Форум » УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ » Когнитивные (познавательные) деятельности » Ответить

Когнитивные (познавательные) деятельности

Скрипкина Ю.В.: Когнитивные (познавательные) деятельности – предполагают умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др. Какие когнитивные образовательные деятельности может обеспечить учитель на своем предмете? Какие действия будут им соответствовать? В чем особенность урока (задания), нацеленного на когнитивные УУД? Какие формы занятий оптимальны? Подробнее о системно-деятельностном подходе: http://khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm

Ответов - 22

Bardakova: Когнитивными факторами в широком смысле называются факторы, связанные с функциональными способностями человека к мышлению, анализу, синтезу, обобщению, самообучению.

Checmezova: Когнитивные задания: Решить проблему: доказать математическую закономерность, теорему. Провести исследование уравнения, математической задачи, установить ее смысл. Применить различные подходы к решению одной и той же проблемы. задачи. Проведение эксперимента. Исследование исторических фактов (создание десятеричной системы счисления. Вычленение общего и отличного в разных системах, к примеру, чисел, форм.

boldina1: Checmezova пишет: Хочется отметить, что для обеспечения продуктивного образования необходимо формирование всех качеств (когнитивных, креативных и деятельностных). Присутствие у учащихся всех этих качеств обеспечивает их творческую самореализацию. Бесспорно! В форуме много утверждений, суть которых: только учитель, обладающий творческостью, может развить ее в ученике. Конечно, кто с этим возьмется спорить? Здесь, в этой ветке форума, все участники - люди неравнодушные, понимающие и принимающие эти бесспорные истины. Почему так мало здесь конкретики? Все (и я!) ограничиваются общими рассуждениями и констатациями. В чем причина? Я чего-то не понимаю? я чего-то не умею? у меня для чего-то нет возможностей? Подскажите, где взять методику определения готовности учителя к продуктивному обучению? Я хочу диагностировать себя!


Checmezova: Хочется отметить, что для обеспечения продуктивного образования необходимо формирование всех качеств (когнитивных, креативных и деятельностных). Присутствие у учащихся всех этих качеств обеспечивает их творческую самореализацию.

Golubeva: Я тоже считаю, что лучше формировать все качества в комплексе. На уроках географии использую проблемные задания, частично поисковые, элементы исследования и моделирования. Без логического мышления не решить географических вопросов. Все географичнеские процессы взаимосвязаны, поэтому установление причинно-следственных связей конек моей работы.

galnud: Формирование интереса детей к познанию - основной фактор способствующий развитию личности. Когнитивные способности являются частью интеллекта человека. Ученые предлагают поставить ученика в позицию инициативного субъекта, исследователя фактов. В этом контексте активизация учебной деятельности выступает как побуждение к интенсификации познавательных усилий , а не как принуждение со стороны педагога к выполнению его воли. Развитие когнитивных способов к обучению - тренировка различных видов памяти: внимания, памяти и мышления.Приемы и способы организации на уроке: 1. Чтение и пересказ текста, заучивание наизусть - упражнения на развитие памяти; 2. Проблемные ситуации на уроке, поиск решения проблемы - развитие мышления; 3. Оба задания+ школьная дисциплина - развитие памяти, внимания и мышления.

Bardakova: Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные способности ученика. К когнитивным способностям относятся: логические и эмоционально-образные способности, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Bardakova: Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. можно предложить учащимся выполнить следующие задания: - предложите версию происхождения алфавита, появления письменности; - можно предложить исследовать слово, установить его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи; - проведите опыт по установлению зависимости характера человека от черт его лица; - найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур. Такие задания предполагают познавательную продуктивность учеников.

boldina1: Уважаемые коллеги! Благодарю всех участвующих - много интересного материала для осмысления и проверки своих представлений! К обсуждению темы хотелось бы добавить, что не только когнитивные образовательные деятельности (все УУД) будут успешны, если наряду с их обеспечением учитель будет еще и формировать их культуру ( в широком смысле). Культура когнитивных образовательных деятельностей - вот о чем я бы хотела почитать! Возможно те, кто обучался в советской школе, помнят, что одно время были очень популярны занятия "Учись учиться". Может, не стоит забывать ценностей отечественной педагогики? Как бы сейчас выглядел дистанционный проект "Учись учиться"? Какие действия будут им соответствовать? Мне кажется, любые действия, соответствующие природе конкретного ребенка. Мне трудно себе представить эффективное действие - общее (массовое), а не индивидуально подобранное. Индивидуальные особенности, проявляемые ребенком в процессе обучения, требуют индивидуализации форм и методов обучения, индивидуального подхода и, кроме того, индивидуализации требований, предъявляемых ребенку. Мы же не на станке болванки обтачиваем, правда?

Чмелева Е.Н.: boldina1 пишет: Мне кажется, любые действия, соответствующие природе конкретного ребенка. Мне трудно себе представить эффективное действие - общее (массовое), а не индивидуально подобранное. Уважаемая Ольга Геннадьевна! Можете привести конкретные примеры таких - индивидуально подобранных действий? И еще вопрос: правильно ли я поняла, что Вы утверждаете, что невозможно использовать какой-то конкретный вид действий для всех детей (и людей в целом)? То есть, например, такое действие, сравнение одного объекта с другим не могут выполнять все дети? --- С уважением, Чмелева Елена Николаевна, зав. кафедрой обществознания ЦДО "Эйдос"

boldina1: Можете привести конкретные примеры таких - индивидуально подобранных действий? И еще вопрос: правильно ли я поняла, что Вы утверждаете, что невозможно использовать какой-то конкретный вид действий для всех детей (и людей в целом)? То есть, например, такое действие, сравнение одного объекта с другим не могут выполнять все дети? Уважаемая Елена Николаевна! Согласна, мысль свою я сформулировала несколько неуклюже. Я не утверждаю, что невозможно использовать какой-то конкретный вид действий для всех детей (и людей в целом). Я утверждаю, что в силу индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка метод должен быть модифицирован по форме предъявления и адаптирован к конкретной ситуации предъявления. Никто не возьмется утверждать, что сравнение одного объекта с другим не могут выполнять все дети. Однако, основания для сравнения, объекты для сравнения, категория объекта (конкретный/абстрактный) окажутся разными. На самом деле мне хотелось бы обратить внимание на то, что в практике массовой школы в условиях урока, не использующего преимущества дистанта или специально разработанных с учетом особенностей каждого ученика конкретного класса мультимедиа, учителю такую работу проводить крайне затруднительно, если и вовсе не возможно. Мы же хотим, создавая условия для формирования умений чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др. должны опираться на индивидуальный опыт ребенка? Мы же хотим создать условия получения ребенком индивидуального образовательного продукта? Мы хотим работать на конкретного ребенка.

Чмелева Е.Н.: boldina1 пишет: На самом деле мне хотелось бы обратить внимание на то, что в практике массовой школы в условиях урока, не использующего преимущества дистанта или специально разработанных с учетом особенностей каждого ученика конкретного класса мультимедиа, учителю такую работу проводить крайне затруднительно, если и вовсе не возможно. Уважаемая Ольга Геннадьевна! Правильно ли я поняла, что Вы считаете, что в условиях обычной массовой школы принципы человекосообразности не применимы? И какие бы изменения ни происходили - ничего не может измениться, поскольку классно-урочная система не предоставляет таких возможностей? --- С уважением, Чмелева Елена Николаевна, зав. кафедрой обществознания ЦДО "Эйдос"

boldina1: Чмелева Е.Н. пишет: Правильно ли я поняла, что Вы считаете, что в условиях обычной массовой школы принципы человекосообразности не применимы? И какие бы изменения ни происходили - ничего не может измениться, поскольку классно-урочная система не предоставляет таких возможностей? Уважаемая Елена Николаевна! Вы неверно меня поняли! boldina1 пишет: крайне затруднительно Крайне затруднительно не означает Чмелева Е.Н. пишет: не применимы Мое мнение касалось условий, которые ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, ОГРАНИЧИВАЮТ ЕГО ТВОРЧЕСТВО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТИ.

Оля 1: Применение нетрадиционных форм занятий: игра. диспут. Такие формы занятий позволяют гораздо быстрее развить познавательный интерес. Цель этих занятий сделать скучное интересным. На занятиях происходит поисковая деятельность. Снимается напряжение учеников, появляется положительное отношение к учебе. Кроме, этого можно использовать следующие методы работы. Метод образного видения: предлагается, глядя на число, фигуру, слово, знак, нарисовать увиденные в них образы. Результат представляется в словесных и графических образах. В моей практике, мой ученик представлял себе структуру молекулы ДНК, как орнамент, и потом смог рассказывать ее строение. Метод придумывания- это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в виде результата их определенных умственных действий. Для шестиклассников на уроках биологии предлагаю придумывать загадки, например про грибы. Метод исследования. О нем уже говорили в форуме. Единственное, что мне хочется добавить необходимо исследовать объект по определенном плану. Даже, если все выполнять по плану, у ученика получиться свой результат , свое познание мира.

Checmezova: Здравствуйте, коллеги! Когнитивные качества основа познания. Я думаю, что что проблемное и иследовательское обучение и будет развивать когнитивные качества личности: любознательность, пытливость. проницательность и т. д. Проведение уроков в форме урока - исследования, урока -решения одной задачи, постановка проблемы на уроке и приведет к сформированности этих качеств. Важным при формировании этих качеств является умение задавать вопросы и отвечать на них. В начале каждого урока можно просто прописать на доске" "Что", "Зачем", "Как", "Почему". Введение ФГОС и прелполагает умение ставить проблему и решать ее.

boldina1: Checmezova пишет: В начале каждого урока можно просто прописать на доске" "Что", "Зачем", "Как", "Почему" Уважаемая Checmezova. Ну, вот Вы это написали на доске. Расскажите, пожалуйста, КАК Вы с этим работаете? Ваша запись какую роль играет: опоры для проблематизации?

Матвеева Алина: Checmezova пишет:В начале каждого урока можно просто прописать на доске" "Что", "Зачем", "Как", "Почему". Введение ФГОС и прелполагает умение ставить проблему и решать ее. Checmezova, скажите, пожалуйста, если каждый учитель и на каждом уроке будет ставить такие вопросы и на них ученик будет отвечать, не превратится ли это в рутину для ученика с механическим ответом. Я считаю, что все должно быть в меру: и цель, и рефлексия. Если мы каждое свое действие начнем контролировать, то мы точно-роботы.

Матвеева Алина: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации; другими словами, ознакомление с наукой происходит на уровне ее понимания, а не просто зубрежки. Когнитивные образовательные результаты выражаются в том, что обучающийся • способен использовать предметные знания в жизненных ситуациях; • умеет выявлять вопросы, на которые необходимо ответить, решая проблему; • умеет делать выводы, аргументировать свою позицию; • способен создавать и работать с этими и готовыми знаково-символическими моделями (графики, диаграммы, сравнительные таблицы) и умеет интерпретировать полученные данные; • умеет составлять модели явлений и процессов, объяснять, прогнозировать явления на основе моделирования, способен анализировать данные исследований. Физика позволяет учащемуся получить хорошие когнитивные образовательные результаты. Ведь огромен арсенал физики: лабораторные работы, решение качественных задач с практическим содержанием, решение расчетных задач с развернутым решением, экскурсии и т.д. Как оценить когнитивный результат например, при выполнении лабораторных работ? Разрабатываются критерии по выполнению работы: оценка «3» : соблюдение техники безопасности самостоятельность четкое выполнение всех базовых заданий формулирование вывода оценка «4»: выполнение дополнительного задания на применение полученных знаний в измененной ситуации, анализ полученных данных и составление вывода оценка «5» найти практическое применение полученных выводов. Практически всегда стараюсь придерживаться к этим критериям при выполнении лабораторных работ, кроме первых двух лабораторных работ в 7 классе. При таком подходе к оцениванию работы повышается у обучающихся интерес к своим образовательным результатам и развивается их когнитивная деятельность. Трудности: не совсем объективно выставляется оценка, наверное, лучше создать шкалу оценивания. Уважаемые коллеги вы как диагностируете и оцениваете когнитивный образовательный результат обучающихся?

Матвеева Алина: Ольга Болдина пишет:Применение нетрадиционных форм занятий: игра. диспут. Такие формы занятий позволяют гораздо быстрее развить познавательный интерес. Цель этих занятий сделать скучное интересным. Ольга Геннадьевна, а не кажется ли вам, что процесс познания не может быть скучным?

malanova-olga: Здравствуйте. На своем уроке каждый учитель может обеспечить все вышеозначенные образовательные деятельности: когнитивные, креативные, оргдеятельностные, коммуникативные, ценностно-смысловые. Предмет – информатика, класс 7, тема «Построение графиков в ЭТ». Постановка учителем проблемы: Сегодня мы поработаем в фирме «Путешествие на Марс». Был подготовлен финансовый отчет за прошлый год - «Использование материальных средств на каждый день». Необходимо ответить на вопрос: есть ли дни, когда материальные затраты дня превышают некую сумму. Ваши предложения, как ответить на поставленный вопрос. Действия учителя: разделим весь класс на группы по предложениям учеников… и будем выполнять предложенные действия. В результате развиваются: - когнитивные деятельности – ученики задают вопросы по возможности реализации их предложений, отыскивают причины невозможности реализации каких-то действий, при постановке вопросов обозначается понимание или непонимание проблемы; - креативные деятельности – ученики проявляют вдохновленность, фантазию, гибкость ума, прогностичность своих и чужих предложений; критичность; наличие своего мнения; - коммуникативные деятельности - задействуют качества ученика, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими учениками при их делении на группы и учителем при отстаивании своей точки зрения, ученики выполняют различные социальные роли в группе, используют современные телекоммуникационные технологии (Интернет) при поиске информации и оформлении своего предложения; - ценностно-смысловые деятельности при определении своего места и роли в группе, здесь же в группе необходимо будет проявить и развить и свои толерантные качества личности; - оргдеятельностные деятельности ученика проявятся при осознании необходимости изучаемой темы (вот только теперь, когда учениками понята необходимость умения построения графиков мы и определимся с темой сегодняшнего урока – «Построение графиков в Excel»); теперь мы поставим цель и учитель поможет организовать её достижение; а в конце урока рефлексия: самоанализ (что я узнал, какова была моя социальная роль сегодня на уроке) и отсюда - самооценка.

pakali2008: Эффективность процесса обучения информатике (и другим предметам также) в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит нам учителям. Наша задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.Поэтому познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Учитель должен дать такие уроки, чтобы они не были скучными и неинтерсными,должен дать такие уроки, чтобы ученику захотелось по пройденной теме узнать самому что-то новое, а это самое главное- познавательный интерес.

Alla_Paletskaya: Здравствуйте, уважаемые коллеги. На уроках информатики учитель может обеспечить все образовательные деятельности, например: когнитивные (умение задавать вопросы, строить информационные модели, искать и систематизировать информацию) Думаю вы тоже встречаетесь с такой проблемой: ученики, когда готовят презентацию к выступлению, не могут правильно выбрать для нее информацию. Я делаю так. Цикл уроков "Создание презентаций" 1 этап работы: Составление таблицы "Что, где когда?". Ученик читает текст к будущей презентации и заполняет таблицу с графами:"Кто, Что, Где, Когда, Почему?" Пример: "Исследование исторических фактов, связанных с созданием вычислительных устройств". Фрагмент таблицы: "Кто: Блез Паскаль, Что:создал одну из первых вычислительных машин "Паскалина", Когда:1962 год, Где: Франция, Почему: Хотел упростить работу своего отца, который был сборщиком налогови часто выполнял долгие, утомительные расчеты". При составлении такой таблицы учащиеся самостоятельно учатся анализировать, систематизировать информацию и им легко выбрать информацию для слайдов презентации. - внешний компонент результата (материализованная образовательная продукция): таблица с информацией для презентации - внутренний (личностный) компонент результата: умение прочитать текст и задавая себе вопросы выбрать нужную информацию. - благодаря какой деятельности ученика он достигается: ученик ищет ответы на вопросы



полная версия страницы