Форум » Инновации в образовании » Внедрение эвристических форм и методов в обучение » Ответить

Внедрение эвристических форм и методов в обучение

admin: В чём состоят основные проблемы? Каковы инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения?

Ответов - 55, стр: 1 2 All

Оботова Л.В.: Косивец О.В. пишет: к сожалению, не каждый учитель рвется к эвристическому обучению. Главное отличие такого обучения от классического в том, что каждый урок должен быть досконально продуман. У педагога должно быть сформировано педагогическое мышление. Педагог сам должен быть воспитан как личность, обладающая исследовательской позицией, то есть таким видением образовательной практики, когда учитель прогнозирует свою деятельность, мысленно проигрывает различные варианты учебно-воспитательного процесса, оценивает его результативность. Организаторы конкурса сделали упор на практическом участии педагога в конкретном деле. Как результат – появляется все большая заинтересованность в освоении методики эвристического обучения.

alfa: А я скажу, что элементы эвристического образования были внедрены и освоены очень давно. откройте, полистайте старые учебники и методическую литературу. инновационной здесь является только лексика. это свойственно научным работникам, которые разрабатывают различные проблемы именно педагогики. как начнут строить свою речь да придумывать словечки, выхватив кусочки иностранных слов, лишь бы защититься. и защищаются! в наглую!

Поздеева Л.С.: Я считаю, что сегодня одним из факторов формирования творческой личности учащегося должно являться эвристическое обучение в школе. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого обучения. В будущем, ученик, вышедший из школы, сохранит свою творческую особенность на протяжении всей своей жизни! Сохранит способность к оригинальному мышлению и поведению, способность находить неожиданные решения, которые были заложены на уроках учителем при эвристическом обучении. Знания устаревают быстро, а навык получать необходимые знания в соответствии с изменяющимися условиями жизни и личной креативной ориентированностью остается всегда в этом мире. Сейчас от современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях. В то же время, существует социальный заказ на образование, требования общества к подготовке молодого поколения. А требования работодателей таковы: Работник должен—уметь -- Самостоятельно думать и решать проблемы --Обладать критическим и креативным мышлением -Владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. А все эти качества выпускник может приобрести только благодаря эвристическому обучению и тогда будет востребован.


Поздеева Л.С.: Сегодня основным итогом качества образования является всевозможные срезовые работы и ЕГЭ, а в большинстве таких заданиях по географии не требует особых нестандартных ответов. И показатели ЕГЭ ориентируются в основном на базовый уровень знаний и умений учащегося. Поэтому, мне кажется необходимо пересмотреть систему оценки знаний и умений учащихся, учитывая его творческий подход при ответах.

Андрианова Г.А.: Уважаемая Поздеева Л.С., Каким образом Вы предлагаете начать работу по пересмотру системы оценки знаний? Какие элементы эвристического обучения Вы применяете на своих уроках, как ставите оценку знаний и умений учащегося с учетом его творческого подхода в ответах?

Передериева Е.В.: Андрианова Г.А. пишет: Какие элементы эвристического обучения Вы применяете на своих уроках Интерактивные методы обучения, " мозговой штурм", деловая игра, презентации творческих заданий по желанию - применяла на протяжении нескольких лет, не подозревая, что это элементы эвристического обучения.

Файзуллаева: На мой взгляд, эксперимент можно без опаски применять в начальной школе и в пропедевтических курсах (речь идет безусловно о том, что этим будут заниматься обученные педагоги). На уроках эвристические приемы в той или иной мере (во всяком случае в профильных классах) тоже есть возможность и даже необходимость применять, это развивает ребят. На факультативных занятиях, которые ребята выбирают сами, можно и нужно заниматься открытиями наряду с другими оргдеятельностными примемами обучения, в этом суть таких занятий. Шкала оценивания - 5 баллов до сих присутствует в наших школах. Как оценивать эвристичность ребят (я так понимаю - это должна быть штучная шкала, для каждого). К ЕГЭ мы должны прийти с определенным багажом. Можно ли вводить новшества и в какой мере, не согласовываясь с этими требованиями Министерства образования? Олимпиады Эйдоса, эвристические методы на уроках, факультативах - это здорово, но это все-таки работа индивидуального педагога. Все на это не пойдут. Не потому, что не захотят, а потому, что не смогут или побоятся. Ведь и в древнем мире наукой (философией) занимались не все, а избранные.

Передериева Е.В.: Файзуллаева пишет: Как оценивать эвристичность ребят (я так понимаю - это должна быть штучная шкала, для каждого). Здравствуйте! Эвристичность, способность находить новое, совершать открытия. Уверена, что именно она уже оценивается на конкурсах различных уровней по результатам исследовательских работ. 1 место, "гран - при" - разве это не высшая оценка? Если даже работа не заняла призовое место, но отмечена особо - может ли это служить оценкой эвристичности?

Fomenko1957: Условие: вузовские экзамены и ЕГЭ не ориентированы на проявление нестандартности. Гипотеза: Если они будут ориентированы на проверку нестандартности, то поступившие прославят вуз и страну 1. уроки будут интересными и возрастет мотивация учения; 2. образовательный продукт станет оценочным фактором; 3. ученики будут учиться, а не получать знания; 4. образовательное пространство станет свободным; 5. мы получим массу не востребованных на рынке труда креативщиков 6. возникнет проблема учителей готовых к работать в новых условиях 7. возможны проблемы с 70% населения не готовых к творческой инициативе по ряду причин Любая крайность опасна, почему-то всплывает фраза "педагогика - это не полигон для испытания". Так что в любой бочке меда можно найти ложку дегтя. Вот внедрение в систему обучения эвристических форм и методов обучения - это инновация востребованная

Передериева Е.В.: Fomenko1957 пишет: вузовские экзамены и ЕГЭ не ориентированы на проявление нестандартности Согласна с вами, что экзамены не ориентированы на проявление нестандартности. Однако на базе некоторых ВУЗов проходят отборочные конкурсы именно для учеников 10 - 11 классов. По итогам конкурсов финалисты выполняют заключительные задания - проекты. Происходит это в аудитории, ребенок получает задание - и ни родители, ни репетиторы ему помочь в выполнении не могут. При этом ученики, занимающие призовые места, поступают либо на бюджетной основе, либо получают значительную скидку на оплату образовательных услуг. Дети, принимающие участие в научных конкурсах и конференциях, также могут получить поддержку ВУЗов.

Соловьёва О.Г.: admin пишет: Каковы инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения? Внедрение эвристических методов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Архипова Т.А.: Соловьёва О.Г. пишет об инновационных задачах внедрения и освоения эвристического обучения: Внедрение эвристических методов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Инновации есть изменения внутри системы за счёт её собственных резервов. В педагогической системе инновации подразумевают нововведения, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Эвристическое обучение предполагает изменения на уровне мышления, а потом и на уровне технологий, подходов, форм, методов обучения и т.д. Это не качественное новообразование, а обновление в зависимости от готовности менятся. Вероятно, прежде всего важно диагностировать уровень подготовленности определённой системы к введению новшеств, тогда индивидуально будут сформулированы и задачи перехода от одного уровня развития к другому.

Fomenko1957: admin пишет: В чём состоят основные проблемы? Главная проблема в нас учителях, вот сейчас начинаю только разбираться в том, чем я занимаюсь, эвристическая дидактика – это новое содержание образования. Ум как заржавелый руль разворачивает всю сложившуюся систему представлений. Я понимаю, что предложенное учение современно и нужно, но очень трудно избавиться от стереотипов. Пока для меня лично главное перестроить свое сознание на новое восприятие материала и системы преподавания, увидеть учеников не как субъект даже обучения, а как организатора своего учения, это процесс.

Галеевgа Д.Н.: Большинство сходится на том, что при освоении стандартов образования, весьма сложно использовать эаристический подход: время общения с учениками ограничено уроком, основная задача - освоить базовый либо углубленный уровень. Возможно, наиболее подходит для эвристического обучения и развития креативного мышления система дополнительного гобразования детей? Однако статистика говорит о том, что доля учащихся в естественно-научном, эколого-биологическом направлениях, а также в техническом творчестве (и в других интеллектуальных напралениях доп. образования) весьма не велика. Почему бы не создать единую модель образования с учетом активного использования системы ДОД. А не нагружать учителей дополнительными функциями?... В любом случае некреативному учителю не помогут никакие методики, здесь все дело в личности педагога. Данная оценка, конечно-же, провокационна. Но все же очевидно, что эвристическое обучение - это высший пилотаж, и для его реализации может стать результативным тандем: учитель + педагог дополнительного образования. Для успешной работы в данном направлении необходим системный подход к образованию подрастающего поколения, и, разумеется, соответственная государственная политика. Что на выходе нужно государству, что оно готово сделать для этого?

А.В.Хуторской: Галеевgа Д.Н. пишет: при освоении стандартов образования, весьма сложно использовать эаристический подход: время общения с учениками ограничено уроком Эвристическое обучение не исчерпывается общением учителя с учеником (если, конечно не иметь ввиду под эвристическим обучением эвристические беседы). Задав определенный режим обучения можно именно стандарты изучать эвристически за то же самое время. Галеевgа Д.Н. пишет: эвристическое обучение - это высший пилотаж Как это ни странно прозвучит, но эвристическое обучение может осуществлять совсем не обязательно суперучитель. А любой - кто освоил технологии эвристического обучения - вообщем-то простые и понятные.



полная версия страницы