Форум » Инновации в образовании » Качество образования: возможна ли его оценка? » Ответить

Качество образования: возможна ли его оценка?

Рямов Р.Ф.: В последнее время очень много говорится о модернизации образования, качестве образования. В образовательных учреждениях, в (при) районных (городских) отделах образования, на региональном уровне создаются службы (отделы, центры) по оценке качества образования. Очень большая группа педагогических работников и руководителей органов образования (педагогов, психологов, управленцев) осознанно или неосознанно (есть в этой группе и те, и другие) считает, что результаты образования в принципе определить невозможно. Поэтому предлагаю обсудить вопросы: Каковы показатели качества образования на уровне школы? Какие критерии оценки качества образования могут быть использованы по этим показателям? Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования? Нужны ли специальные диагностические умения учителя, и в чем они заключаются? Чем отличаются диагностические задания от контрольных?

Ответов - 47, стр: 1 2 All

Хисаметдинов А.А.: Рямов Р.Ф. пишет: Очень большая группа педагогических работников и руководителей органов образования (педагогов, психологов, управленцев) осознанно или неосознанно (есть в этой группе и те, и другие) считает, что результаты образования в принципе определить невозможно. Наверное я в этой группе, хотя конечно результаты олимпиад, %поступивших в ВУЗ, балл ЕГЭ показывают уровень образования в данном ОУ, но тождественно ли это качеству. Вот был у меня однокурсник (и сейчас есть конечно (некто Галин), не помню как у него было в аттестате, но учился на 3-ки, однако какой мощный и качественный компьютершик вышел )

Рямов Р.Ф.: Хисаметдинов А.А. пишет: Наверно я в этой группе, хотя конечно результаты олимпиад, %поступивших в ВУЗ, балл ЕГЭ показывают уровень образования в данном ОУ, но тождественно ли это качеству. Да, Азат Анварович, загрузили нас этими цифрами, которые Вы указываете. Я бы еще добавил к Вашему перечислению, количество медалистов, за «погонями» которых устремились школы, и качество медалистов резко упало. Но это не показатели качества образования. Анализ практики управления современной школой дает нам все основания для следующего неутешительного вывода: для абсолютного большинства современных ОУ характерно управление, ориентированное на процессе, а не на конкретный результат. Наиболее емко и точно это выражено в расхожем признаний директоров: «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить хорошее качество образования выпускников, а уж что получится – то получится». Хисаметдинов А.А. пишет: Вот был у меня однокурсник (и сейчас есть, конечно (некто Галин)), не помню, как у него было в аттестате, но учился на 3-ки, однако какой мощный и качественный компьютерщик вышел Вот если спрогнозировали в то время преподаватели ВУЗа, что Галин будет хорошим программистом, хотя он учился в школе на «3», и он стал им, то в какой-то степени можно считать, что ВУЗ дал качественное образование.

Бояркина В.И.: Качество образования можно проверить на реальных житейских, производственных, социальных проблемах. Если выпускник может их решать (не боится проблем, готов для решения применить знания, полученные в школе), значит - он образован. Но для этого надо в школе тренировать детей на решении реальных проблем междисциплинарного характера. Я преподаю ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач). В этом направлении накоплен обширный фонд реальных технических проблем и разработан набор инструментов для их решения. Есть разреботки и по решению научных, социальных проблем. А наукообразное школьное образование, мягко говоря, далеко от реальной жизни.


Иванова Л.А.: Бояркина В.И. пишет: Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования? Мониторинг и диагностика необходимы при отслеживании качества образования. Во-первых, это создает объективную картину процесса усвоения знаний и умений. Во-вторых служит базой для планирования дальнейшей работы. Мониторинг следует проводить на разных уровнях, по усвоению сегоднешнего урока, главы, темы, годовой курс и т.д.

Бояркина В.И.: Иванова Л.А. пишет: Отправлено: 31.10.06 22:31. Заголовок: Качество образования, мониторинг [Re:Бояркина В.И.] Бояркина В.И. пишет: Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования?` Мониторинг и диагностика необходимы при отслеживании качества образования. Во-первых, это создает объективную картину процесса усвоения знаний и умений. Во-вторых служит базой для планирования дальнейшей работы. Мониторинг следует проводить на разных уровнях, по усвоению сегоднешнего урока, главы, темы, годовой курс и т.д. Произошла какая-то накладка - я такого не писала. Но обсуждение получилось интересное. С уважением Бояркина В,И.

Рямов Р.Ф.: Мониторинг является одним из важнейших инструментов оценки качества образования, который предстает как систематичное (непрерывное, регулярное) отслеживание состояния: •кадровых ресурсов; •качества образовательного процесса; •качества усвоения учащимся ЗУН. Диагностика, как инструмент мониторинга, направлена на изучение результативности образовательной деятельности, т.е. уровня развития, здоровья, обученности, воспитанности учащихся и роста педагогического мастерства учителей. Диагностика может проводиться: •при выходе (из ДОУ, начальной, основной и средней школы) как итоговая; •при завершении изучения (темы, раздела, программы, курса и т.д.) как текущая, рубежная, уточняющая; •для изучения сформированности конкретных умений и навыков (читательской грамотности; навыков работы с картой; с текстом; связной речи; учебной деятельности и т.д.); •с целью изучения уровня умственного развития, логического (исторического, математического, образного …) мышления; •при изучении уровня профессиональной компетентности (психологической подготовленности, креативности) учителей; •для изучения интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и жизненных ориентиров учеников в условиях профильного обучения и т.п. Диагностика уровня обученности – это сравнение уровня обученности учащихся (их реальных достижений) с нормами (стандартом), анализ и выявление причин, от которых зависит полученный уровень, принятие корректирующих решений для дальнейшего развития образовательного процесса.

оданович М.В.: Индикаторм качества образования должны стать несухие % качества, динамические позитивные изменения происходящие с учинеком. Изменились его мотивы учебно-познавательной деятельности, личностная позиция, интерес, какие умения ключевых компетенций появились у него в начальной школе, в среднем звене, в старшей школе. Разве качество образования - это количество медалистов, победителей и призеров олиапиад различных уровне? Может быть социально адаптированные наши выпускники???

Рямов Р.Ф.: Оданович М.В. пишет: Индикатором качества образования должны стать не сухие % качества, динамические позитивные изменения происходящие с учеником. Изменились его мотивы учебно-познавательной деятельности, личностная позиция, интерес, какие умения ключевых компетенций появились у него в начальной школе, в среднем звене, в старшей школе. Что-то я Вашу мысль не до конца понял. Соизвольте, пожалуйста, расшифровать Ваши «не сухие % качества образования» - в чем именно они выражаются? По каким параметрам их определять? И поконкретней с изменениями с мотивами ученика.

Рямов Р.Ф.: В целях получения данных о фактическом состоянии педагогического процесса целесообразна диагностика по определению степени реализации главных и приоритетных задач системы образования в условиях данной школы, а именно: 1) уровня соответствия предлагаемых образовательных услуг: - государственным стандартам образования; - потребностям учащихся (их родителей), и общества, социальному заказу региона; 2) ученических целей, их реальных жизненных ориентиров, образовательного настроя и предпочтений; 3) индивидуальных особенностей, склонностей и перспектив развития учеников; 4) уровней освоения учащимися учебного материала (знаниевого уровня и способности к практическому использованию этих знаний); 5) уровня профессиональной подготовленности и компетентности педагогов; 6) эффективности образовательного процесса; 7) диагностических умений учителей; Самое главное, педагогическая диагностика направленная на выбор профиля обучения, должна стать компонентом образовательной программы профильной школы. Как осуществлять диагностику вышеозначенных целей? - во-первых, процедура выстраивания (алгоритм) диагностики ученических целей, из ориентиров и предпочтений, индивидуальных способностей; - во-вторых, что изучается (исследуется) при диагностике эффективности образовательного процесса и какие диагностические умения нужны учителю при организации этой работы. Итак, какой бы объект ни выбрали для диагностирования (см. п.п. 1-7), алгоритм диагностирования остается общим: I этап - подготовительный: определение цели диагностики (к примеру, выявить личностно-значимые цели учащихся 9-х классов, пожелавших заниматься в классах того или иного профиля...); конкретизация формы проведения диагностики (например, устное собеседование по вопросам "Почему я хочу учиться в этом классе?", "Что для меня самое главное в жизни?" и т. п.; письменное анкетирование с целью выявления мотивов, приведших ученика именно в этот класс; тестирование; ответы на конкретные вопросы, определяющие предпочтения и приоритеты учащихся; выбор из предложенных учителем целей, определяющий позицию, отношение ученика к предложенным учителем целям, мотивам и т. д.) Подготовка заданий в соответствии с целью диагностики (исследуемые ключевые понятия, проблемы, конкретные умения, навыки, аспекты деятельности и т. д.) и определение критериев оценки, времени проведения. II этап - проведение диагностики. III этап - анализ (количественная и качественная обработка полученных результатов); определение педагогического диагноза и причин, которые влияют на полученное состояние; разработка коррекционных мер (плана дальнейшего развития объекта исследования); представление итогов диагностики (таблицы, диаграммы...), интерпретация результатов.

Макарова Л.П.: Если говорить об оценке,то обязательно нужно говорить и о критериях.К формальным можно отнести динамику показателей обученности,качества знаний.Интерес к предмету,количество участников(а не только призеров)предметных конкурсов,олимпиад.Отношение детей и родителей.Количественные оценки нужно учитывать,только в динамике,но определяющими они быть не должны.Наши исследования показывают,что удачнее складывается судьба "троечников",чем отличников,а ведь последние добросовестно выполняли все требования учителя.Знания-то у них есть,а что с ними делать,они не знают(утрирую,конечно).Не научили мы их презентовать себя,если им удастся устроиться на работу,без сомнения,многие будут успешными,но кто устраивать будет?А потом они ждут указаний,рекомендаций.Сами безынициативные.Потому что на всех уроках мы все решали за них:и что учить,и как оценивать.А нужно было их труд организовать учебный.Вот это и надо оценивать в первую очередь,когда мы идем на урок к учителю и когда говорим окачестве обучения.Готовность учиться всегда,потребность в самообразовании,адекватная самооценка,самопономание,способность рефлексировать,способность к ценностному самоопределению.ответственному выбору-для этого мы обязаны создавать условия.Много ли тех,кто помнит предметный материал,а вот уроки общения с учителем-человеком навсегда запоминают.Предмет-только средство общения,влияния.Вот это тоже надо включать в оценку.И еще учительдолжен быть понимающим,т.е.принимающим и прощающим ребенка,способным и готовым всегда его оправдать.

А.В.Хуторской: Уважаемый Рямов Р.Ф. ! Вы обозначили весьма важную тему диагностики и мониторинга образования. Наиболее важной в ней для меня является ракурс личностной ориентированности, человеко-сообразности. Этот ракурс не всегда, но иногда проглядывает в ваших изложениях. Например, Рямов Р.Ф. пишет: Диагностика уровня обученности – это сравнение уровня обученности учащихся (их реальных достижений) с нормами (стандартом) . Но что должно быть такими нормами? Если с государственными нормами, то тут понятно - федеральный компонент образовательных стандартов. Но вы же, надеюсь, не только эти нормы имеете ввиду?

Рямов Р.Ф.: А.В.Хуторской пишет: Но что должно быть такими нормами? Если с государственными нормами, то тут понятно - федеральный компонент образовательных стандартов. Но вы же, надеюсь, не только эти нормы имеете ввиду? Естественно, мы имеем ввиду не только ГОСы. Все зависит от целей обучения. Мы, в своей работе, придерживаемся 5 уровням обученности по В.Л.Симонову: 1-уровень – различение (распознавание) или уровень знакомства; 2-уровень – запоминание; 3-уровень – понимание; 4-уровень – репродуктивное применение; 5-уровень – творческое применение (перенос знаний и умений на другие ситуации). и 4 уровням усвоения по В.П.Беспалько: 1-уровень – узнавание (знакомство); 2-уровень – воспроизведение (алгоритмическая деятельность); 3-уровень – эвристическая деятельность; 4-уровень – творческая деятельность. Тесты и задания могут быть составлены, исходя из приведенной классификации уровней усвоения. Тесты могут быть: 1.Первого уровня (на опознавание, различение, классификацию): даны цель, описана ситуация и действия по решению задачи. Ученик отвечает «да» или «нет»; определяет правильность каждого из вариантов ответов; находит для каждого понятия соответствующее определение. 2.Алгоритмического уровня (на подстановку, типовые задачи путем прямого использования алгоритмов): дан цель и описана ситуация. Ученик должен применить усвоенные способы действия (т.е. алгоритмические действия). 3.Эвристического уровня: дана цель, но не ясна ситуация, в которой может быть достигнута цель. Ученик, применяя ранее усвоенные действия, определяет ситуацию. 4.Творческого уровня (на выявление творческих умений по получению новый информации, на преобразование известных способов решения задачи): дана только цель в общей форме, не известны ситуация и действия. Ученик ищет подходящую ситуацию и пути достижения Цели. Задания – это вопросы, предполагающие наличие какой-либо информации и требующие ответа. Задания могут быть: 1.Открытые тестовые задания: ответ не задан (задания с пропусками, задания на дополнения, краткий ответ, микросочинения). 2.Полузакрытые тестовые задания: ответ известен только обработчику. 3.Закрытые тестовые задания, предполагающие выбор ответа (даны альтернативные формы последовательности или связи), выбор одного или нескольких ответов из предложенных.

А.В.Хуторской: Про уровни обученности и усвоения понятно. Непонятно только чем обусловлен выбор именно этих классификаций, довольно спорных по отношению к рангу творческих и эвристических качеств. P.S. Кстати, вы пишите о В.Л.Симонове, может быть вы ошиблись с отчеством и имеете ввиду Симонова Валентина Петровича?

Рямов Р.Ф.: А.В.Хуторской пишет: Про уровни обученности и усвоения понятно. Непонятно только чем обусловлен выбор именно этих классификаций, довольно спорных по отношению к рангу творческих и эвристических качеств. Пока мы используем в своей работе эти классификации, так как мы еще «молодое» структурное подразделение Башкирского института развития образования (существуем только год). А выявление творческих способностей учащихся мы планируем использовать в будущем. А.В.Хуторской пишет: P.S. Кстати, вы пишите о В.Л.Симонове, может быть вы ошиблись с отчеством и имеете ввиду Симонова Валентина Петровича? Приношу свои извинения Андрей Викторович! Действительно произошла опечатка.

А.В.Хуторской: Рямов Р.Ф. пишет: Пока мы используем в своей работе эти классификации, так как мы еще «молодое» структурное подразделение Причём тут подразделение? Классификацию определяет исследователь. P.S. Симонов Валентин Петрович когда то был одним из внутренних рецензентов мой докторской. Его вывод был - что это две докторских, которые надо бы разделить и одну из них отдать кому-нибудь другому для защиты. Я оставил как есть. Защита была в 1996 году. Тема "Дидактические основы эвристического обучения"

Рямов Р.Ф.: А.В.Хуторской пишет: Причём тут подразделение? Классификацию определяет исследователь В этом подразделении работаю и я. И пока классифицируем сообща, исходя из поставленных перед нами задач. P.S. За информацию – отдельная благодарность!

Макарова Л.П.: Основой для оценки качества образования и выбора критериев оценивания должны быть государственные образовательные стандарты.А если работать без оценки,можно работать и без результата,как это традиционно в нашей профессии:мы,де,не у станка,какой реальный продукт от нас требуете?

Рямов Р.Ф.: Макарова Л.П. пишет: Основой для оценки качества образования и выбора критериев оценивания должны быть государственные образовательные стандарты. Естественно, но и не только! ЗУНы не могут быть целью современной школы, это всего лишь одно из средств для достижения качества образования, и, кроме того, исключать ЗУНы из оценки качества образования так же нельзя, как нельзя сводить всю оценку качества образования только к ним. Макарова Л.П. пишет: А если работать без оценки, можно работать и без результата, как это традиционно в нашей профессии: мы, де, не у станка, какой реальный продукт от нас требуете? А Вы сможете работать без оценки и не на результат своей деятельности? Конечно же, нет! Какое удовлетворение Вы получите, если нет результатов? Я от Вас реального продукта не требую – это требует наше время, наши заказчики и многое другое. Вы это прекрасно понимаете. И, соответственно, от качества образования – зависит наше будущее! P.S. Кстати, уважаемые коллеги, а что Вы понимаете под результатами образования?

Макарова Л.П.: "Как серду высказать себя?Другому как понять тебя?Поймет ли он,как ты живешь?Мысль изреченная есть ложь!"Преимущества ДО уже в том,что заставит нас таки думать и думать над каждым способом выражения мысли.Я только за результат.Можно,объясню свое понимание результата так:результат,т.е. мы поработали хорошо,если выпускники не хотят(не не могут)в выпускную ночь никуда уходить,а прощаясь со школой,целуют стены.Складывается это из многого.А еще-когда они пишут сочинения и приходят прочитать свои стихи ,когда они играют в школьных спектаклях много времени спустя после окончания школы.Когда во время Дней Милосердия классы полны детьми,придумывающими ,как поздравить незнакомых детей в детском доме,сражаются за право ехать зимой ужас в какую даль,чтобы передать эти поздравления.Идут в онкоцентр с письмами,подарками и любовью.Когда не только премию свою для прогулки на пароходе,но и первую стипендию отдают в детдом.Все это возможно только ,если мы общаемся с ними на уроках с помощью предметного материала,а не ставим факты,формулы выше всего.Человек получается в результате.Не личность,не индивид,не субъект-Человек.Это не пафос,я так хочу и люблю воспринимать результаты своего труда.

Рямов Р.Ф.: Макарова Л.П. пишет: Это не пафос, я так хочу и люблю воспринимать результаты своего труда. Прекрасно! Но как я понимаю, в своем сообщении Вы Людмила Петровна, рассматриваете только одну из ветвей результатов образования, склоняющуюся к воспитательной среде. Это, естественно, немало важный аспект, но кроме него ведь есть и другие показатели. Продолжите, пожалуйста, свои соображения.

Макарова Л.П.: Да нет,думаю, не только воспитательные.Мы же с человеком имеем дело.Будут ли дети так любить школу,если здесь не созданы условия для процесса познания,саморазвития,самореализации,потому что качественное образование - это кач.обучение и воспитание.Качественное обучение по русскому языку - это когда все дети на два диктант ни за что не напишут(надеюсь,вы понимаете.что за этим стоит),по литературе - все нетолько читают,но любят книгу и т.д.К сожалению,сегодня общая педагогическая культура такова,что такие результаты,если они только не в соседнем классе,не вызывают доверия,кажутся декларативными.Почему-то и здесь что-то подобное появилось.Типа этого быть не может,потому что у меня так не получается.Вот это и уничтожает все в нашем образовании:мы не верим,что способны не только количеством медалистов и олимпиадников удивлять.

Рямов Р.Ф.: Людмила Петровна! Я Вас прекрасно понимаю. Но дело в том, что на вопрос: «Что Вы понимаете под результатами образования», хотелось бы получить более конкретные ответы. Поэтому предлагаю выделять и называть конкретный результат образования, например я, считаю, что под результатом образования можно считать: 1. Знания, умения, навыки (ЗУНы). Так как … и даете свое обоснование.

оданович М.В.: Я считаю, что конкретный результат образования на определенном его этапе, так как оно происходит в течение всей жизни человека, - появленеи способности преодолевать затрудненния: познавательные (реализация в деятельности "ученик - предмет познания"), личностные (понимание и осознание учеником того, что он субъект, а не объект), межличностные (реализация отношений ученик-другие ученики, ученик 0 учитель и т.д.).

Рямов Р.Ф.: оданович М.В. пишет: Я считаю, что конкретный результат образования на определенном его этапе, так как оно происходит в течение всей жизни человека Согласен. Но в последнее время мы все чаще и чаще слышим, что необходимо повышать качество образования в целом, т.е. в регионе, муниципалитете, ОУ и т. д. Для независимой оценки качества создаются структурные подразделения. А четких критериев и показателей (единых) нет, поэтому каждый для себя определяет свои критерии, и работает с ними. В связи с этим и хотелось бы получить ответы насчет результатов образования.

Макарова Л.П.: Мы говорим об образовании или об обучении?

Рямов Р.Ф.: Макарова Л.П. пишет: Мы говорим об образовании или об обучении? Об образовании, конечно. Ну, а без обучения, говоря об образовании, никак. Поэтому вопросы затрагиваются касающиеся и образования и обучения в частности.

Хисаметдинов А.А.: Рямов Р.Ф. пишет: А четких критериев и показателей (единых) нет, поэтому каждый для себя определяет свои критерии, и работает с ними. Да, но ведь эти определяемые критерии разрабатываюся на основании и положениях педагогической науки или же нет Думаю Рустам Фаритович Вы как директор Центра качества уже давно и вплотную работаете с тем же БГПУ (Башкирский государственный педагогический университет) или же картина как у Ольги Анатольевны?

Рямов Р.Ф.: Хисаметдинов А.А. пишет: Да, но ведь эти определяемые критерии разрабатываюся на основании и положениях педагогической науки или же нет Разрабатываются на основании Госстандартов, если надо, например, определить уровень обученности учащихся по определенному предмету, и естественно других нормативных документов

Рямов Р.Ф.: Уважаемые участники форума! Предлагаю продолжить обсуждение тем: 1. Что понимаем под результатами образования? 2. Как оценить эти результаты образования?

Хисаметдинов А.А.: Результаты образования - это продукт который получили или смогут получить обучающиеся

Рямов Р.Ф.: Хисаметдинов А.А. пишет: Результаты образования - это продукт который получили или смогут получить обучающиеся А конкретнее. Какой именно продукт они могут получить? Несомненно, это ЗУНы (от этого мы не откажемся), но ведь кроме них есть еще показатели. Какие?

оданович М.В.: Рямов Р.Ф. пишет: А конкретнее. Какой именно продукт они могут получить? Несомненно, это ЗУНы (от этого мы не откажемся), но ведь кроме них есть еще показатели. Какие? Преодоление учеником личностных затруднений: критический анализ, оцека мотивов учебно-познаавтельной деятельности; стпень овладенния способами саморегуляции учебно-познаавтелной деятельности; определение ребенком отношения кжизненым ценностям. Личностные затруднения находят отражение в развитии рефлексивной способности относиться к происходящему, в определении индивидуальных склонностей ребенка у учебно-познаавтельной деятельности. Преодоление учеником межличностных затруднений: толерантное восприятие различных точек зрения, способность ребенка самостоятельно разрешать возникающие при этом противоречия; соучаствование, сопереживание совместной учебно-познаавтельной деятелности, то есть способствует формированию умения поствить себя на место другого человека; выбор системы ценностных ориентаций, направленных на оказание помощи другим, на установление взаимопонимания с окружающими людьми. Задача становится для ученика учебно-познавательной в том случае, если вызывает у него не только познавательные, но и личностные и межличностные затруднения, которые позволяют ввести в ее содержание рефлексивные объекты.

Рямов Р.Ф.: Согласен с Вами, Марина Витальевна! Одним словом можно сказать, что Вы раскрыли показатели личностного развития. Хотелось бы добавить, что под этим показателем мы имеем в виду уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей.

оданович М.В.: Рямов Р.Ф. пишет: Одним словом можно сказать, что Вы раскрыли показатели личностного развития. Хотелось бы добавить, что под этим показателем мы имеем в виду уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей. Точнее индивидуально-личностного развития ребенка. Помимо преодоления затруднений очень важен, какая уровнень этого развития: уровень избегание трудностей, когда ребенок пассивно адаптируется, плывет по течению сложившихся обстоятельств; уровень определения целей. На этом уровне очень важна проявление ребенком следующих позиций: позиция "ради себя" выражается при рассогласовании внутренних целевых установок и предъявляемых ребенку требований в противодействии социальному окружению, так как его деятельность сориентирована на собственные цели без учета целей окружающих;. позиция "ради себя и других людей" выражается в поиске решений, реализуемого в зависимости от ситуации ради достижения условного равенства взглядов окружающих; позиция ради других людей выражается в том, что для достижения целей окружающих приносятся в жертву собственные интересы, или же они маскируются, и при этом проявляется ребенком уступчивость. уровень проявления ценностно-смыслового отношения к происходящему.

Рямов Р.Ф.: оданович М.В. пишет: Точнее индивидуально-личностного развития ребенка. Помимо преодоления затруднений очень важен, какая уровнень этого развития Продолжите дальше, Марина Витальевна! Какие еще показатели, критерии Вы бы выделили. И как предлагаете их оценить.

Рямов Р.Ф.: Уважаемые коллеги! К результатам образования отнес бы и профессиональную компетентность учителя и его отношения к работе. Известно, что от личности учителя зависит очень многое! На мой взгляд, на первом, пятом, пятнадцатом и тридцатом году работы эффективность работы учителей будут разными. Конечно, учителя приобретают опыт профессионального педагогического мастерства (это плюс), но, у некоторых со временем возникает явление профессиональной амортизации (это минус). А что скажете Вы по этому поводу?

Горбушин А.Г.: Педагогический мониторинг является технологией управления качеством образования при постоянном наблюдении за каким-либо педагогическим процессом или объектом, чтобы выявить соответствие их состояния планируемому результату.

Андрианова Г.А.: Уважаемый А.Г.Горбушин! Ответьте, пожалуйста, за каким педагогическим процессом (объектом) Вы осуществляете педагогический мониторинг в своей деятельности? Какие результаты Вы отслеживаете?

Горбушин А.Г.: Уважаемая Г.А. Андрианова! В системе педагогического мониторинга осуществляется систематизация поступающего из различных источников потока информации о деятельности ОУ. При этом в функции педагогического мониторинга входят: 1. Экспертное оценивание результатов деятельности ОУ по различным аспектам функционирования 2. Отслеживание результатов учебной деятельности обучаемых 3. Экспертиза уровня педагогического и управленческого мастерства педагогических кадров 4. Повышение качества решения организационно-управленческих задач на основе выводов, сформулированных в результате мониторинга 5. Прогнозирование развития ОУ на основе данных мониторинга Безусловно, возможны разные подходы к тем или иным принципам измерения и оценки качества.

ольга: *PRIVAT*

Горбушин А.Г.: Качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и системы образования в целом. Качеством образования занимается квалиметрия образования

А.В.Хуторской: Горбушин А.Г. пишет: Качеством образования занимается квалиметрия образования В предыдущем вопросе Галины Александровны имелась ввиду ваша личная технология деятельности, её анализ, а не ваши сведения о педагогическом мониторинге или квалимитрии образования. Хорошо бы если вы изложили рефлексивные результаты и проблемы вашей личной деятельности по данному вопросу.

Поздеева Л.С.: Вы рассуждаете о качестве образования. А что означает термин «качество образования»? Он же не имеет однозначного толкования. Мы все время призываем к его повышению и интерпретируем его как уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых учеником по завершению определенного этапа образования, характеризуем качество относительным количеством учащихся, имеющих те или иные оценки. Не кажется ли вам, что такой подход к этому понятию уже себя изжил? Может основное внимание при оценки качества необходимо уделить формированию мировоззрения учащихся или интеллектуальному воспитанию, суть которого, заключается не только в формировании знаний, умений и навыков или в развитии теоретического мышления, а в обогащении индивидуального умственного опыта ученика.

Бабина Е. И.: Рямов Р.Ф. пишет: Очень большая группа педагогических работников и руководителей органов образования (педагогов, психологов, управленцев) осознанно или неосознанно (есть в этой группе и те, и другие) считает, что результаты образования в принципе определить невозможно. Поэтому предлагаю обсудить вопросы: Каковы показатели качества образования на уровне школы? Какие критерии оценки качества образования могут быть использованы по этим показателям? Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования? Нужны ли специальные диагностические умения учителя, и в чем они заключаются? Наверное, одним из показателей качества образования является качество знаний учащихся, которое определяется по итогам четверти, по результатам контрольных работ. Учителю, безусловно, необходимы диагностические умения. Ведь только с помощью диагностики можно корретировать работу. Самое простое, сто может сделать любой учитель - не просто оценить работу, но и определить по каждому ребенку его ошибки, затем опрделить общие ошибки класса, спланировать работу по коррекции.

Пырина Светлана: Можно ли судить о качестве образования по результатам контрольных работ или по итоговым оценкам триместра? Я думаю, что нет. Качество образования определяется через владение учащимися современными образовательными компетенциями. Качество образования заявляет о себе только через деятельность твоческую или аналитическую.

Fomenko1957: Без мониторинга образовательный процесс превратится в хаос. Система должна быть во всем. На сегодняшний день, я согласна нет абсолютно прозрачных критериев оценки качества образования. Заявленные общеучебные и надпредметные компетенции достаточно слабо защищены методикой диагностирования, однако в целом это самое на мой взгляд перспективное направление, например главными компетенциями в пректе нового стандарта образования заявлены - исследовательская компетенция, коммуникативная и ИКТ компетенция, насколько я поняла - эти же критерии являются ведущими и в эвристической дидактике. Поэтосму считаю оценка качества образования вполне реальный фактор, а % погрешности есть в любой диагностике. Уже в 2008-2009 году я провела первый этап диагностирования учащихся занимающихся исследовательской работой по этой системе. Результат конкечно будет виден только через 3 года, однако в целом диагностика работает.

Передериева Е.В.: Для выявления качества образования на уровне школы должен быть системный подход, отражающий сам процесс образования и усилия всего школьного коллектива, сопряженные с ним. Наше МОУ несколько раз было удостоено звания "Школа века", при этом необходимо было предоставить большое количество материалов, подтверждающих высокий уровень качества образования. Можно выделить такие критерии на уровне любой школы: гарантия качества образования - квалификационная категория, профессионализм учителей, а также их достижения; результаты участников олимпиад на различных уровнях; достойные результаты сдачи ЕГЭ ; количество поступающих в ВУЗы учеников; успехи в дополнительном образовании, личные достижения; проведение срезовых работ (в том числе и административных) и т.д. Мониторинг проводится практически в каждом случае. Действительно, у каждого преподавателя свое восприятие качества образования. Я считаю, что если учитель биологии "вырастил" несколько докторов наук и высококвалифицированных врачей - можно говорить о качестве образования в широком понимании этого слова.



полная версия страницы