Форум » Инновации в образовании » "Учебный метапредмет" и элективный курс: общее и различия » Ответить

"Учебный метапредмет" и элективный курс: общее и различия

Волкова О.Н.: Познакомившись с понятием "учебный метапредмет", пришла к выводу, что у него много общего к существующими в традиционной школе элективными курсами. Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по данному вопросу

Ответов - 7

Файзуллина Л.В.: Метапредметный подход позволяет учителю выстраивать новый характер отношений с учащимися. Благодаря этой технологии, учащиеся смогут объединить знания, получаемые на разных предметах. Знания становятся основой самосовершенствования, развития самостоятельной деятельности учащихся. В ходе занятия с использованием элементов метапредметных технологий школьник осваивает сразу два типа содержания образования – содержание предметной области и успешную деятельность. Таким образом, происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность учащегося и педагога. Метапредметность не предполагает отказ от предметной формы, но позволяет избежать узкой специализации. Элективный курс раздвигает рамки познания, но он курс - по выбору, специализированный курс.

Васильева ОС: Хуторской Андрей Викторович, пишет: содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин. Результат познания объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Поэтому, я думаю, что элективные курсы и метапредметы - это разны понятия. Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности (Ю.В.Громыко). Элективный курс, в основном, это интегрированные занятия, расширяющие определенные предметные понятия. Метапредмет - технология мыслительной педагогики. На уроках (элективах) ученик работает над готовыми понятиями, законами, а на метапредметах начинает с рефлексии, своего отношения.

Волкова О.Н.: Васильева ОС пишет: Результат познания объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Почему бы этот принцип не положить в основу существования того или иного элективного крса?


А.В.Хуторской: Понятие метапредмета трактуется неодинаково разными учёными. Я бы посоветовал обратить внимание на: 1. Метафизика Аристотеля 2. Метапредметы в трактовке Ю.В.Громыко 3. Учебные метапредметы в трактовке А.В.Хуторского. Что касается моей трактовки, учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаметальных образовательных объектов. Краткое описание есть здесь - http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm Есть также учебные метапредметы, которые я с коллегами экспериментально разрабатывал и проводил в 1991-1997 гг Школе свободного развития. Это метапредметы Числа (1-2 класс), Мироведение (5-8 кл), Культура (5-6 кл), Естествознание (10-11 кл). Что касается нынешнего варианта стандартов для школ, метапредметность там представлена довольно эклектично. Но сам факт, что данное понятие входит в широкий оборот, имеет важное значение для исследователей.

А.В.Хуторской: Волкова О.Н. пишет: "учебный метапредмет", пришла к выводу, что у него много общего к существующими в традиционной школе элективными курсами. Это разные вещи. Метапредмет - это фундаментальная основа общего образования, то, что стоит ЗА учебными предметами, находится в их основании. Элективные курсы - это дополнительное развитие основного и общего фундамента, возможность учеников лучше реализовать свою индивидуальную траекторию.

Волкова О.Н.: А.В.Хуторской пишет: Это разные вещи Я ни в коей мере не утверждаю, что это одно и то же. Но как мне кажется, некоторые элективные курсы в традиционной школе могут представлять учебный метапредмет.

А.В.Хуторской: Для информации. Опубликовал статью в Вестнике нашего Института образования человека: МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТИ - http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm и издал брошюру "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ" - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/610131/index.htm



полная версия страницы