Форум » НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: РАЗВИТИЕ, ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ » Компетентности современного педагога » Ответить

Компетентности современного педагога

Скрипкина Ю.В.: Уважаемые коллеги! Предлагаем обсудить следующий вопрос: каким должен быть современный учитель? Какими профессиональными компетентностями он должен обладать? Каким образом их развивать? Предложите перечень из 5-7 главных, на ваш взгляд, компетентностей успешного учителя. Обоснуйте свой выбор.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 All

Динара: 5. Компетентности современного учителя По-моему мнению современный учитель должен: 1) На все 100% знать свой предмет; 2) Любить свой предмет; 3) Помогать обучающимся получать новые знания, используя современные и эффективные методы обучения (т.е. обучать мыслить, рассуждать); 4) Хорошо ориентироваться в современных публикациях по методологии преподаваемого предмета; 5) Учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствовать свое педагогическое мастерство; 6) Хорошо разбираться в информационных технологиях

Регина: Динара, если вы считаете, что любовь к детям - это не компетенции современного учителя,а каждого учителя вообще. Таким же образом можно задать вопрос и вам: вы считаете, что только современный учитель должен на все 100% знать свой предмет, любить свой предмет, учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности? Вам не кажется что это формулировка не совсем точна? Что значит современный? Современный нам? А в будущем требования к учителям будут другими? Или раньше, в прошлом учителя и воспитатели были другими?

Елена Бородина: Приветствую всех коллег! И готова поделиться своими взглядами на то, каким должен быть современный учитель и какой учитель востребован. Юлия Владимировна, я намеренно написала "востребован" вместо "успешный", потому что набор профессиональных компетентностей в этих двух случаях у меня будет разный. Профессиональная компетентность – явление многогранное, если так можно сказать. Систематизируя множество компетентностей, я условно выделила три крупных блока: 1. компетенции, относящиеся к самому себе, 2. компетенции, относящиеся к своей деятельности, 3. компетенции, относящиеся к взаимодействию. Но в профессиональной компетенции педагога расстановка приоритетов не может быть, как у некоторых других профессий, не связанных отношением «человек-человек». По моему глубокому убеждению, личность педагога – это основной инструмент, которым учитель «работает». И отсюда на первое место я, безусловно, ставлю ценностные ориентации педагога, которые будут лежать в основе всего. 1. Ценностно-смысловая компетентность. 2. Следующая – это компетентность саморазвития, самосовершенствования. 3. Связанные с первыми двумя – компетентность самоанализа деятельности и рефлексии, (как деятельности, так и личностная рефлексия). 4. Профессия учителя предполагает тесное взаимодействие и работу с людьми (ученики, родители, коллеги…) поэтому коммуникативная компетентность (во всех ее проявлениях), безусловно, важна. Причем мне здесь, в первую очередь, интересен не сам процесс коммуникации, а больше психологическая сторона: в отношении мотивов, способностей, направленности учащихся и других людей. 5. Затем я бы поставила систему компетентностей, связанных с теоретическими знаниями учителя и способов применить эти знания в конкретных педагогических ситуациях. (И в этой системе на первое место: компетентность расширения, приращения и структурирование знаний и способов…) Не только своего предмета, а скорее умение выйти «за рамки» предмета. Эрудиция, надпредметность, кругозор. Говоря о компетентности, мы сужаем рамки и четко ограничиваем ее критериями, уровнем и т.д. Говорим: «компетентен в том-то». При всем этом, мне думается, очень важно умение подойти с разных позиций, с других установок, подходов. 6. Он должен владеть современными технологиями. Пока наши учителя раскачиваются и осваивают e-learning, m-learning завоюет мир. Компетентность педагога в подходах BYOD/BYOT, важна, чтобы поощрять образование в любое время в любых условиях. 7. В связи с этим есть затруднение, и соответствующая ему компетенция: с одной стороны учитель должен быть носителем, который передает традиции, опыт, культуру, а с другой стороны, он должен быть современным. Не знаю, как точно назвать такую компетенцию. Но могу привести цитату Чарльза Элиота, которая хорошо иллюстрирует мою мысль: «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим, и, следовательно, не готовыми к будущему». На правах рекламы: за что и люблю «Эйдос» – 100% соответствие последней компетенции! PS: чувствую, что многого не хватает, но лимит 7 компетентностей исчерпан. С уважением, Елена Павловна Бородина


Зайцев А.Д.: Профессиональная педагогическая компетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве. Компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями: – Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция) – Психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость) – Коммуникативной (культура общения и педагогический такт) – Риторической (профессиональная культура речи) – Профессионально-технической (технологии и методики) – Профессионально-информационной (мониторинг и диагностика) - Мобильностью (готовность к постоянным изменениям)

Шарапова Е.В.: Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Учитель - помощник, советчик, воспитатель. Профессиональная педагогическая компетентность: способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Я считаю, что современный учитель должен обладать следующими компетентностями: 1. Ценностно-смысловой 2. Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция) 3. Коммуникативной (культура общения и педагогический такт) 4.Профессионально-технической (технологии и методики) 5. Информационной (включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов) 6. Регулятивной (Она предполагает наличие у учителя умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.) 7. Интеллектуально-педагогической (комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации)

Айару: Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Будет введена новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях будут занимать профессиональные педагогические компетентности.

Назгуль Балабаева: В моем понимании, слово "Учитель" ассоциируется с такими понятиями как: нравственность, отзывчивость, неравнодушие, честь, но помимо этого современный учитель должен не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью.Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Его цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». (Рузвельт) Итак, современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. 1)Социально-психологическая компетенция, связанная с готов¬ностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. 2)Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики. 3)Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить дея¬тельность на творческий, исследовательский уровень. 4)Профессионально-коммуникативная компетенция, опреде¬ляющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. 5)Способность обеспечить успех в деятельности

Айару: Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и мето¬ды, отслеживающие успешность его деятельности.

Айару: Интерес к внутреннему миру. обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

Айару: Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения

Айару: Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

Айару: Обновление образовательных стандартов. Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ. Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную Личность Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и мето¬ды, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности Ученика - есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребёнка — значит ве¬рить в его возможности, создавать условия для развора¬чивания этих сил в образова¬тельной деятельности Способность индивидуализировать образовательный процесс Интерес к внутреннему миру. обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Способность обеспечить успех в деятельности Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

Назгуль Балабаева:

Назгуль Балабаева: Согласна с вами

Дария Воронцова: Учитель - это человек, который свою душу вкладывает для того, чтобы дети получили знания. И он в свою очередь должен быть компетентным в своем деле, особенно в настоящее время, так как от учителя требуется всесторонняя развитость, коммуникабельность, умение владеть информацией, а также владеть техникой, которая понадобится при обучении детей. И поэтому я выделила для себя такие компетентности успешного учителя: 1. Профессиональная компетентность. Учителю важно и нужно уметь владеть собой и уметь разговаривать с коллегами, родителями учеников, а также с самими учениками. А также профессионализм учителя - единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. 2. Коммуникативная компетентность. Она нужна для того, что учитель должен иметь обширный словарный запас, умение располагать к себе людей, владение языков. 3. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, должен также знать национальные особенности детей, если в классе разнонациональные дети. 4. Информационная компетенция. Владение информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). 5. Регулятивная компетентность. Предполагает наличие у учителя умений управлять собственным поведением. 6. Духовно-нравственная компетентность. Учитель должен быть духовно-нравственно развит, так как это предполагает владение моральными нрмами. 7. Компетентность самосовершенствования. Она нужна учителю, так как в школу идут все более развитые, и учителю нужно быть на шаг впереди от детей.

Назгуль Балабаева: Да,действительно, можно было еще много чего дописать, но жаль что ограниченно количество

Айару:

Ярославцева Нина: Педагогам в «школе будущего», я предлагаю акцент делать на урок, как средство воспитания, которое представляет, возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты. Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа. Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности.

Ярославцева Нина:  Владеет историческим методом и умеет его применять в оценке социокультурных явлений (ОК-2)  Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3)  Готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6)  Способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построение социальных взаимодействий (ОК-8)  Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9)  Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3)

Алена Нохай: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде всего, мне хотелось бы определить, что значит "успешный учитель". На мой взгляд, центром образовательного процесса является УЧЕНИК. Все, что делает учитель, он делает для своих учеников и ради них. А, значит, успешным можно назвать того учителя, у которого успешны ученики. В связи с этим, я предлагаю следующие профессиональные компетентности, которыми должен обладать современный учитель, стремящийся стать успешным: 1. Умение "идти рядом" с учеником. Порой хочется быть выше, умнее, сильнее... От этого трудно отойти. Но встав на один уровень с учеником, можно понять его потребности, его сложности, его стремления. Только в этом случае, на мой взгляд, можно научить ребенка добывать знания, а не предоставлять их. Только в этом случае учитель и ученик смогут услышать и понять друг друга. Учителю нужно научиться не бояться своего незнания, а уметь учить и учиться одновременно и вместе со своими учениками. 2. Мобильность. Современная действительность очень динамична и насыщена, что бы быть актуальным, интересным ученику, современному учителю необходимо быть готовым, в первую очередь психологически, к быстрому "перестраиванию" методов работы, технологий взаимодействия с учеником, переосмысливанию уже известного и пережитого ранее в соответствии с новыми реалиями. 3. Креативная компетентность. Умение выводить деятельность (и свою, и ученика) на творческий, исследовательский уровень. Я считаю, что именно на этом уровне появляется интерес и мотивация, которые и определяют успех процесса обучения. 4. Успешный ученик, это ученик, успешный не только в учебе, но и умеющий общаться, решать проблемы, принимать решения. Поэтому успешному учителю еще очень важно уметь находить пути в рамках своего предмета все же выходить за его рамки. А это не так-то просто, ведь для каждого учителя его предмет самый любимый и самый важный. Но, чтобы он стал важен и полезен для ученика, нужно не твердить об этом, а привести к этому постепенно и ненавязчиво. 5. Рефлексивная компетентность. Умение осмысливать и переосмысливать процесс и результат своей педагогической деятельности.

Регина: Алена Нохай пишет: к быстрому "перестраиванию" методов работы, технологий взаимодействия с учеником, переосмысливанию уже известного и пережитого ранее в соответствии с новыми реалиями. А что бы вы могли предложить учителям с опытом работы боле 30 лет? Стиль работы которых был чаще всего авторитарным,однотипным. Ведь сложно перестроиться и привыкнуть к новому и не привычному, после стольких лет работы по определенной системе методов..

julja: Профессия учителя - одна из самых важнейших в мире. От нас зависит, какое поколение у нас будет. Каким должен быть современный учитель? Этот вопрос волнует многих. Исходя из практики, которую я проходила, я думаю, учитель должен быть настоящим профессионалом. Он должен быть личностью, на который дети захотят походить, то есть он должен примером. Целеустремленность – это та черта характера, которая обязательно должна быть у каждого учителя. Очень хорошо, если учитель отзывчивый, потом дети будут такими же отзывчивыми. Но нельзя забывать и про справедливость, ведь дети очень ранимые, они всегда замечают, если что-то не так. Но самое главное, без чего учителю не обойтись – это любовь к детям. Шалва Амонашвили говорил, что детей нужно любить и принимать их такими, какие они есть. Цель учителя- сформировать всесторонне развитого человека и нравственную личность.

Анастасия Диц: Затронутая тема, на первый взгляд, проста. Но когда начинаешь задумываться, то даже и не знаешь, какие наиболее важные качества писать, начинаешь теряться. Я выделила такие профессиональные компетентности, которыми должен обладать учитель, по-моему мнению: 1.Самое главное-это любовь к детям. Если вы любите свою работу и своих учеников, то общение с ними будет вам интересно, их размышления, высказывания не покажутся для вас глупыми. Учитель должен вкладывать душу в свою работу. 2.Учитель должен быть грамотным. Ведь учитель подает пример ученикам. Должна быть правильно поставлена речь. Он должен полностью владеть тем предметом, который преподает. 3.Педагогическое мастерство тоже важно. 4.Каждый учитель должен уметь найти свой уникальный подход к каждому из его учеников. Данное умение требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти этот подход. Каждый человек уникален. 5.Учитель должен быть объективным. Выставляя оценку, он должен принимать во внимание все факторы, а не результат одной конкретной работы. У учителей не должно быть «любимчиков», он должен относиться ко всем одинаково. Он должен не забывать и хвалить учеников, когда работа хорошо сделана.

Дария Воронцова: А ты какими компетентностями из своего списка владеешь?

Надежда Стребкова: требования к современному учителю предъявлены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа": новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Я считаю, что основными компетенциями современного учителя должны быть следующие: - умение учиться вместе со своими учениками; - умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся; - умение мотивировать учащихся; - занимать экспертную позицию; - умение оценивать; - подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность; - умение осуществить рефлексию своей деятельности.

julja: Лария Воронцова, конечно я еще не профессионал. Я только учусь. Но целеустремленность, отзывчивость точно присутствуют в моем характере. Я очень люблю детей и мне интересно с ними работать. При проведении внеурочных мероприятий и уроков я сиараюсь быть спраедливой. Но я уже говорила, что только учусь.

julja: Как ты можешь предложить развивать компетентности учителя?

julja: Я стобой согласна, в том что учителю необходима способность видеть в каждом ученике потенциально успешную Личность. Это очень важно.

julja: как ты думаешь, в каких формах можно поощрять детей за проделанную работу?

Надежда Стребкова: В чём будет проявляться любовь к детям?

Алёна Бейер: Современный учитель - это не просто учитель, а Учитель с большой буквы, человек дела, работающий по призванию. Учитель должен объединить в одно целое любовь к работе и ученикам, чтобы сделать свой труд максимально интересным и полезным. Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Главные, на мой взгляд, компетентности успешного учителя: 1. Наличие общенаучных, психолого-педагогических и специальных знаний. 2. Мобильность. 3. Организаторские способности. 4. Коммуникативные навыки, педагогический такт. 5. Креативная компетенция 6. Гуманизм. 7. Аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Кроме того, у современного учителя должно быть «Умение "идти рядом" с учеником. Только в этом случае учитель и ученик смогут услышать и понять друг друга. Учителю нужно научиться не бояться своего незнания, а уметь учить и учиться одновременно и вместе со своими учениками.», как сказала Алёна Нохай из Когалыма.

julja: верно подмечено, что учителю важно не бояться своего незнания. но иногда важно быть на шаг впереди своих учеников. ты так не считаешь?

Надежда Стребкова: Как Вы думаете рефлексия нужна после каждого урока, проведённого мероприятия или же нет?

Дария Воронцова: julja, можно детей похвалить за эту проделанную рабту, если эти дети 1-2 класса, можно наградить самодельными грамотами, а также в 3-4 классах дети очень любят получать оценки...

Надежда Стребкова: А личностные компетенции - они важны?

Дария Воронцова: Алёна Бейер а что вы подразумеваете под "Умение "идти рядом""?

julja: Дария Воронцова, конечно я еще не профессионал. Я только учусь. Но целеустремленность, отзывчивость точно присутствуют в моем характере. Я очень люблю детей и мне интересно с ними работать. При проведении внеурочных мероприятий и уроков я сиараюсь быть справедливой. Но я уже говорила, что только учусь.

julja: любовь к детям должна проявляться во всем. Учителю важно встретить с утра детей с улыбкой, проводить уроки интересно, в том, как он общается с детьми, в словах.ю интонации, в жестах и мимике, в количестве времени, которое он проводит с детьми.

Динара: Юлия, а не считаете ли вы, что любовь к детям должна быть у каждого учителя, а не только у современного? Ведь задание звучит как "компетенции СОВРЕМЕННОГО учителя". Именно современного

Алёна Бейер: Кто автор этого высказывания?



полная версия страницы