется, тем изощреннее должна быть теория вносимых изменений (большее количество переменных учитываться). Можно сделать вывод: чем больше цель отличается от результата стихийной социализации, тем меньше вероятность ее достижения.

А.В.Хуторской: d25 пишет: вывод: чем больше цель отличается от результата стихийной социализации, тем меньше вероятность ее достижения. Вот именно в этом направлении я и ставлю вопрос. Только не в одной "стихийной социализации" здесь дело. Сама эта социализация тоже является следствием определённых процессов. В них и следует искать источник метацелей. Что это за область (поле), какова её структура, что там является определяющим, вот в этом бы разобраться. Если такая возможность, конечно, существует.

d25: Если считать, что общество движется к определенной цели, можно попасть в рубрику "телеологизм". Сами же процессы настолько сложны, что можно попытаться в них разобраться только постфактум, да и здесь общезначимых теорий не существует, а нищета всякого рода футурологии и политологических предсказаний очевидна. Что касается социализации, можно оценить вклад каждого агента в процесс становления современного ребенка: ТВ и кинопродукция, интернет, компьютерные игры, журналы и газеты (проанализировать для примера "Cool girl" ), группы сверстников, родители, учителя, социальное окружение (группы) на уровне дома, микрорайона, школы, населенного пункта, региона, страны. Есть теоретический шанс воздействовать через агентов, противостоять отдельным агентам, перераспределить объем влияния в пользу других агентов и т.д. На мой взгляд, важно предоставлять хорошие конкурентноспособные ролевые модели через значимых агентов социализации, причем в качестве этих моделей "традиционные" персонажи классической литературы далеко не всегда проходят: они несовременные, "художественные" и чуждые по контексту.

Тамара: Мы постоянно находимся в поиске целей, направлений, но забываем о том, что, выбрав цель, необходимо добиться результата, а добивается тот кто цель ставит. Может быть пора остановиться на главном: не готовить ребенка к жизни, а жить. Жить здесь и сейчас, вместе с детьми ставить цели и добиваться задуманного постепенно, шаг за шагом. Тогда изменится роль ученика в школе и обучение станет истинно эвристическим, полным значимых для ребенка открытий.

Передериева Е.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на форуме! Раньше ребенок в процессе обучения получал ЗУН - знания, умения и навыки. На данное время задача учителей - создать гармонически развитую личность, способную адаптироваться в жизни, достойно применять полученные знания на практике. Высшая цель - самоактуализация ребенка.

маринанедумова: Наверное, что-то упущено в механизме инноваций по введению ФГОСТ на промежуточном уровне - связи науки с практикой посредством работы учебно-методических центров,управлений образования. Методисты не знют что сказать педагогам о стандартах второго поколения, они и о первых-то никогда не говорили. Кто знает, например, о том, что когда-то были созданы "стандатрты воспитания" первого поколения? Ответьте! А ведь уже на подходе новые стандарты! УМЦ уже предлагают школам представить готовые экспериментальные программы, соданные на основе стандартов второго поколения (и мы, как юные пионеры их представили, а куда бы мы делись)! Затем эти программы используюся методистами как собственные источники информации.



полная версия страницы