Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ » Каковы наши цели? » Ответить

Каковы наши цели?

А.В.Хуторской: Уважаемые коллеги, участники форума. Хочу напомнить цели нашего обсуждения обозначенных тем: • Определить состав личностных образовательных результатов по каждому выделенному виду (когнитивные, креативные, регулятивные, коммуникативные, ценностно-смысловые образовательные результаты). • Сформулировать требования к урокам для обеспечения личностных образовательных результатов учащихся каждого вида. • Предложить технологии обеспечения личностных образовательных результатов учащихся, а также способы их диагностики и оценки. • Составить основы программы действий на следующий учебный год по обеспечению личностных образовательных результатов учащихся (для учителя, администрации, для школы в целом). • Сформулировать основные проблемы и потребности учителя, школы, которые необходимо будет решать путём сотрудничества с нашей Научной школой, Институтом образования человека, ЦДО «Эйдос». Именно таковы цели, сформулированные в Программе конференции, а цели - это и есть ожидаемые результаты работы участников форума и других элементов нашей конференции. Поэтому предлагаю участникам не просто рассказывать о своём опыте или взглядах, а вносить в общую копилку свои предложения по обозначенным целям.

Ответов - 3

аммосова о.а.: Попытаюсь внести некоторые предложения. Вначале определимся с понятием учреждения дополнительного образования: "Дополнительные образовательные программы и услуги-программы и услуги, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей личности, выходящих за пределы государственных образовательных программ и стандартов" (Д.Е.Яковлев.Дополнительное образование.Словарь-справочник.М.,2002).Проблема:неравнозначное понимание УДОД (как дополнительного к школьному, как сферы досуга, как учреждения с приоритетом в воспитательной деятельности, как образования обучения основам профессий ). Результаты работы УДОД определяются по таким показателям как охват детей, достижения, полнота реализации программ и т.д. Пока на сегодня других нормативных документов по УДОД нет.Нет госстандарта по УДОД. Что нового вносит в образовательный процесс УДОД введение ФГОС в школах? В основе образовательной программы УДОД лежит идея личностно-ориентированной, гуманистической педагогики. В условиях знаниевой парадигмы обучения в школах целью обучения детей в студиях и объединениях учреждений дополнительного образования было воспитание, обучение, развитие творческих способностей личности и т.д. В условиях изменяющихся приоритетов в образовании (компетентностный подход в ФГОСе) школы сменяют акцент на личностные образовательные результаты. Новые идеи ФГОС вызывают новые требования к качеству результатов и в системе дополнительного образования детей. И тогда для педагогов УДОД для еще большего соответствия личностным потребностям обучающихся, соответствия запроса общества к качеству результатов будет актуально разработка востребованных образовательных программ, расширение педагогических технологий. Надо отметить, что и сегодня наши педагоги находятся на волне, в течение года провели открытые занятия с применением таких интерактивных технологий, обеспечивающих личностные образовательные результаты как критическое мышление, составление кластера, защита творческих и исследовательских проектов, рефлексия. Во время работы над некоторыми творческими проектами были достигнуты ценностно-смысловые образовательные результаты по проблеме толерантности, по теме экологии ценности командной работы и т.д. Такие предложения. 1.Состав личностных образовательных результатов по коммуникативным образовательным результатам.Критерий :овладение простыми коммуникативными навыками.Результат: положительный опыт общения.Критерий:развитие личностных коммуникативных качеств.Результат:самовыражение в соответствии с культурой коммуникации, общение в различных ситуациях. 2.Предложения для применения педагогами УДОД в учебно-воспитательном процессе технологии, обеспечивающие личностные образовательные результатыв учащихся: проектная, исследовательская, применение эвристических заданий, коммуникативно-диалоговые методы типа ток-шоу, дискуссии, познавательные игры-конкурсы, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и др.В качестве инструментов можно предложить из опыта работы СПб.ГДТЮ диагностики методика "Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося", методика изучения мотивов участия в деятельности, рейтинг. 3.Основа программы действий на следующий учебный год по обеспечению личностных образовательных результатов учащихся для методической работы:1.Подпрограмма "Импульс" для повышения профессиональной компетентости педагогов по проблемам метапредметных результатов через проведение обучающих семинаров.2.Подпрограмма "Профессионал" по подготовке и проведению конкурса на лучшие программы, обеспечивающих личностные образовательные результаты.

А.В.Хуторской: аммосова о.а. пишет: Дополнительные образовательные программы и услуги-программы и услуги, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей личности, выходящих за пределы государственных образовательных программ и стандартов Во время очной работы конференции на основе дискуссий я сформулировал такой вывод: сегодня основным образованием для детей становится именно "дополнительное образование"! Потому что теперь только там ученик может реализовывать свой заказ на образование в полной мере, не оглядываясь на всевозможные ЕГЭ и стандарты, делегируемые в основную школу "сверху". Отсутствие в федеральных стандартах учёта заказа ученика на его собственное образование не оставляет ему шансов на формулировку и достижение собственных целей. Поэтому только в так называемом "дополнительном образовании" сохраняется такая возможность. И по степени влияния на целостное образование ученика именно дополнительное оказывается для него более важным, нужным и содержательным. Такая вот ситуация, на мой взгляд: основное образование поменялось местами с дополнительным. А это означает серьёзное изменение целей и задач дополнительного образования.

аммосова о.а.: А.В.Хуторской пишет: А это означает серьёзное изменение целей и задач дополнительного образования. Да. Чтобы понять ориентиры будущего надо вспомнить еще некоторые моменты: педагоги УДОД самые малооплачиваемые в образовании, и отпускных дней меньше и ставки, нет социального равенства. Педагогами у нас являются в основном либо выпускники вузов, училищ, либо пенсионеры, опытных педагогов среднего возраста мало, но они нашли себя и реализуют свой потенциал в дополнительном образовании. Как тут воодушевить на новые подвиги? В первую очередь еще надо сказать, что ребенок сам приходит в УДОД, посещение студий и секций необязательно, это уже говорит, что ребенок учится ставить свои цели, приоритеты. В рамках подпрограммы "Одаренные дети" ФЦП "Дети России" с 2006г. в УДОД реализуются различные направления для развития и поддержки талантливых, одаренных детей. Содержание образовательных программ студий направлены на развитие и поддержку художественной, интеллектуальной, социальной одаренности и др. В последнее время в документах говорится о создании президентских лицеев при федеральных исследовательских институтах, специализированных центров и т.д. В этих условиях коллективы многопофильных Центров дополнительного образования в малых городах находятся в поисках перспектив своего развития.Что еще я вынесла по итогам участия в веб-формуе конференции? 1.В условиях введения ФГОС в школах, для педагогов УДОД актуально обновление программы курсов повышения квалификации, особенно по возрастной психологии, так как у нас работают педагогами выпускники художественных колледжей и т.п. 2.Как соотносить, привести в единое поле критерии (например, личностно-смысловых)по госстандартам в УДОД? Так же как и школы УДОД работают в единой системе образования с целью развития качеств личности учащихся. На данный момент имеется некоторый опыт разработки, но все еще имеют характер субъективности.




полная версия страницы