Форум » ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС » Ценностно-смысловые результаты на уроках » Ответить

Ценностно-смысловые результаты на уроках

Скрипкина Ю.В.: Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить, что является ценностно-смысловыми результатами обучения и воспитания. Ценностно-смысловые (мировоззренческие) деятельности - определяющие и развивающие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. Какие ценностно-смысловые результаты может обеспечить учитель на своем предмете? Каким образом можно их обеспечить и проверить?

Ответов - 11

Барышева Л. В.: Уважаемые коллеги! Юлия Владимировна задала очень интересный вопрос, который меня тоже волнует. В старые добрые времена СССР этим направлением занимались пионерская и комсомольская организации, работой которых управлялась централизованно. Сейчас, к сожалению, в школах есть разрозненные организации, которые порой имеют безграмотную программу для своей работы. Нужно как-то этот процесс централизовывать. Считаю, что нужно, по-первых во всех школах ввести систему работы консультантов-учеников. Задачи которых предлагаю определить следующие: - помощь слабым ученикам в освоении новой темы на минимальном уровне; - контроль учащихся за выполнением домашних заданий; - самостоятельно углубленное изучение отдельным тем предмета. Учитель в свою очередь обязан: - оценивать работу ученика-консультанта; - помогать в усвоении дополнительного материала учеником. Остаётся вопрос: как мотивировать ученика на его работу консультантом? Хотелось чтобы в классе были желающие работать консультантом. Может учителю как-то нужно поощрять своих консультантов? Как бы сделать это грамотно? Во-вторых, нужно вести систему консультантов-учителей, работа которых направлена на улучшение работы консультантов-учеников. Отмечу, что отличник (ученик имеющий "пятёрки" по всем предметам) не будет в состоянии быть консультантом по всем предметам. Назначение учеников-консультантов нужно как-то урегулировать.

Мурашова Татьяна: Здравствуйте! При формировании ценностно-смысловой компетенции я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. - Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оцениваем самый интересный, при этом стремлюсь к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагаю дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время обязательно возвращаюсь к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. (Например, на первом уроке при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др. В процессе работы мы вместе отвечаем на эти вопросы.) - Вовлекаю учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. - Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания информатики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. (Например, при изучении темы «Электронные таблицы» предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Учащиеся не только учатся работать с программой MS Excel, но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы).

boldina1: Уважаемые коллеги! Тема очень важна. Мы видим, что у каждого из нас - свое представление о ценностно-смысловых (мировоззренческих) деятельностях - определяющих и развивающих эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п. Мое представление о предмете нашей дискуссии: ценностно-смысловые деятельности ученика на уроке нужны для его личностного, профессионального, гражданского и жизненного самоопределения. Эти деятельности могут быть ТОЛЬКО практикоориентированными. Отсюда и ответ на вопрос: Скрипкина Ю.В. пишет: Какие ценностно-смысловые результаты может обеспечить учитель на своем предмете? Каким образом можно их обеспечить и проверить? Мне представляется, что, поскольку речь идет о самоопределении и самодвижении ученика, учитель должен таким образом организовать события урока, чтобы в процессе решения поставленных учеником перед самим собой задач происходило познание и оценка им своих способностей, возможностей и перспектив развития как личности, как члена общества ( и его социальных групп), как гражданина, как патриота и "исполнителя" иных ролей. Обеспечение планируемых результатов в таком случае зависит от индивидуальности и особенностей личности каждого ребенка. Значит, используем эвристические задачи, кейс-метод, творческие задания, проектную деятельность, технологию портфолио, ролевые и сюжетные игры, веб-квесты...


Набиева Е.К.: Ценностно -смысловые результаты, которые обучающиеся приобретают во внеурочной деятельности отражают их индивидуально-личностные позиции, личностные качества. Внеклассные мероприятия-это совместная работа учителя и учеников(также родителей) Пример:"Праздник русской березки"Внеурочное занятие в 3 классе. Входе занятия дети читают стихи, рассказы о березе, слушают музыкальное произведение. Предлагается на рассуждение пословицы" Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь". Высказывают свое отношение к природе, отображают свои мысли через рисунок. Ребята предполагают версии, как решить проблемы охраны природы, коллективно обсуждают. Учитель тем самым обеспечивает коммуникативные( умение слушать говорить), ценностно-смысловые( высказывать свои мысли, позицию) результаты. Внешние результаты деятельности демонстрируются при чтении, рассказе о березе, внутренние-осознаются при рефлексии( текущий во время осуждений и в конце занятия). Пример: Что чувствовали, когда читали рассказ о березе? учитель при этом наблюдает за процессом деятельности, и сопоставляет со своими педагогическими наблюдениями. Входе деятельности раскрываются индивидуально-психологические особенности ребенка, его личности.

Набиева Е.К.: Духовно-нравственное обучение и воспитание учащихся направленное на воспитание в каждом ученике гражданина, на раскрытие способности, подготовку детей к жизни, уважающих и принимающих ценности семьи и общества. Формирование способности к духовному развитию на основе нравственных и моральных норм, самовоспитание "становиться лучше", давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Пример:Литературное чтение 2 класс , тема урока:" Знакомство с произведением Антуана де Сент-Экзюпери " Маленький принц" Учитель обеспечивает такие образовательные результаты как ценностно-смысловые , оргдеятельностные , коммуникативные. Постановка проблемных вопросов, учитель может разбудить у ребенка мысль, чувства. Пример:-Как вы думаете, чем отличаются взрослые от детей? -почему, чтобы приучить кого-то, нужно запастись терпением? Коммуникативные результаты( когда у детей проявляется желание вступить в беседу . Внешние результаты демонстрируются при чтении, внутренние-при рефлексии, во время обсуждения и в конце урока. Пример: " Что я чувствовал, когда читал текст? Что меня потрясло? Что узнал?" Деятельность ребенка проявляется в обсуждении, предлагается творческий подход(закончить текст, выполнить рисунок понравившейся части текст).

Набиева Е.К.: 4. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний у него закладывается весь духовно-нравственный облик. Духовно-нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность, его эмоциональную сферу. Учитель, должен помочь ребенку, организовать его деятельность, чтобы создать возможность для целенаправленного воздействия на ребенка, помочь ему ориентироваться в жизни, к обществу. Формирование самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности. На уроках чтения, через текст пробудить в ребенке чувство соперереживания, милосердия. На уроках природоведения, детям дается ценностные установки духовно нравственного воспитания( любить край, в котором ты живешь, Родину, бережно относиться к природе, не оставаться равнодушным). Каждый ребенок индивидуален. Быть может, ребенок не достиг успехов в учебе, но первым придет на помощь. Я вполне разделяю мнение и высказывание коллег . Дети приходят в школу с открытой душой, с желанием хорошо учиться. Считаю, что самой главной чертой учителя, должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка.

boldina1: Добрый день, коллеги! С уважением читаю размышления о том, каким образом достигаются ценностно-смысловые результаты на уроках. Какие талантливые учителя рассказывают нам о своих секретах! Хочу добавить реплику по поводу обсуждаемого. Мы можем для выстраивания собственной системы в работе вспомнить, что планируемые результаты в данном случае - это: - ценности-цели; - ценности-знания; - ценности-отношения; - ценности-качества. При таком подходе, я думаю, любой урок содержит действия и деятельности по формированию ценностно-смысловой компетенции ученика.

Сироткина Любовь: Здравствуйте, дорогие коллеги! Современные подходы к оценке учебных достижений в значительной степени отвечают условиям формирования успешности учащихся. Благодаря такому оцениванию, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки школьника, появляется стремление к достижению новых побед. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.

Натарова Ирина: Если сегодня учитель биологии видит свою ответственность перед учеником лишь в том, чтобы обеспечить достаточно высокий научный уровень обучения, качество знания, устойчивые умения и навыки, то такая позиция вряд ли может быть принята как однозначно положительная. Забыта аксиома о том, что личность формируется не только и не столько совокупностью знаний, сколько наполнением своего многомерного духовного мира.Вот почему решающим средством преодоления подобного положения может стать расширение духовной составляющей образования (и биологического в том числе).Духовность – это особенное состояние человека, выражающееся в высоком уровне сформированности нравственных качеств личности, понимании своего места в жизни общества, гуманном отношении к людям, к труду, к природе и самому себе, а так же служении обществу. Это определенное состояние внутреннего мира человека и овеществленные результаты его деятельности, в том числе и способы, формы и нормы поведения. На своем уроке я прививаю любовь к природе, чтобы они видели красоту этого мира, а также мне помогает использование художественных произведений, в которых писатели и поэты сопереживают природе и передают свои чувства от её восприятия. «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» (Платон).

Рагимова Л.В.: Здравствуйте коллеги. Судьба человека во многом зависит от того, какие книги он читал в детстве. Это высказывание известно многим, но особое значение оно имеет для учителей начальных классов. Именно они вместе с родителями закладывают ту систему нравственных ценностей, на которой в дальнейшем строится жизнь человека. Анализ ответов учащихся и собеседования с ними после чтения показал, что неточные, а часто и неправильные ответы дети дают не потому, что действительно так думают, а потому что смешивают или не знают точного, истинного значения некоторых понятий: «совесть»; «добро» и «зло»; «правда» и «неправда», чем они отличаются от «истины» и «лжи». Это создает трудности не только при ответах на вопросы после чтения текстов, но и в конкретных жизненных ситуациях. Об этом часто говорили родители на родительских собраниях, да и сами ребята. Я поняла, что прежде, чем читать и анализировать текст, необходимо уточнить имеющиеся у детей представления об этих понятиях.

Екатерина Акулич: Если мы говорим о ценностно-смысловых результатах обучения, то, по моему мнению, учитель должен таким образом организовать урок, чтобы в результате совместной работы учителя и ученика, в конце урока ученик ( как со-участник процесса), смог создать свою образовательную продукцию (написать стихи, составить таблицу, схему, определить правильное отношение к предмету, понять для чего ему нужно изучение конкретно этой темы и т. д.) Успех урока – это опыт, приобретенный учениками и выраженный через свой творческий продукт. А для этого необходимо создавать образовательные ситуации, направленные на ценностное развитие личности: использовать в ходе урока различные методы, такие, например, как: сюжетно-ролевая игра, проблемный диалог, применять в учебной практике эвристические задачи и др . И, что на мой взгляд, немаловажно, усиливать эффект от урока привлечением специалистов во внеурочное время. Например, на уроке идет разговор о толерантности. А на классном часе, по просьбе учителя, сотрудники библиотеки проводят беседу, в которой предусмотрены и практические задания, и игры на сплочение и т.д. Таким образом, главные ценностно-смысловые результаты обучения и воспитания должны быть следующими: сформировать учителем высокую мотивацию к обучению; прививать умения самостоятельно добывать и перерабатывать знания (не только на уроке); научить приобщаться к опыту других, использовать и применять этот опыт; развивать умение общаться и сотрудничать; воспитывать толерантность; вырабатывать активную жизненную позицию. Каждый учитель должен внести свою лепту в формирование социально-активной личности с активной жизненной позицией. Проверить результаты можно, используя различные виды опроса, формы проверки. Вопрос: А какие методы контроля образовательного процесса можно признать эффективными?



полная версия страницы