Форум » Инновации в образовании » Технологии образовательного целеполагания » Ответить

Технологии образовательного целеполагания

admin: Каковы технологии образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности: • цели в учебном процессе, • цели в учебном курсе, • цели школы, гимназии, лицея • цели в инновационной школе, • цели системы обучения.

Ответов - 11

Svitova Tatiana: Комментарии к докладу д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторского «ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ» Доклад и выступление на конференции привели меня к следующим соображениям и вопросам: 1) Основная характеристика, требование к цели – её проверяемость. Задача – этап, через реализацию которого мы достигаем главного. Значит, они также должны быть проверяемы. В выступлении упоминается о том, что развитие личностных качеств не может быть целью (по вышеуказанной причине), это – направление. А если развитие личностных качеств диагностируется при помощи методик (конечно, речь идет о продолжительном периоде, а не месяце-другом) и они являются внутренним образовательным продуктом, то в таком случае их развитие может быть целью/задачей (на год и более)? 2) Цитата: "Основные этапы этой технологии (выращивания ценностей и целей) следующие: 1…выявление существующих ценностей… 2. Предоставление ученику аналогов его ценностей… 3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами… 4. Сопровождение. 5. Рефлексия." Следует ли из этого, что деятельность учителя и ученика в отношении формирования цели (внутреннего продукта) проходит примерно те же этапы, что и в создании внешнего (первичный образ – аналоги – сопоставление – определение/переопределение собственного продукта при педагогическом сопровождении – рефлексия). Механизм создания внутреннего эвристического образовательного продукта не отличается от механизма создания внешнего?

Мельникова Н.А.: Svitova Tatiana Решение проблемы целеполагания начинается с умения педагога формулировать цель конкретного урока и последовательно ее раскладывать на задачи каждого конкретного этапа (урока). На практике мы столкнулись с тем, что большинство педагогов затрудняются в формулировании диагностичных и операционально заданных целей урока, соответственно и задач, как шагов по достижению поставленной цели. Цель для конкретного урока может выступать задачей в учебном курсе. Здесь, видимо, стоит говорить об умении выстроить дерево целей, выделить цели 1, 2, 3 уровня. Разработать для каждой цели критерии и показатели ее достижения. А это не так - то просто. Трудности вызывает и организация работы по принятию детьми внешних по отнощению к ним целей деятельности. Очень важно также, чтобы цели ОУ в целом были приняты педколлективом, чтобы все педагоги были ознакомлены с критериями и показателями достижения целей в целом по школе, чтобы конкретный учитель умел объяснить, каким образом он через свою педагогическую деятельность реализует цель ОУ. На каждый учебный год в ОУ необходимо выстроить дерево целей на нескольких уровнях: уровень ОУ в целом, уровень администрации, уровень кафедр, уровень учителя, уровень учащегося. Это важно потому, что именно цели являются системообразующим фактором в любой деятельности. И если цели деятельности приняты всеми, то и дела пойдут...

оданович М.В.: необходимо включение ученика в процесс целеполагания. А для этого, как показывает опыт и практической и исследовательской работы эффективны уроки-консультации по теме "Тренинг причина-следствие" Ученикам предлагается выбрать пару для установления причинно-следственных связей из следующего перечня: Строение-свойства Строение-функция Свойство-функция Функция-последствия нарушения после краткого опроса подводится рейтинг покаждой паре. Блиц опрос учеников, почему выбрана именно эта пара. Учитель предлагает разный аспект цели урока и индивидуальны, ученик сам выбирает цель свлей деятельности на уроке.


Макарова Л.П.: Целеполагание как этап образовательного процесса представляет собой совокупность деятельностей,выполняющих управленческие,организационные,педагогические функции.Это диагностика,оценка,прогноз,планирование,включая оценку достижимости цели,оценку рисков,прогноз последействия.Кроме того,целеполагание предполагает сопоставление цели и условий.Содержательным основанием цели служат мотивы,идеалы и ценности(И.А.Колесникова).

olga-sorokina: Важно, чтобы любая цель предполагала конечный результат, продукт деятельности. Тогда есть возможность ее достигнуть. К сожалению, даже сейчас от педагогов требуется триединая цель, поэтому многие формально пытаются указать, чему они собираются учить, что развивать и воспитывать. Стандартность требований в формулировках привела к тому, что такое целеполагание стало формальным. Часто приходится сталкиваться с тем, что о целях урока никто даже не вспоминает. Если же цели будут ориентированы на конечный результат, то они будут выполнять организационную роль, красной нитью вплетаясь в канву урока,курса, программы и т.д.

Макарова Л.П.: Компетентностный подход предполагает другое отношение к целям.Цель-это прогнозирование того,что будет с учеником после урока,мероприятия,педагогического взаимодействия.Мы уже 6 лет обязательным компонентом календарно-тематического планирования считаем планируемый результат .Начиная с него,учитель более целесообразно выбирает средства,результативнее работает.

Орлова И.А.: Уважаемые коллеги! Индивидуальная самореализация и включенность учащегося в образовательный процесс зависят от того, насколько он сам является конструктором собственного образования. Возникает несколько вопросов: 1) Какую долю в планировании учебного процесса мы (учителя) отводим самим детям? 2) Как мы даем возможность ученикам самим поставить, а затем, и достичь именно свои, а не чужие цели? Решение зависит от того, насколько тщательно продумана организация образовательной среды, находясь в которой, ученики смогут найти личную значимость предстоящей к изучению темы, поставить и достичь затем свои цели.

Татьяна Архипова: Ирина Александровна! Форм целеполагания - масса. Главное - выбрать то, что соответствует конкретному предмету и типу урока. Не забывайте, что мы призваны удивлять, то есть помогать открывать новое, направлять к открытию. Я могу предложить некоторые формы целеполагания относительно моих предметов. Важно банальную ТЦУ сделать привлекательной для детей, помочь им выбрать свою формулировку. Например, отыскать удивительные факты биографии писателя (не просто изучить её), написать письмо Фамусову (а не просто изучить образ), составить экскурсию по дому Фамусова и т.д. Уже известное "Лови ошибку!" (когда требуется особое внимание для изучения темы урока). Можно составить "ступеньки" урока и идти по ним, поднимаясь вверх, решая определённые задачи. Спасибо за вопрос.

Скрипкина Ю.В.: Татьяна Архипова пишет: Например, отыскать удивительные факты биографии писателя (не просто изучить её), написать письмо Фамусову (а не просто изучить образ), составить экскурсию по дому Фамусова и т.д. Уже известное "Лови ошибку!" (когда требуется особое внимание для изучения темы урока). Вы перечислили различные типы уроков, разные задания (действительно интересные), но какие цели соответствуют им? То есть именно форм целеполагания я не увидела.

Адаменко С.: Любое образовательное целеполагание, я считаю, придает школе свое "лицо", создавая при этом условия для оценивания как эффективности учебно-воспитательного процесса, так и деятельности ОУ в целом. В цели воплощается миссия школы, поэтому необходимо принять во внимание и социальный заказ, и уровень образовательных слуг, гарантируемых школой, но и определение приоритетных функций школы. Целеполагание по сути своей есть процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки. Решение полностью зависит от того, насколько тщательно продумана организация образовательной среды. И прежде чем осуществить главную цель, просто необходимо осуществить ряд промежуточных целей, которые станут средством, работой, которую надо выполнить, а значит: цель урока будет стремиться к цели учебного процесса, а затем - и к цели работы школы.

Соколова Э. А.: Одним из основных этапов дистанционного урока является постановка образовательных целей при изучении темы. Из статьи "Проблемы и технологии образовательного целеполагания." (Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания.  / Интернет-журнал Эйдос. - 2006. - 22 августа. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. - Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.) я обратила внимание, что в образовательном целеполагании имеется диапазон уровней формулируемых целей – от целей-элементов до смысловых и перспективных целей. Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Данная технология предполагает следующие этапы: диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога. Думаю, что если учитель будет хорошо владеть технологией целеполагания, то он сможет научить учеников ставить перед собой реальные образовательные цели, и, самое главное, научить находить разные пути достижения поставленных целей.



полная версия страницы