Форум » Эвристическое обучение » Эвристические задания в предметах естественного профиля » Ответить

Эвристические задания в предметах естественного профиля

Скрипкина Ю.В.: Исследования ведутся при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад", проект № 06-06-00243а === Есть ли специфика в создании эвристических заданий в рамках так называемых точных наук: математики, физики, информатики? Оосбенно в тех случаях, когда речь идет о материале старших классов? Например, каково может быть место эвристических заданий в теме "Производная"? Как могут выглядеть эвристические задачи по программированию?

Ответов - 29

Шулепова Т.В.: Скрипкина Ю.В. пишет: Эвристические задания в преподавании предметов естественного профиля А какие науки Вы бы отнесли к естественным? Всегда думала, что моя - биология прямо к таким относится. Про производную не скажу, но вот в "моя" наука имеет столько тем, решить задачи которых можно только эвристически. Одна из таких тем, очень "скользкая" и неудобная - "Основы эволюции". Как выслушать личное отношение человека к её вопросам? Иначе как можно воспитать думающую личность!?

olga-sorokina: Почему бы не использовать такие задания: 1. Предложите свои способы нахождения производной. Я думаю,что задание "Способы" подходит ко всем точным наукам. 2. Составьте задачи, в решении которых можно было бы использовать нахождение производной. Возможно, математики меня не поддержат, я - учитель-словесник.

Скрипкина Ю.В.: olga-sorokina пишет: 1. Предложите свои способы нахождения производной. Это как? Примерно так же будет выглядеть, если я предложу на уроке русского языка "предложи свои способы написания слова КОРОВА" Тем не менее, olga-sorokina , вы предположили, что в точных науках тип заданий "способы" будет успешно применим. Это интересно, от этого можно оттолкнуться в дальнейшем обсуждении.


Плечко ТВ: Скрипкина Ю.В. пишет: Тем не менее, olga-sorokina , вы предположили, что в точных науках тип заданий "способы" будет успешно применим. Это интересно, от этого можно оттолкнуться в дальнейшем обсуждении. А почему только в точных науках а если мы гуманитариии и на уроках англ.яз предлагаем "коммуникативные способы" решения той или иной проблемы.

Фионина Л.Е.: Скрипкина Ю.В. пишет: Как могут выглядеть эвристические задачи по программированию? Когда-то давно на лекции в институте мой преподаватель предложил задачу, которая теперь считается классической эвристической задачей по программированию: "Как используя только операцию присваивания вывести на экран большее из двух заданных чисел?" В позапрошлом году в выпускном классе мне пришлось читать новый модуль "Подходы к составлению алгоритмов" по курсу информатики, отыскав теорию в учебнике для ВУЗов, под редакцией Могилева, я предложила учащися такую задачу: "Всем известно, что классический вариант решения задачи на поиск всех делителей числа сводится к перебору целых чисел на отрезке от 1 до самого числа. Основными требованиями к составлению алгоритмов в операциональном подходе были два требования - экономия памяти, т.е. минимальное количество переменных для решения задачи и экономия машинного времени, т.е. количества итераций (кстати это требование сегодня присутствует в олимпиадах по программированию, как время тестирование программы). предложите варианты решения данной задачи, в которых выполняются эти требования".

Скрипкина Ю.В.: Фионина Л.Е. пишет: Всем известно, что классический вариант решения задачи на поиск всех делителей числа сводится к перебору целых чисел на отрезке от 1 до самого числа... предложите варианты решения данной задачи, в которых выполняются эти требования". Так в чем эвристичность данного задания?

А.В.Хуторской: Фионина Л.Е. пишет: Когда-то давно на лекции в институте мой преподаватель предложил задачу, которая теперь считается классической эвристической задачей по программированию: "Как используя только операцию присваивания вывести на экран большее из двух заданных чисел?" Я бы не спешил называть эту задачу эвристической. Конечно, под эвристикой могут понимать несколько разных вещей, в том числе и чисто компьютьерный технический термин. Но если рассматривать именно педагогический аспект, то эвристическое задание имеет ряд признаков - открытость, личностную, смысловую и практическую значимость, непредсказуемость решения и т.д. В упомянутом задании мне видится некоторая искусственность, выхваченость из контекста, т.е. непонятно, зачем вообще надо выводить на экран. Т.е. это не полноценное эвристическое задание, а какой-то элемент непонятно какой системы. Или это вообще упражнение тренировочного типа но никак не эвристическое задание, ориентированное на открытие ученика, создание им уникального для него образовательного продукта, характеризующего и реализующего его потенциал.

оданович М.В.: В биологии очень много условий для создания эвристических задач: 1. История научных открытий и оценка учеником их значимости, задачи межпредметного содержания. Например протипом главных героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", Н.Г.Чернышевского "Что делать?" был один и тот же человек И.М. Сеченов. Почему имено этот ученый привлек внимание этих двух писателей? Какого ваше отношение к научным открытиям этого ученого? Произведение И.С. Турненева и представления о рефлексе И.М. Сеченова изучаются в курсе литературы и биологии. Но эт задача открывает новые аспекты знакомых для ученика знаний. 2. Нравственная оценка биологических открытий - клонирование, пересадка органов, трансгенные растения и здоровья и т.д. 3. Реализация учебно-исследовательских проектов, по выбранной учеником проблеме.

М.А. Липчанская: Оданович М.В. пишет: Протипом главных героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", Н.Г.Чернышевского "Что делать?" был один и тот же человек И.М. Сеченов. Почему имено этот ученый привлек внимание этих двух писателей? По-моему, это задание все-таки больше относится к литературе, чем к биологии. Хотя сама идея - великолепная! (Меня, по крайней мере, она "захватила"). Оданович М.В. пишет: Какого ваше отношение к научным открытиям этого ученого? А вот этот вопрос я бы эвристическим не назвала - он вынуждает детей давать стандартные, стереотипные ответы. Неужели Вы и правда думаете, что кто-то из учеников напишет, что физиология легко могла бы обойтись без "Рефлексов головного мозга" Сеченова? Оданович М.В. пишет: Нравственная оценка биологических открытий - клонирование, пересадка органов, трансгенные растения и т.д. Да, действительно, этот круг проблем может стать благоприятной средой для разработки открытых заданий, размышление над которыми может иметь для детей личностную, смысловую и практическую значимость. Единственный момент, который кажется мне довольно рискованным - это неготовность аудитории к решению подобных задач (моральная незрелость, если можно так выразиться). Все-таки "непредсказуемость решения" при нравственной оценке - это опасная штука. Так что я бы пошла с эвристическими заданиями на данную тему только к "проверенным" детям, а если бы составляла такое задание для ДЭО (дистанционной эвристической олимпиады), то была бы предельно осторожна в формулировании текста, чтобы не спровоцировать детей на принятие (да еще и осознание личностной значимости) безнравственных решений.

Бояркина В.И.: Физика: конструирование противоречия, того что "не может быть!" Например, рассказываем о следующем опыте: наливаем в ведро из бутылки воду, начинаем вращать в вертикальной плоскости, вода не выливается, всё правильно - центробежная сила больше силы тяжести. Теперь придумываем то, что не может быть. Вращаем, вращаем и... останавливаем ведро в верхней точке траектории, а вода... всё равно не выливается! Как это объяснить? Исследовательская задача. Решаем её путём обращения исследовательской задачи в изобретательскую: вместо вопроса почему так происходит, задаём вопрос: что надо сделать, чтобы такой фокус получился? А для этого применяем инструментарий ТРИЗ. География: при изучении природных явлений даём задание найти нетрадиционное применение этим явлениям. Для начала выписываем на доске все ресурсы этого явления (особенности, свойства, качества), потом с помощью метода фокальных объектов или метода гирлянд ассоциаций находим идеи применения.

А.В.Хуторской: Бояркина В.И. пишет: задаём вопрос: что надо сделать, чтобы такой фокус получился? Я бы не торопился подобные задания относить к эвристическим в широком (и глубоком) смысле. Они в большей степени развлекательные, чем созидательные. Применяя подобные задания возникает опасность свести обучение к "фокусам", учитель будет заниматься "бирюльками", а не достижением образовательных целей. С позиций дидактической эвристики для эвристических заданий должен существовать смысл, практическая или теоретическая актуальность, личная или социальная значимость задания. Если этого нет, то возникает поверхностность, пустота времяпровождения. Я не против фокусов на уроках, но нужно четко представлять себе цели эвристического обучения. Задания должны быть направлены на их достижение. P.S. Кстати, именно этим - искусственностью постановки задач, отличаются многие задания ТРИЗа (но не все). Если изобретательство становится ради изобретательства, дети, конечно, приобретают определенные навыки, овладевают методами гирлянд и т.п. Но главное ведь не это, главное - научить решать реальные проблемы, а не объяснять фокусы.

Бояркина В.И.: Здравствуйте Андрей Викторович! А.В.Хуторской пишет: Я бы не торопился подобные задания относить к эвристическим в широком (и глубоком) смысле. Они в большей степени развлекательные, чем созидательные. Я не считаю подобное задание только развлекательным, т. к. по ходу решения мы рассматриваем разные физические и химические взаимодействия, которые могут привести к подобному результату. Таким образом достигается цель интеграции знаний и их практического применения, но в живой забавной форме. А.В.Хуторской пишет: Кстати, именно этим - искусственностью постановки задач, отличаются многие задания ТРИЗа (но не все). В определённой степени я с Вами согласна, но искусственность относится скорее к способам решения, а не к самим задачам. Задачи-то реальные из техники, но решаются не "природным" способом за счёт опыта, догадки, интуиции, а "искуственным" - с применением законов развития техники, приёмов устранения противоречий и проч. А.В.Хуторской пишет: главное - научить решать реальные проблемы, а не объяснять фокусы. Андрей Викторович! Что же Вы так уж фокусы заклеймили? Они тоже часть нашей реальной жизни! Кроме того, что это может стать профессией, фокусы могут и педагогике послужить - пробудить любопытство, например. А.В.Хуторской пишет: Если изобретательство становится ради изобретательства, Я воспринимаю детское изобретательство как способ творческого применения и интеграции получаемых в школе знаний, но, т.к. с производством дети ещё мало знакомы, поэтому можно давать задания на изобретение игрушек, аттракционов, фокусов - это тоже область науки и техники, но близкая детям. С уважением Бояркина Валентина Ивановна

Михаил Сухлоев: А.В.Хуторской пишет: С позиций дидактической эвристики для эвристических заданий должен существовать смысл, практическая или теоретическая актуальность, личная или социальная значимость задания. Во всяком безумии должен быть смысл, а у задания предмет. В фильме "Блоу Ап" играют в теннис без мяча. Для меня эвристическим заданием является - "От чего может зависеть ускорение, с котрым движется тело?" Учебники с вредоносной информацией на этот урок не привлекаются. Перед постановкой этой задачи учащимся прелагается компьютерная интерактивная модель установки состоящей из тележки, у которой можно изменять размеры, нити, блока и грузов, которые тоже можно добавлять (В учебнике Шехмаевых такая установка описана, но сначало там дан ответ, после чего теряется смысл безумия). Учащиеся выдвигают гипотезы - от объема, от массы, от начальной скорости, от плотности, от силы тяги, котурую создают грузы и находится такой учащийся, который считает, что если бы тележка была не синей а красной, то это повлияло бы на ускорение. Следующая виртуальная установка содержит в своеми интерактиве реализацию всех этих гипотез. И учащиеся (максимальных эффект в предметном компьютерном классе, но и один компьютер с проектором дает не плохой результат) экспериментально проверяют все гипотезы на наличие причинности. Интериоризировать причинно-следственность нашего мира можно и нужно через деятельность. Все это к тому, что эвристическую среду нужно проектировать и создавать на реальном инструментарии, а без инструментария все это, как бы это помягче выразить, не знаю подскажите......

А.В.Хуторской: Михаил Сухлоев пишет: Для меня эвристическим заданием является - "От чего может зависеть ускорение, с котрым движется тело?" Здесь вот какое дело. Данный вопрос не может быть начальным. Если он и может эвристически повлиять на уч.процесс, то только при наличии первичных мотивированных условий и ситуаций, например, ученик попал в ситуацию необходимости изменения ускорения (где? какую?), и тогда ему надо найти средства его изменения. А в подобном виде - это не эвристика, а традиционное прохождение заданной темы с элементом проблемности.

Ивашкова Т.А.: А.В.Хуторской пишет: Но главное ведь не это, главное - научить решать реальные проблемы, а не объяснять фокусы. "Для нагревания воды для душа, на дачном участке, вам необходимо сварить металлическую ёмкость, объёмом 2 куб.м. От чего будет зависить форма и размеры этой ёмкости?" Данную задачу можно предложить ученикам перед рассмотрением темы "Задачи на оптимизацию". Можно ли это задание отнести к эвристическим?

А.В.Хуторской: Бояркина В.И. пишет: Что же Вы так уж фокусы заклеймили? Они тоже часть нашей реальной жизни! Не нужно приписывать мне того, чего нет. Я же написал: А.В.Хуторской пишет: Я не против фокусов на уроках, но нужно четко представлять себе цели эвристического обучения. И ещё добавлю, пожалуй, главное: опасность фокусов в том, что они могут бросить тень на само эвристическое обучение, поместив его в глазах учеников, их родителей, общественности в область "развлекаловки". Межде тем, эвристическое обучение ничего общего с этим не имеет. Оно относится именно к основному, базовому образованию (а не только к дополнительному).

Тодоров: Ето во первых предметы одного гноссеологического порядка:биология,економическая география,зоология,естествоведение.Затем в етой очереди место для математики,програмирования,информатики,управления информационных системах и т.д.Во всех одна база-репродуктирование информацией.Может ли ученик достичь информационный евристически детерминированный уровень знании при изучения предметов етого порядка?Вполне.Нужно однако что-бы подчинить обучение логике проекционного моделирования научной информацией.Сам ее открывать,систематизировать и апробировать в условиях школе ежедневно и ежечастно.Неотступно.

оданович М.В.: Тодоров пишет: Может ли ученик достичь информационный евристически детерминированный уровень знании при изучения предметов етого порядка? Усвоение учебной информации учееником определяется выбранной учителем технологией и используемыми учителем приемами обучения. У всех наук есть информационая научная база. Будет ли она репродуктивной или эвристической для ученика зависит от организации учителем учебно-познавательной деятельости на уроке.

Тодоров: В современной школе урок приобретает новых методологических и когнитивных функциях.Он сохранил только свою времевую модель.Все остальное новое.Ученик сам достигает до научную информацию/Вы ее называете учебной/путем использования ефективного технологического способа проекционного моделирования .Он сам моделирует информацию путем проекционных етапов ее открытия.Она достаточна для формирования информационной компетентности в данном уроке или научном цикле.Учитель дискретный руководитель произходящего.Евристическая технология имеет помощные функции в данном случае.

Поздеева Л.С.: При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный, развивающий, нетрадиционный. Стараюсь чтобы уроки были такими да и содержание географии разного курса позволяет применять разнообразные виды творческих, эвристических заданий. Расшифруйте слово «Сибирь», найдите его точное этимологическое значение. Прогнозирование демографической ситуации в стране, крае. Твоя обоснованная гражданская позиция на проведение Белой Олимпиады в Сочи Какую профессию ты хочешь получить, составь памятку от лица работодателя «Необходимые качества (выбранной профессии) для работника» Твоя родословная (и составление карты, отражающей генеалогическое древо ) Влияние ТБО на экосистему реки (выбранной )или моря. На Черноморском побережье электроэнергию получают от ТЭЦ, почему и какие вы можете предложить электростанции и где возможно их строительство в будущем (Создайте карту с вашими предложениями ). Составь программу действий для подъема с\х Причерноморской зоны. Сочинить стихи, которые можно использовать на уроках при изучении экосистемы Черного моря, где отражались бы его характеристики или проблемы.. В каких отраслях города Сочи наблюдается дефицит трудовых ресурсов указать причины этому явлению и ваши предложения по его ликвидации.

Гошкадор Н.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: Есть ли специфика в создании эвристических заданий в рамках так называемых точных наук: математики, физики, информатики? Оосбенно в тех случаях, когда речь идет о материале старших классов? На мой взгляд существует специфика создания самих эвристических заданий. Учащиеся, уверенно оперируя довольно сложными приемами и абстрактными понятиями, нередко обнаруживают полную беспомощность в простейших ситуациях, где требуется проявить минимум умственной инициативы, сообразительности. Поэтому перед преподавателями возникла необходимость задавать проблемные вопросы и задачи, с которыми учащиеся, скорее всего, могут столкнуться в жизни и решать их придется нестандартным путем.

Хавкина Т.А.: Гошкадор Н.А. пишет: Учащиеся, уверенно оперируя довольно сложными приемами и абстрактными понятиями, нередко обнаруживают полную беспомощность в простейших ситуациях, где требуется проявить минимум умственной инициативы, сообразительности. Зачастую сталкиваешься с таким явлением: чам легче задача, тем в больший ступор впадают сильные ученики, пытаясь найти "Где же подвох?" . При решении сложных заданий - теряются и скисают "середнячки" Эвристическое же задание дает возможность раскрыться каждому - и способному в твоем предмете и "хромающему на обе ноги" Другое дело, что составить такое задание не всегда легко. Ведь оно должно соответствовать программным требованиям по предмету. И встает вопрос: Как оценить творчество, если прямого отношения к предмету оно не имеет, куда ставить оценку за написанное эссе на химическую тематику - в химию или литературу? На этот вопрос каждый из нас должен дать свой ответ. Несомненно то, что эвристические задание крайне полезны для формирования целостного мировоззрения, но никто не говорит о том, что надо совершенно исключить задания репродуктивного характера. Есть вещи, которые надо знать непременно!

Скрипкина Ю.В.: Хавкина Т.А. пишет: куда ставить оценку за написанное эссе на химическую тематику - в химию или литературу? Вы сформулировали очень важный вопрос и задели серьезную тему. Эвристическое задание - не значит сплошное "развлекалово". Да, зажигательное, неординарное содержание присутствует, но оно не должно быть надуманным. Иначе такое задание может вызвать только раздражение. Поэтому само по себе эссе по химии "О! Химия!" действительно вызывает вопрос - а зачем? Но если наполнить его какой-то актуальной (химической!) проблемой, будет и учебный эффект от задания, и творческая работа, и самовыражение каждого. И поэтому вопрос о содержании эвристических заданий по точным наукам не праздный. Потому что надо и формулы знать, и конкретные типы задач уметь решать. Можно ли составить эвристическую систему задач для этих целей?

Ковалёва М.А.: Эвристическое задание должно породить нерепродуктивный продукт, который вызывает эмоциональный отклик в душе его родителя и сопричасных к нему (учителя, друзей, слушателей). Изучая тему "Компьютерные вирусы" дала домашнее задание на выбор: Оформите реферат, буклет, презентацию или страничку для Школьного портала на одну из тем: Шпионские модули. Виды шпионских модулей и борьба с ними. Как наказывают авторов и распространителей вирусов в разных странах? Что такое рекламные модули Adware и как с ними бороться? Сочинение-дневник «Один день из жизни вируса» Составьте психологический портрет программиста, пишущего вирусы. Создайте кроссворд (в Excel) по теме «Компьютерные вирусы» Проведите исследование: возможно ли занести вирусы в ваш мобильный телефон? Проведите сравнительный анализ компьютерных и живых вирусов. Дайте нравственную оценку деятельности создателей и распространителей вирусов и напишите открытое письмо программам-создателям вирусов. В результате получила неравнодушное отношение к теме, творческий отклик, дала ученикам возможность проявить свои таланты. Это эвристично?

девчушка: помогите решить задачу: определите может ли треугольник ABC тупоугольным, если его быссектрисы пересекаютс в точке O и угол AOB =140 градусов

Передериева Е.В.: Хавкина Т.А. пишет: но никто не говорит о том, что надо совершенно исключить задания репродуктивного характера. Есть вещи, которые надо знать непременно! На уроке окружающего мира в учебнике 3 класса был дан вопрос на тему "Фотосинтез". Т.к. это понятие дети раньше не изучали, сложное слово вызвало у них непонимание. Используя метод мозгового штурма и различные ассоциации, ученики сами вывели (открыли для себя) это непростое определение. Насколько они были этому рады! Последующий опрос показал эффективность этого приема.

Абызова С.В.: Скрипкина Ю.В. пишет: Например, каково может быть место эвристических заданий в теме "Производная"? Будет ли следующее задание эвристическим? Оно решается через производную.Нужно перебросить тело через дом высотой 6м и шириной 4м. С какой начальной минимальной скоростью необходимо бросить тело, и под каким углом, чтобы траектория полета не коснулась дома? Повторить эксперимент для броска с начальной высоты 2м. Если нет, то как из данного задания можно сформулировать эвристическое?

Скрипкина Ю.В.: Абызова С.В. пишет: Будет ли следующее задание эвристическим? не будет выпадает самый главный критерий - это закрытое задание, с правильным ответом.

Абызова С.В.: Может тогда в теме "Производная" не нужны эвристические задания? Ведь все задания будут иметь конечный ответ, иначе как научить вычислять производную? Эвристические задания можно применять в теме "Геометрический и механический смысл производной" и в дальнейшем использовании производной.



полная версия страницы