Форум » Инновации в образовании » Содержание педагогических инноваций » Ответить

Содержание педагогических инноваций

А.Д.Король: Что следует понимать под личностным смыслом, образовательным потенциалом ученика? Что такое потенциал образовательного пространства? Меняется ли потенциал ученика в процессе образования?

Ответов - 15

Кокшарова Т.А.: А.Д.Король пишет: Меняется ли потенциал ученика в процессе образования? Спорный вопрос! И чтобы попытаться на него ответить, вначале нужен ответ на другой, поставленный автором вначале. А.Д.Король пишет: Что следует понимать под личностным смыслом, образовательным потенциалом ученика? Если посмотреть в словарь иностранных слов, то потенциал (не в физике!) можно трактовать как возможности, средства, которые могут быть использованы для достижения какой-либо цели. В этом смысле образовательный потенциал ученика как возможность достичь определённых результатов обучения и развития, вполне может меняться! Рассмотрим простейший пример и аналогию: очевидно, что ученик, обладающий в данный момент меньшими знаниями имеет и гораздо меньше возможностей применить их для дальнейшего образования, как расширяются горизонты у тех, кто поднимается всё выше и выше в гору! Конечно, природные способности играют свою роль в темпе обучения, особенностях восприятия и пр., но ведь это не может ОСТАНОВИТЬ процесс образования того или иного ученика, а значит, в этом процессе будет меняться и образовательный потенциал этого ученика.

И.В. Сидорова: Доброго времени суток! А.Д.Король пишет: Меняется ли потенциал ученика в процессе образования? Мне кажется, что потенциал ученика заложен с рождения. Изменить его, вероятно, нельзя. Зато можно помочь ученику осознать, что этот потенциал у него есть, и способствовать как можно более полному раскрытию этого потенциала. Страшно представить, скольких людей, наделённых творческим, интеллектуальным потенциалом, общество считало (и считает!) бездарными! Для раскрытия ученического потенциала и нужно, чтобы процесс образования был осознанным (то есть учиться нужно для себя, а не для оценки, родителей, общества и т.п.), соответствовал запросам человека, личности. С уважением. Сидорова Ирина Валерьевна, заместитель директора МОУ гимназии № 9 им. С.Г. Горшкова, г. Железнодорожный.

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: Для раскрытия ученического потенциала и нужно, чтобы процесс образования был осознанным (то есть учиться нужно для себя, а не для оценки, родителей, общества и т.п.), соответствовал запросам человека, личности. Ирина Валерьевна, осознанность процесса образования касается только ли ученика, и чтобы он его осознавал, что должен делать учитель? Осознавать важность процесса, участия в нем для себя - очень сложная вещь! Как Вы думаете, какие меры должен предпринять учитель для того, чтобы ученик осознал? А может быть эти меры должны быть предприняты самим учеником без участия извне, или его родителями? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"


И.В. Сидорова: Полищук С.Г. пишет: какие меры должен предпринять учитель для того, чтобы ученик осознал? А может быть эти меры должны быть предприняты самим учеником без участия извне, или его родителями? Конечно, самим учеником! Но для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. Следовательно, целеполагание и рефлексия на уроке - самые важные киты на начальном этапе движения к осознанности процесса образования.

Скрипкина Ю.В.: И.В. Сидорова пишет: необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я знаю, что Вы уделяете значительное внимание целеполаганию и рефлексии на своих уроках и определенно добились успехов. Поделитесь, пожалуйста, насколько глубоко приняты целеполагание и рефлекися Вашими учениками? Начали ли они переносить их на другую свою деятельность, на другие потребности, видят ли эффективность таких подходов? То есть как глубоко инновация "внедрилась"?

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: Конечно, самим учеником! Но для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы ученик видел осознанность действий тех, кто его окружает: учителей, родителей, других взрослых авторитетных (для этого ученика) людей. Ирина Валерьевна, а как ученик поймет, что окружающие действуют осознанно? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"

И.В. Сидорова: Здравствуйте, Юлия Владимировна! Скрипкина Ю.В. пишет: Поделитесь, пожалуйста, насколько глубоко приняты целеполагание и рефлекися Вашими учениками? Начали ли они переносить их на другую свою деятельность, на другие потребности, видят ли эффективность таких подходов? Мои ученики проводили целеполагание и рефлексию в течение учебного года на уроках русского языка и литературы. Но, как выяснилось, выполняя на других уроках задаия учителей, не применяющих названные технологии, они ориентировались на создание продуктов, ставили цели, связанные с продуктивной деятельностью, и, к удивлению учителей, проводили анализ полученных ими результатов: и достижений, и неудач, и причин такого положения дел. Мне кажется, это доказывает понимание учащимися (7-8-х классов!) эффективности таких подходов. Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Полищук С.Г. пишет: как ученик поймет, что окружающие действуют осознанно? Окружающие должны комментировать свои цели, если хотят, чтобы ученик их понял... Спасибо. Сидорова И.В., заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 9 им. С.Г. Горшкова

Скрипкина Ю.В.: И.В. Сидорова пишет: Но, как выяснилось, выполняя на других уроках задаия учителей, не применяющих названные технологии, они ориентировались на создание продуктов, ставили цели, связанные с продуктивной деятельностью, и, к удивлению учителей, проводили анализ полученных ими результатов: и достижений, и неудач, и причин такого положения дел. Собственно, вот и происходит внедрение (вживление) инноваций. А какова реакция Ваших коллег-педагогов? Готовы ли они (видят ли необходимость) в целеполагании и рефлексии на своих уроках?

И.В. Сидорова: Некоторые, наиболее восприимчивые к новому педагоги проявляют интерес и пытаются применять целеполагание и рефлексию в своей практике. Но многим тяжело отойти от привычной постановки целей ( "Сегодня на уроке мы будем...") и подведения итогов урока ("Мы с вами научились..."), и даже (о ужас!) есть и те, кто вообще не придает значания этим этапам урока. Но если ученики научились проводить целеполагание и рефлексию, то им безразлично, нужно это учителю или нет: они всё равно будут это делать - для себя!

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! И.В. Сидорова пишет: Но многим тяжело отойти от привычной постановки целей Какие приемы Вы можете порекомендовать коллегам для того, чтобы не они формулировали цель, а работали с детьми над постановкой целей именно детьми? С каких приемов начинали Вы? Как пришли к выводу о необходимости пересмотра способов постановки целей и внедрению инноваций в организуемый учебный процесс? С уважением, Полищук Светлана Георгиевна зав. кафедрой информатики ЦДО "Эйдос"

И.В. Сидорова: Здравствуйте, коллеги! Полищук С.Г. пишет: Какие приемы Вы можете порекомендовать коллегам для того, чтобы не они формулировали цель, а работали с детьми над постановкой целей именно детьми? С каких приемов начинали Вы? Как пришли к выводу о необходимости пересмотра способов постановки целей и внедрению инноваций в организуемый учебный процесс? Я начала с дистанционных курсов ЦДО "Эйдос". А необходимость пересмотра подходов к обучению я обосновала в статье, которая стала докладом дистанционной августовской конференции 02.09.2010.

Мухометзянова Л.В.: И.В. Сидорова пишет: Страшно представить, скольких людей, наделённых творческим, интеллектуальным потенциалом, общество считало (и считает!) бездарными! Но если и общество не считает бездарными людей, наделенных интеллектуальным потенциалом , и не раскрывается этот потенциал. Если ученик с огромным потенциалом не релизует свои способности. Изредка, как-бы просыпаясь, поражает учителя своей сообразительностью и снова тишина. Полищук С.Г. пишет: Осознавать важность процесса, участия в нем для себя - очень сложная вещь! Вот этого и не происходит в умах детей. У меня в этом году был такой 9-классник. В 10 классе он просто лежит на парте, ничего не делая. А какой у него , наверное, теперь уже был, потенциал? С уважением Мухометзянова Л.В.

Ryskulova: Здравствуйте, коллеги! И.В. Сидорова пишет: А необходимость пересмотра подходов к обучению я обосновала в статье, которая стала докладом дистанционной августовской конференции 02.09.2010. Ирина Валерьевна, с большим интересом познакомилась с Вашим докладом. Безусловно, необходимо в первую очередь повышать мотивацию учащихся к познавательной и творческой деятельности, в том числе и к изучению русского языка и литературы. И приведённые примеры заданий, на мой взгляд. по настоящему эвристичны, особенно мне понравилось задание по Частицу. К сожалению, за рамками доклада остались критерии анализа результатов экспериментальной работы. Вы пишите: Даже ученик, у которого не прослеживается рост по таким параметрам, как целеустремлённость и наличие личностного смысла, повысил «творческость» с низкого уровня до высокого. Поясните, пожалуйста, как Вы определили низкий и высокий уровень "творческости" ученика?

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! О личностном смысле в образовании можно говорить тогда, когда мы научим ученика ставить перед собой цели, в том числе лично для него значимые. Образовательный потенциал ученик сам может для себя очертить, он сложится из личностно-значимых целей. Но , я считаю, что образовательный потенциал ученика увидеть должен учитель. И так организоавать процесс обучения, чтобы все ближайшие и дальние цели были учеником достигнуты. А это и будет образовательным пространством. Нет ничего постоянного. Поэтому и нормальным , даже нужным явлением, должно быть изменение образовательного потенциала ученика. Для отслеживания этого процесса очень удобен портфолио ученика. Думаю, что в начальной школе , пока формируется учебная деятельность, рановато говорить о осознанном подходе у ученика к своему образовательному потенциалу. А вот чем измерить или продиагностировать образовательный потенциал ? Коллеги, поделитесь , пожалуйста, по этому поводу своими мыслями.

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Предполагаю, что поиски личностного смысла - это поиски субъективных ценностей, нравственных аргументов и комментариев собственных убеждений. Образовательный потенциал - совокупность сил (духовных, нравственных, дущевных, физических), возможностей, способностей в области получения новых знаний. Потенциал образовательного пространства - явные и скрытые условия, возможности образовательной инфраструктуры для реализации потенциала ученика. Потенциал ученика - это не врожденная характеристика, а переменная величина. Потенциал изменяется сообразно условиям, в которых развивается ребенок, времени, социуму, собственным мотивам раазвития.



полная версия страницы