Форум » Инновации в образовании » Самодвижение ученика в образовании » Ответить

Самодвижение ученика в образовании

Kuleshova G: Классическим определением ИОТ (индивидуальной образовательной траектории) ученика в личностно-ориентированном развивающем обучении является следующее: «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (А.В. Хуторской). Предлагаю обсудить следующее утверждение: Реализация индивидуальной образовательной траектории ученика в очном обучении связана с большими трудностями. • Понятие ИОТ связано с понятием образовательное «самодвижение»? • Если это так, то правильно ли утверждать, что в очном обучении не создаются или с большим трудом создаются условия для образовательного «самодвижения» ученика? • Значит, в современной школе каждому ученику трудно реализовать личностный потенциал? • Если это не так, то что должно являться индикаторами «самодвижения» ученика в образовании?

Ответов - 91, стр: 1 2 3 All

Kuleshova G: Иванова Л.А. пишет: Образовательное "самодвижение" ученика это и есть то воспитание интереса к которому стремится каждый учитель. Так речь идет просто о воспитании интереса? И мы просто сменили "одежды", говоря о "самодвижении"? Есть ли какая-то разница между этими понятиями: познавательный интерес и образовательное самодвижение?

М88: Kuleshova G пишет: Есть ли какая-то разница между этими понятиями: познавательный интерес и образовательное самодвижение? Все зависит от ситуации и личности ребенка. В одном случае - это диаметрально противоположные понятия: хочу, но не делаю. В другом - взаимосвязаные: хочу и делаю. А в третьем - мотивированные: делаю, если.... Поэтому, мы считаем, что однозначного ответа на данный вопрос нет!

Kuleshova G: Kuleshova G пишет: правильно ли утверждать, что в очном обучении не создаются или с большим трудом создаются условия для образовательного «самодвижения» ученика? • Значит, в современной школе каждому ученику трудно реализовать личностный потенциал? Так ли это?


Иванова Л.А.: Kuleshova G пишет: Есть ли какая-то разница между этими понятиями: познавательный интерес и образовательное самодвижение? В каждом понятии есть свой оттенок, но для практикующего учителя это тонкости в которые вряд ли нужно вдаваться. Образовательного самодвижения не будет без познавательного интереса.

Kuleshova G: Иванова Л.А. пишет: для практикующего учителя это тонкости в которые вряд ли нужно вдаваться. Образовательного самодвижения не будет без познавательного интереса. Хотя, Вы и выделяете существующую взаимосвязь, тем не менее, "вдаваться в тонкости", я думаю, следует как раз практикам, иначе они могут стать "заложниками" работы на интерес.

Макарова Л.П.: Образовательное "самодвижение"ученика,возможно,это восхождение его от выполнения элементарных учебных операций к деятельности(самодеятельности),потом к действию.Это научение организации учебной самодеятельности через развитие навыков самомотивации,которые основаны на интересе к предмету.Вот здесь роль учителя трудно переоценить.Конечно,сначала и написание буквы-это деятельность для первоклассника,потом-это просто операция,но без такого набора до автоматизма доведенных освоенных операций никакого самодвижения не будет.Нельзя все 11 лет оставлять ребенка выполнять только функции малоквалифицированного рабочего,всю жизнь заворачивающего одну и ту же гайку.Это касается и учебной,и внеучебной деятельности.Достоинство человека-вот,на наш взгляд,показатель правильного самодвижения ученика.Умение построить и укрепить стены своего кремля,внутреннего алтаря,основанные,замешанные на совести,стыде(В.Соловьев:"Стыжусь,следовательно существую"),правосознании,поддерживаемые его духовной силой.Тогда выпускники могут отдать свою первую стипендию детям детдома,с которыми общались в школе.

Kuleshova G: По философскому определению, которое впервые подробно рассмотрел Гегель, «САМОДВИЖЕНИЕ- это изменения в вещах, происходящие на основе внутренних побудительных сил, а не вызываемые воздействиями извне». Отношения между философией и образованием рассматриваются, например, Л.С. Илюшиным, развивающим идеи С.И. Гессена. По его мнению, образование можно считать «опосредованной человеком философией». То есть, исходя из современных пониманий, образование должно способствовать целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование- индивидуальный труд, который при соответствующем направлении и организации становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований. Отсюда «индивидуальные пути развития человека, индивидуальные траектории его образования, становление человека образованным»( А.С. Гаязов). Не все сознают, что для «старта» образовательного движения ученика по ИОТ необходим «импульс», который может быть «самодвижением» или «приведением в движение - прикосновением, воздействием движущего к движимому»( Аристотель). Именно поэтому такое большое значение, на наш взгляд, имеет мотивация не только самого ученика, но и учителя. Так «прежде чем произойдет горение, должно быть горючее, и прежде зажигания- зажигающее… Предметы, которые способны делать что-либо и испытывать воздействие или двигать и двигаться, не во всех случаях способны к этому, но когда находятся в определённом состоянии и вблизи друг от друга. Поэтому, если не всегда происходило движение, ясно, что предметы в то время находились не в таком состоянии, что один мог двигаться, другой двигать, но для этого нужно было, чтобы один из них определенным образом изменился. Это необходимо должно происходить в тех случаях, где имеется отношение двух предметов»(Аристотель).Однако, более глубокий смысл имеет не столько образовательное движение, и его «первый толчок», сколько рассмотренный Гегелем внутренний источник самодвижения, как «изменения в вещах, происходящих на основе внутренних побудительных сил». Возвращаясь к опосредованию философии в образовании, мы можем выделить два пути: оно может происходить как «извне» (через устремления и деятельность других людей в отношении субъекта- вот она, «озабоченность интересом»), так и «изнутри» ( т.е. через личность самого человека). Поэтому главным вопросом, который становится основополагающим в э той теме, «является проблема образовательной мотивации в её философском аспекте».

Хисаметдинов А.А.: Kuleshova G пишет: Поэтому главным вопросом, который становится основополагающим в этой теме, «является проблема образовательной мотивации в её философском аспекте». Опять приходим к "ИМЕТЬ" и "БЫТЬ" что ли? см. здесь

Kuleshova G: Хисаметдинов А.А. пишет: Опять приходим к "ИМЕТЬ" и "БЫТЬ" что ли? Да, опять приходим к «БЫТЬ».Потому как сама жизнь = бытие есть процесс, становле-ние, движение и активность. Вот что я прочитала у Фромма об учебе и студентах, «мыслящих в модусе бытия», и вы-делила как относящееся к нашей теме: • Приходят на занятие не в состоянии «tabula rasa» • Уже есть определенный интерес к теме • Есть некоторые вопросы и сомнения • Вместо пассивного слушания реагируют активно и творчески • То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления, помогает сфор-мулировать вопросы, прийти к новым идеям и увидеть новые перспективы • Восприятие идет как живой процесс • Приобретают не готовое знание, которое можно зазубрить • После занятия они становятся несколько иными, они изменились в ходе него Добавим: обдумывание и воспоминание как «самодвижение» может продолжаться и после занятия, образуя связи между отдельным фактом, который вспоминается, и другими, имеющими к нему отношение. Такая реакция у учащихся может быть лишь в случае актуальности и личностной значи-мости темы! Резюмируя, можем сказать, что в этом – методика: что должен делать учитель, чтобы уче-ник двигался в «модусе бытия». Главным признаком этой ориентации может быть, по словам Фромма, «внутренняя го-товность» к продуктивному использованию своего потенциала…

Kuleshova G: Kuleshova G пишет: Такая реакция у учащихся может быть лишь в случае актуальности и личностной значи-мости темы! Можно ли сделать так, чтобы актуальной и личностно значимой стала любая тема по любому предмету? Вспоминается один поучительный пример приема на работу. Не ручаюсь за точность, но суть выражаю. Директор одной из школ при беседе с новым учителем математики задавал три вопроса: Вы любите и как вы любите математику? Что вы сделаете, чтобы математику полюбили увлекающиеся математикой? Что вы сделаете, чтобы математику полюбили гуманитарии? Приведите примеры актуализаии по своему курсу или теме.

Т.А. Архипова: Здравствуйте, коллеги! Kuleshova G пишет: По философскому определению, которое впервые подробно рассмотрел Гегель, «САМОДВИЖЕНИЕ- это изменения в вещах, происходящие на основе внутренних побудительных сил, а не вызываемые воздействиями извне». Иными словами, необходимо вызвать в ребёнке некое чувство, которое "заставит" его учиться, совершать какое-то иное действие для самосовершенстования? Я верно понимаю? На мой взгляд, внутреннюю мотивацию к учению на начальном этапе создают учитель и родитель, объясняя, зачем нужно учиться, а позднее уже сам ребёнок определяет, для чего ему необходимо учиться. Проще говоря, в начальной школе "учусь для мамы, учусь для Марии Ивановны" (она для малыша - божество, непререкаемый авторитет), в среднем звене "учусь для себя", в старшем "учусь для себя и своего будущего"?

Новикова Е. И.: Kuleshova G пишет: для «старта» образовательного движения ученика по ИОТ необходим «импульс», Для передачи такого импульса, учитель должен хорошо знать своего ученика. А для этого необходима целенаправленная диагностика, которая позволит выявить спектр индивидуальных качеств личности, ее потребности и желания. Здесь не может быть мелочей. Возьмем к примеру темперамент. Он определяет динамику психической деятельности ученика, т.е. быстроту усвоения нового материала, приобретение навыков практической деятельности. Следовательно, что бы построить для учащихся индивидуальную образовательную траекторию нужны разная методика, разный темп работы. Тогда, возможно, будет результат, будет желание двигаться дальше.

Kuleshova G: Новикова Е. И. пишет: Следовательно, что бы построить для учащихся индивидуальную образовательную траекторию нужны разная методика, разный темп работы. Тогда, возможно, будет результат, будет желание двигаться дальше. Пожалуй, Вы говорите о деятельности педагога, а не о "самодвижении", то есть индивидуальной деятельности ученика. Традиционно так и есть: учитель "строит" траекторию (хотя как это вообще возможно, ведь траектория- образ, идея...), применяет разную методику, создает условия для того, чтобы каждый ученик работал в индивидуальном темпе... А у ученика, ВОЗМОЖНО, будет желание двигаться...

Хисаметдинов А.А.: Вот несколько вопросов по актуализации в своем курсе С какими программами анимации Вы сталкивались ранее? Будете ли Вы использовать программу Corel RAVE для анимации в дальнейшем? Нужен ли этот курс в дистанционной форме обучения? Каковы будут ваши рекомендации нашим участникам? Какие проблемы возникали? Что бы вы сказали ученикам не записавшимся на этот курс?

ege200626: Уважаемый Павел Евграфович! Как можно получить тексты перечисленных Вами 20 работ

Тодоров: ИОТ-в контексте етого понятия стоит величина"время".Образовательная системма,образовательная технология,образовательное "самодвижение",образовательное "приобретение"-ето слова одного гносеологического класса.А,именно установление информационной компетентности ученика при наличия единного/нормативного,методически-доступного/масива знании.Проектирование разных информационных моделеи/для каждого ученика они разные и по отношению верификации,постоянности,адаптивности по отношения стандартах в школе/являются основой инфирмационной компетентости или то что Вы назаываете,как ИОТ?

Kuleshova G: Тодоров пишет: установление информационной компетентности ученика при наличия единного/нормативного,методически-доступного/масива знании.Проектирование разных информационных моделеи/для каждого ученика они разные и по отношению верификации,постоянности,адаптивности по отношения стандартах в школе/являются основой инфирмационной компетентости или то что Вы назаываете,как ИОТ? Здравствуйте, коллега! Мне пришлось много подумать и поработать, чтобы написать этот ответ. Сознаюсь, что Вы меня «зацепили». Сначала тем, что говорили о времени. Когда-то я купила сборник Время как фактор изменений личности: Сборник науч. трудов /Под ред А.В.Брушлинского и В.А. Поликарпова.- Мн.: ЕГУ, 2003. И даже в одной из статей приводила отрывок из этого сборника. Действительно, в контексте понятия ИОТ лежит понятие «время», путь ведь всегда связан со временем. «Установление», «формирование», «реализация», «становление», «приобретение» тоже невозможны без наличия временного фактора. Чаще, говоря о формировании, мы имеем в виду процесс, имеющий направленность от субъекта (учитель, педагог, воспитатель)- к объекту (ученику, воспитаннику). Время и силы субъекта тратятся впустую тогда, когда «формируют, а не формируется». Поэтому, говоря об ИОТ, мы говорим о субъектности самого ученика в этой деятельности, поэтому- «своевременности», т.е. активности самого ученика, который «вписывается» в данное ему время, используя его «для реализации своих сущностных сил». Думаю, что говоря об ИОТ и образовательном «самодвижении», можно говорить не только и не столько об установлении информационной компетентности, а о гораздо большем. Вы навели меня на мысль, что ИОТ может быть суммой формируемых компетентностей и технологией этого процесса, в котором важная роль отводится ученику. Задумавшись над Вашим вопросом, я разработала для дистанционного оргдеятельностного курса для педагогов своеобразное «древо» показателей продвижения по ИОТ, выделив ключевые, общепредметные и предметные компетенции. И информационные компетенции там не одиноки. Там есть (беру за основу классификацию А.В. Хуторского) и ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции личного самосовершенствования, компетенции в сфере телекоммуникаций. Показатели свидетельствуют о наличии; анализ и педагогическое сопровождение показывают динамику и зависимость от факторов и условий, в которых происходит обучение; оргдеятельностная техно-логия дистанционного курса, в которой важную роль играет рефлексия, позволяет получить опыт осмысления и проживания «неосязаемого знания» - технологии формирования компетентностей. Действительно, создаются модели, но не только информационные по отношению к стандартам, к содержанию, к способам работы с информацией (не знаниями!), но и модели «индивидуализированного обучения» ученика, модели не усвоения информации, а добывания и рождения знаний. Если хотите- методологические модели. Думаю, что мой отсроченный ответ для Вас еще актуален… С уважением.

Сафонова О.Ю.: Здравствуйте! Выстраивание ИОТ для каждого ученика это очень сложная и трудоемкая задача. Но мне кажется, ее решить можно, создавая ИОТ сначала на какой-то небольшой промежуток времени -четверть, полугодие. Может быть, имеет смысл к этому процессу подключить родителей и формировать на первых этапах какие не очень сложные цели.

Kuleshova G: Сафонова О.Ю. пишет: Выстраивание ИОТ для каждого ученика Действительно так, если -ДЛЯ. НАш подход такой: научить ученика ставить цели. На каждом уроке, на четверть, тему и т.д. ПОтом научить эти цели реализовывать. ПОтом оценивать в рефлексии уровень достижения этих целей. И этот цикл повторять до полного освоения. ИОТ-это и проект "самодвижения" в образовании, и процесс, и результат. А результатом будут не только знания, умения и навыки, но и развитие своих способностей, формирование ключевых компетентностей. Сафонова О.Ю. пишет: Может быть, имеет смысл к этому процессу подключить родителей Имеет смысл. И еще какой! С уважением

Соколова Г.А.: Самодвижение ученика может спровоцирвать что угодно, это практически не возможно предугадать. Однако такой учебник как сегодняшний этого не сделает никогда. Все содержание расплывчато , не конкретно, нет точных формулировок, материал изложен сухим , полу научным языком. Учебник потому так и называется, что в нем каждая фраза учит, ее нельзя изменить. Она так продумана, что больше никак по другому не скажешь. Сейчас учебники имеют просто набор информации и не очень нужной.В учебнике основная часть должна давать ученику основу знаний, а творчески он подойдет к вопросу тогда, когда у него будут определенные понятия о тематике учебника , изучаемой в данный момент.Должны быть задания проблемного характера, в литературе необходимо указывать интернет ресурсы.

Kuleshova G: Соколова Г.А. пишет: Должны быть задания проблемного характера, в литературе необходимо указывать интернет ресурсы. ТО есть "импульсом" могут стать проблемные задания, которые сопровождают работу со "статичным" учебником. А как помогают в "самодвижении" ссылки на интернет ресурсы? Они вами просто называются и всё? Или есть какой-то механизм работы с интернет- ресурсами, который выработан вами? Ведь назвав ссылки, вы не можете утверждать, что ученики обогатятся знаниями- в лучшем случае получат дополнительную информацию.

Соколова Г.А.: Ученик полечал по предмету "3". Но вот однажды ему учитель предлагает создать по изучаемой теме сайт. Что вы думаете, на глазах у ученика загорается интерес к проблеме. Масса вопросов,где взять материал, как разместить, какие сжемы, таблицы надо туда помещать, от каких отказаться. Сайт породил самодвижение, из пассивно сидящего ученика, он превращается в кладезь идей.Появляется желание подключить к своему детищу друзей, те не поймут , как это такой не видный дружок создал такой интересный сайт. Движение налицо.

Kuleshova G: Соколова Г.А. пишет: Сайт породил самодвижение Галина Алексеевна! Хороший пример. Единственное, что выделю- Соколова Г.А. пишет: однажды ему учитель предлагает создать по изучаемой теме сайт Успехов!

Пахомова Т.М.: Самодвижение - это движение относительно себя, своих знаний, умений, способностей, опыта. Чаще всего в школе можно отметить самодвижение "хорошистов" и при том по все предметам одновременно. Учителя их просто "разрывают". Хорошо бы создать ИОТ для каждого ученика в классе. Возможно ли это? Как обучать одновременно всех по-разному? Индивидуальная образовательная траектория ученика выстраивается учителем по своему предмету или ИОТ - это программа для одного ученика по всем предметам одновременно? Я работаю учителем математики в 5-9 классах. Когда приходят дети из начальной школы, происходит сложный процесс адаптации. Одна из причин в том, что в начальной школе один учитель учит по всем предметам и может выстроить ИОТ ученика. В 5 классе - разные учителя, разные требования, и ИОТ по каждому предмету для каждого ученика своя.

Kuleshova G: Пахомова Т.М. пишет: Хорошо бы создать ИОТ для каждого ученика в классе. Возможно ли это? Как обучать одновременно всех по-разному? Уважаемая Татьяна МИхайловна! Спасибо за внимание к теме. Я бы сказала так: хорошо бы создать условия, в которых каждый ученик в классе сможет выстроить свою ИОТ. Это возможно. Но непросто. Этому "учат" на дистанционном курсе "ИНдивидуальная образовательная траектория ученика", автором которого является А.В. Хуторской, а мне доводилось не однажды быть ведущей. Может, встретимся... Успехов! С уважением, Кулешова Галина Михайловна

Kuleshova G: Пахомова Т.М. пишет: Индивидуальная образовательная траектория ученика выстраивается учителем по своему предмету или ИОТ - это программа для одного ученика по всем предметам одновременно? Татьяна Михайловна! Посмотрите по ссылке о ИОП-это материалы форума: http://khutorskoy.borda.ru/?1-4-0-00000004-000-0-0-1188065743

Пырина Светлана: Путь к реализации ИОТ учеников лежит через создание адаптивной школы. Самодвижение ученика в очном обученни происходит. А условия для такого движения-создание адаптивного образовательного пространства. рЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ученику непросто, так как не все педагоги понимают, что ученик-это личность, которая должна саморазвиваться, есть еще отношение к ученику, как объекту образования. Рефлексия один из способов отследить самодвижение в образовании.

Kuleshova G: Пырина Светлана пишет: Самодвижение ученика в очном обученни происходит. А условия для такого движения-создание адаптивного образовательного пространства. Что свидетельствует об этом самодвижении? Как Вы это отслеживаете на своих уроках? Что входит в "адаптивное образовательное пространство"? Какие условия необходимы? Пырина Светлана пишет: рЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ученику непросто Что делаете ВЫ в этом направлении? Спасибо!

Пырина Светлана: В технологии развития критического мышления существует ряд приемов, которые помогают отслеживать процесс саможвижения. Это прием "тонких" и "толстых" вопросов, его можно использовать на разных этапах урока, на вводных к теме уроках и заключительных. Самодвижение ученика выражается через выбор категории вопроса, через содержательную его сторону, вопрос задан самим учеником, что тоже свидетельствует о самодвижении. Другой прием -"дерево предсказаний". Ствол дерева-тема, проблема, ветви-возможные варианты развития темы, проблемы, листья-обоснование предположений. Чаще эту работу выполняют те ученики, кто преуспел в сомодвижении.Очень ярко самодвижение явлено на уроках,проводимых в технологии французских творческих мастерских: ОТ НАХОЖДЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ НА ТЕМУ ДО СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ И МЕТАФОР. Одно из условий создания адаптивного образовательного пространства-это наличие в школе коллектива единомышленников, для которыкх любой ученик самоценен.

Kuleshova G: Светлана Юрьевна! Спасибо. Пырина Светлана пишет: Одно из условий создания адаптивного образовательного пространства-это наличие в школе коллектива единомышленников, для которыкх любой ученик самоценен У ВАс в школе это пространство есть? А можно его создать в отдельно взятом классе в отдельно взятом уроке? Как такое пространство Вы намерены создать на дистанционных уроках в ДУГе?

Т.А. Архипова: Здравствуйте, коллеги! Kuleshova G пишет: цитата: По философскому определению, которое впервые подробно рассмотрел Гегель, «САМОДВИЖЕНИЕ- это изменения в вещах, происходящие на основе внутренних побудительных сил, а не вызываемые воздействиями извне». Иными словами, необходимо вызвать в ребёнке некое чувство, которое "заставит" его учиться, совершать какое-то иное действие для самосовершенстования? Я верно понимаю? На мой взгляд, внутреннюю мотивацию к учению на начальном этапе создают учитель и родитель, объясняя, зачем нужно учиться, а позднее уже сам ребёнок определяет, для чего ему необходимо учиться. Проще говоря, в начальной школе "учусь для мамы, учусь для Марии Ивановны" (она для малыша - божество, непререкаемый авторитет), в среднем звене "учусь для себя", в старшем "учусь для себя и своего будущего"?

Kuleshova G: Т.А. Архипова пишет: Иными словами, необходимо вызвать в ребёнке некое чувство, которое "заставит" его учиться, совершать какое-то иное действие для самосовершенстования? Я верно понимаю? Верно понимаете. Мы говорили и о внутренней мотивации, и о так называемом "импульсе", который позволяет начаться движению по собственной образовательной траектории... Т.А. Архипова пишет: внутреннюю мотивацию к учению на начальном этапе создают учитель и родитель, объясняя, зачем нужно учиться, а позднее уже сам ребёнок определяет, для чего ему необходимо учиться. Проще говоря, в начальной школе "учусь для мамы, учусь для Марии Ивановны" (она для малыша - божество, непререкаемый авторитет), в среднем звене "учусь для себя", в старшем "учусь для себя и своего будущего"? Хорошо бы, если б и в начальной школе, не говоря уж о средней и особенно старшей, давалась возможность самому находить смыслы... "У кого есть "зачем", тот вынесет почти любое "как" ( Ф. Ницше).

Пырина Светлана: Уважаемая Галина Михайловна! Третий год наша школа работает над созданием адаптивного образовательного пространства. Я думаю, на отдельно взятом уроке такое пространство создать можно и нужно. Я намерена попробовать создать такое пространство на дистанционных занятиях, хотя это будет мой первый опыт. Какую роль играет мотивация в самодвижении в образовании. Думаю, что ключевую. Ребенок начинает познавать мир с момента рождения. В ребенке уже заложена мотивация к познанию. Задача взрослых, помогая, не навредить. К тому моменту, когда ребенок приходит в школу, он уже обладает опытом самопознания, а дальше многое зависит от взрослых(родителей, учителей). И уже на начальном этапе образования ребенок понимает(возможно интуитивно), что он учится для себя. В начальной школе дети хотят учится, что же происходит потом?

Бондаренко Ю.А.: Kuleshova G пишет: Если это так, то правильно ли утверждать, что в очном обучении не создаются или с большим трудом создаются условия для образовательного «самодвижения» ученика? Я согласна с тем, что даже если создаются, то с большим трудом и не для всех. Личностный потенциал, как правило, могут реализовать дети сильные, одаренные, уверенные в себе. Для таких и олимпиады, и НПК и многое другое. Но существуют еще и "слабые". Как быть с ними? Возможно, здесь на помощь придет ДО. Ребенок сможет создавать проекты, участвовать в олимпиадах или просто изучать новые, интересные ему темы без давления, в том числе временного.

Kuleshova G: Бондаренко Ю.А. пишет: Личностный потенциал, как правило, могут реализовать дети сильные, одаренные, уверенные в себе. Для таких и олимпиады, и НПК и многое другое. Но существуют еще и "слабые". Как быть с ними? Возможно, здесь на помощь придет ДО. Ребенок сможет создавать проекты, участвовать в олимпиадах или просто изучать новые, интересные ему темы без давления, в том числе временного. ПОтенциал-то ведь есть у каждого. Вот то самое "пространство" и нужно уметь создать, где любой будет этот потенциал реализовывать. Я уже не раз приводила ( и на форуме тоже) слова литератора-новатора 70-80-х годов Е.Н. Ильина. Смысл слов такой: мы можем не поспевать за другими, а за собой человек всегда успеет... Это к вопросу "сильные-слабые". Скорость разная просто. Лишь бы хотел двигаться. А ДО в этом смысле, конечно, может немало. Но вопрос вот в чем- дойдут ли до ДО так называемые "слабые"?

Горячева Л.Н.: Kuleshova G пишет: • Значит, в современной школе каждому ученику трудно реализовать личностный потенциал? • Если это не так, то что должно являться индикаторами «самодвижения» ученика в образовании? Не согласна, что в современной школе нет возможностей самодвижения. Просто следует оценивать личный потенциал учащихся, их стимулирующие факты, учителей, которые их обучают. Если все эти факторы не оказали в свое время влияние, то причина в этом. Сегодня есть очень много форм деятельности и в школе и вне школы, где учащиеся самодвижутся.

Нуриманова Ф.К.: Kuleshova G пишет: что должно являться индикаторами «самодвижения» ученика в образовании? Я считаю, главное - смысл (Зачем? Почему делаем?). Важен личностный смысл: «Выполняю, потому, что значимо для меня – интересно, а еще получу отметку». Тут-то и нужно, научить их думать о смысле образования, осознать результат (цель): научусь чему-то, создам то-то. Олимпиады, контрольные срезы…Ведь для чего-то их делаем. Они тоже имеют смысл (проверить себя, текущие знания и др.), главное это осознать.

Kuleshova G: Нуриманова Ф.К. пишет: Тут-то и нужно, научить их думать о смысле образования, осознать результат (цель): научусь чему-то, создам то-то. А как вы предлагаете учить этому? Есть ли у вас приемы-методы? И как вы узнаете, что смысл участия в олимпиадах и контрольных срезах (кроме формального) появился? Мы ведь говорим об индикаторах- показателях САМОДВИЖЕНИЯ?

Сербина Е.А.: Здравствуйте уважаемые участники форума! Самодвижение-это слово говорит само за себя:двигаться самому. Но я считаю, что в начальной школе направляющим должен быть учитель и родители. Когда к учителю приходят дети в первый класс, он должен провести диагностику интересов, способностей, склонностей детей. На основе диагностических данных составить индивидуальный план развития ученика. И потихоньку, ненавязчиво его направлять в "нужное русло". Через полгода опять провести диагностику в данном направлении, и тогда можно увидеть в правильном ли направлении мы развиваем потенциал ребёнка. Индикаторами самодвижения ученика в образовании является межличностные отношения в классе, личное отношение к учёбе и его участие в различных мероприятиях.

Садретдинова И. Р: Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе самодвижения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний, и т.д предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика. В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его самодвижения. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.



полная версия страницы