Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД » В чем суть метапредметного содержания образования? » Ответить

В чем суть метапредметного содержания образования?

Скрипкина Ю.В.: В принятой новой версии стандартов не раскрывается ответ на один из волнующих общественность и профессионалов вопросов: В чем заключается метапредметность содержания образования? "Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху". - http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

Ответов - 8

Труфанова М.В.: Уважаемые коллеги! Действительно, о том, в чем заключается метапредметность содержания образования, мы можем узнать лишь косвенно - через требования к результатам освоения программ, определенные Стандартами. Перечисленные умения, отражающие эти результаты, перекликаются с учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями. В действующей программе по немецкому языку присутствуют эти компетенции. То есть, можно сказать, что для учителей иностранного языка ничего нового формулировка метапредметность содержания образования не несет. Получается, что метапредметное содержание образования понимается в Стандартах как умения, не относящиеся к какому-либо конкретному предмету, обеспечивающие готовность учащихся к эффективной организации своего учения с использованием современных технологий, а также умение адекватно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

boldina1: Труфанова М.В. пишет: метапредметность содержания образования, мы можем узнать лишь косвенно - через требования к результатам освоения программ, определенные Стандартами. Перечисленные умения, отражающие эти результаты, перекликаются с учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями. В действующей программе по немецкому языку присутствуют эти компетенции. То есть, можно сказать, что для учителей иностранного языка ничего нового формулировка метапредметность содержания образования не несет. Коллеги, я , возможно чего-то не понимаю! Я и пришла сюда за тем, чтобы разобраться... Читая сообщения этой ветки форума, я постоянно ловлю себя на мысли о случайной подмене темы разговора. Заявлена тема о сути метапредметного содержания образования. Обсуждаем не суть, а " результаты" (Труфанова М.В.), "деятельность на уроке" (А.Д.Король). А.В. Хуторской говорит в цитируемой здесь всеми участниками работе: " метапредметность – не только деятельность, но и содержание... А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность...Создаваемый учеником в результате метапредметной деятельности образовательный продукт как раз и позволяет проверить и оценить его метапредметные образовательные результаты по отношению к предмету изучения..." И далее: "Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена там в качестве фундаментального ядра содержания образования." Я предполагаю, что здесь предлагается обсудить проблему, сформулированную А.В. Хуторским все в той же работе: "Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир. Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов." Нам дано задание поговорить о создании ситуаций на уроках, когда в поле зрения ученика удерживается "одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий", когда в качестве фундаментального образовательного продукта он получает "достаточно полную и связанную картину познаваемого". То есть, как мне представляется, нужно обсуждать способы создания учебных ситуаций, когда в результате УУдеятельностей с метапредметностью ученик получает "достаточно полную и связанную картину познаваемого". Как я себе это представляю на практике? В 6 классе на уроке обществознания мы с учеником обсуждаем материал учебной темы "Возрастные особенности подростков". Обсуждая эту тему, мы через обсуждения человека-индивидуума-индивидуальности-личности выходим на обсуждение человеческого в человеке, отвечаем на вопрос "Что есть человек как часть Универсуума" (языком ученика, конечно). Одновременно мы обсуждаем взросление-развитие человека- социальное движение-движение как способ существования материи. А в результате работы в различных видах коммуникации, осуществляя познавательную, ценностно-смысловую, креативную деятельности, ученик создает свою картину мира, и понимает, что в этой картине есть и ему место...

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемая Мария Владимировна! Соглашусь с Вами, что метапредметность во ФГОСах представлена только: а) деятельностью; б) суть которой не раскрыто. Например, не прописано отличие именно от общеучебной деятельности. Например, коммуникативная деятельность на уроках иностранного языка может быть и предметной (приводит ученика к предметному результату, например, правильному произношению букв), и общеучебной (при изучении всех предметов используется коммуникация, например, диалог), так и метапредметной. В этом случае ученик в результате коммуникации с учителем, текстом и пр. постигает метасмысл (первосмысл) объектов изучения на уроке. Первосмысл – то, что лежит в основании всех предметов. Более подробно можно ознакомиться в свежей статье классика-мэтра – Андрея Викторовича Хуторского - http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm


Труфанова М.В.: Уважаемый Андрей Дмитриевич! Спасибо за полезную ссылку. Именно благодаря работам Научной школы А.В. Хуторского мы можем судить о содержании метапредметной деятельности, понять истинный смысл этого термина и строить обучение на основе метапредметности и человекосообразности. Как видим, за метапредметностью в стандартах и научной литературе стоят разные представления о содержании учебного процесса. Причем лишь выделение 4 компонентов метапредметного содержания образования в работах А.В. Хуторского дает ориентир в поиске способов достижения метапредметных образовательных результатов, заявленных в требованиях стандартов. Какие же методы будут наиболее эффективны для достижения метапредметных результатов усвоения программ? Думаю, что этот вопрос требует отдельного обсуждения.

boldina1: Труфанова М.В. пишет: строить обучение на основе метапредметности и человекосообразности Действительно, уважаемая Мария Владимировна, метапредметность - особый тип интеграции учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основаниях. Наиболее полно метапредметность реализуется в метапредметах: Проблема, Знак, Знание, Схема, Смысл, Ситуация, Задача, Идеализация. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

IFGJIYBRJDF27: Теперь у меня есть действия до и действия после.. До того, как познакомилась с содержанием сайта, я представляла метапредметность, как набор инструментов, которые помогут моим ученикам в обучении, а потом адаптации( социализации) в окружающей его действительности. Долго думала, как лучше провести учебный процесс с учетом новых требований. Как далеко была я от истины.Теперь я понимаю, что те пять групп деятельности с позиций школы человекообразного образования.Эта группа настолько верно , гармонично, точно изложена, что у меня опять дилемма:"По-старому не хочу, а как по-новому"?

boldina1: Коллеги, мне бы хотелось продолжить обсуждение проблемы, представленной в этой ветке форума. В чем суть метапредметного содержания образования? Никто пока не возразил по поводу того, что метапредметность содержания образования заключена в фундаментальных образовательных объектах и способах их освоения каждым учеником. Это освоение, насколько мне позволяет судить изучение трудов Научной школы А.В. Хуторского, наиболее полно может быть организовано как эвристическое. Цель - такая организация образовательного процесса для каждого ученика, при которой он на основе своего субъективного познания и освоения фундаментальных образовательных объектов, а также в ходе реализации личностно значимых для себя целей, программ, проблем и видов деятельности получал образовательные продукты, разделяемые на методологические (собственные цели, способы деятельности, программы занятий, рефлексивные результаты), когнитивные (идеи, версии, гипотезы, проблемы, эксперименты, исследования), креативные (проекты, сочинения, трактаты, конструкции, картины, поделки). Учитель обеспечивает условия для возникновения у каждого ученика собственного содержания образования, ядром которого и являются фундаментальные образовательные объекты. Образовательный продукт в зависимости от выбранных способов познания различен для разных учащихся. Например, категория “время” для одного ученика связана с ощущением исторического движения, для другого — с математическими формулами или физическими закономерностями, для третьего — с языковыми конструкциями слов и предложений. Оформление образовательного продукта обязательно происходит через сравнение его с культурно-историческими образцами. Культурно-исторические аналоги с образовательной точки зрения — это продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности (учеными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др.), которые содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми и создаваемыми образовательными продуктами учеников; это фундаментальные знания и опыт человечества во всем богатстве и многообразии. В результате сравнения личный образовательный продукт может не совпасть с ожидаемым образовательным продуктом, он может быть признан, но не в качестве “правильного”, а в качестве одного из пониманий изучаемого объекта. Отсюда следует также возможность прохождения “по-своему” других учебных тем и курсов. Фундаментальные образовательные объекты (метапредметность) в эвристическом обучении позволяют конкретному содержанию образования быть многовариантным.

Васильева Ел. Серг.: Уважаемые коллеги! Мне интересна мысь Марии Владимировны о метапредметном содержании образования, которая пишет, что boldina1 пишет: Получается, что метапредметное содержание образования понимается в Стандартах как умения, не относящиеся к какому-либо конкретному предмету, обеспечивающие готовность учащихся к эффективной организации своего учения с использованием современных технологий, а также умение адекватно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. . Но метапредметность означает надпредмет в широком смысле слова, выходящий за рамки определенного предмета. Не так ли?



полная версия страницы