Форум » Эвристическое обучение » Эвристическое обучение и научно-исследовательская деятельность школьников » Ответить

Эвристическое обучение и научно-исследовательская деятельность школьников

Разумова А.Г.: Судя по эвристическим дистанционным олимпиадам, школьники разного возраста с удовольствием проводят мини-исследования, философствуют, обобщают, делают личные открытия. Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Влияют ли успехи в эвристическом обучении на успешность такой деятельности, достижение заметных результатов?

Ответов - 13

Мугалимов: Добрый вечер! Постепенно прохожу через все темы Научного форума, и в каждой теме что-то себе нахожу и записываю. В блокноте возникла запись " эвристические задания, исследовательская деятельность, эвристические исследовательские работы, школьная дистанционная эвристическая олимпиада " . Наверное это то, что я искал. У меня имеется наплохой опыт организации и проведения школьных , районных и республиканских дистанционных олимпиад и конкурсов . Спасибо за тему. С уважением Мугалимов д.Т.

А.В.Хуторской: Очень важная связка "эвристика - исследования". Эвристическое обычно понимается как нечто кратковременное, например, те же эвристические олимпиады. А исследования - нечто более продолжительное и скурпулезное. Хотя я, например, исследования, которые приводят к получению нового образовательного продукта, считаю эвристическими. Разумова А.Г. пишет: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? В расписание Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад на 2007 год мы включили НОВЫЙ ТИП таких олимпиад - исследовательских! Это олимпиады по математике, русскому языку, информатике, физике. Вот и посмотрим, что получится. Но вначале надо бы разобраться с тем, какими должны быть эвристические задания научно-иследовательской направленности? В этом вопросе пока нет устоявшихся решений. Может быть попробуем охарактеризовать данный тип заданий, привести примеры?

Афанасьева И.Г.: А.В.Хуторской пишет: на 2007 год мы включили НОВЫЙ ТИП таких олимпиад - исследовательских! А.В.Хуторской У меня вопрос учителя-практика. Знаю, что центр "Эйдос" проводит эвристические олимпиады по английскому языку, мы участвуем в них , уже успели добиться небольших результатов. Отмечается тенденция увеличения участников этих олимпиад с каждым годом, с каждым годом увеличивается число участников исследовательских работ. Свои работы отправляем на Российскую научно-практическую конференцию "Познание и творчество", значит есть желание заниматься исследовательской работой. Вопрос: будет ли включен пункт в ваши планы об организации исследовательских олимпиад по английскому языку?


А.В.Хуторской: Итак, каковы цели и признаки эвристического задания научно-иследовательской направленности?

Бояркина В.И.: А.В.Хуторской пишет: Итак, каковы цели и признаки эвристического задания научно-иследовательской направленности? Научно-исследовательская работа состоит в объяснении явлений и предсказании результатов. Это в общем. А в частности это и сбор информации, наблюдения, выявление непонятных, удивительных фактов, поиск вариантов объяснения этих фактов, придумывание, проектирование экспериментальной проверки гипотез, выявление закономерностей и т.д. Задания на любую из этих позиций будут иметь научно-исследовательскую направленность.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: Каковы цели и признаки эвристического задания научно-иследовательской направленности? Данное эвристическое задание должно показать целостность огромной исследовательской работы. Ведь ученик выхватывает первоначально только фрагменты этого действа: копание в архивах, оформление, работа с презентацией, особо пользуется популярностью - защита работы. Но поставитьт вопрос так, что путь от проблемы до вывода един, очень важно. Признаком эвристического задания научно-исследовательской направленности считаю стимулирование к работе с источниками, осознанный выбор методов, работа с гипотезой.

Fomenko1957: А.В.Хуторской пишет: Итак, каковы цели и признаки эвристического задания научно-иследовательской направленности? Цели по-видимому, всязаны с получением нового образвоательного продукта Цели, по-видимому, связаны с получением нового образовательного продукта, из своего опыта, результата, какой он будет и будет ли вообще? Если это социальное исследование, на выявлении закономерности, решения проблемы, пример, возрождение заброшенного парка, исследование толерантности, как её воспитывать, с какого возраста, есть ли у неё предел и где он. Признаки – это качественные характеристики. Эвристическое исследование – это исследование, которое изначально запрограммировано на субъективные мнения, их анализ, и влияние на какой-то исследуемый объект. Выявляя эти признаки, мы решает поставленные задачи, или определяем гипотезу. Это в общих чертах. Более того я твердо уверена, что любое исследование – творческий процесс. Даже одно исследовательское задание, эвристически построенное каждый будет решать по-разному и результат будет разный.

Шулепова Т.В.: Разумова А.Г. пишет: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Влияют ли успехи в эвристическом обучении на успешность такой деятельности, достижение заметных результатов? Нет, думаю, что такое предположить нельзя, но что такого рода опыт дает толчок развитию творчества, осознанию радости от открытия - да! Знаю по личному опыту. В прошлом году с ребятами участвовали в чат-защите работы. Как горели глаза, когда они спорили перед ней, кто будет представлять результаты работы, как возмущались непониманию участников чата, как уже после его окончания спрашивали, когда и что можно сделать в следующий раз. Знаю множество людей из научной среды, которые начали свою деятельность еще в детстве, ставя свои личные (100% эвристические опыты), не имея при этом ни малейшей связи с наукой. Да и нужно ли такое количество научных деятелей? А вот люди творческие нужны в любой сфере, даже в хлебопекарном, например. Разумова А.Г. пишет: Влияют ли успехи в эвристическом обучении на успешность такой деятельности, достижение заметных результатов? Влияют, да еще как! Опытному человеку, испытавшему хоть однажды озарение легче не пропустить его еще раз.

Афанасьева И.Г.: Разумова А.Г. пишет: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Незаметная, скромная девушка уже третий год пишет научно-исследовательсие работы, дважды лауреат 2005, 2006 годов, не знаю, кем она станет в будущем, но ведь откуда-то берутся ученые?

Тишкина Т.Н.: цитата: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Я считаю, что в педагогическом процессе любой выход за формальные пределы урока, является серьезным актом,сопровождающимся обязательной минимальной исследовательской работой, ведь предлагая такого плана работу учащимся, учитель выделяет главное условие исследования силами школьника- показать актуальность исследования, с тем чтобы было совершенно ясно кому и почему такое исследование нужно. Если ребенком однажды удачно проведена исследовательская работа, как известно каждый ребенок мечтает стать путешественником-что либо искать и расследовать, а если еще и доказать свою идею- то это несомненно должно привести к систематизации, так как все интересное и непознанное всегда привлекает. Детский ум гибок-выполняя работу по своим силам, он постепенно придет к более глобальным и масштабным проблемам и поиску из решений. Ведь работая в этом направлении, поддерживается принцип свободы выбора- очень уж дети любят работать не в рамках традиционных условий. А в этом случае, мы даем возможность индивидуальной самореализации, показать личную точку зрения. Если школьники научатся отстаивать свою току зренияЮ смогут исследовать, доказывать, искать пути ркшения,-то считаю каждая последующая работа школьника будет с каждым разом затрагивать более серьезные направления и темы.

Куличева Светлана: Правильно разработанные систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана. Но, считаю,начинать надо с краткосрочных проектов,это как начало исследовательской деятельности.Они занимают мало времени для их реализации,но содержат основные компоненты настоящей исследовательской деятельности.

Литвина Е.В: Разумова А.Г. пишет: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Влияют ли успехи в эвристическом обучении на успешность такой деятельности, достижение заметных результатов? Я считаю, что эвристические опыты, не обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана, не все люди должны и могут заниматься наукой. Для себя как учителя, более важным, я вижу задачу, научить ребенка нестандартно, творчески мыслить в различных жизненных ситуациях, и находить оптимальные способы решения жизненных проблем.

Передериева Е.В.: Разумова А.Г. пишет: Можно ли предположить, что систематические эвристические опыты обязательно приведут ребенка к серьезной исследовательской деятельности научного плана? Влияют ли успехи в эвристическом обучении на успешность такой деятельности, достижение заметных результатов? Исследовательская деятельность характерна для любого человека на всем протяжении его жизни. Я согласна с Еленой Викторовной, что не всегда она приводит к серьезной научной деятельности. Но, в любом случае, участие в эвристических опытах позволит раскрыть внутренний потенциал, развить творческие способности и стать успешнее во многих сферах деятельности.



полная версия страницы