Форум » Инновации в образовании » Внедрение метода проектов в практику (продолжение) » Ответить

Внедрение метода проектов в практику (продолжение)

Смирнова Т.Н.: Проектная деятельность сегодня находит все больше сторонников в среде педагогической общественности. Уважаемые коллеги, давайте обсудим проблему внедрения метода проектов в практику обучения. Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? В каких формах будет полезной интеграция очной и дистанционной форм проектной деятельности? С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.

Ответов - 14

АношинаО.Г.: Дохунаева А.Г. пишет: Вопросы каверзного характера, вопросы-ловушки, увы, часто остаются барьером для "новеньких" и учащихся пригородов, сел, в результате чего они не только попытаются защититься, но могут и замолкнуть... "Подводных камней" при оценивании проектов много. Чтобы исключить предвзятость жюри, можно участвовать в дистанционных проектах. Они более демократичны, интерактивны, актуальны. У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание.Дистанционный проект позволяет раскрыть творческий потенциал учеников, выявить противоречия, возникающие в связи с усилением образовательной деятельности средствами компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе, отыскать пути решения обнаруженных проблем.

Яворская Екатерина Л: Предвзятым может быть жюри, которое оценивает проявленные учениками при защите проекта знания и умения. Может быть предложить жюри выступать не в роли судей, а в роли экспертов и давать экспертную оценку сформированным в проекте и продемонстрированным при защите компетентностям учащихся?

Шарова Г.Ю.: Сетевой проект групп учащихся по определённой теме будет самой эффективной формой, которая сможет исключить все подводные камни оценивания так как экспертом может быть любой кто ознакомится с проектом выйдя на web-страничку (страницы). Такая форма представления проектной деятельности самая прозрачная, доступная и легко вписывается сегодня в традиционную школу.


belochka757: Больше всего при подведении итогов (оценивании проектов) "обижает " субъективностьчленов жюри. Возможно , обсуждение проекта на web-страничке- это вариант!

zhuk: А если рассмотреть вопрос шире. Возможно использование проектной деятельности также во внеурочное время. У нас есть опыт участия в региональных конкурсах социально-значимых проектов. Например, проект оборудования спортивной площадки, проект, направленный на профессиональное самоопределение. Участие учеников в таких проектах позволяет развивать ключевые компетенции, учебную мотивацию, дает возможность самореализации, особенно для тех, кто мало заметен на уроках. В этом деле каждый выполняет ту часть работы, которая ему интересна и которая ему по силам. Умения, полученные в процессе совместной деятельности по реализации проектов, являются фундаментом для формирования активной жизненной позиции. Поэтому считаю метод проектов актуальным для развития внутреннего потенциала, творческих способностей личности.

Яворская Екатерина Л: zhuk пишет: Поэтому считаю метод проектов актуальным для развития внутреннего потенциала, творческих способностей личности. В проекте и задания для учащихся должны быть проектными, т.е. имеющими неоднозначные вариативные решения. И учитель должен быть готов к развитию проекта и проектировать это развитие. Таким образом один проект может стать "провокацией" для начала другого проекта. Начальная тема будет углубляться и (или) расширяться. Так начав с разработки образов кукол для кукольного театра (с 3 классом на уроках изо), мы с детьми поняли, что к ним нужны декорации, а их форма и материал напрямую зависят от замысла спектакля. Значит знакомимся с работой сценариста и режиссера, и примеряем эти роли на себя. И актерами в этом театре тоже буем мы, и спецэффекты придумаем и звуковое оформление сделаем. И зрителей пригласим, анонсируя свой спектакль, нарисовав афиши и пригласительные билеты. И волноваться будем, показывая свой спектакль родителям и учащимся младших классов. И весь свой опыт чуть позже обсудим и переосмыслим. Таким образом пройдем весь путь в проекте от идеи до социальной практики. А так как часть работы выполнялась на уроках, то и оценки обеспечены: по литературе, по музыке, по технологии, по русскому языку, по изобразительному искусству. Если проект урочно-внеурочный, он позволяет экономить время и понимать, за что ставишь оценки.

Крылова Н.Ю.: zhuk пишет: Возможно использование проектной деятельности также во внеурочное время. В настоящее время актуальным является использование проектного метода во внеклассной работе с учащимися. Ведь проект — это не только совместная учебно-познавательная, но и совместная творческая или игровая деятельность учащихся, это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика. А важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную деятельность. Проектная деятельность во внеклассной сфере может иметь множество проявлений: издание поэтического сборника, организация школьного музея, литературный клуб и т.д. Еще один интересный проект – классная, созданная на базе одного ученического класса, театральная студия. Темы проектов должны заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка.

АношинаО.Г.: В работе над проектом важное место занимает-"оценивание". На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Например при выборе вида деятельности на проекте. А после первого этапа любого проекта-учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности.В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей). Это оценивание при завершении проекта. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку).

Смирнова О.Н.: Полат Е.С. в работе "Метод проектов: история и теория вопроса" пишет: «... у нас до сих пор нет однозначного понимания сущности данного метода. Отсюда проектом в реальной педагогической практике называют самые разные виды деятельности» и это дает простор творчеству педагога при применении метода проектов. В преподавании истории под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни, у школьников формируются ключевые компетенции. Применение проектных технологий на уроках истории в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность развиваться нам и создавать условия для развития наших учеников, выполнять основную задачу современного образования – научить ребенка учиться, помочь ему быть успешным. Смирнова О.Н.

АношинаО.Г.: Работая над темой проекта я использую- "Мозговой штурм методом карусели" Класс разбиваю на ю группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с начальной темой проекта или идеей вверху листа. В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех начальных проектных тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по проектной теме. В результате этого тему проекта выбирают сами учащиеся.

belochka757: Векшина Н.З. Метод проектов считаю целесообразно использовать на своем предмете ( география, экономика)при проведении практических работ и практикумов.Согласна с Полат Е.С. , что педагогическая практика позволяет использоватьсамые разные виды деятельности и получать разнообразные продукт труда. Проекты объединяют учащихся, позволяют их отвлечь от соблазнов улицы, сплотить коллектив, а отрицательных лидеров с их энергтией и харизмой привлечь к социально значимой деятельности.Весной 2009 года мой сложный класс выиграл Грант на реализацию проекта по охране окружающей среды в микрорайоне школы.

Крылова Н.Ю.: belochka757 пишет: Проекты объединяют учащихся, позволяют их отвлечь от соблазнов улицы, сплотить коллектив, привлечь к социально значимой деятельности. В прошлом году мои четвероклассники работали над проектом "Моя детская площадка". Целью проекта было создание макета детской площадки. Результаты превзошли мои ожидания: ребята не только создали макет, но и, выступая на районной конференции, рассказали о роли детской площадки в жизни ребенка, смогли привлечь внимание администрации района к состоянию и количеству площадок в поселке. Итог: 3 площадки отремонтированы, 2 еще построены.

Передериева Е.В.: И дисциплина в классе, работающем над проектом, всегда на высоком уровне. В течении 3 минут с начала урока мы обсуждаем новости и достижения в нашей творческой деятельности. Но мы таким образом идем на дополнительные затраты во времени, а ведь на уроке нужно многое успеть. Поэтому дети выполняют задания четко, слаженно и активно. В итоге, классы, выполняющие проектную деятельность (это мои личные наблюдения), показывают лучшие результаты при прохождении школьной программы. Они моментально мобилизируются, участвуя в открытых мероприятиях.

АношинаО.Г.: По итогам проектов, стало традицией нашей школы участвовать и проводить проводить конференции. Ученики для этого должны быть хорошо подготовлены к обсуждению. Чтобы помочь школьникам почувствовать уверенность, мы в школе создаём ситуацию ролевой игры, даём ученикам формы, подсказки и время необходимое для сбора, подготовки и анализа информации, которой они будут делиться с родителями. Проектные ученические конференции представляют собой прекрасную возможность для учеников, которые представляют свои образовательные продукты и объясняют, почему они включили эти материалы. Ученики могут так же представлять цели работы, свои сильные и слабые стороны. После конференции мы попросим родителей оценить эффективность конференции и учеников поразмышлять над процессом общения. Этот отзыв может быть очень важным для понимания того, насколько ученики чувствуют свою ответственность и насколько структура конференции подходит для родителей учеников. Родители признают у детей способность взять ответственность за собственное обучение и ценят возможность установить с детьми дополнительный контакт. Позитивная атмосфера конференции снижает уровень волнения, который учителя и учащиеся испытывают перед конференцией



полная версия страницы