Форум » Инновации в образовании » Качество образования: возможна ли его оценка? » Ответить

Качество образования: возможна ли его оценка?

Рямов Р.Ф.: В последнее время очень много говорится о модернизации образования, качестве образования. В образовательных учреждениях, в (при) районных (городских) отделах образования, на региональном уровне создаются службы (отделы, центры) по оценке качества образования. Очень большая группа педагогических работников и руководителей органов образования (педагогов, психологов, управленцев) осознанно или неосознанно (есть в этой группе и те, и другие) считает, что результаты образования в принципе определить невозможно. Поэтому предлагаю обсудить вопросы: Каковы показатели качества образования на уровне школы? Какие критерии оценки качества образования могут быть использованы по этим показателям? Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования? Нужны ли специальные диагностические умения учителя, и в чем они заключаются? Чем отличаются диагностические задания от контрольных?

Ответов - 47, стр: 1 2 All

Горбушин А.Г.: Качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и системы образования в целом. Качеством образования занимается квалиметрия образования

А.В.Хуторской: Горбушин А.Г. пишет: Качеством образования занимается квалиметрия образования В предыдущем вопросе Галины Александровны имелась ввиду ваша личная технология деятельности, её анализ, а не ваши сведения о педагогическом мониторинге или квалимитрии образования. Хорошо бы если вы изложили рефлексивные результаты и проблемы вашей личной деятельности по данному вопросу.

Поздеева Л.С.: Вы рассуждаете о качестве образования. А что означает термин «качество образования»? Он же не имеет однозначного толкования. Мы все время призываем к его повышению и интерпретируем его как уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых учеником по завершению определенного этапа образования, характеризуем качество относительным количеством учащихся, имеющих те или иные оценки. Не кажется ли вам, что такой подход к этому понятию уже себя изжил? Может основное внимание при оценки качества необходимо уделить формированию мировоззрения учащихся или интеллектуальному воспитанию, суть которого, заключается не только в формировании знаний, умений и навыков или в развитии теоретического мышления, а в обогащении индивидуального умственного опыта ученика.


Бабина Е. И.: Рямов Р.Ф. пишет: Очень большая группа педагогических работников и руководителей органов образования (педагогов, психологов, управленцев) осознанно или неосознанно (есть в этой группе и те, и другие) считает, что результаты образования в принципе определить невозможно. Поэтому предлагаю обсудить вопросы: Каковы показатели качества образования на уровне школы? Какие критерии оценки качества образования могут быть использованы по этим показателям? Место и роль мониторинга и диагностики в системе отслеживания качества образования? Нужны ли специальные диагностические умения учителя, и в чем они заключаются? Наверное, одним из показателей качества образования является качество знаний учащихся, которое определяется по итогам четверти, по результатам контрольных работ. Учителю, безусловно, необходимы диагностические умения. Ведь только с помощью диагностики можно корретировать работу. Самое простое, сто может сделать любой учитель - не просто оценить работу, но и определить по каждому ребенку его ошибки, затем опрделить общие ошибки класса, спланировать работу по коррекции.

Пырина Светлана: Можно ли судить о качестве образования по результатам контрольных работ или по итоговым оценкам триместра? Я думаю, что нет. Качество образования определяется через владение учащимися современными образовательными компетенциями. Качество образования заявляет о себе только через деятельность твоческую или аналитическую.

Fomenko1957: Без мониторинга образовательный процесс превратится в хаос. Система должна быть во всем. На сегодняшний день, я согласна нет абсолютно прозрачных критериев оценки качества образования. Заявленные общеучебные и надпредметные компетенции достаточно слабо защищены методикой диагностирования, однако в целом это самое на мой взгляд перспективное направление, например главными компетенциями в пректе нового стандарта образования заявлены - исследовательская компетенция, коммуникативная и ИКТ компетенция, насколько я поняла - эти же критерии являются ведущими и в эвристической дидактике. Поэтосму считаю оценка качества образования вполне реальный фактор, а % погрешности есть в любой диагностике. Уже в 2008-2009 году я провела первый этап диагностирования учащихся занимающихся исследовательской работой по этой системе. Результат конкечно будет виден только через 3 года, однако в целом диагностика работает.

Передериева Е.В.: Для выявления качества образования на уровне школы должен быть системный подход, отражающий сам процесс образования и усилия всего школьного коллектива, сопряженные с ним. Наше МОУ несколько раз было удостоено звания "Школа века", при этом необходимо было предоставить большое количество материалов, подтверждающих высокий уровень качества образования. Можно выделить такие критерии на уровне любой школы: гарантия качества образования - квалификационная категория, профессионализм учителей, а также их достижения; результаты участников олимпиад на различных уровнях; достойные результаты сдачи ЕГЭ ; количество поступающих в ВУЗы учеников; успехи в дополнительном образовании, личные достижения; проведение срезовых работ (в том числе и административных) и т.д. Мониторинг проводится практически в каждом случае. Действительно, у каждого преподавателя свое восприятие качества образования. Я считаю, что если учитель биологии "вырастил" несколько докторов наук и высококвалифицированных врачей - можно говорить о качестве образования в широком понимании этого слова.



полная версия страницы