Форум » Эвристическое обучение » Эвристическое обучение в профильной школе » Ответить

Эвристическое обучение в профильной школе

Разумова А.Г.: Должно ли различаться эвристическое обучение в профильном и "обычном" классе? И есть ли разница в эвристических заданиях по одному и тому же предмету, изучаемому на профильном и базовом уровне?

Ответов - 10

А.В.Хуторской: Разумова А.Г. пишет: есть ли разница в эвристических заданиях по одному и тому же предмету, изучаемому на профильном и базовом уровне? Эвристическое задание, как и любое другое задание, не является самоценным элементом. Оно "обслуживает" определенную установку, работает на те или иные цели. И результат определяется именно этим - целями, а не заданием. Мне думается, что с помощью эвристических заданий можно добиваться совсем неэвристических целей. Например, всякий раз придумывать, как отлучить детей от творчества Поэтому, когда учитель, например, говорит "Я уже давно веду личностно-ориентированное обучение, потому что каждому даю отдельное задание", то это лишь означает, что у него есть много карточек с разными заданиями, и всё. А то, что ученики реализуют свой личностный смысл при выполнении этих заданий, это совсем не обязательно. Т.е. раздать каждому отдельные задания - не означает, что ты работаешь в русле личностной парадигмы.

Galanov: А.В.Хуторской пишет: Т.е. раздать каждому отдельные задания - не означает, что ты работаешь в русле личностной парадигмы. То, что Вы описали на практике чаще всего и происходит.

А.В.Хуторской: Galanov пишет: То, что Вы описали на практике чаще всего и происходит Благодарю за подтверждение мною сказанного. Но этого мало. Может быть вы напишите, как решать проблемы, вынесенные в начало этой темы?


Красноперова Т.В.: А.В.Хуторской пишет: Т.е. раздать каждому отдельные задания - не означает, что ты работаешь в русле личностной парадигмы. Действительно, использование эвристических заданий это ещё не показатель того, что учитель работает в русле личностной парадигмы. К сожалению не все учителя понимают, что ценностная ориентация школьника при выполнении эвристического задания должна быть обращена, прежде всего, к личностному смыслу, который способен выражаться через цель в конкретном продукте, созданном ребёнком. А.В.Хуторской пишет: А то, что ученики реализуют свой личностный смысл при выполнении этих заданий, это совсем не обязательно. Как же не обязательно?! На мой взгляд, ЭТО – ГЛАВНОЕ, ради чего должен работать учитель! Далее хочу согласиться с мыслью, высказанной А.В. Хуторским: А.В.Хуторской пишет: Эвристическое задание"обслуживает" определенную установку, работает на те или иные цели. И результат определяется именно этим - целями, а не заданием. Практика показывает, что сложность заключается в том, что порой не каждый учитель может ставить и правильно формулировать те самые цели, а часто и забывая о них совсем. Перед учителем, как правило, стоит вопрос «ЧТО необходимо сделать ученику?». Т.е. на первом месте стоит творческий процесс и его результат – конкретный продукт. Однако, глубинная сущность целеполагания – «зачем и для чего ЭТО необходимо сделать ученику», зачастую опускается совсем. На мой взгляд, в таких случаях, необходимо проводить определённые тренинги, способствующие грамотному подходу к формулировке целей, направленных на конкретный результат, который, несомненно, должен достигаться эвристическими способами. Вместе с тем возникает вопрос, что же является главным – смысл, который закладывается в основу будущего результата, или цель, которая направлена на этот результат, а может быть то и другое вместе?

А.В.Хуторской: Красноперова Т.В. пишет: А.В.Хуторской пишет: цитата: А то, что ученики реализуют свой личностный смысл при выполнении этих заданий, это совсем не обязательно. Как же не обязательно?! На мой взгляд, ЭТО – ГЛАВНОЕ, ради чего должен работать учитель! Вы неверно поняли-выхватили цитату из моего текста. Я это имел ввиду с точки зрения того учителя, который раздаёт каждому карточки с заданиями. Т.е. эта форма совсем не обязательно приводит к реализации учениками их личностных смыслов.

оданович М.В.: При реализации эвристического обучения в ппофильном классе и в классе, в котором изучается предмет на базовом уровне сооздаются различные дидактические условия. Мало того, что изучается предмет на профильном уровнена уроке, представленияя в конкретголй области можно расширить и на занятиях элективных курсов. Содержание эвристических задач для учащихся профильных классов должно отражать интеграцию методологических знаний о сруктуре исследования, а также знаний в конкретной научной области. Приведу пример такой задачи. Дана экологичекая ситуация, например, в городе Волгограде перестали гнездиться сороки. Проанализируйте данную экологическую ситуацию по плану: объект исследования, цедь исследования, гипортеза, методы проверки гипотезы, планирование опытной части (постановка экспериментов или проведение наблбдений по проверке данной гипотезы), причины возможных погрешностей. Подобные задачи -ситуации можно и удобнее рассматривать в процессе изучения элективных курсов "Основы учебно-исследоваительской деятельности по биологии", "Мой малый биологический университет". Ценность данных задач заключается в том, что решение данной задачи, ее внешняяя обкусловленность, может плавно перейти во внутреннюю иреализоваться в хорошем учебно-исследовательмском проекте, если еще проблема окажется личностно значимой.

Тодоров: Прежде чем установить експериментальную модель в биологическом варианте,нужно создать условия для системного оперирования понятиями и научными терминами.Интелектуальная карта школьника/паралельно с приложения контент-анализа учебного содержания в теме"Що изучает и каковы методы биологии?"дает возможность отстранить следущие синонимы: жизненые процессы и биологические процессы,организмы многоклеточного строения и многоклеточная системма,жизнь и проявления жизненых явлений/дума проявление нет статута биологического термина/.И.К.служит одновременно с етим и как средство оценить ученика.

luchnikov: Попытки проведения уроков в форме эвристической беседы, зачастую оканчиваются неудачей. Главная проблема – неумение правильно поставить вопрос эвристического характера. Не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: «Что такое..?», «Что характеризует..?» и т.д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но подобные вопросы обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях. Вопрос: в чем заключаются специфические особенности эврестической беседы?

Передериева Е.В.: Разумова А.Г. пишет: Должно ли различаться эвристическое обучение в профильном и "обычном" классе? И есть ли разница в эвристических заданиях по одному и тому же предмету, изучаемому на профильном и базовом уровне? По - моему, возможность получить эвристическое обучение на высоком уровне нужно давать всем ученикам. Каждый ученик возьмет для себя все самое необходимое.

Файзуллаева: Мне кажется это зависит от готовности самих детей к таким переменам. Может быть на первых парах наши с вами первые шаги не слишком будут отличаться в таких по сути разных классах. Дальше, будет видно.



полная версия страницы