Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ » «Свое» – «чужое» в обучении » Ответить

«Свое» – «чужое» в обучении

А.Д.Король: «Свое» – «чужое» в обучении: развитие эвристических качеств личности студента медвуза Король Андрей Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, зав.каф.психологии и педагогики УО «Гродненский государственный медицинский университет», г.Гродно (Республика Беларусь), зав.лабораторией философии образования Института образования человека (г.Москва). Шерешовец Алеся Геннадьевна, студентка УО «ГрГМУ», 3 курс, лечебный факультет УО «ГрГМУ», г.Гродно. Одна из главных отличительных образовательных целей медицинского образования всегда заключалась в формировании у студента клинического мышления, умений интерпретировать, анализировать клиническую ситуацию, т.е., творческая составляющая учебной деятельности медицинского образования. Причем творчество в учебной деятельности студента и творчество специалиста не являются тождественными – творчество, по сути, строго ограничено в практике врача любого профиля, поскольку специалист руководствуется выбором уже разработанных стандартов лечения. Условием творческой самореализации учащегося является его взаимодействие с другими субъектами образовательной среды: «лишь через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется». Ключевой же единицей взаимодействия субъектов образования выступает диалог. Отсюда и медицинская сфера образования со всей очевидностью должна быть диалогичной. Тенденция современной медицины – ее информатизация. Коммуникации «врач-пациент» постепенно заменяются телекоммуникациями. Диалог связывает между собой удалённых друг от друга субъектов деятельности и становится всё более дистанционным, что характеризует важность развития информационных и коммуникативных компетентностей студента медицинского вуза (постановка вопросов, организация и участия диалога в многонациональном, поликультурном мире, используя средства компьютерных коммуникаций; владение различными социальными ролями, умения видеть себя со стороны, сравнивать «свое» с «чужим»). Традиционная система медицинского образования, его содержание направлено на передачу опыта учащемуся с последующим усвоением и воспроизводством. Подобная передача имеет характер монолога, не учитывающая ученический компонент: цели, смыслы, личностные особенности ученика. Передается не опыт, а информация, которая отчуждена от студента, подается ему в «готовом блюде» (законы, теоремы, постулаты и др.), а ученик не участвует в приготовлении этого «блюда». Это не способствует мотивации к обучению, развитию эвристических качеств личности: креативных, когнитивных, оргдеятельностных, определяющих компетентность к самоизменению в быстроизменчивом мире. Вместе с тем, личностный компонент образования, основанный на диалоге студента с внешним миром, наполняет образование эвристическим смыслом, предоставляет возможность творческой самореализации учащегося. Целью данного исследования является анализ эффективности развития эвристических качеств личности студента медвуза. Реализация форм и методов эвристического обучения для студентов всех факультетов осуществляется на основе дисциплины «Основы психологии и педагогики». Важными элементами содержания учебного процесса являются: 1) эвристическое задание, 2) телекоммуникации. Эвристическое задание, с одной стороны, «открыто», т.е. не имеет единого решения, с другой стороны, «опирается» на образовательный стандарт и программу по предмету. Телекоммуникации (с помощью веб-форумов кафедры) позволяют сравнить образовательные продукты учащихся, выступить каждому студенту в роли: а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений, развить коммуникативные качества: умения ставить вопрос в учебном познании, доказывать и опровергать утверждения, вести диалог. Диагностический этап эксперимента показал, что у студента возникают сложности при постановке: учебных целей (68%), вопросов (86%), анализа результатов деятельности (рефлексии) (57%), рецензии работы других студентов (86%). Использование элементов эвристического обучения позволило выявить прирост в когнитивных (47%), креативных (37%), оргдеятельностных (33%) качеств личности студента. Полный текст статьи: http://eidos.ru/journal/2011/1023-01.htm

Ответов - 9

Чмелева Е.Н.: Уважаемые коллеги! А.Д.Король пишет: Причем творчество в учебной деятельности студента и творчество специалиста не являются тождественными – творчество, по сути, строго ограничено в практике врача любого профиля, поскольку специалист руководствуется выбором уже разработанных стандартов лечения. ... Вместе с тем, личностный компонент образования, основанный на диалоге студента с внешним миром, наполняет образование эвристическим смыслом, предоставляет возможность творческой самореализации учащегося. Андрей Дмитриевич, вопрос такой: получается, что развитие эвристических качеств личности студентов, их личный смысл и цели возможно реализовать только в обучении, тогда как по окончании ВУЗа выпускник, ставший специалистом, должен будет " руководствоваться выбором уже разработанных стандартов лечения"? То есть учиться надо творчески, а работать - по разработанным стандартам? Еще один вопрос: какие методы диагностики использовались для оценки эвристических качеств личности студентов? -- С уважением, Чмелева Елена Николаевна, и.о. зав. кафедрой обществознания ЦДО "Эйдос"

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемая Елена Николаевна! Спасибо за Ваши вопросы. Чмелева Е.Н. пишет: Андрей Дмитриевич, вопрос такой: получается, что развитие эвристических качеств личности студентов, их личный смысл и цели возможно реализовать только в обучении, тогда как по окончании ВУЗа выпускник, ставший специалистом, должен будет " руководствоваться выбором уже разработанных стандартов лечения"? Дело в том, что принять правильное решение для врача, например, поставить диагноз, выбрать нужную схему лечения - очень и очень непросто. Для этого и нужно развитие личностных качеств личности учащегося - будущего врача. Стандартов много, какой из них выбрать - вот вопрос. Какие делать назначения с учетом особенностей пациентов - не менее важный вопрос. Еще один вопрос: какие методы диагностики использовались для оценки эвристических качеств личности студентов? Анкетирование, поэлементный анализ образовательной продукции студентов (цели, выполненные задания (открытого вида), рефлексии).

Алексеева Т.В.: Как пишет Андрей Дмитриевич :"Отсюда и медицинская сфера образования со всей очевидностью должна быть диалогичной. Реализация форм и методов эвристического обучения для студентов всех факультетов осуществляется на основе дисциплины «Основы психологии и педагогики». Важными элементами содержания учебного процесса являются: 1) эвристическое задание, 2) телекоммуникации. Эвристическое задание, с одной стороны, «открыто», т.е. не имеет единого решения, с другой стороны, «опирается» на образовательный стандарт и программу по предмету. Телекоммуникации (с помощью веб-форумов кафедры) позволяют сравнить образовательные продукты учащихся, выступить каждому студенту в роли: а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений, развить коммуникативные качества: умения ставить вопрос в учебном познании, доказывать и опровергать утверждения, вести диалог. "- это очень хорошо.Когда студент развивает в себе коммуникативные навыки, когда он через анализ, творческий подход через "чужое"(история больного) выращивает в себе "свое". К сожалению, на практике врачи не владеют навыками диалога, чтобы лучше понять пациента.


петрова а.г.: Врач должен вылечить душу больного, а потом уже заболевание, то есть у врача должны быть развиты такие качества личности как умение сопереживать, знать психологию, найти подход к пациенту.И тогда образование студента медвуза должно строиться таким образом, чтобы у студента было " клиническое мышление, умения интерпретировать, анализировать клиническую ситуацию, т.е., творческая составляющая учебной деятельности медицинского образования."

Максимова Ф.М.: Вообще эвристическое обучение очень хорошо, когда студентов медвуза учат творчески подходить к процессу лечения.В то же время в реальной ситуации у врача по стандартам лечения на пациента должно уделяться определенное количество минут, которых недостаточно. Можно ввести в практику дистанционное наблюдение по скайпу после первичного осмотра, то есть течение болезни врач уточняет через диалог. И тогда опыт владения телекоммуникациями студентов понадобилось бы на практике. "Чужое" я понимаю как стандарты, а "свое" как реализация своих личностных качеств в лечении.

аммосова о.а.: Статья Андрея Дмитриевича "Свое" и "чужое" в обучении" заставляет задуматься о наших учениках.Конечно, аналитические умения, интерпретации, мыследеятельность -это особенности образования студента медвуза. И в то же время в педагогической практике учителя встречается образовательная ситуация, когда учеником "отчуждается"содержание нового учебного материала, и ученик все время "отдаляется" от целей обучения. Важно понять, что простая передача информации в готовом виде не ведет к новообразованию в когнитивных процессах у ученика, в основе личностных результатов лежат личностное смыслообразование, процесс целеполагания."Чужое" становится "своим" через кропотливый труд ума ученика, в деятельности.Когда через эвристические задания ученик прорывается к пониманию сути правил, итогда действительно происходит личностно-ориентированное обучение. Это я вынесла из опыта применения заданий эвристических олимпиад.

irinapashhenko: Андрей Дмитриевич, не кажется ли Вам, что профессии врача и учителя очень похожи? И те, и другие должны иметь конструктивные, организаторские и коммуникативные способности. Известный педагог, академик В.П. Беспалько писал: «В массовой школе нельзя надеяться только на личностные — пусть самые хорошие! — свойства учителя, нужно заранее формировать у него профессиональные свойства и качества». Разве эти качества не нужны врачу? Петрова А. Г. пишет: «Врач должен вылечить душу больного, а потом уже заболевание». Разве может лечить души черствый, индифферентный, равнодушный человек? Нет! А пойдете вы к врачу, заранее зная о его некомпетентности и непрофессионализме? Вряд ли… Андрей Дмитриевич пишет: «Диагностический этап эксперимента показал, что у студента возникают сложности при постановке: учебных целей (68%), вопросов (86%), анализа результатов деятельности (рефлексии) (57%), рецензии работы других студентов (86%). Использование элементов эвристического обучения позволило выявить прирост в когнитивных (47%), креативных (37%), оргдеятельностных (33%) качеств личности студента.» Провели эксперимент, получили результат (в процентах), а дальше то что?

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемая Ирина! irinapashhenko пишет: Андрей Дмитриевич, не кажется ли Вам, что профессии врача и учителя очень похожи? Соглашусь с Вами: имеют много общих "смежных точек", включая и проблемные. Все три ключевых личностных блока качеств: познавательных, креативных, организационно-деятельностных - востребованы в подготовке специалистов. И уж коммуникативные качества личности, включая эмпатийный уровень - это "стержень". irinapashhenko пишет: Провели эксперимент, получили результат (в процентах), а дальше то что? А что дальше? Каждый реализует те цели, которые ставит перед собой. Следует своему Пути, как сказали бы китайцы. Написание данной статьи преследует несколько целей. Первая (не по значимости) - озвучивание проблемы не столько вуза, сколько школы, которая не учит думать творчески, вовлекать ученика в исследовательсткую, собственную разработческую деятельность. Выстраивает в определенной степени стену между учеником и миром, учеником и другим учеником, не спососбствуя решению проблем социализации ученика, о которой столь много пишется. Вторая - предложение конкретных "рецептов" превращения "чужого" опыта в "свой" для ученика посредством использования эвристических технологий обучения. Третья - вовлечь читателя - участника конференции в активную позицию по наполнению его уроков личностно-значимым смыслом. ЛЮБОЙ УЧИТЕЛЬ может стать компетентным и современным учителем, развивать личностный потенциал не вопреки ФГОС, а вместе с ним. Ознакомьтесь с системой повышения квалификации, которую проводит Центр "эйдос" и Институт образования человека. Участники - изменившие себя и своих детей - десятки тысяч педагогов!

irinapashhenko: Добрый день, Андрей Дмитриевич! Мы, учителя, привыкли к тому, что нас обвиняют во "всех смертных грехах". Вы пишите: Первая (не по значимости) - озвучивание проблемы не столько вуза, сколько школы, которая не учит думать творчески, вовлекать ученика в исследовательсткую, собственную разработческую деятельность. . Есть в школах учителя, которые не учат…, но есть и те, которые успешно создают для школьника условия для самовыражения в творческой деятельности и в проявлении себя в ней, как творца. Они развивают интерес учащихся к предмету, создают среду богатую информацией, свободной деятельности, с неформальной атмосферой, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности и образовательного маршрута. По моему мнению, именно такая среда способствует развитию креативности и одаренности. Такой учитель умело организует научно-исследовательскую работу школьников, прививает интерес к исследованию, помогает в овладении научными методами, как инструментами получения новых знаний и т. д. Я сама веду курсы повышения квалификации для учителей Иркутской области и знаю, что талантливых и творческих учителей в нашем регионе очень много !!!



полная версия страницы