Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД » Технологии, методы и методики раскрытия метапредметного подхода » Ответить

Технологии, методы и методики раскрытия метапредметного подхода

Скрипкина Ю.В.: Что необходимо ученику «дать», а что «вырастить» в нем? Как "выйти за предмет", чтобы не "уйти от него"? Какова структура и содержание метапредметных уроков?

Ответов - 1

А.Д.Король: Метапредметный результат - постижение учеником первосмыслов объекта, изучаемого на уроке. Первосмысл объекта (буквы, числа, явления природы, созданного человеком) – то, что лежит основанием многих предметов. Например, чтобы ученику понять, что «все вещи – суть одна вещь» (фраза из китайского философского трактата) явно не достаточно передать ему сумму информации из разных предметов: целое не есть сумма частных составляющих. Однако организовать ученическую деятельность (метапредметную) по постижению изучаемых на уроках объектов можно и нужно. Правда, ФГОСы ничего не говрят о том, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ!Например, предложить ученику открытое задание: проанализировать несколько явлений, провести свой социологический эксперимент в рамках урока, сформулировать свой афоризм. То есть необходимое условие для задания учителем метапредметной деятельности ученика – использование фундаментальных образовательных объектов. Это ключевой термин Научной Школы А.В.Хуторского. Через изучение цельного и создание каждым учеником своего образовательного продукта раскрывается метапредметная сущность каждого ученика - его индивидуальность. Рекомендую ряд источников по метапредметности: Книги Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). - http://eidos.ru/shop/ebooks/610131/index.htm Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — С.198-216. http://khutorskoy.ru/books/2001/sov_didaktika/index.htm Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. http://khutorskoy.ru/books/2003/did-evr/index.htm Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182. http://khutorskoy.ru/books/2007/sov-did/index.htm Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144. - http://khutorskoy.ru/books/2007/osnovy_obuchenija/index.htm Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя, 1995. - 70 с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа» : Методическое пособие для учителей начальной школы : 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 80 с. : ил. (Серия «Новые стандарты») - http://eidos.ru/shop/ebooks/610503m/index.htm Хуторской А.В. Метафизика П.А.Флоренского как основа метапредметных погружений // Методика погружения: за и против: Сб. науч.-методич. статей / Под ред. А.А.Остапенко. - Краснодар: АЭСПК, 1995. - С. 31-34. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51. Статьи в журналах Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования // Народное образование, 2012. - №4. - С. 36-48. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа» // Частная школа , 1995. - №2, 3, 5. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm Дистанционные курсы Метапредметное содержание образования в условиях реализации ФГОС - http://eidos.ru/courses/themes/61203/index.htm Метапредметный подход к проектированию учебных занятий в начальной школе - http://eidos.ru/courses/themes/61208/index.htm Современный урок: метапредметный подход - http://eidos.ru/courses/themes/22005/index.htm Метапредметные результаты учебной деятельности: диагностика и оценка - http://eidos.ru/courses/themes/61210/index.htm А вот то, что, на мой скромный взгляд, необходимо любому ученику, родителю, учителю – практическое использование ФГОС уже с 1 сентября! Метапредметные олимпиады, 2012-2013 уч. год - http://eidos.ru/olymp/schedule.htm 1 сентября – Знание 18 сентября – Здоровье 12 октября – Счастье 7 ноября – МОЁ ДИТЯ (для родителей) 27 ноября – Дружба 20 декабря – Мечта 31 января – Семья 21 февраля – Витязь 6 марта – Сударыня 1 апреля – Сатира и юмор 2 апреля – Экономика и бизнес 16 апреля – Экология 23 апреля – Медицина 25 апреля – Любовь 26 апреля – Метапредметная олимпиада 23 мая – Таинственный остров (нач. школа) 6 июня – Летняя межпредметная олимпиада



полная версия страницы