Форум » Инновации в образовании » Внедрение метода проектов в практику » Ответить

Внедрение метода проектов в практику

Смирнова Т.Н.: Проектная деятельность сегодня находит все больше сторонников в среде педагогической общественности. Уважаемые коллеги, давайте обсудим проблему внедрения метода проектов в практику обучения. Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? В каких формах будет полезной интеграция очной и дистанционной форм проектной деятельности? С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 All

Попова Н. А.: В сентябре я прошла курсы дистаннционного обучения Эйдоса по проектной деятельности. Я убеждена, что неоходимо вводить метод проектов в практику обучения.Форма обучения может быть самой разнообразной. Это во многом зависит от творчества учителя и учеников, которые будут заниматься проектами. С уважением, Попова Н.А.

Смирнова Т.Н.: Попова Н. А. пишет: Форма обучения может быть самой разнообразной. И все же, как совместить проектную деятельность с классно-урочной системой? Возможно ли выполнение проекта в течение урока? (Эдакий мини-проект). Если проект долгосрочный, как связать его с урочной системой? Какую пользу может принести проектной форме организации обучения возможность дистанционного взаимодействия между учениками и, например, Центром «Эйдос»? Будет ли проект более содержательным и глубоким, если проводить его, используя возможности дистанционного обучения?

Шулепова Т.В.: Смирнова Т.Н. пишет: Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? В моей практике он прекрасно вписался в школьную тему "Основы экологии". Учащиеся разрабатывали проекты "Полигон отходов", "Дом у дороги", "Отвал" (жили в шахтерском городе). Думаю, что вписать его можно во многие темы. Главное, спланировать для него свободное время. А вот одноурочное создание представляется проблематичным, либо требуется предоставить все материалы (информационные и прочие.) Смирнова Т.Н. пишет: Какую пользу может принести проектной форме организации обучения возможность дистанционного взаимодействия между учениками и, например, Центром «Эйдос»? Обучение осуществлению проекта, реализации потребности в признании проекта и пр.


Горячева Л.Н.: Смирнова Т.Н. пишет: И все же, как совместить проектную деятельность с классно-урочной системой? Возможно ли выполнение проекта в течение урока? (Эдакий мини-проект). Я историк и думаю, что на уроке возможно осуществить минипроект. Например создать макет города, замка, общины. С взрослыми детьми проектировать минипредприятие по теме экономика, компании и так далее. Главное ведь в том как правильно осуществить целеполагание, а все остальное возможно.

Поздина Е.А.: Смирнова Т.Н. пишет: как совместить проектную деятельность с классно-урочной системой? Возможно ли выполнение проекта в течение урока? Здравствуйте! Я являюсь региональным тьютором образовательной программы Intel® "Teach to the Future" (Intel® «Обучение для будущего»), которая призвана помочь учителям средней школы глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. Одной из задач этой программы является обучить педагогов реализовывать личностно-ориентированное обучение учащихся методом проектов. Метод проектов, конечно, не нужно использовать на каждом уроке, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения. Например, проект может быть в виде домашнего задания, мини-проект на уроке для сбора, анализа и обработки недостающей информации, интегрированные проекты (ИКТ+окружающий мир - нач. школа, ИКТ+география - среднее звено, ИКТ+геометрия - страшее звено), дистанционные проекты. Хочу обратить внимание на последний вид проектов - дистанционный, если у учителя нет такого опыта ведения исследовательской деятельности, то этот вид проектов как нельзя лучше поможет учащимся его освоить и сформировать исследовательские компетенции учащихся, и учитель сам сможет тоже повысить свой уровень.

Попова Н. А.: И все же, как совместить проектную деятельность с классно-урочной системой? Возможно ли выполнение проекта в течение урока? (Эдакий мини-проект). Если проект долгосрочный, как связать его с урочной системой? На одном уроке можно выполнить мини-проект, например, по труду - изготовление какой-либо поделки. В конце изученного блока (тем) можно предоставить долгосрочный проект. Наверное, можно использовать ДО при работе над проектом на страницах сайтов: давать какую-либо инструкцию по выполнению проекта, смотря в чем нуждаются учащиеся или дополнительную информацию. Ведь проекты помут быть в разных областях науки. Проблемы и трудности во внедрении проектной деятельности в школы есть. В перую очередь, чтобы их внедрить проекты, нужно обучить этому учителя, ДО это может сделать. Также поэтапно можно обучить и учащихся. Реализация методов проекта на практике ведет к изменению позиции учителя и учеников. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Если этого нет, то возникают трудности и проблемы.

Фионина Л.Е.: Метод проектов в системе образования используется уже давно. Сегодня он переживает новое рождение. в нашем регионе метод проектов второй год выступает в виде отдельных курсов "Основы проектной деятельности (5-11 классы)", "Проектная деятельность (6-9 классы)" и "Основы проектирования (10-11 классы)". По опыту работы столкнулась в разными вариантами целей и задач данных курсов и форм использования метода проектов в обучении. Считаю, что сегодняшний учебный проект в тредиционной школе может выступать в различных ролях - от простейшей презентации минидоклада на предметном уроке, до проекта, объединяющего несколько предметов в одном.

Глухова И.В.: Я, Глухова Ирина Валентиновна, работаю в гимназии г.Нефтекамска учителем информатики. В 2002 году я прошла в ЦДО Эйдос дистанционный оргдеятельностный курс "Индивидуальная образовательная траектория ученика", который открыл мне новые подходы к организации обучения в старших классах. На первых уроках я представляю темы, которые будут изучаться в течение года, потом мы вместе выясняем смысл занятий по каждой теме, затем я говорю о своих целях обучения, а затем прошу учеников изложить письменно свои цели. Благодаря такому подходу, я выясняю формальные, смысловые и творческие цели учеников. Теперь можно разработать персональный путь реализации творческого потенциала. Многие учащиеся в старших классах согласны реализовать свои знания и умения в создании определенного творческого продукта, например, электронного учебника по какой-либо теме того или иного предмета. Задания такого типа учащиеся выполняют в течении 3-х месяцев. Защита созданных ими проектов происходит на гимназической научно-практической конференции, а затем на городской НПК. Чем привлекает меня, как учителя этот метод? Прежде всего, у ребенока формируются и отрабатываются навыки работы с информацией (накопление, обработка, систематизация), планирования, работы с программным обеспечением, учится взаимодействовать с другими ребятами, гибко распределять учебное время, анализировать свои результаты, представлять свой продукт аудитории. Данный метод применяется по нескольким другим предметам: хими, биологии, истории.

поздеева: В этом методе мне нравится, что ученик, принимающий решение, вольно или невольно как бы «прокручивает» ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые так или иначе затрагиваются при принятии решения. Ведь работа с проблемой или с проблемами всегда связана с процессом принятия решения. Работа по продумыванию учеником проблем и ситуации, в которой они существуют, с целью выделения и формулирования главной проблемы, установления проблемных связей, формулирование своей цели после уточнения выделенной проблемы - один из этапов проектирования. Что мне (Поздееваой Л.С., учителю географии ) очень подходит для эффективного обучения учащихся, поэтому я люблю работать с ребятами над проектами.Мне как и вам интересно готовить с ребятами проекты и участвовать в школьных и городских научно практических конференциях"Первые шаги в науку".

Скрипкина Ю.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Думаю что проблем внедрения вообще нет, как Вы считаете, кроме организационных (машины должны быть и оборудование). Глухова И.В. пишет: Я с вами согласна, что проблем внедрения проектного метода нет. Уважаемые коллеги! Получается, что: 1) вы рассматриваете в качестве проекта только проект компьютерный, что, на мой взгляд, сильно сужает тему нашего разговора. 2) вы не рассматриваете методические вопросы, связанные с проектной деятельностью. Что это дает ученикам? Как ведение проекта методически сопровождать? Изучение каких тем можно эффективно организовать именно таким образом? Проект на уроке и после уроков? Проект индивидуальный и групповой - особенности организации... Подобных вопросов при желании можно сформулировать массу.

Шулепова Т.В.: Скрипкина Ю.В. пишет: Что это дает ученикам? ученикам дает реальный осязаемый результат деятельности, возможность дифференцировать и совершенствовать логические операции, предвидеть результат труда, творить..... А, вспомнила, формируются навыки работы с информацией разного типа. Скрипкина Ю.В. пишет: Как ведение проекта методически сопровождать? Четко структурировать этапы работы, определять сроки. Обязательны методические рекомендации в начале работы и по ходу ее. Считаю, что разумная помощь, особенно для новичков тоже полезна и необходима.Скрипкина Ю.В. пишет: Изучение каких тем можно эффективно организовать именно таким образом? мне проще всего использовать на темах прикладного порядка, а в связи с тем, что моя отрасль в большей степени практическая - биология, то поле необъятное. Можно использовать на этапе закрепления материала, есть база, нужен выход. Я, например, предпочитаю не компьютерные проекты (может быть потому, что ограничена в технике - мел и тряпка ), а проекты, которые можно пощупать и увидеть. Применяла я именно такие. Было бы интересно познакомиться с другими. Скрипкина Ю.В. пишет: Проект на уроке и после уроков? Вот с уроком сложнее, поскольку мне трудно предугадать, сколько времени потребуется учащимся ( в моем случае, им не хватило), а послеурочные - пожалуйста. Особенно эффектно их использование при различных внутришкольных и прочих конкурсах - одна из зрелищных форм работы!

Крылова Н.Ю.: Скрипкина Ю.В. пишет: Методические вопросы, связанные с проектной деятельностью. Что это дает ученикам? Как ведение проекта методически сопровождать? Изучение каких тем можно эффективно организовать именно таким образом? Проект на уроке и после уроков? Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». В начальной школе работа над проектами может осуществляться следующим образом: 1 – 2 класс: Игровые. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. Например: — «Игра-путешествие в подводное царство»; — сюжетно-ролевая игра «Театр»; — игра «Строим город будущего»; — «Путешествие в древний мир»; — «Строим сказочный снежный городок». Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат. Например: — осенний (весенний, зимний) вернисаж; — музыкальная сказка (по выбору); — настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); — «Веселая ярмарка»; — фестиваль искусств «Весенняя капель». 3-4 класс: Информационные. Направлены на сбор информации, о каком- либо объекте. Структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. Например: — конкурс работ «Мое село»; — журнал «Почемучка»; — праздник «Славянские гуляния»; — конкурс «Моя родословная». Практико-ориентированные. Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы. Например: — проект «Детская площадка»; — проект «Бюджет местного хозяйства». 4 класс: Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Например: — проект «Собаки и человек»; — проект «Профилактика детских заболеваний». Темы проектов должны заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Глухова И.В.: Доброе утро! Азат Анварович пишет:"Думаю что проблем внедрения вообще нет, как Вы считаете, кроме организационных (машины должны быть и оборудование)". Я с вами согласна, что проблем внедрения проектного метода нет. И так будет пока работают творческие учителя и есть среди учащихся творческие личности, которые, конечно, нужно увидеть, а лучше выявить. В качестве организационных пролемя. я понимаю, вы имеете в виду слабую оснащенность образовательных учреждений современной техникой ( больной вопрос у всех информатиков), выход в ИНТЕРНЕТ. У многих учащихся есть желание выпонять проектную работу. В настоящее время, взяв любой предмет, ученик либо накапливает материал, отыскивая его в ИНТЕРНЕТЕ (значит должен быть доступ, по крайней мере, в школе. Я не говорю о возможности выхода в ИНТЕРНЕТ дома, потому что здесь финансовые затраты семьи присутствуют), либо использует другие источники(книги), с которых информацию можно сканировать. Опять необходимы дополнительные рабочие оборудованные места, а, как правило, такое место имеет учитель, и, может быть, есть одно или два ученических. Как видите этого мало. Приходится ребятам планировать время доступа, а ведущим учителям подстраиваться под них. Не всегда данное время оплачивается. В этом я вижу проблему. Учеников бывает достаточное количество, и многие из них для оформления работы, создания определенных глав используют информационные технологии. Администрация гимназии, лицея №1 и некторых других школ неоднократно обращалась к городскому отделу образования выделить ставки лаборанта по информационным технологиям, оснастить школы новыми компьютерами для оборудования дополнительного кабинета - лаборантской, где могли бы и ученики, и учителя приходить работать.

Глухова И.В.: Смирнова Т.Н. пишет: "Может стоит перейти с классно-урочной системы на проектную форму организации учебного процесса?" Проектная форма организации учебного процесса, на мой взгляд, может быть применима по отдельным предметам, например, по информатике в старшем звене, когда преподавание предмета ведется по спирали, то есть с каждым новым витком дети узнают все больше и больше информации по определенной теме. Это позволяет закрепить приобретенные навыки ранее и получить новые сведение, которые в процессе работы превратятся в знания и умения. хочется еще раз отметить, что в таких проектах участвуют дети не все, а только заинтересованные творческие личности. А для остальных приемлима классно-урочная система. Смирнова Т.Н. пишет: "Обязательны ли для проекта по математике какие-то машины и оборудование? " Под какими-то машинами и оборудованием Азат Анварович понимает компьютеры и различные дополнительные устройства. Именно эти средства являются многим учащимся и учителям необходимыми.

Смирнова Т.Н.: Глухова И.В. пишет: Смирнова Т.Н. пишет: "Обязательны ли для проекта по математике какие-то машины и оборудование? " Под какими-то машинами и оборудованием Азат Анварович понимает компьютеры и различные дополнительные устройства. Именно эти средства являются многим учащимся и учителям необходимыми. Для проекта совершенно необязательно наличие машин и оборудования. Не надо ставить во главу угла лишь отдельно взятый предмет. Мне кажется, что есть некоторое противоречие в высказываниях: Глухова И.В. пишет: Я с вами согласна, что проблем внедрения проектного метода нет. Глухова И.В. пишет: Проектная форма организации учебного процесса, на мой взгляд, может быть применима по отдельным предметам, например, по информатике в старшем звене, когда преподавание предмета ведется по спирали, то есть с каждым новым витком дети узнают все больше и больше информации по определенной теме. Получается, что в некоторых образовательных областях проблемы все же есть. Или в них вообще невозможно работать в технологии проектного обучения?

Витевская М. И.: Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? На уровне урока пака, на мой взгляд, не очень активно. И проблема здесь не в том, что педагоги не владеют проектной технологией (все-таки она не нова, ей многие десятки лет), а в том, что на нее требуется выделить значительное время на уроке. Грамотно организовать даже мини-проект можно только при наличии времени на уроке. Учитывая, что в программе, например, по истории практически нет часов на закрепление метериала, проектной деятельностью заниматься на уроке возможно только в ущерб изучению нового материала. Почему в ущерб? Потому, что создавать проект можно только имея определенный багаж знаний. Поэтому я использую проектную методику на повторительно-обобщающий уроках по истории и обществознанию, но редко. Редко из-за нехватки времени. И к моему большому сожалению. Ведь проектный метод очень развивает детей, повышает их мотивацию к получению знаний из-за своей практической направленности. Это очень живой метод. Я широко использую проектную методику на элективных и профильных курсах по своим предметам. Например, в 9 классе на элективном курсе "Альтернативы и парадоксы отечественной истории" учащиеся составляют альтернативные проекты развития России в разные исторические отрезки времени. На протяжении нескольких лет я была руководителем долгосрочного разновозрастного проекта по краеведению"Создание электронного паспорта Алданского района", который занял 1 место на республиканском конкурсе. Такой проект осуществлялся во внеурочное время. Конечно же проекты такого плана это очень ресурсозатратное дело в плане времени, сил и средств. И, по большому счету, сегодня серьезными проектами занимаются учителя - интузиасты. Как расширить практику введения проктной деятельности в школе при классно-урочной системе? На мой взгляд, это нереально.

Смирнова Т.Н.: Витевская М. И. пишет: На протяжении нескольких лет я была руководителем долгосрочного разновозрастного проекта по краеведению"Создание электронного паспорта Алданского района", который занял 1 место на республиканском конкурсе. Расскажите, кто были ваши проектанты? Учащиеся одной школы, нескольких школ... Действительно, работа по методу проектов предполагает высокую квалификацию учителя, но если проводить проекты в дистанционном режиме, то учитель может специализироваться на определенном проекте. Те ученики, которые заинтересованы другим видом проекта? могут дистанционно подключаться к удаленному учителю. Как Вы думаете, можно ли подобный проект проводить в дистанционном режиме?

Витевская М. И.: Смирнова Т.Н. пишет: Расскажите, кто были ваши проектанты? Учащиеся одной школы, нескольких школ... Моими проектантами были ученики одной моей гимназии ( с 5 по 11 класс - всего более 30 человек). Проект осуществлялся три года. Я очень хотела привлечь к его осуществлению учителей и учеников из разных школ района. Вышла с предложением на районное методобъединение учителей истории и географии. Но поддержки от коллег тогда не получила. Сказалась и недостаточная техническая оснащенность многих школ в то время и низкий уровень информационно-технической компетентности педагогов и отсутствие у педагогов опыта осуществления проектной деятельности. Да к тому же - дело это очень ресурсозатратное (в плане времени и сил). Смирнова Т.Н. пишет: Как Вы думаете, можно ли подобный проект проводить в дистанционном режиме? Конечно можно. Я убеждена, что, начни свой проект я не четыре года назад, а сейчас, я нашла бы единомышленников среди педагогов района. За это время ситуация с интернетизацией школ улучшилась, педагогов в районе обучали проектным технологиям (на базе нашей гимназии). Возможно сегодня на мое предложение и откликнулись бы некоторые школы. Кстати, задумки по организации дистанционного проекта у меня есть. Но где найти время?

Смирнова Т.Н.: Витевская М. И. пишет: Смирнова Т.Н. пишет: цитата: Как Вы думаете, можно ли подобный проект проводить в дистанционном режиме? Конечно можно. Я убеждена, что, начни свой проект я не четыре года назад, а сейчас, я нашла бы единомышленников среди педагогов района. За это время ситуация с интернетизацией школ улучшилась, педагогов в районе обучали проектным технологиям (на базе нашей гимназии). Возможно сегодня на мое предложение и откликнулись бы некоторые школы. Кстати, задумки по организации дистанционного проекта у меня есть. Но где найти время? Почему Вы не хотите привлечь педагогов других районов и даже областей? Конечно, нехватка времени важный фактор, но если объединиться и вести проект не в одиночку,то таким образом сократятся временные затраты.

Иванова Л.А.: Смирнова Т.Н. пишет: "Может стоит перейти с классно-урочной системы на проектную форму организации учебного процесса?" Использование проектной формы организации занятий необходимо, это развивает и дополнительный интерес к предмету, и помогает выработать ученику новые для него исследовательские формы учебной деятельности. Однако проектная деятельность дожна органично вписаться в классно-урочную, развивая и дополняя ее. Классно-урочная система формирует необходимую базу знаний и умений, проектная деятельнось творчески развивает познавательные способности ученика

Глухова И.В.: Скрипкина Ю.В. пишет: Уважаемые коллеги! Получается, что: 1) вы рассматриваете в качестве проекта только проект компьютерный, что, на мой взгляд, сильно сужает тему нашего разговора. 2) вы не рассматриваете методические вопросы, связанные с проектной деятельностью. Как ведение проекта методически сопровождать? Я рассматриваю проект не только как компьютерный, а как проект, в результате выполнения которого учащиеся работают с информацией, а для ее обработки используют информационные технологии. И не важно совсем, что этот проект только по моему предмету. Наши учителя внедряют такие проекты совместно, например: информатика+мировая художественная культура +культура Башкортостана, информатика+русский язык+литература+история, информатика+геометрия+изобразительное искусство. На данных примерах показана взаимосвязь предметов, совместная работа учеников с учителями- предметниками, учителей между собой. Когда тема проекта учениками выбрана, учителя-предметники совещаются по вопросам оказания методической и организационной помощи. В нашу обязанность входит составление инструкции, подбора или создания методичек, проведение консультаций, подведение промежуточных итогов. Скрипкина Ю.В.пишет: Что это дает ученикам? Что это дает ученикам? Прежде всего, обучение навыкам самообразования, самореализации своего творческого потенциала, работу с учебной, популярной литературой, возможность поиска и отбора информации в ИНТЕРНЕТЕ, выделение смысловых элементов проектной идеи, выбор дизайна, стиля соответсвующего основной идее проекта, создание дополнительных атрибутов, развитие коммуникативных качеств, формирование информационной культуры. Скрипкина Ю.В. пишет: Изучение каких тем можно эффективно организовать именно таким образом? Проект на уроке и после уроков? Изучение каких тем можно эффективно организовать именно таким образом? Проект на уроке и после уроков? Возьмем пример: информатика+мировая художественная культура +культура Башкортостана. По информатике - тема " Создание ВЕБ-сайта", по мировой художественной культуре - "Авангардизм", по культуре Башкортостана - "Авангардизм Башкортостана". Получается, что проект и на уроке, и после урока.

Смирнова Т.Н.: Глухова И.В. пишет: И не важно совсем, что этот проект только по моему предмету. Наши учителя внедряют такие проекты совместно, например: информатика+мировая художественная культура +культура Башкортостана, информатика+русский язык+литература+история, информатика+геометрия+изобразительное искусство. Как планируется в вашей школе проектная деятельность? (на год?, четверть? неделю?) Какие цели и кем ставятся? Как выбираются темы? Кто является руководителями проектов?

Макарова Л.П.: На наш взгляд,никакой проблемы в организации проектной деятельности в условиях классно-урочной системы нет А урок разве не проект?Очень часто проблемы возникают,если педагог не относится к уроку как проекту,Если мы продумываем урок как проект,то он всегда будет логически завершен,дети получат что-то новое,т.е.не возможно будет уйти с урока таким,как пришел на него,потому что урок-проект(а другого вообще быть не может)предполагает деятельность каждого.На таком уроке учитель не сможет сказать,что он оценки потом поставит,обязательность результата не позволяет не оценить труд ученика.Любой другой проект требует от учителя точно такого же вклада и технологическихшагов,как и на хорошем ,настоящем уроке,где учитель организует учебно-познавательную деятельность ребят,а не берет на себя все.

Белова Т. В: Смирнова Т.Н. пишет: Как планируется в вашей школе проектная деятельность? Сначала выбирается тема проекта, обоснуется выбор проблемы. Следующий этап это- определение основных целей и задач проекта (составление плана работы над проектом). Главным и самым долгосрочным этапом является этап выполнения работы, реализация проекта. В ходе чего у учащихся возникает масса вопросов (что читать, где взять, как составить и. т. д.), с которыми они обращаются к своему педагогу- руководителю проекта. Это такой промежуточный, но очень важный этап консультаций. Именно преодоление трудностей данного этапа способствует достижению хороших результатов. Далле идет не менее важный этап проекта- это его защита перед публикой. Это может быть во время научно- практической конференции или на творческом отчете школы. Защита проекта может происходить в форме устной презентации, где будут оцениваться культура речи, логика изложения материала, использование наглядных и материально- технических средств. Вот примерно таким способом осуществляется выполнение проектной деятельности (долгосрочной !) у нас в школе.

Белова Т. В: Смирнова Т.Н. пишет: Как планируется в вашей школе проектная деятельность? Сначала выбирается тема проекта, обоснуется выбор проблемы. Следующий этап это- определение основных целей и задач проекта (составление плана работы над проектом). Главным и самым долгосрочным этапом является этап выполнения работы, реализация проекта. В ходе чего у учащихся возникает масса вопросов (что читать, где взять, как составить и. т. д.), с которыми они обращаются к своему педагогу- руководителю проекта. Это такой промежуточный, но очень важный этап консультаций. Именно преодоление трудностей данного этапа способствует достижению хороших результатов. Далле идет не менее важный этап проекта- это его защита перед публикой. Это может быть во время научно- практической конференции или на творческом отчете школы. Защита проекта может происходить в форме устной презентации, где будут оцениваться культура речи, логика изложения материала, использование наглядных и материально- технических средств. Вот примерно таким способом осуществляется выполнение проектной деятельности (долгосрочной !) у нас в школе.

Косивец О.В.: Смирнова Т.Н. пишет: Как планируется в вашей школе проектная деятельность? (на год?, четверть? неделю?) Какие цели и кем ставятся? Как выбираются темы? Кто является руководителями проектов? У нас, к сожалению, проектный метод - удел энтузиастов. Они же планируют, они же руководят. Другие учителя, видя, сколько труда и времени уходит на реализацию проектов, просто остаются на позициях наблюдателей. Грустно? Да! Но сподвигнуть многих на проектный метод - задача неподъемная. Поэтому я считаю, что метод хорош, продуктивен. Однако только альтернативен классно-урочной системе.

Nadya: Косивец О.В. пишет: У нас, к сожалению, проектный метод - удел энтузиастов. Они же планируют, они же руководят. Другие учителя, видя, сколько труда и времени уходит на реализацию проектов, просто остаются на позициях наблюдателей. Вы не одиноки, так наверное во многих школах. Но когда это затянет, назад хода нет. И это здорово. Проектную деятельность использую не только на урока, но и во внеурочной деятельности. Темы самые разные (например : "Удивительные животные прошлого", " Сказание о северной красавице").

Иванова И.А.: Уважаемые коллеги! Я хотела бы предложить рассмотреть новый ракурс обсуждаемой проблемы: "Проект как структурный элемент профильного образования". Предложенная министерством модель профилей предусматривает непременное наличие проектной деятельности учащихся. В печати и форумах Эйдоса рассматриваеются проблемы ведения профильных предметов и элективных курсов, но не затрагивается проект как форма поддержки профильного образования. У нас в гимназии реализуются четыре профиля, и в каждом активно развиваются свои проекты. Например, в медицинском - "Исскуство милосердия", в управленческом - "ПР - агентство", в культурологическом - творческие тематические мастерские, в информационно-технологическом - гимназический сайт и газета. Предлагаю коллегам поделиться опытом, где данное направленияе также активно развивается. С уважением, Иванова И.А.

Радиченко Валерия: В нашей школе проект занимает место как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочной. Проект является одним из форм представления результатов своего интеллектуальноготруда для получения сертификатов по окончании обучения на элективных курсах. по результатам участия школьников в проектной деятельности формируется портфолио учеников. На реализацию лучших проектов учительско-ученических Управляющий совет школы выделяет средства, ежегодно в школе проводится конкурс проектов "Это - моя школа!". это здорово, интересно, это позволяет решить не только учебные задачи, но множество других.

Шмаков А. Л.: Уважаемы коллеги, а может проекты стоит классифицировать, например, по срокам выполнения: 1) краткосрочный: 1-3 (примерно) урока; 2) среднесрочный: например, учебная четверть; 3) долгосрочный: год-два. И рассматривать уже способы организации и пользу в зависимости от вида проекта. Потому, что, некоторые проекты лего делаются за несколько уроков, например, создание личного сайта (информатика), исследование свойств чисел (математика) и т.п. Для некоторых, наоборот, нужны частично уроки, а большая часть проекта выполняется в библиотеке, интернете, на полях (биология, география) и т.п. Долгострочные проекты, вероятно, будут отнесены к внеклассной работе. В одной из организаций, где я работал раньше, ученики организовали проект по организации восстановления одного из городских сооружений, и занимались им пару лет, но, конечно, при помощи учителей. У нас с детьми чаще бывают проекты среднесрочные, которые они начинают выполнять на уроках, а продолжают уже самостоятельно, дома, консультируясь иногда после уроков (хотя консультации бывают иногда и часа по 2, особенно на последних стадиях проекта). На таких проектах ученики и материал повторят по нескольку раз, и новый изучат, который им необходим, и попутно информацию из смежных областей новую узнают. И в результате еще и получат свой собственный продукт труда.

Волкова О.Н.: Шмаков А. Л. пишет: Уважаемы коллеги, а может проекты стоит классифицировать, например, по срокам выполнения: 1) краткосрочный: 1-3 (примерно) урока; 2) среднесрочный: например, учебная четверть; 3) долгосрочный: год-два. Это не предположение и не предложение. Такая классификация давно существует и научно обоснованна

Богданов П.Е: Иванова И.А. пишет: в информационно-технологическом - гимназический сайт и газета. Доброго времени суток! Хотя и сказано, что опытом нельзя поделиться, расскажу о том, как организуется проектная деятельность в профильном классе нашей школы. Один профильный класс. Направление: математика, физика, информатика. Расскажу только о информатике. Класс, 18 человек, делится на две подгруппы (юноши, девушки). Отведится 4 часа учебного времени в неделю на каждую подгруппу. Метод проектов я использую при работе с программой создания презентаций, при создании баз данных, при разработке Web-сайта с использованием языка HTML. Это отдельные модули. Ученики самостоятельно выбирают тему, согласовывают с учителем. Темы могут быть самые разные, не обязательно касающиеся учебной деятельности. Здесь и раскрывается внутренний мир школьника, его увлечения, предпочтения. Очень важно, чтобы не было повторяющихся тем. На уроках отводится время для работы над проектами. Часть времени ученик отводится для выполнения проекта в послеурочное время (дома или в кабинете информатики). Итогом разработки проектов являются открытые уроки с приглашением педагогов, учащихся параллельных классов, урок-презентация, школьная научно-практическая конференция. Известно, что учащиеся имеют право выбора формы сдачи экзаменов по выбранным предметам. Некоторые выбирают форму сдачи экзамена в виде реферата. Это тоже своеобразный проект. При чем работа начинается с декабря месяца. До момента сдачи экзамена обучающиеся апробируют разработанный реферат на школьной и районной научно-практических конференциях. Перед конференциями каждого из них не раз послушаю, укажу на ошибки, даю время на исправление недостатков. К экзамену подходят качественно подготовленными к защите. Вот коротко о чем я хотел сказать. Если заинтересуют подробности, методики, планирование, я готов помочь.

Волкова О.Н.: Богданов П.Е пишет: Метод проектов я использую при работе с программой создания презентаций, при создании баз данных, при разработке Web-сайта с использованием языка HTML. Я тоже использую метод проектов при создании баз данных в старших классах, когда используются связанные таблицы. Очень интересным, на мой взгляд, является проект "Преступление и наказание", созданный моими учениками. В нём собрана информация о "знаменитых" преступлениях и преступниках XX века реальных, а также героях фильмов и книг (Адольф Гитлер, Юрий Деточкин и т.д.) Есть идея попробовать метод проектов при изучении темы"Моделирование и формализация". А у Вас уже есть такой опыт?

Бояркина В.И.: По большинтву выступлений я поняла, что в основном применяются проекты, связанные с учебной деятельностью. Но, наверное, ещё больший смысл имеют проекты социально-значимые. связанные с решением реальных жизненных проблем. Нашим детям ведь не только учиться всю жизнь придётся, а реальной деятельностью заниматься. а для этого надо знать структуру общества, знать как организовать сотрудничество с другими организациями. как найти финансирование (или изыскать ресурсы другого рода) и т.д. У нас в городе и области проводятся конкурсы социальнозначимых проектов, поэтому движение вэтом направлении есть. но и проблем с такогорода деятельностью хватает...

Глухова И.В.: Смирнова Т.Н. пишет: Как планируется в вашей школе проектная деятельность? (на год?, четверть? неделю?) Какие цели и кем ставятся? Как выбираются темы? Кто является руководителями проектов? Как планируется в вашей школе проектная деятельность? (на год?, четверть? неделю?) Какие цели и кем ставятся? Как выбираются темы? Кто является руководителями проектов? Проектная деятельность в гимназии планируется на заседаниях предметно-цикловых кафедр в конце учебного года, когда производится анализ учебно-воспитательной деятельности и ставятся задачи на новый учебный год. В зависмости от сложности проект планируется не менее чем на четверть, иногда работа проводится в течение полугода, года. Цели ставятся и учителями и учениками совместно, тему выбирают также вместе. Если проект интегрированный, то руководителями являются несколько учителей, которые согласуют совместную работу друг с другом и учениками.

Смирнова Т.Н.: Глухова И.В. пишет: Проектная деятельность в гимназии планируется на заседаниях предметно-цикловых кафедр в конце учебного года, когда производится анализ учебно-воспитательной деятельности и ставятся задачи на новый учебный год. Первое, что представляет особый интерес, с какой целью школа планирует ведение проектной деятельности учащимися? Глухова И.В. пишет: Если проект интегрированный, то руководителями являются несколько учителей, которые согласуют совместную работу друг с другом и учениками. Второе, как я поняла, все проекты у Вас в школе организованы по схеме информатика+другой предмет, или это не так? Глухова И.В. пишет: Цели ставятся и учителями и учениками совместно, тему выбирают также вместе. Третье. Не понятно, если проектная деятельность планируется в конце учебного года, то цели уже поставлены. Или следует говорить о таксономии целей, т.е. некоторой их иерархии. И это несколько другие цели? Четвертое. Интересен был бы конкретный пример. Уважаемые коллеги, давайте постараемся ответить прежде всего на вопросы: С какой целью школа вводит проектную деятельность? Ведь цели могут быть совершенно разными. Например, у кого-то - возможность участвовать в олимпиадах. Какие цели ставятся перед школьниками или вместе со школьниками в рамках их проектной деятельности? Если Вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на Вас. Джим Рон.

Хисаметдинов А.А.: Смирнова Т.Н. пишет: С какой целью школа вводит проектную деятельность? Ведь цели могут быть совершенно разными. Например, у кого-то - возможность участвовать в олимпиадах. С какой, с какой? С целью более полного раскрыти я творческого потенциала учащегося. С целью освоения оным множественных способов представления результата. С целью озадачить ученика, для "прославления" своей родной школы (лицея и пр.) С целью решения дидактических и методических задач в своей экспериментальной деятельности. Смирнова Т.Н. пишет: Какие цели ставятся перед школьниками или вместе со школьниками в рамках их проектной деятельности? В рамках своей деятельности я акцентирую учащихся на "Божественность! " Почему?! ввиду того что каждый кто может создать чего либо существенное есть "создатель" -> "Креатор" ->" БОГ ", ?а кому не хочется осознать себя БОГОМ (прости меня Господи, да не упомяну имя Твое всуе)

Смирнова Т.Н.: Хисаметдинов А.А. пишет: С целью более полного раскрыти я творческого потенциала учащегося. Цель предполагает, что ее достижение можно будет проверить. Как проверить более полно раскрылся потенциал учащегося или не более ? От чего отталкиваться? Хисаметдинов А.А. пишет: С целью освоения оным множественных способов представления результата. Здесь действительно можно отследить результат, но не является ли это одной из задач в рамках более крупной цели? Хисаметдинов А.А. пишет: С целью озадачить ученика, для "прославления" своей родной школы (лицея и пр.) Хорошо, мы ученика озадачили. Мы молодцы! Но не факт, что школа прославилась . Хисаметдинов А.А. пишет: С целью решения дидактических и методических задач в своей экспериментальной деятельности. Здесь я так понимаю, что цель такая: Организовать и поддерживать в учебном учреждении исследовательскую деятельность школьников.

Хисаметдинов А.А.: Смирнова Т.Н. пишет: Цель предполагает, что ее достижение можно будет проверить. Как проверить более полно раскрылся потенциал учащегося или не более ? От чего отталкиваться? Легче всего можно отталкиваться при условии что ученик до сего времени никоим образом себя не проявлял, проявил - есть прогресс. Полно или не полно раскрылся покажет сравнительный анализ работ в области, республике, РФ или на международном уровне. Смирнова Т.Н. пишет: но не является ли это одной из задач в рамках более крупной цели? Множественность результатов предполагает освоение учащимся и применения на практике различных методик, в том числе даже и изобретение своей. Разве этого не достаточно? Смирнова Т.Н. пишет: Но не факт, что школа прославилась . А это от пиара зависит и смотря конечно на каком уровне результат.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Смирнова Т.Н. пишет: цитата: Но не факт, что школа прославилась . А это от пиара зависит и смотря конечно на каком уровне результат. Вы знаете, а я вообще не понимаю, как связано прославление школы с темой проектной деятельности. Ведь не регалии, не медали школы - направление в обучении. Хисаметдинов А.А. пишет: Легче всего можно отталкиваться при условии что ученик до сего времени никоим образом себя не проявлял, проявил - есть прогресс. Полно или не полно раскрылся покажет сравнительный анализ работ в области, республике, РФ или на международном уровне. Вы знаете, это такой непоказательный критерий. Свидетельства и дипломы не дают гарантии качества создания проекта, написания работы. Много раз сталкивалась с тем, что хорошие по сути и представлению работы и проекты оказывались без лавров в силу простых человеческих отношений. Страшно говорить, но системе образования (по определению гуманной и честной) "рука руку моет". Ну не страшно ли это с воспитательной точки зрения. Ударят ребенку по рукам раз, другой, и потерялся интерес к проектной деятельности.



полная версия страницы