Форум » УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ » Оргдеятельностные (методологические) деятельности » Ответить

Оргдеятельностные (методологические) деятельности

Скрипкина Ю.В.: Оргдеятельностные (методологические) деятельности, направленные на развитие качеств личности - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др. Какие оргдеятельностные образовательные деятельности может обеспечить учитель на своем предмете? Какие действия будут им соответствовать? В чем особенность урока (задания), нацеленного на методологические УУД? Какие формы занятий оптимальны? Подробнее о системно-деятельностном подходе: http://khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm

Ответов - 29 новых

Старых Ольга: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Оргдеятельность является, по-моему, самой важной в образовательной деятельности. Умение организовать себя необходимо даже в самых незначительных делах. Наиболее эффективно формирование оргдеятельностных качеств происходит во время проектирования. Проект - это некий продукт образовательной деятельности, своеобразный циклический процесс, в котором реализуются качества, начиная от осознания цели учебной деятельности через постановку проблемы, и заканчивая самоанализом собственной деятельности и самооценкой образовательного продукта. С каждым новым проектом качества ученика переходят на новый уровень. К моменту окончания школы формируется личность, полностью способная к самоорганизации в любых предлагаемых условиях, что несомненно повышает его конкурентоспособность как профессионала. Среди перечисленных качеств есть такое , как "умение поставить цель"? Это то же, что и "умение формулировать цель"? Или это разные умения? С уважением, Старых Ольга Викторовна.

boldina1: Старых Ольга пишет: Наиболее эффективно формирование оргдеятельностных качеств происходит во время проектирования Согласна! Но мы не можем весь учебный предмет преподавать как цепь проектов... Таковы пока школьные условия. Я после чтения статей А.В. Хуторского подумала, что нужно попробовать после предъявления ключевой проблемы предложить ученику составить его план урока. Вот только как потом создать условия для реализации этого плана, чтобы МОЙ план осуществился успешно? Я же, по Закону об образовании отвечаю за результат. А, если он не будет соответствовать Стандарту? (И как оценить, будет он хуже или лучше?)

IFGJIYBRJDF27: Оргодеятельность необходима не только в образовательной деятельности, но и в жизни. Технология "Портфолио" поможет детям в развитии таких качеств личности, как:умение поставить цель, спланировать действия, умение выбрать главное, самоанализ, самооценка.Трудности возникают из-за того, что методика работы с данной технологией недостаточно описана в литературе(РФ),работа с данной технологией требует больших временных затрат( особенно в начальной школе, когда детей необходимо научить всему, а уровень самостоятельности низок), результат виден не сразу. Согласна с Ольгой Старых, что с помощью проектов развивается оргодеятельность. Но на каждом уроке такие технологии использовать не будешь. Думаю, что проблемный диалог ( ситуация) способствует развитию требуемых качеств.Возникла проблема, надо решить, ставлю цель, планирую пути и т.д. Главная особенность заданий, нацеленных на развитие когнитивных УУД заключается в том, что это задание, ответ на который ранее не был получен. Это задание-исследование, задание-эксперимент. В развитии данных УУД поможет технология развития критического мышления. С уважением, Маркова Юлия.


boldina1: Коллеги! Мы учим в школе поколение-net. Хотим мы этого или нет, сетевые взаимодействия проникают во все области жизнедеятельности общества, и в школу, конечно. тоже. Хотелось бы в связи с темой этой ветки форума обсудить оргдеятельностные (методологические) деятельности в сетевых взаимодействиях. Я предполагаю, что сетевые взаимодействия в образовательной деятельности полностью соответствуют по своему содержанию с тем, что мы сейчас обсуждаем: деятельности, направленные на развитие качеств личности - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.

Golubeva: Ольга Викторовна, Я считаю, что если цель сформулирована верна, то она будет донесена до обучающихся и точно поставлена. Только правильно сформулированная цель, даст результаты в работе.

IFGJIYBRJDF27: Чтобы развить, мы не должны доносить цель до обучающихся, а они должны учиться ставить ее перед собой. Осознание цели побуждает детей к активной деятельности, а в дальнейшем оценке результата деятельности. (Какую цель я перед собой поставил? Что мне для этого было нужно? Достиг я своей цели? и т.д) С уважением, МарковаЮ.Н.

Яворская Екатерина Л: Здравствуйте, уважаемые коллеги! boldina1 пишет: Я предполагаю, что сетевые взаимодействия в образовательной деятельности полностью соответствуют по своему содержанию с тем, что мы сейчас обсуждаем: На мой взгляд сетевые сервисы прекрасная современная оболочка для организации взаимодействия, в которой заложены возможности для развития всего спектра компетенций как ученических, так и учительских.:) И методическая основа для такого способа реализации деятельностных подходов еще нуждается в разработке, накоплении, анализе. Освоение сетевого пространства в качестве открытого образовательного пространства происходит сейчас очень интенсивно и требует от самого учителя колосальной организованности, собственных оргдеятельностных навыков, способности к отбору того содержания образования, которое наилучшим образом может быть реализовано именно в такой среде, умения выстраивать и поддерживать конструктивное взаимодействие с коллегами и учениками не только своего класса или школы, но и других образовательных учреждений, с представителями различных сфер общества в целом.

Bardakova: Учитель на своем предмете может развить следующие оргдеятельностные образовательные качества - способность формулировать цели учебной деятельности и находить пути к ее реализации и достижению, способность к рефлексивному мышлению, очень важно развивать коммуникативные качества.

Чмелева Е.Н.: Bardakova пишет: Учитель на своем предмете может развить следующие оргдеятельностные образовательные качества - способность формулировать цели учебной деятельности и находить пути к ее реализации и достижению, способность к рефлексивному мышлению Уважаемые коллеги! Про качества, которые развивает учитель, написано много всего. А как, с помощью каких универсальных учебных деятельностей ученика этого достичь? --- С уважением, Чмелева Елена Николаевна, зав. кафедрой обществознания ЦДО "Эйдос"

boldina1: Исаева Г.В. пишет: Думаю, что такое начало урока будет всегда обоснованно. Cпасибо, Галина Васильевна! Я думаю, что из циклов, описанных Вами, может состоять весь урок (изучения нового материала, урок - тренинг, урок-диалог, урок - обобщение изученного, др.)! И, хорошо бы, чтобы проблемы были лично значимыми для ученика. Тогда, наверняка ученик выработает свой собственный продукт!

Isaeva G V: Что я как администратор хотела бы увидеть на уроке? В первую очередь выявление проблемы, которая может возникнуть или при выполнении домашнего задания, или ситуации, которую задает педагог на начало урока. Деятельность - проблемная ситуация; действия - решение этой ситуации. Дальше, по ходу урока выстраивается целеполагание учениками с помощью учителя. Думаю, что такое начало урока будет всегда обоснованно.

Bardakova: Оргдеятельностные {методологические) качества проявляются при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях — в познании и творчестве.

Старых Ольга: Уважаемая Екатерина Львовна! Очень рада возможности пообщаться с Вами на форуме! За сетевым взаимодействием, действительно, большое будущее. Небольшой опыт участия в дистанционных мероприятиях центра "Эйдос" позволил мне иначе взглянуть на собственные оргадеятельностные навыки. Очень полезно почувствовать себя вновь учеником: учиться ставить цели, определять способы ее достижения, анализировать результат своей деятельности. Все это стараюсь реализовывать в своей работе. Пока лучше всего получается рефлексия. Ученикам нравится оценивать свои результаты на уроке, а в своих ответах среди трудностей, возникших на уроке, отмечают сложность в определении собственных целей. В общем, есть над чем работать. В ходе работы возник такой вопрос: целеполагание должно быть на каждом уроке или может определяться на определенную тему? С уважением, Старых Ольга Викторовна.

Checmezova: Здравствуйте, коллеги! Т.К. к когнитивным качествам относятся - любознательность, пытливость, проницательность , увлеченность, склонность к эксперименту, поиск проблем и т. д. То я считаю, что в основе урока (задания), нацеленного на когнитивные УУД лежит проблемное и исследовательское обучени. И значит уместны уроки - исследования, уроки конструирования понятий. Но обязательно все уроки должны носить познавательный характер. Необходимо в начале каждого урока обозначать вопросы, а лучше написать их: "Что","Зачем?, "Как", "Для чего", "Почему". Умение задавать вопросы и отвечать на них и есть основа познания!

golubeva: Ольга Викторовна, я считаю, что когда мы ставим перед обучающимися цель, мы ее и формулируем. Если цель сформулирована верно, то и поставлена перед предстоящим процессом будет правильно. Первоначально цель должна быть более объемной. С каждым последующим этапом деятельности ее можно углублять, дробить. Т.е. далее мы определяем задачи для достижения цели.

golubeva: Ольга Викторовна, я считаю, что когда мы ставим перед обучающимися цель, мы ее и формулируем. Если цель сформулирована верно, то и поставлена перед предстоящим процессом будет правильно. Первоначально цель должна быть более объемной. С каждым последующим этапом деятельности ее можно углублять, дробить. Т.е. далее мы определяем задачи для достижения цели.

golubeva: Ольга Викторовна, я считаю, что когда мы ставим перед обучающимися цель, мы ее и формулируем. Если цель сформулирована верно, то и поставлена перед предстоящим процессом будет правильно. Первоначально цель должна быть более объемной. С каждым последующим этапом деятельности ее можно углублять, дробить. Т.е. далее мы определяем задачи для достижения цели.

Isaeva G V: Уважаемые коллеги! Познакомилась с материалами конференции и сделала для себя следующий вывод: Если мы ставим перед обучающимися цель, мы ее и формулируем то это цель только учителя, а обучающийся ее просто репродуктивно воспроизводит, но нам на уроках надо создать такую ситуацию, чтобы ученик сам определил цель урока и тогда это будет и его целью, и урок ему тогда должен быть интересен.

potapova: Здравствуйте! Всегда задавала себе только один вопрос - как доходчиво, понятно преподнести материал детям. А тут какие-то УУД ! С какой стороны подойти – не знаю. Более всего напрягало непонимание того, как ребёнок может сам поставить цель, пояснить её, да ещё и организовать её достижение. Конечно, есть темы, есть учебные предметы, где это можно сделать красиво и элегантно. Я, честно говоря, стала искать такую тему в алгебре. А сегодня, придя на урок алгебры в 7-ой класс, решила попробовать. Написала на доске тему «Разложение многочлена на множители способом группировки». Тема прозаическая. И начали мы с детьми разговаривать… -А что за слово такое группировка? -Что оно означает? -А как это сделать (сгруппировать)? -А как обозначить математически, что это группа? и т.д. И не то что пошло - поехало, как по маслу пошло... Сама удивляюсь до сих пор. Дети сами рассказали, для чего это нужно (обозначили конечную цель) и реально привели к её достижению. Моя функция была только направляющей. А тут ещё один вопрос встал – как три одночлена разбить на две группы… Вот уж они 7а расчленяли и на 7 и а, а обратный процесс не получается… И тогда возникла идея, что 7а это 7яблок, которые легко у нас поделились на 2 кучки (3а и 4а) и опять всё получилось. В этот самый момент я физически почувствовала это, как мне казалось, эфемерное действо – генерацию образовательного продукта. Сегодня они не то что поняли,- сами добыли то, что подавала на блюдечке с той самой каёмочкой. Вот такой был процесс – изучил -усвоил-познал. А что касаемо внутреннего (личностного компонента) результата, то всё было написано на лицах, в желании идти к доске, рассуждать, помогать, подсказывать… А в конце урока – рефлексия показала: собой довольны. Может, кто-то скажет – чего радуется?! Да потому, что работали и добывали знания даже те, кто привык отсиживаться. Но как учителя меня терзают сомнения – верно или нет? Я не сильна в теории, я как говорят «от сохи», но кроме задач, поставленных ФГОС мне как учителю нужны конкретные методики, конкретные разработки, технологии, приёмы, а уж каждый учитель внесёт свой акцент, зная индивидуальные особенности каждого ребёнка. А вы как считаете? Спасибо!

Железцова Г.В.: Здравствуйте! Очень хочется вас поддержать, потому что сама нахожусь в таком положении.Читаю понятно все, а как это применить на практике? У меня первоклашки, я по новым стандартам ничего в готовом виде не должна давать, а лишь направлять их.Очень тяжело перестраиваться, нужно просто доверить детям, поверить в свои силы и отойти от доски, как требует время.Найдется в классе хоть один ученик способный поставить цель,а решить можно всем вместе. Обычный урок обучения грамоте тема "Знакомство со звуком [ч'],буквой ч". Открываем учебник,смотрим на страницу и им все понятно."Мы будем знакомиться с новым звуком и новой буквой"-говорят дети.Работаем в группах.Первая определяют какой это звук и затем одевают человечка-звуковика.Вторая работает с группой слов,находит лишнее.Командир выходит к доске,объясняет по какому принципу нашли лишнее слово(цена-нет звука [ч']).Кажется ничего интересного и красочного нет, а ребята работают с увлечением.Сами поставили задачу, сами нашли пути решения, сами сделали вывод.Ну разве не здорово? Раньше дети могли сделать такое?Это я от них отстаю, мне нужно многое понять, принять и научиться.Нужны конкретные разработки,технологии и дидактический материал и многое другое,т.к. у учителя тоже есть семья.А вы как считаете? С уважением, Железцова Галина Васильевна

Железцова Г.В.: Я полностью с вами согласна.Я в таком же положении как и ВЫ.Мы ничего не должны давать детям готовом виде, а лишь направлять их.Но мы боимся довериться детям, берем все на себя.А в классе обязательно найдется хотя бы один ребенок, способный поставить цель,а решить можно и вместе.

Грязнова Л.М.: да, конечно, экспериментировать надо, но... класс классу рознь и учитель это должен чувствовать. Важно конструктивная нить на протяжении всего урока, чтобы ребята сами понимали ценность знаний. С уважением, Грязнова Любовь Михайловна

Анна Митина: На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания. Все универсальные учебные деятельности в то или иной мере могут быть организованны на уроках информатики.Учитель может организовать деятельность по формированию умений ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира: • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.); умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку свой деятельности; • умение работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ; применять средства ИКТ в учебной деятельности, в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)); • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. Урок информатики 6 класс. Тема урока: «Построение диаграмм». Учащиеся должны самостоятельно выбрать какие-то объекты для сравнения, создать таблицу, построить диаграмму. Например, размеры материков, глубины озер, океанов, сравнить известных путешественников по длительности и т.д. На уроке учащиеся учатся строить диаграммы в текстовом редакторе Word, формулировать перед собой задачи, выбирать самостоятельно материал из Интернета, получили некоторые знания по другим дисциплинам, например, по географии, истории. Материал, подобранный учащимися, взаимно обсуждался, ребята учились слушать и воспринимать другую точку зрения, отличную от своей. На уроке использованы разноуровневые критерии, компьютерное тестирование, работа в парах, самооценивание ребят. В ходе урока формируется мотивация учебной деятельности ( интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия); самооценка (способность адекватно судить о причинах своего успеха- не успеха в учении пропорционально усилиям, трудолюбию, старанию); социальная компетентность (участие в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.

alekala80: Здравствуйте! Оргдеятельностные образовательные деятельности, я считаю, можно развивать на каждом уроке. Поскольку я учитель информатики, то на практических занятиях и при изучении теоретического материала трудностей не возникает. Дети, опираясь на предыдущие уроки и свой опыт с помощью наводящих вопросов, могут сформулировать тему урока, поставить цели и задачи. После освоения нескольких приложений ученики уже понимают каким образом они могут достигнуть поставленных целей. С самоанализом тоже особых проблем нет, т.к. результат их деятельности виден сразу. Но вот большая проблема возникает при решении задач, а таких уроков достаточно много. У некоторых детей возникает вопрос: "Зачем нам это нужно?". Так каким образом ответить на вопросы детей и те, которые на доске? Железцова Г.В. пишет: Необходимо в начале каждого урока обозначать вопросы, а лучше написать их: "Что","Зачем?, "Как", "Для чего", "Почему". С уважением, Махновецкая Елена Владимировна.

lica-r: Здраствуйте! Оргдеятельностные образовательные деятельности, я стараюсь применять как на уроках математике, так и информатики. На уроках математике 5 класс в начале урока я озвучиваю проблемму и вмести с детьми мы выявляем каких знаний нам не хватает для решения данной проблемы отсюда формируется тема урока и цели. Далее мы планируем как будем достигать цели, какими способами и методами. Один из последних урокав математики в 5 классе проведенных с использованием оргдеятельностных образовательных деятельностий: "Деление десятичной дроби на число". В начале урока задала задачу в которой необходимо было узнать расстояние делением днсятичной дроби на число. Дети быстро определили действие необходимое выполнить, выявили, что необладают данными знаниеми, сформулировали цель и объяснили для чего им необходимы эти знания, где они могут их применить. Мы обозначили какими способами они могут добыть эти знания, было три вариана: прочитать учебник, спросить меня, попробовать вывести правило опираясь на те знания которые у них уже есть. Мы начали с последнего, но также попробовали все и проанализировали какой способ был самый сложный, какой самый интересный, какой самый доступный.

Скиданова Е.А.: Здравствуйте, коллеги! На уроках информатики мы часто сталкиваемся с оргдеятельностной образовательной деятельностью. Для меня эта деятельность прежде всего включает всего целеполагание и саморефлексию. Перед началом урока мы обсуждаем все моменты, связанные с выполнением домашнего задания: у кого что получилось или не получилось, кто сколько времени потратил на его выполнение, как ученик оценивает свой успех в выполнении задания и для чего это конкретное задание нам было нужно. Так происходит первая рефлексия. Как только тема урока объявлена, я всегда ставлю вопрос о достаточности уже имеющихся знаний по той или иной серии уроков. Если дети считают, что их знания достаточны и могут это обосновать, то наша цель - обобщить имеющиеся знания. Если ученики считают, что их знаний пока недостаточно я прошу их поставить передо мной конкретную цель - о чем еще им следует сообщить. Так происходит и самоанализ и целеполагание. Ну и в конце урока мы всегда используем итоговую рефлексию. Приведу пример: 5 класс, тема "Создание анимации по собственному замыслу". Форма работы - командная.Работая в группах, ребята распределяют роли между собой, ставят цели перед каждым участником, а капитан проверяет, все ли действуют по установленному плану. А в конце урока после просмотра получившихся анимационных роликов мы анализируем и оцениваем свой вклад в общее дело, ставим себе и коллегам по команде оценки и методом голосования объективно выбираем лучший анимационный ролик.

Наумова Т.П.: Скиданова Е.А. пишет: На уроках информатики мы часто сталкиваемся с оргдеятельностной образовательной деятельностью. Я согласна с Вашим мнением. Хочу добавить, что оргдеятельностная образовательная деятельность обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью на протяжении всего урока и прослеживается на каждом уроке посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Наумова Т.П.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» оргдеятельностная образовательная деятельность эффективно развивается, на мой взгляд, через проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов". Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике не только в учебное время, но и во внеурочное. В своей педагогической деятельности применяю исследовательский метод обучения. При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Например, при изучение темы «Табулирование функции и построение графика» (1ч.) изучается технология построения графиков функций построение диаграмм. За один урок невозможно рассмотреть все возможности Microsoft Excel. Поэтому учащимся предлагаю исследовательскую работу на построение графиков квадратичной функции, решение некоторых практических задач. При выполнении данной работы ученик получает дополнительные сведения о функции и овладевает навыками работы с прикладной программой Microsoft Excel. Поиск информации, анализ и обобщение, выполнение практических экспериментов с использованием компьютерной техники намного повысило интерес учащихся к изучению информатики. Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно. Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.

Alla_Paletskaya: Здравствуйте, уважаемые коллеги. С большим интересом прочитала эту ветку форума и ваши примеры применения оргдеятельностных деятельностей на уроках. На уроках информатики учитель может обеспечить все образовательные деятельности, например, оргдеятельностные (постановка цели задачи, поиск различных вариантов решения, самоанализ, самоконтроль) Пример урока: Урок «Составление алгоритмов 7 класс». Используется специальная программа "Конструктор алгоритмов».Когда мы начинаем проходить алгоритмы, дети с удовольствием решают "жизненные задачи"( так они их сами называют). Пример одной из таких задач: "У Никиты скоро день рождения. Он хочет пригласить в гости 14 одноклассников. Помоги Никите рассчитать бюджет праздника. Мама дала на покупки 2000 руб. 1. Пирожное – каждому по 1 шт 2. Мороженое – каждому по 1 шт 3. Яблоки – каждому по 1 шт 4. Мандарины – каждому по 2 шт 5. Пепси – каждому по 1 банке В магазине есть пирожные по 65, 55, 78 руб. за штуку. Мороженое по 30, 22, 45 руб. за штуку. Пепси по 35 руб за банку. Яблоки по 80 руб за кг( будем считать, что в кг 4 шт). Мандарины – 100 руб за кг, (в кг – 15 шт. )" Внешний компонент результата: алгоритм, с помощью которого можно получить решения данной задачи путем подстановки различных данных. Внутренний (личностный) компонент результата: развитие качеств личности: способность осознания своих целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; , самоанализ и самооценка: • Постановка цели задачи, понимание того, что известно в задаче. • Планирование шагов решения задачи. • Прогнозирование: получится ли у Никиты уложиться в сумму 2000 руб, и какие решения задачи возможны • Самоанализ: Проверить правильности работы алгоритма на различных данных и исправить допущенные ошибки. Проверить решение задачи при других входных данных. • Оценить свою работу



полная версия страницы