Форум » Инновации в образовании » Внедрение метода проектов в практику » Ответить

Внедрение метода проектов в практику

Смирнова Т.Н.: Проектная деятельность сегодня находит все больше сторонников в среде педагогической общественности. Уважаемые коллеги, давайте обсудим проблему внедрения метода проектов в практику обучения. Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? В каких формах будет полезной интеграция очной и дистанционной форм проектной деятельности? С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 All

Смирнова Т.Н.: Шулепова Т.В. пишет: Вы знаете, а я вообще не понимаю, как связано прославление школы с темой проектной деятельности. Проект может прославить не только школу, но и страну. Почему это плохо? Вот как такие проекты делать? Шулепова Т.В. пишет: Ударят ребенку по рукам раз, другой, и потерялся интерес к проектной деятельности. Страшно. Но, волков бояться в лес не ходить. Мы живем в этой стране и состояние образования отражает состояние общества. Ребенок часть этого общества, а не искуственно созданного педагогами.

Шулепова Т.В.: Смирнова Т.Н. пишет: Ребенок часть этого общества, а не искуственно созданного педагогами. Вариант выживания в "этом страшном обществе" - искать свою мохнатую руку. Несерьезно, правда, зато согласно неписаным норма. Почему-то не хочется. Смирнова Т.Н. пишет: Проект может прославить не только школу, но и страну. Почему это плохо? Вот как такие проекты делать? Нет, это неплохо. Я бы поставила вопрос по-другому. Не какие, а зачем проекты делать? Не во славу школы, а во славу образования (имею ввиду конкретный образовательный результат). А вот какие проеты можно предложить создать дистанционно? И как это практически решать?

Шулепова Т.В.: Смирнова Т.Н. пишет: Опять вернулись к целям проектной деятельности. Но, уже в рамках личностно-ориентированного подхода! У меня сложилось общее впечатление, что беседа идет на каждой теме форума по одному и тому же кругу. Возможно конкретные личности (имею в виду себя) себя же и исчерпали?


Смирнова Т.Н.: Шулепова Т.В. пишет: идет на каждой теме форума по одному и тому же кругу Многие школьные программы построены по принципу прохождения по спирали А спираль очень напоминает хождение по кругу.

Дохунаева А.Г.: Шулепова Т.В. пишет: Свидетельства и дипломы не дают гарантии качества создания проекта, написания работы. Много раз сталкивалась с тем, что хорошие по сути и представлению работы и проекты оказывались без лавров в силу простых человеческих отношений. Ведь. дейсвиельно бывет так. Я в первый год участия в смотре исследовательских работ "Шаг в будущее" с неприязнью узнала, что первые места должны получать работы учащихся гимназии, иначе они не гимназия... Потом всегда в комиссиях есть весомые авторитетные люди, которые любыми путями убеждают членов комиссии в победе работы того ученика, который им хорошо знаком (вернее родители), даже возмжно пригодится в будущем. Шулепова Т.В. пишет: Страшно говорить, но системе образования (по определению гуманной и честной) "рука руку моет". Ну не страшно ли это с воспитательной точки зрения. Ударят ребенку по рукам раз, другой, и потерялся интерес к проектной деятельности. Вопросы каверзного характера, вопросы-ловушки, увы, часто остаются барьером для "новеньких" и учащихся пригородов, сел, в результате чего они не только попытаются защититься, но могут и замолкнуть...

Смирнова Т.Н.: Хисаметдинов А.А. пишет: Полно или не полно раскрылся покажет сравнительный анализ работ в области, республике, РФ или на международном уровне. 1)А судьи кто? 2)Может на уровне представленных работ в области и т.д., именно этот ученик будет смотреться скудно и скучно. Но, на самом деле для Вас очевидно его продвижение относительно самого себя. Получается, что опять не ясно насколько полно раскрылся ученик. И раскрылся ли? И надо ли было его раскрывать? Ему это надо?

Смирнова Т.Н.: Хисаметдинов А.А. пишет: Множественность результатов предполагает освоение учащимся и применения на практике различных методик, в том числе даже и изобретение своей. Разве этого не достаточно? Это я вообще не понимаю. А что, разве не осваивая новых методик, а используя старые разве нельзя придти к множественному результату? Потом, почему у проектной деятельности должен быть обязательно множественный результат? Хисаметдинов А.А. пишет: А это от пиара зависит Вы собираетесь пиарить даже откровенно слабые работы относительно уровня других? (Хотя повторяю, что для отдельно взятого ученика она может быть прорывом).

Хисаметдинов А.А.: Смирнова Т.Н. пишет: 1)А судьи кто? 2)Может на уровне представленных работ в области и т.д., именно этот ученик будет смотреться скудно и скучно. Но, на самом деле для Вас очевидно его продвижение относительно самого себя. Вы например, другие представители сообщества, какая разница, главное что бы он был компетентен. И почему себя?! Отностительно корифеев и не обязательно из учительской среды. Например лично я не совсем понимаю как оценивают работы по компьютерной графике. Есть ведь такие конкурсы. С каких позиций? Программист может сказать что это глупости (картинки там рисовать) Художник может не оценить замысла исполнителя и примененых оным способов достижения результата. Смирнова Т.Н. пишет: А что, разве не осваивая новых методик, а используя старые разве нельзя придти к множественному результату? Потом, почему у проектной деятельности должен быть обязательно множественный результат? Конечно можно, почему правда метод проектов считают новой методикой я сам до конца не понимаю. А насчет пиара слабых работ, да Вы правы для отдельно взятого это может быть прорыв, однако в некоторых слабых работах может присутствовать нечто очень оригинальное, и если работа прошла на местном уровне думаю всегда можно её доработать. Но ориентироваться необходимо конечно на более высокий уровень.

Кочкина Е. К.: Смирнова Т.Н. пишет: С какой целью школа вводит проектную деятельность? Современная школа старается дать ученику как можно больший запас знаний, наши выпускники покидая школу, имеют неплохой запас знаний, но совершенно не могут его применить в межпредметных ситуациях. Различные социологические исследования говорят, что на сегодняшний день работодатели делают запрос на выпускника. который 1) умеет работать в коллективе 2)готов связать свою карьеру с дальнейшим образованием 3)ориентирутся на рынке труда 4) умеет самостоятельно работать с информацией 5)может самостоятельно принять решение... В силу этих причин перед школой стала задача не узкоспециализированные знания, а сформированность основных компетентностей: информационной, валеологической, коммуникативной... И один из путей решения этой проблемы применеие проектного метода обучения,при котором ученик уже самостоятельно. в том режиме, в котором позволяют его способности приобретает для себя знания,развивает у себя исследовательские способности, приобретает коммуникативные умения, работая в различных группах... Во время работы над проектом ученик постигает реальные процессы. он как бы живет в конкрктных ситуациях.

Волкова О.Н.: Смирнова Т.Н. пишет: С какой целью школа вводит проектную деятельность? Чтобы включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность, показать практическую ценность знаний, т.к. проекты выходят на реализацию, формировать компетентности учащихся, расширять содержание образования. Ведь у детей часто возникают проблемы с практическим применением собственных знаний, существует их оторванность от реальной жизни. И не надо забывать о социальной значимости некоторых проектов (восстановление Храма, создание детской площадки, летопись района ит .д.)

Волкова О.Н.: Смирнова Т.Н. пишет: С какой целью школа вводит проектную деятельность? Чтобы включить учащихся в исследовательскую и практическую деятельность, показать практическую ценность знаний, т.к. проекты выходят на реализацию, формировать компетентности учащихся, расширять содержание образования. Ведь у детей часто возникают проблемы с практическим применением собственных знаний, существует их оторванность от реальной жизни. И не надо забывать о социальной значимости некоторых проектов (восстановление Храма, создание детской площадки, летопись района и т.д.)

Макарова Л.П.: Слышу - забываю,вижу - запоминаю,делаю - понимаю(Конфуций).Учебный проект,внеучебный - он всегда социален,если правильно,технологично проведена его подготовка.Тут главное - нам,педагогам,удержать себя от излишней торопливости и вмешательства.Огромное значение для становления компетенции выбора старшеклассника имеют учебно-исследовательские проекты по линиям дифференциации профиля.Ориентирующую функцию выполняют социальные проекты.В становлении компетенции саморазвития особое место занимают творческие проекты.

Смирнова Т.Н.: Макарова Л.П. пишет: Учебный проект,внеучебный Учбный проект - это форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Интересно, а что тогда такое внеучебный проект? Макарова Л.П. пишет: Тут главное - нам,педагогам,удержать себя от излишней торопливости и вмешательства. Это необходимо в любой деятельности.

Макарова Л.П.: В современной семье достаточно проблематично заставить родителей делать какое-то общее дело с детьми.Нам показалось,что долгосрочный проект "Моя родословная"способен объединить родителей и детей.В лицее больше 60 классов,и везде этот проект вызвал столько положительных эмоций.А первые результаты восхищают,трогают до слез,рождают новые творческие союзы.Публикации в лицейской газете,выступление на радио лицея,видеофильм о родных и близких,семейная книга об истории семьи,а все только началось.Разве можно разделить проекты на социальные и нет?Думаю,нет.Если это умело организованная деятельность - работает целостно.Помните у Конфуция:"Слышу - забываю,вижу - запоминаю,делаю - понимаю".

Смирнова Т.Н.: Предлагаю обсудить два интересных подхода к видению проектного метода (или к невидению) в образовании. С одной стороны: каждый урок - проект, а другого не дано (это высказывание, которое было у нас на форуме). С другой: метод проектов вообще не существует. Это метод проблемный (то, что мы под этим подразумеваем), а никакой не проектный. Не может быть теории метода, если его не существует. (Такую позицию я услышала от уважаемого мной человека, а подискутировать не удалось). Что Вы на это скажете?

yrovskaya: Использование проектной технологии позволит сформировать ключевые компетенции, более эффективным способом, более интересным для учеников способом. В сущности сейчас мы сталкиваемся с тем, что вся работа носит проектный характер, нужно уметь мобилизоваться, видеть проблему, решить ее и далее искать новую работу, которая позволит Вам применить свои знания и умения, совершенствоваться и получить определенную зарплату, которая устраивает Вас, а не работодателя. Обучение составлению проектов, выдвижению гипотез и самостоятельная работа непосредственно увеличивает шансы найти свое место в жизни. Пожалуйста помогите разобраться! Зачем использовать технологию задавания основополагающих и проблемных вопросов в проектном обучении? (По Intel)

Смирнова Т.Н.: Уважаемые коллеги! Выскажите свою точку зрения по нижеприведенным вопросам. Какие требования должны предъявляться к учебному проекту в рамках личностно-ориентированного обучения? Каковы критерии оценки проектной деятельности и их связь с традиционной системой оценивания? С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.

Фионина Л.Е.: Какие требования должны предъявляться к учебному проекту в рамках личностно-ориентированного обучения? Во-первых, это должны быть уровневые требования для различной категории учащихся одной возрастной группы (от новичков до знатоков), чтобы каждый ребенок нашел свою нишу и смог полностью реализовать свои способности. Во-вторых, к вариантам форм представления учебного проекта, чтобы у ребенка был выбор в какой из предложенных учителем форм он может представить свой проект. Тема может быть одна, а формы представления разные - учебный сайт, презентация, реферат, программа и т.д., в зависимости от интереса ребенка к той или иной информационной (компьютерной) технологии. В-третьих, четко сформулированный минимальный набор требований к обшему оформлению, содержанию, объему, эргономике и т.д., соответствующий возрастным особенностям и уровню компетентности группы учащихся. В-четвертых, обязательное включение в проект собственного мнения учащегося по изучаемому вопросу, а не простая констатация уже имеющихся точек зрения. Каковы критерии оценки проектной деятельности и их связь с традиционной системой оценивания? Проектная деятельность в современной школе чаще выступает в двух вариантах, как проект с рейтинговой системой оценки, например, исследование в рамках детской научной конференции, и как проект, который надо оценить по формальной системе оценки, принятой в образовании, т.е. по "пятибальной" шкале. В первом случае, критериями могут выступать общие критерии: актуальность проблемы, степень освященности тематики в других источниках, соответствие требованиям к оформлению, соответствие теме, содержательная часть (количество и содержание глав, рубрик, пунктов), грамотность (логичность изложения, наличие орфографических и стилистических ошибок), общий дизайн (целостность впечатления); частно-предметные - читаемость текста (цвет, размер шрифта, гармония с фоном) авторские компоненты (наличие, качество исполнения, оригинальность идеи), удобство навигации (организация меню, правило трех кликов, наличие и необходимость перекрестных и дублирующих ссылок), правильность работы встроенных компонентов (скрипты, flash и пр.), оптимизация (скорость загрузки, кодировки, объем графики и видео).

Разумова А.Г.: Фионина Л.Е. пишет: Проектная деятельность в современной школе чаще выступает в двух вариантах, как проект с рейтинговой системой оценки, например, исследование в рамках детской научной конференции, и как проект, который надо оценить по формальной системе оценки, принятой в образовании, т.е. по "пятибальной" шкале. Сегодня часто смешивают понятия проекта и исследования. Как Вы считаете, всегда ли исследование - это проект, и наоборот? В чем их сходство, точки соприкосновения, общие технологические приемы? И в чем кардинальное различие?

Алсаева Н.С.: Разумова А.Г. пишет: Как Вы считаете, всегда ли исследование - это проект, и наоборот? В чем их сходство, точки соприкосновения, общие технологические приемы? И в чем кардинальное различие? Добрый день, уважаемая Алла Григорьевна! Очень рада увидеть Вас на Форуме. Пользуясь случаем, хочется Вам сказать слова благодарности за Вашу поддержку, веру в меня во время обучения на курсах по исследовательской работе. На ваш поставленный вопрос отвечу цитатами из учебного модуля курса. "Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку вопросов; изучение теории по теме; выдвижение гипотезы; подбор методик; сбор собственного материала; его анализ и обобщение, собственные выводы.Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения. Главный результат - интеллектуальный продукт. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; этапов проектирования и реализации. Проект - это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. На разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование в данном случае выполняет чисто обслуживающие функции. Проект тоже может быть исследовательским. ( Из материала "Основные понятия учебно-исследовательской деятельности" Леонтович А.В., кп.н., директор Дома научно-технического творчества молодёжи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества - Eidos_Profil_Study_Modul-01)

Фионина Л.Е.: Зачастую разделить эти два понятия очень сложно, особенно в ракурсе школьного образования. Любой проект - это конечный продукт, в котором в большей или меньщей степени присутствует некоторое исследование, а любое исследование какого-то вопроса, требует оформления результата исследования, а это уже практически тот же проект. Конечно говорить о них как о равнозначных понятиях нельзя, скорее их можно классифицировать как пересекающиеся понятия, где объем пересечения достаточно обширный. В школе очень редко встречаются проекты без исследовательской части, ведь сбор информации это тоже исследование.

Бондаренко Ю.А.: Фионина Л.Е. пишет: В школе очень редко встречаются проекты без исследовательской части, ведь сбор информации это тоже исследование Однако мы подразделяем проекты на исследовательские и творческие, когда нет необходимости собирать информацию, а нужно что-то сотворить.

Смирнова Т.Н.: Спасибо, Алла Григорьевна. Вы ставите очень существенные вопросы. При обсуждении сходств и различий в той или иной деятельности надо начать с целей оных. Есть ли различия в целях исследовательской деятельности и проектной? Не надо ли включить здесь также проектно-исследовательскую деятельность?

Попова Н. А.: Разумова А.Г. пишет: Сегодня часто смешивают понятия проекта и исследования. Как Вы считаете, всегда ли исследование - это проект, и наоборот? В чем их сходство, точки соприкосновения, общие технологические приемы? И в чем кардинальное различие? Уважаемая Алла Григороевна! Исследование и проект-это два разных понятия по направлению, смыслу,содержанию. ИсследованиеЭто бескорыстный поискистины, а проект- это решение определенной, ясно осознаваемой задачи.Исследование_это творчество в чистом виде.Проектирование изначально задает предел,глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе.Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проект может быть исследованием, а исследование проектом быть не может.Эти два понятия имеют высокую ценость для современного образования.Они направлены на поиск истины,развивают творчекие способноси учащихся,учит четкости и строгости в работе, умение планировать свои изыскания, формируетважное для жизни стремление- двигаться к намеченной цели. С уважением, Попова Н.А.

Иванова И.А.: Один из важнейших критериев эффективности проекта, на мой взгляд, является его социальная значимость. Наши медицинские классы несколько последних лет реализуют проект "Искусство милосердия", поддерживающий детей с ограниченными возможностями. Благодарность и любовь детей - лучшая оценка! Иванова И.А.

Пркудина Вера Михайл: Проектирование сегодня очень распространённыйметод обучения. Нужно иметь в висду, чтопроекты могут быть самыми разнообразными: учебные, социальные, мультимедийные... В основе разлаботки любого проекта должна находиться исследовательская деятельность. Таким образом, по моему мнению, исследование является значимой частью проектной деятельности, но это не одно и то же. Цель любого проекта - разрешение существующих проблем, а это значит, что продуктом проектирования должно стать решение очередной проблемы.

Скрипкина Ю.В.: Иванова И.А. пишет: Один из важнейших критериев эффективности проекта, на мой взгляд, является его социальная значимость. Об эффективности можно говорить, только касаясь вопросов влияния, сравнения затрат и результатов и т.п. Эффективность проекта - это что Вы имели ввиду?

Скрипкина Ю.В.: Пркудина Вера Михайл пишет: проекты могут быть самыми разнообразными: учебные, социальные, мультимедийные... Как-то Вы перечислили сразу и проекты по цели, и по технологии, и по адресации... Вполне может существовать учебный социальный мультимедийный проект. Пркудина Вера Михайл пишет: Цель любого проекта - разрешение существующих проблем, а это значит, что продуктом проектирования должно стать решение очередной проблемы. А если ребенок машину времени проектирует? Или, например, в ходе реализации проекта доказывается, что решение проблемы не существует?

Смирнова Т.Н.: Фионина Л.Е. пишет: "Какие требования должны предъявляться к учебному проекту в рамках личностно-ориентированного обучения? Во-первых, это должны быть уровневые требования для различной категории учащихся одной возрастной группы (от новичков до знатоков), чтобы каждый ребенок нашел свою нишу и смог полностью реализовать свои способности. " Мне кажется, что в личностно-ориентированной системе обучения, где мы отслеживаем, рост ученика относительно него самого, нет необходимости говорить об уровневых требованиях. Наличие уровня отвергает уникальность каждого ученика. Ведь уровень – это заранее поставленный штамп. Ребенок видит, что из предложенных уровней ему посилен лишь самый первый. Разве у него появится интерес что-то делать? Думаю, в плоскости личностно-ориентированного обучения должна меняться привычная для современного образования терминология. Как считаете, коллеги?

А.В.Хуторской: Смирнова Т.Н. пишет: Мне кажется, что в личностно-ориентированной системе обучения, где мы отслеживаем, рост ученика относительно него самого, нет необходимости говорить об уровневых требованиях. Я не думаю, что в росте ученика относительно себя нет уровней. А как же ещё можно диагностировать этот рост? Другое дело, какие это могут быть (должны быть) уровни, если вести речь о проектной деятельности ученика?

Иванова Л.А.: В проектной деятельности каждый ученик выбирает задание совпадающее с его интересами и уровнем возможности, а роль учителя заключается не столько в отслеживании роста ученика, сколько в том чтобы вести его от уровня к уровню, показывая новые вожможности.

Смирнова Т.Н.: Иванова Л.А. пишет: В проектной деятельности каждый ученик выбирает задание совпадающее с его интересами и уровнем возможности А как он будет оценивать уровень своих возможностей? Он же должен научиться что-то делать, и нельзя ограничивать его в этом развитии. Часто учитель не знает до какой степени может подняться ученик, а откуда он сам сможет узнать какие у него возможности? А.В.Хуторской пишет: Другое дело, какие это могут быть (должны быть) уровни, если вести речь о проектной деятельности ученика? Получается, что в обсуждении этого вопроса первым должен стоять вопрос о том, как оценить точку отсчета таких "самоуровней"?

Прокудина В.М.: А.В.Хуторской пишет: А как же ещё можно диагностировать этот рост? Другое дело, какие это могут быть (должны быть) уровни, если вести речь о проектной деятельности ученика? на мой взгляд. необходимо совмещать 2 уровня в проектной деятельности: уровень ученика отслеживает учитель и самоуровень. При выставлении оценки совместить 2 эти уровня. самоуровень, оценивает ученик прмерно так: делая проект по проблеме в самом начале заполняет "Лист самоконтроля" (Лист роста), а потом же после завершения проекта. Возникает необходимость разработки данного роста.

Лукашова М.К.: Для выработки системы оценки проектной работы следует предварительно решить, включать ли самооценку участников проектных групп в общую систему оценки проекта; распределять ли места, номинации (за лучшие исследования, за лучшую презентацию и т.д.).

Иванова Л.А.: Критериями оценки проектной деятельности можно считать: самостоятельность работы над проектом актуальность и значимость темы полнота раскрытия темы оригинальность решения проблемы убедительность презентации использование средств наглядности, технических средств ответы на вопросы

Смирнова Т.Н.: Итак, чтобы определить критерии оценки проектной деятельности, нужно выявить какие компетенции формирует тот или иной тип проекта. Давайте начнем с классификации проектов.

Смирнова Т.Н.: Классификация по доминирующей деятельности: 1. Практико-ориентированный проект; 2. Исследовательский проект; 3. Информационный проект; 4. Творческий проект; 5. Ролевой проект. Речь идет именно о доминирующей деятельности) Классификация по предметно-содержательной области: 1. Монопроект ( одна область знаний); 2. Межпредметный проект. Классификация по характеру контактов между участниками: 1. Внутриклассный; 2. Внутришкольный; 3. Региональный; 4. Межрегиональный; 5. Международный ( вместе с предыдущим, как правило, телекоммуникационный). Классификация из книги И.С.Сергеева "Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое посоие для работников общеобразовательных учреждений."

Хисаметдинов А.А.: Есть еще издательский проект (СD, СD-журналы, газеты, книги)

Макарова Л.П.: Кроме учебных проектов есть социальные,как оценить участие в проекте "Милосердие"?Мне кажется,не существует универсальных критериев оценки проектной деятельности.Каждая новая ситуация требует своей шкалы и критериев.Главное,что ребенок получает от участия в проекте.Думаю,критерии должны быть связаны с целями и задачами:удалось или нет их раелизовать.

Соколова Г.А.: Обширные темы по географии, так изучение материка, непозволяют ближе познакомиться с природой, народами и странами материка, так здесь выручает проект . Допустим это путешествие по материку, а вы - гид. Такой проект дает возможность ученику не только расширить свои знания, но и научиться помсковой работе в интернете. Найти карты, дневники путешественников, видиофильмы современников, репортажи журналистов и многое другое. Наилучшей формой проекта , как обобщение материала, я считаю ,создание компьютерной газеты. Такой проект заставляет переработать массу материала , правильно его систематизировать, отобрать нужный, сделать его читаемым и многое другое.



полная версия страницы