Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД » Метапредметные образовательные результаты учеников: как проверять и оценивать. » Ответить

Метапредметные образовательные результаты учеников: как проверять и оценивать.

Скрипкина Ю.В.: Почему личностные результаты обучения неотделимы от метапредметных и предметных, вопреки тому, что изложено в стандартах?! Что такое ученический образовательный продукт и Чем он отличается от результатов освоения учебной деятельности? Почему образовательный продукт обращен к первосмыслам ученика?

Ответов - 13

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Действительно, как оценить метапредметный результат ученика – его целостное (надпредметное) видение изучаемого на уроке объекта? Во-первых, у каждого ученика – бесконечно индивидуального будет свой, отличный от других, образ объекта. Во-вторых, как оценить личностную значимость результата ученика. Например, Вася пришел к маленькому результату, но сделал это впервые за многие годы. А Петя сделал более весомый продукт, но мало отличающийся от тех, что делал раньше. Нужно ли в оценке учитывать приращения ученика за определенный срок? Приведу некоторые результаты работы секции «Исследователь» прошедшей Всероссийской конференции "Новые образовательные стандарты: метапредметный подход", один из аспектов деятельности которой затрагивал критерии оценки метапредметности результатов ученика. Критерии: количество различных ассоциативных образов из разных предметных областей в продукте ученика; умение формулировать метапредметный вопрос, давать метапредметный ответ; умение вычленять личностно-значимую проблему (ы) для ученика при изучении фундаментального образовательного объекта;

Труфанова М.В.: Уважаемая Юлия Владимировна! Не могу не согласиться с Вами, что личностные, метапредметные и предметные результаты составляют некое единство. Хотя бы потому, что они имеют личностный характер. Что же фактически понимается в стандартах под личностными результатами? По-моему, те качества, которые должны быть сформированы в ходе обучения различным предметам: ответственность, уважительное отношение к другим, патриотизм, другие нравственные качества. На мой взгляд, эти результаты, действительно, должны быть определены как цель для учителей, воспитателей и объект диагностики для психологов. С другой стороны, требования стандарта включают сюда также те аспекты, которые не вошли ни в предметные, ни в метапредметные результаты и, в то же время, относятся к образованию, а не к воспитанию моральных качеств личности.

Труфанова М.В.: Скрипкина Ю.В. пишет: Что такое ученический образовательный продукт и Чем он отличается от результатов освоения учебной деятельности? Ученический образовательный продукт - это результат самостоятельной познавательной или творческой деятельности ученика, это добытое им самим знание, гипотеза, модель и т.п. Результаты освоения учебной деятельности - это умения, сформировавшиеся в ходе выполнения этой деятельности. Почему образовательный продукт обращен к первосмыслам ученика? Юлия Владимировна, уточните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под первосмыслами ученика? Думаю, что образовательный продукт только тогда имеет смысл создавать, когда он имеет личностную значимость для ученика. Ученик сам определяет, каким будет этот продукт, как он его будет создавать, выбирает, под каким углом зрения он будет рассматривать изучаемый объект, понятие или явление. В качестве критериев оценки образовательных продуктов вполне подойдут критерии, используемые в ЦДО "Эйдос" для качественных и количественных оценок работ участников дистанционных курсов: степень творчества ученика при создании продукта приближенность продукта к личным целям ученика соответствие продукта теме урока глубина полнота, емкость степень осознания своих результатов учеником. В зависимости от того, какую именно форму представления имеет образовательный продукт, критерии могут меняться. Главное, на мой взгляд, чтобы ученики знали об этих критериях и понимали их суть, чтобы соответствовать им.


Озеркова: Ученический образовательный продукт может быть и предметным, и межпредметным, и метапредметным. Всё зависит от того, как мы поставим задачу учащемуся. Пример. Попробуйте дополнить данный текст задания, чтобы в ответе были все три типа ученических продуктов: "Понаблюдайте за распространением семян одуванчика. Опишите свои наблюдения и сделанные выводы." Конечно, некоторые учащиеся и сами без подсказки найдут и межпредметность, и метапредметность, но таких единицы. А вот что мне совсем не нравится в новых стандартах, так это выпадание межпредметного уровня. Вот только что был конкретный уровень, а вдруг не только общий, а всеобщий. Скачок в мышлении явно не для среднего школьника. Без работы с "выпавшей" серединой представляется малодосягаемым.

Смирнова Т.Н.: Озеркова пишет: Ученический образовательный продукт может быть и предметным, и межпредметным, и метапредметным. Всё зависит от того, как мы поставим задачу учащемуся. Получается, что предмет - это ось, межпредмет - это пространство, которое создано несколькими осями, а метапредмет - это общее многомерное пространство, которое содержит в себе все возможные оси и пространства? С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна, сотрудник кафедры математики ЦДО "ЭЙдос".

Озеркова: Да, Вы правильно поняли мою мысль. Причём метапредмет - это не просто многомерное пространство, а бесконечномерное многомерное пространство. У математиков есть довольно стройная теория, как работать с такими объектами. Осталось выяснить, насколько хороший аналог может быть в педагогике (хотя меня на одном из педагогических форумов не так давно сильно раскритиковали за якобы абсолютно некорректное введение аналогий).

Смирнова Т.Н.: Озеркова пишет: хотя меня на одном из педагогических форумов не так давно сильно раскритиковали за якобы абсолютно некорректное введение аналогий Зато такие аналогии позволяют объяснить на пальцах такое распространенное заблуждение о равенстве межпредметности и метапредметности. С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна, сотрудник кафедры математики ЦДО "ЭЙдос".

IFGJIYBRJDF27: В своем докладе Хуторской А.В. очень здорово ответил на вопрос :"Почему личностные результаты обучения неотделимы от метапредметных и предметных результатов". Я полностью с этим согласна. Возможно, что разночтения получаются из-за разного подхода к понятию метапредмета? Стандарт предполагает личностные результаты как систему ценностей, гражданской идентичности и т.д ,а метапредмет, как "набор инструментов" для действия в определенной ситуации. Это мой взгляд на ситуацию. Если он искаженный, поправьте ,пожалуйста.Для меня важно разобраться.Спасибо

Шагадатова А.Н.: На мой взгляд ученический образовательный продукт в полной мере можно реализовать в дополнительном образовании при ведении проектной и исследовательской деятельности. Обучающимся представляется полная свобода в выборе темы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, определяют задачи исследования, выдвигают гипотезу.

РычковаСБ: Добрый вечер, коллеги! Я считаю, что образовательный продукт должен соответствовать целеполаганию урока и это планируемый результат совершенствования всех УУД

Татьяна Макаровна: Здравствуйте,уважаемые коллеги. РычковаСБ пишет: Я считаю, что образовательный продукт должен соответствовать целеполаганию урока и это планируемый результат совершенствования всех УУД Я согласна с Вашим мнением, думаю, что образовательный продукт учащегося на уроке действительно должен соответствовать целеполаганию влекущими за собой планируемые результаты предметных и метапредметных умений .

Капустина А.С.: РычковаСБ пишет: образовательный продукт в полной мере можно реализовать в дополнительном образовании при ведении проектной и исследовательской деятельности. Обучающимся представляется полная свобода в выборе темы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, определяют задачи исследования, выдвигают гипотезу. Здесь я с вами полностью согласна, но как оценить данный образовательный продукт?

Татьяна Макаровна: Добрый день, оценивание образовательного продукта на уроке происходить по положению , принятой вашей школой, где отражены критерии, баллы. Капустина А.С. пишет: Здесь я с вами полностью согласна, но как оценить данный образовательный продукт?



полная версия страницы