Форум » Инновации в образовании » Инновационный механизм внедрения компетентностного подхода » Ответить

Инновационный механизм внедрения компетентностного подхода

А.В.Хуторской: Компетентностный подход является педагогическим новшеством и нуждается в инновационном внедрении. Каковы должны быть механизмы такого внедрения? В чем здесь "подводные ками"? Как сделать компетенции органичной составляющей обучения?

Ответов - 31

Хвостова: Большинство педагогов школы не готовы к внедрению компетентностного подхода. Нет четких критериев, какие компетентности вообще нужно формировать, как оценить уровень их сформированности. Нет необходимой материальной базы в ОУ, не совершенна методическая. Помимо урочной деятельности учитель, от которого зависят перемены и «перестройка» школы, загружен до предела (программы, проекты, конкурсы, прогнозы, отчеты, семинары, он же классный руководитель, педагог ДО, член МО, зав. кабинетом и т.д., наконец, он же родитель...). ??? Хвостова Т.П.

А.В.Хуторской: Хвостова Не очень понятно, что вы хотите этим всем сказать, что ничего не нужно внедрять, ничего невозможно внедрять? Кто хочет - ищет возможности. Кто не хочет - ищет причины. Если вы хотите, приглашаю на наши дистанционные курсы по компетентностному подходу, где действительно можно понять, что такое компетентностиный подлход и сделать конкретные шаги в его освоении и примениии.

Наталья: Здравствуйте. А разве использование метода проектов не соответсвует развитию компетенций?


А.В.Хуторской: Наталья, скорее всего вы задаёте риторический вопрос. Конечно, метод проектов весьма соответствует компетентностной ориентации, поскольку проект всегда предлагает реальное ДЕЛО. А чтобы это дело сделать, нужно владеть-овладевать компетенциями. Но кроме метода проектов имеется множество других методов. И - главное - в этой теме задан вопрос о том как внедрять компетентностный подход? Метод проектов не может быть единственным инновационным механизмом. Да и перевести всё обучение в проектную форму - наверное, тоже не решение проблемы?

А.Д.Король: А.В.Хуторской пишет: Компетентностный подход является педагогическим новшеством и нуждается в инновационном внедрении. Каковы должны быть механизмы такого внедрения? В чем здесь "подводные ками"? Как сделать компетенции органичной составляющей обучения? Главным "подводным камнем", скорее скалой является сам образовательный стандарт, практически не предусматривающий творческой деятельности. В целях обучения почти каждой дисциплины можно встретить стандартный набор "развитие творческих. индивидуальных особенностей, здоровьесбережение" и т.д. Однако, реального механизма реализации заявленных целей нет, поскольку ведомым является передаточный характер образования: его содержание является педагогически адаптированным социальным опытом, передаваемым учащемуся. Поэтому, задача реализации компетентностного подхода может быть выполнена при условии, что в содержании образования, самом образовательном стандарте наряду с целями и стратегией государства найдет свое место и личностный ученический компонент, не зависящий от социального заказа на образование. Одним из вариантов решения задачи является предоставление учащемуся спрашивать, а не отвечать. В вопросе ученика как педагогической форме его ответа содержится и знание, и творчество, государственное, и личностное. Введение в образовательный стандарт (общеучебные умения, навыки, обобщенные виды деятельности) компонентов вопрошания ученика (его эвристического диалога) позволит практически решать не только дидактические, но воспитательные задачи образования, воспитывать толлератность и терпимость к чужому мнению, умению слышать другого человека, принимать его точку зрения. Компонентами эвристического диалога являются, например, умения учащихся отделять знание от незнания, составлять целеполагательный вопрос, умениях рассматривать несколько точек зрения на природу объекта и создавать собственное знание, умениях искать, преобразовывать, передавать информацию, доказывать, опровергать утверждения, составлять эвристические задания, диалоги и др. Данные компоненты предполагают формирование общей основы следующих ключевых (относящихся к метапредметному уровню содержания образования) компетенций учащихся: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, общекультурных.

Маталыгина Ж.И.: Я предлагаю посмотреть на ключевые компетентности выпускников школы с другой стороны, скорее, на их отсутствие. О каких более сложных компетентностях можно говорить, если наши дети не научились - отвечать за свои слова и поступки, - понимать права других людей на иную точку зрения, - трезво оценивать свои возможности, - доводить дело до конца, не бросать в любой момент. Мы можем продолжать этот список до бесконечности. Он свидетельствует о несформированности тех черт характера, которые можно назвать базовыми человеческими компетентностями. Вступая в половозрелый возраст, подростки не хотят отказываться от привилегий детства и принимать взрослые деловые и просто человеческие отпошения. Проектный подход в школе может немного продвинуть детей в нужном направлении, однако, большими возможностями в этом плане обладает семья, если она вместе с ребёнком делает общий семейный проект. Но здесь должны выполняться два главных условия: - дело должно затрагивать живой интерес ребёнка, иначе он пошлёт родителей подальше, - все участники проекта должны быть равноправными партнёрами. Далее всё дело за родителями: они должны продемонстрировать собственные компетентности и провести своё чадо по всем ступеням проектного подхода, со взрослыми деловыми, жёсткими отношениями. Понятно, что всему этому должна научить родителей школа.Получается, что если мы хотим сформировать компетентности у детей, придётся многому научить родителей. Мне кажется, что это очень трудный, но возможный путь.

А.В.Хуторской: Маталыгина Ж.И. пишет: наши дети не научились - отвечать за свои слова и поступки, - понимать права других людей на иную точку зрения, - трезво оценивать свои возможности, - доводить дело до конца, не бросать в любой момент. Я бы уточнил вашу фразу так: "Наших детей Я НЕ НАУЧИЛА...". Пока вы не признаете за собой этого факта, дело не сдвинется.

А.Д.Король: Маталыгина Ж.И. пишет: Я предлагаю посмотреть на ключевые компетентности выпускников школы с другой стороны, скорее, на их отсутствие. Здравствуйте, уважаемая Жанна Иосифовна! Взгляд с другой стороны, подчас противоположной - это здорово! Только в моем понимании нужно смотреть не на отсутствие самих компетенций, сколько на то, почему их нет. И, сравнивая что есть, а что должно быть, предлагать свой вариант. И еще по вопросу несформированности Маталыгина Ж.И. пишет: черт характера, которые можно назвать базовыми человеческими компетентностями В отличие от европейского перечня компетенций, например, общекультурные компетенции включают в себя особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Вот и теперь вопрос: Как сделать так, чтобы они "работали" в школе?

Матвейчук Н.Н.: Маталыгина Ж.И. пишет: Получается, что если мы хотим сформировать компетентности у детей, придётся многому научить родителей. Я понимаю, что дело за малым: научить родителей и воспитать детей... А мне всегда видится, что учитель, как и врач - "исцелися сам". По-моему, если говорить о развитии компетентностей у детей, учителю нужно самому пересмотреть все свои собственные присвоенные умения. Думаю, учитель, которому сложно дается общение с детьми, вряд ли сможет заинтересовать учеников задачей развития коммуникативной компетентности. Личный пример в педагогике - великая сила!

Наталья: Научить родителей? Но через 7-9 лет некоторые наши ученики приведут к нам своих детей... Развивая компетенции у них, мы облегчаем себе работу в будущем. Андрей Викторович, я согласна, что проектный метод не единственный! И по опыты заявляю, что справляется с ним лишь 60 % обучающихся, причем те у которых многие компетенции уже развиты. Я учитель биологии, и кроме проектов для развития компетенций использую технологию сотрудничества, метод альтернатив, информационные технологии (создание мультимедийных презентаций), но мне кажется, что все это разновидности проектов (мини-). Но большую обеспокоенность вызывает отсутствие у ребят мотивации к изучению предмета...

А.В.Хуторской: Наталья пишет: большую обеспокоенность вызывает отсутствие у ребят мотивации к изучению предмета... Компетенции, по крайней мере, в нашем понимании, предполагают наличие не только социального, но и личностного смысла, а значит - мотивации ученика. Если этого нет, то нет и компетентности. Поэтому необходимо понять - как эта часть компетенции - личностный смысл - должна быть представлена в обучении. Нужно пробиться к личному мотиву и значимости вопроса для ученика через дебри учебного предмета, засоренного, подчас НЕличнозначимой шелухой!

Наталья: Андрей Викторович, работать над тем, чтобы "пробиться к личному мотиву" начинаю с 1 класса. Я, как учитель биологии регулярно провожу с начальными классами различные конкурсы, мои ребята - кружковцы дают им уроки... А еще у нас в школе ведутся предпрофильные курсы, один из них преподаю я. НО, без включения в работу ТСО и ИКТ преподавания уже не представляю, наши дети развиваются быстрее нас. И я прекрасно их понимаю, что им СКУЧНО там, где все показывают "на пальцах".

А.В.Хуторской: Наталья, тема нашего обсуждения - инновационный механизм внедрения компетентностного подхода. Если вы сможете, опираясь на свой опыт, сформулировать элементы такого механизма, это будет замечательно.

Одинец К.А.: Готовность к инновациям является важным показателем творческой личности, и, если говорить о статистике, то невелик процент изначально готовых принять новое (от 2 до 15% по разным источникам). Компетентностный подход, рассматриваемый нами как инновация, должен прийти не извне, в виде прописанных положений, программ (хотя это тоже необходимо, в этом плане российская школа значительно опережает белорусскую), а стать личностно-значимым для того, кто будет осуществлять - учителя, администратора. Здесь, как и в случае внедрения (лучше сказать перехода, ибо слово "внедрение" слишком агрессивно) любого новшества, необходимо пройти несколько важных стадий от проведения семинаров, оргдеятельностных игр, в результате успеха которых в коллективе появится группа единомышленников, до написания перспективного осуществления инновационного проекта. Основой перехода к компетентностной парадигме может быть личная заинтересованность всех субъектов.

Скрипкина Ю.В.: Одинец К.А. пишет: стать личностно-значимым для того, кто будет осуществлять - учителя, администратора. Совершенно согласна с этой позицией. В отличие от той же информатизации образования, где формально достаточно поставить компьютер в каждом кабинете, раздать диски с электронными учебниками, и уже можно отчитаться об успешном внедрении новшества, компетентностный подход ставит во главу образования личность ученика с ее мотивами. Если учитель не захочет (не посчитает нужным, не сумеет) смотреть на образование с этих позиций, компетентностный подход останется лишь на бумаге.

Одинец К.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: Совершенно согласна с этой позицией. Спасибо, Юлия Владимировна! Вот для меня сейчас является важнейшей проблемой, жизненноважной (потому что от ее реализации, по моему мнению, зависит жизнеспособность умирающего учебного заведения) проблемой - осуществления на практике механизма перехода на инновационную деятельность. Не на бумаге, а на деле. Со своей стороны вижу пока возможность включения в процесс группы учителей. К сожалению, механизмов стимулирования в виде материального поощрения у меня нет, пока только формирование положительного образа будущего. Каким еще образом можно на практике осуществить переход к инновации, в данном случае, компетентностному подходу.

Горбушин А.Г.: Здравствуйте. Базовые компетентности выступают в качестве основы последующих форм обучения. Формирование социально-профессиональных компетенций имеет деятельностный характер и возможно лишь с опорой на определенный уровень функциональной грамотности (базовой компетентности) обучающихся.

Горячева Л.Н.: Компетенции - это базовый набор навыков, а так же набор дополнительных и профессиональных навыков. Поэтому при овладении ими учащиеся обучаются.Другое дело, если по тем или иным причинам учитель не может их сформировать у ребенка или создать для того условия. Но в данной сетуации большую помощь может оказать дистанционное обучение!

Хайруллина Э.В.: Горячева Л.Н. пишет: тема нашего обсуждения - инновационный механизм внедрения компетентностного подхода. Если вы сможете, опираясь на свой опыт, сформулировать элементы такого механизма, это будет замечательно. Я считаю, для внедрения компетентностного подхода необходимо инновационный механизм «пропустить через себя». Главная цель для учителя - это воспитание компетентного человека. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах и в повседневной деятельности. На уроках химии с восьмиклассниками я начинаю оценивать свои работы по следующим критериям: •правильность •доказательность •полнота • логичность •чёткость • самостоятельность •традиционность • креативность. На следующем этапе обучения и воспитания учащихся для дальнейшей выработки само и взаимоконтроля я разработала оценочные листы, в которых фиксировались результаты не только в виде мониторинга (стартового, тематического, рубежного) контроля, но и анализ работ с их рефлексией. Тем самым, я добиваюсь ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Именно эти навыки, на мой взгляд, заложенные в среднем звене, помогают сегодняшним старшеклассникам быть успешными в учебно-воспитательном процессе. В сговременном образовании появилось понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения химии. Обучить - значит обеспечить формирование коммуникативной компетенции. Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная адаптация учащихся в современном мире. Отсюда коммуникативная компетенция – выбор и реализация своих возможностей от способности человека ориентироваться в той или иной жизненной ситуации. Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве (обратной связи), равноправном партнёрстве. При таких отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как оценивать учащихся, исправлять их ошибки? Вот здесь-то и необходима способность обучающихся к рефлексии. Уважаемые коллеги! Как же Вы на своих уроках используете и применяете современный инновационный механизм для внедрения компетентностного подхода?

Гаврилова С.Ю.: Добрый день, коллеги! Мне кажется,что педагоги, школы не готовы к внедрению компетентностного подхода.Какие компетентности вообще нужно формировать? Как оценить уровень их сформированности. Для меня, так как я работаю в дополнительном образовании, детская телестудия, очень проблематично.Мне кажется это должно проходить в форме эксперимента с использованием различных технологий, более или менее подходящих для преподаваемого предмета. Для моей деятельности, я вижу оптимальными технологию сотрудничества и проектные технологии.

nasty: Добрый день. Я полнистью согластна с коллегой, Гаврилова С.Ю. пишет: кажется,что педагоги, школы не готовы к внедрению компетентностного подхода.Какие компетентности вообще нужно формировать? Как оценить уровень их сформированности. Ведь в программах по предмету которыми мы пользуемся про компетенции ничего не сказано, В основном ЗУН. И при сдаче ЕГЭ у выпускников в основном идёт проверка ЗУН, а не ключевых компетенций.

valyaramz: *PRIVAT*

Тамара: На мой взгляд "Подводные камни" компетентностного подхода, как и любого новообразования, лежат в том, что оно возникает только в системе, только под воздействием технологических приемов, только в специально созданных условиях. Условия нам вроде бы создают: новые программы, УМК, современное оборудование, инновационные технологии обучения. Приемы мы тоже осваиваем, но в этих условиях роль учителя меняется: он координирует деятельность, регулирует взаимодействие между уч-ся, учит работать с информацией и т.д. Учитель перестает быть чисто "Знаниедавателем", а все мы - выходцы из фундаментальной, традиционной школы, вот и противоречие - способности, которые были опорой нашей профессии (знания - цель), сегодня не отвечают современным требованиям (знания - средства, усиливающие способности человека).

zhuk: Формирование ключевых и социально-профессиональных компетенций у обучающихся - это одна из целей образования и воспитания в нашем профессиональном лицее, которую мы пытаемся реализовать уже в течение двух лет. Прежде всего мы определились, какие именно ключевые компетенции мы будем формировать. Были выбраны пять ключевых компетенций, которые необходимы в профессиональном образовании - это социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная. Далее, что именно будет определять ту или иную компетенцию. В ноябре мы проводим диагностику по сформированности ключевых компетенций и затем начинается самое трудное - как их дальше формировать и что делать, если они вообще у ребенка не сформированы. Мы определились, что преподаватели обеучебных дисциплин будут большее внимание уделять на формирование таких ключевых компетенций как коммуникативная, социально-информационная, когнитивная; преподаватели спецдисциплин - социальная, специальная. Но это не значит, что только эти. Разные ситуации, разные типы уроков дают возможность формировать и другие компетенции. Как это делаю я? Конечно, это проектная деятельность. Она действительно дает широкий диапазон возможностей. Исследовательская деятельность, вовлечение учащихся в проведение различных экспериментов по предмету, связанных с спецпредметами; создание действующих приборов; к работе лицейского радио и выпуска общелицейской газете, в работу физического кружки "КИВИО" (клуб интересных встреч и открытий". Каким образом, используя личностно-ориентированное обучение элементы некоторых технологий (чаще всего использую ТРИЗ), постояное общение (ученик - субъект обучения) и постоянно рефлексию. Единственная проблема для меня сейчас, ка опредлить на сколько повысилась сформированность той ил иной компетенции ( я вижу, что есть изменения, но не знаю по каким критериям узнать на сколько). Лично для меня еще и не хватает теоретического аспекта. Написано много, но каждый автор интерпретирует по-своему. В этом я думаю и есть "подводные камни".

Передериева Е.В.: Механизмы внедрения компетентностного подхода в моем случае (преподаю с 1 по 11 класс): 1. Повышение уровня компетентности преподавателя и учеников 5 - 11 классов (курсовая подготовка учителя; посещение экологических семинаров, тренингов, участие в конкурсах); 2. Введение авторских уроков на тему "Изменение климата", "Энергосбережение" в курс школьной программы (решение было принято 11.02.08г. учителями и сотрудниками ДВО РАН);создание одноименных настольных игр; 3. Проведение работы кафедры "Энергосбережение", приуроченной к традиционным Дням наук; 4. Пропаганда населения; 5. Создание на уроках с 1 класса ситуации успеха (коллекции); 6. Проектная деятельность (иногда - всей начальной школы) и работа в малых группах (в системе со 2 класса); 7. Появление клуба "Почемучек" и работа с одаренными детьми; 8. Применение здоровьесберегающих технологий и профилактика применения ПАВ; 9. Воспитание с соответствии с нормами биоэтики.

Барышева Л. В.: Я думаю, что «подводным камнем» служит отношение учителей к новшеству. Стандарт образования, служит «почвой» для образовательного процесса в школе. А почву можно по разному «удобрять» и получать разные результаты.

Belkeeva: - Каковы должны быть механизмы внедрения компетентностного образования? Нас, как воспитателей детского сада,тоже волнует компетентностное образование, только дошкольников. Что мы привьем малышам, с тем они и пойдут в школу. Начинать внедрение компетентностного подхода нужно с руководителя ( прошедшего курсы по теме, осознавшего, принявшего новшевство) и педагогов. - В чем заключаются "подводные камни" такого внедрения? "Подводными камнями" в первую очередь будет категорический отказ педагогов от новшества, мотивированный низкой заработной платой, загруженностью в течении всего рабочего дня. Но как говориться "вода камень точит".

elena: Внедрение компецентного подхода - это, конечно, хорошо, но мне, кажется учителю нужно в первую очередь хоть чуть-чуть "развязать" руки. Простите, о каком подходе мы можем говорить, если все знают, что будет с педагогом, если он оставит кого-то на второй год. Преподаватель связан успеваемостью по рукам и ногам, а с новыми критериями аттестации вообще обязаны иметь динамику. Не знаю, как в других районах и областях, а во всех известных мне учебных заведениях нашего города, динамика может появиться только в 10-11 классах, когда всеми правдами и неправдами удается "избавиться" от мученников науки.

Свитова Т. В.: Елена, здравствуйте, а как Вы связываете компетентностный подход и успеваемость? Преподаватель потому и "связан", что ориентируется не на компетентность, а на успеваемость. И динамику действительно нереально зафиксировать, когда оценивается только усвоение известного, заданного материала. Ведь для динамики у ученика должна быть динамика и у процесса его образования, за счет личностного движения. А если учитель "запирает" ученика в успеваемость? Как Вы соотносите свою практическую педагогическую деятельность и компетентностный подход? Какие шаги его внедрения Вы видите сами лично, в своей деятельности?

Demina Galya: Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Бернард Шоу Считаю, что компетентностный подход реализуется в дистанционном образовании. Дистанционная форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Основными преимуществами дистанционных форм образования являются: • доступность; • модульность; • высокая степень интерактивности; • динамичность доступа к информации; • возможность самоконтроля; • возможность многократных повторений; • усиление мотивации; • высокая наглядность; • развитие в процессе обучения; • возможность прохождения материала в индивидуальном темпе. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться. Яркий пример - участие детей в дистанционных эвристических олимпиадах и конкурсах ЦДО "Эйдос".

Пашкова А.Б.: Механизмы должны быть организованы и систематизированы: нормативно - правовое обеспечение, управленческие, организационные, ресурсные (человеческие, материальные и финансовые, временные) механизмы. Так как я работаю в ОУ НПО и СПО, то считаю одними из подводных камней является слабая психологическая диагностика учащихся в школах (не определяются предпочтения учащихся к выбору той или иной профессии, прослеживать психологическое развитие ученика от начальной школы и до выпуска не на уровне "кем ты хочешь стать детка: бизнесменом или бандитом?", а путем диагностических (между прочим уже разработанных) психологических тестов. И еще. Доступ к освоению профессиональных компетенций может быть ограничен по гендерному признаку.



полная версия страницы