Форум » Инновации в образовании » Реален ли переход на десятибалльную систему оценивания? » Ответить

Реален ли переход на десятибалльную систему оценивания?

Орлова И.А.: В последнее время достаточно много говорится о том, что одним из вариантов решения проблемы оценивания результатов обученности, является переход на десятибалльную шкалу оценивания. Приглашаю обсудить данную тему.

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Орлова И.А.: В наших школах сейчас фактически используются только три оценки: тройка, четверка и пятерка. Хватает ли их нам, чтобы объективно оценить учащихся?

Архипова Т.А.: В повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляем как синонимы. Хоть они и взаимосвязаны, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не “переводится” в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса. Отметка же как бы “отрывается” от субъекта и объекта оценки, от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д. Наверное, школьная отметка в идеале должна обладать следующими качествами: - давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; - отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков. Неправомерно условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественным эквивалентам. За школьной отметкой всегда нужно видеть живой педагогический процесс, его активных соучастников— ученика и учителя.

БабуринаС.Н.: В школах Белоруссии ввели десятибальную шкалу оценивания. Многие учителя положительно отзываются о ней. А вот родители не могут еще привыкнуть к этой шкале оценивания и не понимают, как их ребенок учится.


Орлова И.А.: Я считаю, что в пятибалльной системе оценок не хватает, она очень несовершенна... Но это еще и потому, что мы боимся иногда ставить "заслуженные" оценки. Ставишь, например, тройку тому, кому "три пишем, два - в уме" и три, кому до четверки пока не дотянуть.

Милованова О.М.: Орлова И.А. пишет: пятибальной системе оценок не хватает. Я согласна с Орловой И.А., т.к. на днях при выставлении оценок по математике за триместр я столкнулась именно с такой ситуацией. Была поставлена тройка девочке, которая на фоне всех остальных в классе детей может работать на три с половиной, на четыре. Когда большинству в классе так и говорят "три ставим - два в уме". Но почему мы ставим? А какже потом ЕГЭ?

БабуринаС.Н.: Орлова И.А. пишет: Я считаю, что в пятибалльной системе оценок не хватает Я с Вами согласна. Сейчас много говорят о несовершенстве пятибальной системы оценивания и это правильно. Думаю, что десятибальная система поможет более точно оценивать знания учащихся. Только первое время будет очень сложно и учителям, и родителям, и учащимся привыкать к новым отметкам.

Крылова Н.Ю.: Орлова И.А. пишет: Я считаю, что в пятибалльной системе оценок не хватает, она очень несовершенна... Здравствуйте, коллеги! Полностью присоединяюсь к вам. 10-ти бальная система позволит объективно оценивать работу учащихся. Ведь очень часто бывает, мы ставим одну отметку за совершенно разные работы.

Орлова И.А.: Сегодня много говорят о переходе на "новую" десятибалльную систему оценивания. Может уже и надо!!!

Прокопенко М. Л.: Орлова И.А. пишет: Я считаю, что в пятибалльной системе оценок не хватает, она очень несовершенна Сейчас нельзя поставить " пять с плюсом" или " три с минусом" и думаешь... Может десятибалльная система будет более объективная ? Очень хочется узнать, например, 7 баллов это - как?

Орлова И.А.: Прокопенко М. Л. пишет: Очень хочется узнать, например, 7 баллов это - как? Можно предположить следующее: Неудовлетворительно 0 Почти неудовлетворительно 1-2 Удовлетворительно 3 Весьма удовлетворительно 4 Почти хорошо 5 Хорошо 6 Очень хорошо 7 Почти отлично 8 Отлично 9 Превосходно 10.

Евстропова Н.А.: Для меня с десятибальной системой удобнее будет выстраивать рейтинг учащихся

Goncharova: При Централизованном тестировании в 9,11 классах учителя столкнулись с большим разбросом баллов при переходе к оценке: "5" - от 16 до 30 баллов. При 10-бальной шкале оценивания было бы точнее: "8", "9", "10" - от 16 до 30 баллов. Ну какую оценку ставить в аттестат об образовании?

Передериева Е.В.: Goncharova пишет: Ну какую оценку ставить в аттестат об образовании? Если бы в аттестат выставлялись баллы, это было бы более объективно.

Сухорукова Г.А.: Уважаемые коллеги! Думаю, что вами рассматривается очень актуальный и щепетильный вопрос. Мне кажется, что для современных условий обучения, когда уделяется столько внимания развитию креативности современного школьника, просто необходима иная шкала оценивания. Иногда, когда дети сдают работы (творческие), вроде бы и нелепо за творчество ставить "3". Но творчество творчеству рознь. На такую работу мы, как правило, даём много времени, чаще всего в домашних условиях. При получении результата от ребят чувствуешь, кто "творил" неделю, а кто час. Как быть? Я думаю, разнобоя в мнениях не будет только тогда, когда будет по этому вопросу разработан нормативный документ, единый для всей системы образования.

Сибагатулина: Работая в системе СПО, хотела бы сказать, что пятибаллная система себя изживает. Деятельность современного студента настолько многообразна, что невозможно ее уложить в эти рамки. А как же творческий потенциал учащегося? Он заложен в эту систему оценивания? Ряд преподавателей использует разработанную ими рейтинговую систему оценивания, но встает вопрос, насколько она валидна? Рейтинговую оценку затем все равно переводят в пятибальную систему. На своих занятиях при оценивании знаний учащихся использую суммарный балл за разные виды деятельности на уроке. На мой взгляд, это более эффективно. А как вы считаете, коллеги?

Сибагатулина: Работая в системе СПО, хотела бы сказать, что пятибаллная система себя изживает. Деятельность современного студента настолько многообразна, что невозможно ее уложить в эти рамки. А как же творческий потенциал учащегося? Он заложен в эту систему оценивания? Ряд преподавателей использует разработанную ими рейтинговую систему оценивания, но встает вопрос, насколько она валидна? Рейтинговую оценку затем все равно переводят в пятибальную систему. На своих занятиях при оценивании знаний учащихся использую суммарный балл за разные виды деятельности на уроке. На мой взгляд, это более эффективно. А как вы считаете, коллеги?

Архипова Т.А.: Сибагатулина пишет: На своих занятиях при оценивании знаний учащихся использую суммарный балл за разные виды деятельности на уроке. На мой взгляд, это более эффективно. А как вы считаете, коллеги? Согласна, коллега. Суммарный балл даёт возможность оценить ребёнка по-разным критериям: теория, практика, творчество и т.д. Сегодня, на мой взгляд, такая система может быть оптимальной.

Орлова И.А.: В Белоруссии десятибалльная система оценивания введена уже в 2003 году. Очевидно, она прижилась в их системе образования.

Орлова И.А.: В октябре министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что эксперимент по более дробной оценке успеваемости в российских школах - например, по 10-балльной шкале - начнется в этом году, переход на новую систему возможен через четыре-шесть лет.

Архипова Т.А.: Доброго дня, коллеги! Думается, что 10-балльная система позволит работать не только со знаниевым компонентом, но и с творческой составляющей. Неслучайно, наверное, в ЦДО "Эйдос" при оценке олимпиадных работ используется именно такая система. Да и критерии разработаны достаточно реальные: оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализации. Кроме общих критериев, применяются предметные критерии оценки работ, а также критерии, относящиеся к конкретному типу задания. Может, стоит взять их на заметку и адаптировать к школьной системе?

Орлова И.А.: По-моему, использование десятибалльной системы позволит: - более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности; - прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности во всех учебных заведениях (в настоящее время при поступлении в вузы девальвируются примерно 72% школьных оценок).

Першикова А. В.: В школах Республики Беларусь за основу действительно принята 10-балльная система.При этом баллы распределяются по 5 уровням,каждый из которых качественно характеризует достигнутые учеником результаты: 1-й уровень-узнавание(1-2 балла).Деятельность учащихся носит пассивный характер; 2-й уровень-неосознанное воспроизведение материала,элементарная репродуктивная деятельность(3-4балла); 3-й уровень- воспроизведение на уровне понимания(5-6 баллов); 4-й уровень-применение знаний в знакомой ситуации (7-8 баллов),задания предполагают конструктивную(продуктивную) деятельность. 5-й- уровень-применение знаний в незнакомой ситуации(9-10баллов),задания- творческие. Какие особенности 10-бальной системы можно выделить?Во-первых,новая система направлена не на оценку количества выполненных заданий ,а на определение качества учебной деятельности.Во- вторых, шкала 10-балльной оценки носит интегральный характер и включает как оценки полученных знаний, так и определение уровня освоенных умений и проявленных индивидуально-личностных качеств. В-третьих,эта шкала имеет восходящий характер и предполагает не оценку допущенных ошибок и недочетов,а направлена на оценку учебных достижений ученика,т. е. фиксирует его рост,приобретенные новые умения.В -четвертых построена по принципам личностно-ориентированного обучения.В-пятых,уровневый подход к оценке результата обучения. Першикова А.В.

Гусева Е.В.: Существующую 5-ти балльную систему оценки знаний надо менять - это факт, так как она, вопреки всем законам математики, как-то незаметно перешла в 3-балльную. Почему не существует отметки "1"? Да и отметку "2" мы выставляем ну в очень крайнем случае. А как же? Сколько объяснительных надо потом написать, выслушать: "не доработал" , "не применил индивидуального подхода", хотя работала, применяла, а ученик, может, просто элементарно прогуливал уроки. Но что бы работать по новой системе оценивания нужны чёткие критерии отметки. Если такой опыт существует в других странах, и этот опыт положителен, почему бы его не перенять? Вопрос в другом. А не превратится ли у нас 10-балльная система в 8-балльную или 6-балльную?

Селезнева М.В.: Гусева Е.В. пишет: "При 10-бальной системе рамки оценивания увеличиваются. Становится больше вариантов и возрастает объективность оценки. А в основном она аналогична 5-ти бальной системе, только уровней для оценивания побольше". Я думаю, что и при 10-балльной системе оценивания мы столкнёмся с той же проблемой, что и с нынешней системой оценивания: как и что мы будем оценивать-знания или умения их применять, или и то, и другое ? Мне приходилось читать о рейтинговой системе оценивания. При такой системе на основе гос. стандарта составляются оценочные таблицы (в баллах), которые затем переводятся в отметки (так как именно они выставляются в аттестат). И потом почему 10-балльная система, ведь ЕГЭ оценивается по 100-балльной системе?

Орлова И.А.: Гусева Е.В. пишет: Но что бы работать по новой системе оценивания нужны чёткие критерии отметки. Если такой опыт существует в других странах, и этот опыт положителен, почему бы его не перенять? Вопрос в другом. А не превратится ли у нас 10-балльная система в 8-балльную или 6-балльную? Проблемы будут всегда. Но мы же с вами справимся!!! Оценки знаний разных систем можно попытаться сравнить: 10-тибалльная 5-тибалльная 10 баллов 5+ 9 баллов 5 8 баллов 4+ 7 баллов 4 6 баллов 4- 5 баллов 3+ 4 балла 3 3 балла 3- 2 балла 2 1 балл нет ответа

АношинаО.Г.: При 10-бальной системе рамки оценивания увеличиваются. Становится больше вариантов и возрастает объективность оценки. А в основном она аналогична 5-ти бальной системе, только уровней для оценивания побольше. По 10-бальной шкале сложно определитьуровень дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать. Необходимы единые критерии за что какой балл выставлять.

belochka757: Векшина Н.З. 10 лет веду экономику. Когда начинали введения этого предмета в Базисный учебный план, решила, что он должен отличаться от всех остальных. Для этого ввела бальную систему обучения .Каждоу задание, тест , задача, деловая игра и другие виды деятельности имели "цену". На каждом уроке учащиеся за свою работу получали баллы и после урока выставляли их в свой лицевой счет и таблицу рейтинга. Интересно, им понравилось, они с удовольствием зарабаывали свои баллы,рассказывали всем в школе, что у них самый "настоящий" предмет-это экономика.Но мне все равно приходилось все переводить в оценку при нашей 5-бальной системе.Нужен механизм ,который позволит работать по 10-бальной системе.

Селезнева М.В.: Судя по всему опыт работы с рейтинговой системой в преподавании экономики был успешен.Это доказывает, что рейтинговая система очень эффективна. И ученики наши знают, за что они получают свои баллы. Видимо, при введении 10-балльной системы будут разработаны критерии оценивания. Полагаю, что в критериях должен найти отражение компетентностный подход.

Смирнова О.Н.: Споры вокруг десятибалльной оценки знаний есть, как всегда это бывает с введением нового. В нашей школе пока сохраняется традиционная 5-балльная система. Но, на мой взгляд, уже назрела в школах необходимость ее поменять. Смирнова О.Н.

Смирнова О.Н.: Необходимость перехода от 5-балльной к 10-балльной системе оценки обусловлена тем, что надо привести контрольно-оценочную деятельность в соответствие с ведущими идеями и направлениями обновления и трансляции нового качества общего образования, обеспечивающего практическую направленность образовательного процесса, переход от репродуктивного к продуктивному образованию и формированию разносторонне развитой, творческой, компетентной личности; а так же в соответствие с ведущими принципами личностно ориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков. Смирнова О.Н.

Передериева Е.В.: Орлова И.А. пишет: 10 баллов 5+ 9 баллов 5 8 баллов 4+ 7 баллов 4 6 баллов 4- 5 баллов 3+ 4 балла 3 3 балла 3- Как интересно вы все распределили! В дневниках не разрешается ставить "-" и "+", но при проверке тетрадей, согласитесь, многие учителя для себя решили проблему таким образом. Я, например, вместо отметки "10" пишу "высший балл" - Умница! "5".

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: В дневниках не разрешается ставить "-" и "+", Речь идет о десятибалльной системе оценивания.

Орлова И.А.: В целом 10-ти балльная система на практике не слишком отличается от традиционной, пятибалльной системы с применением «плюсов» или «минусов». Она становится более дифференцированной, главное - инструментально описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. Конкретное наполнение шкалы баллов будет определяться требованиями образовательных стандартов. В таком случае возможна органичная корреспонденция 10-ти балльной шкалы со 100 балльной шкалой Единого государственного экзамена.

Архипова Т.А.: Орлова И.А. пишет: В целом 10-ти балльная система на практике не слишком отличается от традиционной, пятибалльной системы с применением «плюсов» или «минусов». Она становится более дифференцированной, главное - инструментально описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. Конкретное наполнение шкалы баллов будет определяться требованиями образовательных стандартов. В таком случае возможна органичная корреспонденция 10-ти балльной шкалы со 100 балльной шкалой Единого государственного экзамена. Интересный вариант перехода на 10-балльную систему представлен Вами, Ирина Александровна. А каким образом всё-таки будут ранжироваться задания по данной шкале? Как будет определять для себя ученик уровень своих "незнаний-знаний"? На мой взгляд, подобные изменения усложняются вдвойне, так как многие педагоги всё ещё ориентируются на требования ЕГЭ и применяют именно такую систему оценки знаний, а 5-балльная шкала перевода баллов уже отсутствует...

Орлова И.А.: Все задания можно разделить на «стандартные» и творческие. Для «стандартных» заданий шкала приведена выше. Относительно шкалы ЕГЭ можно предложить такой вариант разбалловки: «А» + «В» + «С» = 100 бал.шкала = 10 бал.шкала = 5 бал.шкала (7-12) + (0-1) +(0-3) = 16-25 = 1 = 2 (13-17)+(1-2)+(3-4) = 26-31 = 2 = 2 (18) + (1-2) + (3-4) = 32-39 = 3 = 3 (19-25)+( 2-3)+ (4-7)= 40-50= 4 = 3 (26-31) + (3-4) + (7-9) =51-54= 5 = 4 (26-31) + (4-5) + (10-11) =55-60= 6 = 4 (26-31) + (5-6) + (11-12) =61-67= 7 = 4 (28-31) + (6-7) + (13-14) =64-70= 8 = 4 (29-31) + (7) + (15-19) = 71-83= 9 = 5 (31) + (8) + (20) = 86-100 = 10 = 5

Архипова Т.А.: Спасибо, Ирина Александровна! Но сегодня, наверное, 10-балльная система может стать только экпериментом.

Селезнева М.В.: Орлова И.А. пишет: "В целом 10-ти балльная система на практике не слишком отличается от традиционной, пятибалльной системы с применением «плюсов» или «минусов». Она становится более дифференцированной, главное - инструментально описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. Конкретное наполнение шкалы баллов будет определяться требованиями образовательных стандартов. В таком случае возможна органичная корреспонденция 10-ти балльной шкалы со 100 балльной шкалой Единого государственного экзамена". Мне представляется, что наполнение шкалы баллов будет определяться требованиями гос.стандартов в области именно знаний, а не компетенций. Ориентация на компетентностно-ориентированный подход плохо соотносится с таким инструментом проверки успешности учащихся, как ЕГЭ. Необходимы критериальные таблицы, которые будут учитывать не только освоение определенного минимума знаний,но и степень сформированности ключевых компетенций.

Rykunova_M_N: Тема для обсуждения, думаю, очень актуальная. Постепенно приучать учащихся, учителей, родителей к 10-балльной системе оценивания нужно. Ведь, ЕГЭ оценивается по баллам, оценки по результатам экзаменов ставит школа и только для аттестата. Поэтому, наверно, стоит уже призадуматься над системой оценок. А что касается плюсов, минусов, так это нужно, наверно, только учителю на период адаптации.

Исаева О.Ю.: Rykunova_M_N пишет: Тема для обсуждения, думаю, очень актуальная. Постепенно приучать учащихся, учителей, родителей к 10-балльной системе оценивания нужно. Ведь, ЕГЭ оценивается по баллам, оценки по результатам экзаменов ставит школа и только для аттестата. Да, вот это реалии, и в связи с этим необходимо пересмотреть 5- ти бальную систему.

Селезнева М.В.: Уважаемые коллеги! А как же всё-таки будет соотносится 10-балльная система оценивания и 100-балльная шкала ЕГЭ?

Орлова И.А.: Селезнева М.В. пишет: А как же всё-таки будет соотносится 10-балльная система оценивания и 100-балльная шкала ЕГЭ? Можно попробовать соотнести следующим образом: 10-тибалльная 100-балльная 1 (очень слабо) 0-25 2 (слабо) 26-30 3 (посредственно) 31-39 4 (удовлетворительно)40-49 5 (недостаточно хорошо) 50-54 6 (хорошо) 55-60 7 (очень хорошо) 61-69 8 (отлично) 70-79 9 (великолепно) 80-89 10 (прекрасно) 90-100

Исаева О.Ю.: Орлова И.А. пишет: Можно попробовать соотнести следующим образом: 10-тибалльная 100-балльная 1 (очень слабо) 0-25 2 (слабо) 26-30 3 (посредственно) 31-39 4 (удовлетворительно)40-49 5 (недостаточно хорошо) 50-54 6 (хорошо) 55-60 7 (очень хорошо) 61-69 8 (отлично) 70-79 9 (великолепно) 80-89 10 (прекрасно) 90-100 Интересное предложение.

Селезнева М.В.: Нам нужны четкие критерии оценивания успехов ребенка, заложенные в нормативные документы, и это не обязательно знания, могут быть компетентности, за наличие которых мы ставим определённое количество баллов. Тогда ребёнок, выходя на экзамен, будет иметь чётко представление об уровне своей успешности.

Орлова И.А.: Одна из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, применение образовательных технологий, устраняющих физические и эмоциональные перегрузки. Наконец – то общество признало, что здоровье не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и состояние психологического, душевного и социального благополучия. Что сейчас происходит с нашим образованием? Стратегия образования ставит новые ориентиры, но накопившиеся проблемы пока не позволяют добиться серьёзных положительных изменений в работе по созданию здоровьесберегающей среды.

Орлова И.А.: Назовём одну из главных и достаточно болезненных проблем: результаты обучения по-прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибалльной системе. А ведь процесс оценивания и контроля относится к наиболее важным характеристикам организации образовательного процесса. Оценка – это сплав эмоционального и интеллектуального отношения к действительности. Наши совместные усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей, уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья.

Селезнева М.В.: Орлова И.А. пишет: "Наши совместные усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей, уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья". Мы, учителя, можем многое, только систему оценивания достижения наших учеников в общероссийском масштабе определяем не мы, а государство.

Орлова И.А.: Селезнева М.В. пишет: Мы, учителя, можем многое, только систему оценивания достижения наших учеников в общероссийском масштабе определяем не мы, а государство. Но можно попытаться. Реально, если школа в виде эксперимента начнет работать над созданием новой практики оценивания знаний, умений и навыков обучающихся через внедрение десятибалльной системы.

БабуринаС.Н.: Согласна с мнением предыдущих участников.Ставя одну и ту же оценку порой приходится ловить себя на том,что "4" у слабого ученика не соответствует "4" сильного ученика..Необходимо пересматривать систему оценок.

Абызова С.В.: Уважаемые коллеги! Я абсолютна согласна с Селезневой М.В. Зачем отказываться от 5 -ти бальной и придумывать 10- ти. Я тоже согласна, что 5 -ти бальная себя изжила и превратилась в 3-х бальную. Может сразу подобно ЕГЭ, перейти на 100 бальную систему оценивания. Ученикам будет проще понимать результаты ЕГЭ.

Передериева Е.В.: Абызова С.В. пишет: Может сразу подобно ЕГЭ, перейти на 100 бальную систему оценивания. Ученикам будет проще понимать результаты ЕГЭ. Это было бы очень хорошо. 100 бальная система оценивания очень эффективна при проведении компьютерного тестирования, но каким образом на практике преподаватель может объективно оценить по этой системе разные ответы (работы) учеников?

Абызова С.В.: Вот над этим вопросом и должны подумать в Министерстве Образования. Ведь мы с вами примем любой указ, не в нашей компетенции обсуждать, мы их только реализуем в жизнь.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Недавно прочитала статью о безотметочном оценивании обученности младших школьников. Безотметочное оценивание осуществляется при помощи специально разработанных диагностических карт, охватывающих показатели обученности младших школьников по классам. При этом, отмечается, что у школьников повышается уровень мотивации, степень удовлетворенности учебной деятельности, улучшается эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности учащихся. Как вы считаете, такой вариант решения данной проблемы возможен?



полная версия страницы