Форум » УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ » Ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности » Ответить

Ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности

Скрипкина Ю.В.: Ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности, определяющие и развивающие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. Какие ценностно-смысловые образовательные деятельности может обеспечить учитель на своем предмете? Какие действия будут им соответствовать? В чем особенность урока (задания), нацеленного на мировоззренческие УУД? Какие формы занятий оптимальны? Подробнее о системно-деятельностном подходе: http://khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm

Ответов - 12

sokolowa_12: Когда дети приходят в первый класс, то очень трудно создать дружный классный коллектив. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Особое место отвожу экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию, а не по картинкам учебника и словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»

boldina1: Я- учитель обществознания. Мой предмет не может не развивать определяющие и развивающие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. На уроках я создаю условия для всех деятельностей (когнитивной, креативной, коммуникационной, оргдеятельностной, ценностно-смысловой), поскольку мы вместе с учениками каждый раз ищем во всем смысл. Мы говорим о нравственных ценностях. О национальной идее. О том, чем мы измеряем поступок и его последствия; событие и его последствия. Мы познаем мир, природу, общество, свое отношение ко всему перечисленному - мы ищем смысл своего существования и познаем себя. Мы анализируем тексты (в том числе - исторические источники, публикации в СМИ, в том числе - электронных), мы смотрим видео и часто - короткие, но многозначительные мультфильмы; мы обсуждаем проблемы конкретных людей, конкретных обществ, конкретных сфер жизнедеятельности общества (нашего - в том числе). Мы даем оценку изучаемому - для себя, для других людей, для общества в целом, для глобального человечества. Мне кажется наиболее удачным использование кейс-метода. Это очень интересно: вот - сумма информации, вот - ее анализ с точки зрения причинно-следственных связей, вот-личное отношение к ситуации и определение ценностей, лежащих в основе действий и поступков людей, социальных групп, общества; вот - выстраивание ценностной иерархии; вот - веер возможных решений и, наконец, выбор. Но этот выбор говорит нам о нас самих. Обязательна рефлексия. Ученик определяет для себя, верны ли его действия и поступки в стремлении достигнуть поставленных целей, решить задачи; не расходится ли слово с делом?

boldina1: Хотелось бы продолжить мысль, высказанную в посте №13 Рефлексия - самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью. Обучаю отвечать на вопросы: чего я хотел добиться, чего я хотел достичь на уроке?почему мне это было важно? получилось ли у меня это? чему я радуюсь? что меня огорчает? какие действия привели меня к успеху (неудаче)? что мне нужно освоить , чему научиться? какие трудности я преодолел? в чем я изменился? кто мне помог? кого я хочу поблагодарить? И еще одно замечание о традициях на уроке. Их немного. Одна - незыблема: мы благодарим друг друга за урок. Это - очень важно. Актом благодарения мы говорим друг другу: я тебе благодарен за понимание и поддержку, я тебя уважаю, мы вместе преодолеем все трудности...


boldina1: boldina1 пишет: Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальные, поскольку индивидуальны, в них сосредоточен жизненный опыт конкретного ребёнка. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит Да! Предложите мне деятельность, которая поможет ученику соотнести некоторый объект деятельности с культурно-историческим образцом! Это - сложно. В моем арсенале есть, например, такой: На опушке леса сошлись в битве за единственный в округе источник чистой воды два рода. Битва , жестокая и беспощадная, привела к гибели множества воинов. Исход ее должен был решить поединок вождей. И вот, когда он начался, один из вождей, старый воин, вдруг признал в молодом противнике своего много лет назад пропавшего сына...Как Вы думаете, чем закончился поединок?

Никитина С.В.: Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальные, поскольку индивидуальны, в них сосредоточен жизненный опыт конкретного ребёнка. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит

boldina1: Никитина С.В. пишет: Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. А.В. Хуторской в статье о системно-деятельностном подходе: http://khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm говорит о том, что в процессе познания нам необходимо создать эвристическую ситуацию применения учеником эмпирического содержания значения, соотносимого с чем-то, являющимся объектом деятельности. А затем - познакомить с культурно-историческими аналогами. Уважаемая С.В. Никитина, подскажите, какие действия в связи с Вашим утверждением Вы рекомендуете организовать, для чего создать условия?

boldina1: Никитина С.В. пишет: Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. А.В. Хуторской в статье о системно-деятельностном подходе: http://khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm говорит о том, что в процессе познания нам необходимо создать эвристическую ситуацию применения учеником эмпирического содержания значения, соотносимого с чем-то, являющимся объектом деятельности. А затем - познакомить с культурно-историческими аналогами. Уважаемая С.В. Никитина, подскажите, какие действия в связи с Вашим утверждением Вы рекомендуете организовать, для чего создать условия?

Марина74: В первом классе, конечно, всё это сложно, но мы с ребятами начинаем с самого простого- насколько мне было интересно на уроке? Что я знаю (не знаю)? Что нового было на уроке? В классе много детей с которыми родители практически дома не занимаются, родители считают -отдали его в школу, пусть там его и учат, и воспитывают. По этому хочется, чтобы каждый ученик приходил на урок с желанием узнать новое. А чтобы он увидел это новое, обязательно необходима рефлексия.

Марина74: Никитина С.В. пишет: Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальные, поскольку индивидуальны, в них сосредоточен жизненный опыт конкретного ребёнка. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит Да, конечно, ценности каждой личности формируются под влиянием среды. Ребёнок попавший в школу, как в новую среду начинает к ней приспосабливаться в силу природных инстинктов. Поэтому надо использовать этот момент и показывать собственным примером, что мы сами выполняем все эти требования. Я часто на уроках и обучения грамоте и письма, окружаещего мира и математики стараюсь использовать эти моменты, задавая вопрос:на сколько правильно мы выполнили задание?как мы сегодня потрудились?что нового мы приобрели на уроке? Почему трудно было на уроке?

АйВиталий: Марина74 пишет: Я часто на уроках и обучения грамоте и письма, окружаещего мира и математики стараюсь использовать эти моменты, задавая вопрос:на сколько правильно мы выполнили задание?как мы сегодня потрудились?что нового мы приобрели на уроке? Почему трудно было на уроке? Да, рефлексия очень важный момент на уроке...

Грязнова Л.М.: Тема: Ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности На различных уроках можно обеспечить все виды образовательной деятельности, но необходимо правильно выделять приоритеты. 1) когнитивные - индивидуализация заданий (искусственная или естественная /по интересам учащегося/) и поощрение результата, стимулирует ребят к познавательной деятельности, 2) креативные - цель: найти решение отличное от разобранного учителем или одноклассником 3) оргдеятельностные - самопроверка на определенном учителем этапе урока и дальнейшая корректировка алгоритма работы 4) коммуникативные - формулировка вопроса, консультация одноклассника, устный ответ. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. 5) ценностно-смысловые - проецирование полученных знаний и навыков на свою траекторию самосовершенствования особенность урока заключается в исключительной индивидуализации материала и формы его представления, одновременно повторяется материал, связанный с обработкой всех видов информации, которые можно представить посредством презентации. формы урока: уроки обобщения и систематизации Пример: Информатика, 9 класс, тема: «Повторение. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. Проект «Портфолио гимназиста» - внешний компонент результата – требования к презентации (формулирует учитель), информация на сайте гимназии… - внутренний (личностный) компонент результата – элементы портфолио гимназиста в электронном виде (сканы грамот, фотографии…) - благодаря какой деятельности ученика он достигается – условия, позволяющие учащемуся оценить свое место с классе, школе, семье…, представить работу в индивидуальном дизайнерском решении, проанализировать прошлое…

АйВиталий: Я учитель информатики. Думаю, что можно реализовать все образовательные деятельности на уроках. Возьмем к примеру урок по теме "Алфавитный подход к измерению информации". (7 класс, урок ознакомления с новым материалом). -)когнитивная деятельность - постановка вопроса о возможности измерения информации, зачем это нужно... -)креативная деятельность - организация диалога о том как можно измерять информацию и где в жизни встречали измерение информации, как это вообще возможно организовать, кто и какие идеи по измерению может предложить... -)оргдеятельностная - объяснение цели, сути подхода, осознание того, что мы узнали способ измерять информацию(рефлексия)... -)коммуникативная - непрерывный диалог, взаимные вопросы, уточнения в процессе решения задач, споры.. -)мировозренческая - ученик осмысливает тот факт, что такое простое и сложное понятие как информация измеряется. И это можно применять в повседневной жизни. внешний компонент результата - решенные самостоятельно задачи. внутренний - умение решать задачи в рамках данного подхода к измерению информации, умение применить знание в нестандартной ситуации в жизни. Особенность урока - в максимальном, продуктивном диалоге учитель-ученики, охвате всех видов деятельности. Достигается благодаря активному анализу обсуждаемой темы, коммуникации с учителем и одноклассниками.



полная версия страницы