Форум » Эвристическое обучение » Что такое эвристическое задание » Ответить

Что такое эвристическое задание

Маслов: Что, по-вашему, определяет эвристичность задания для школьнкиов?

Ответов - 28

Мукаева Т.М.: Здесь я не согласна с тем, что эвристическое задание не требует знаний. Мне кажется еще как требует. Чем человек больше знает, тем больше и нестандартных решений, разных вариантов ответов. Знания нужны всегда, другое дело не все могут применить то, что знают. Чтобы что-то придумать, надо что-то и знать.

Шулепова Т.В.: Маслов пишет: Что, по-вашему, определяет эвристичность задания для школьнкиов? Мне представляется, что это задание, ответ на которое не может быть однозначным. задание, которое предполагает как умение логично и последовательно мыслить, так и умение мыслить нестандартно. И этим они (эвристические задания) мне откровенно симпатичны.

Veselej: Шулепова Т.В. пишет: задание, ответ на которое не может быть однозначным. задание, которое предполагает как умение логично и последовательно мыслить, так и умение мыслить нестандартно Коллега! А что такое задание вам понятно? И как это задание может "предполагать"? Вероятно у задания есть какие-то свойства, особенности? И более общий вопрос: у вас есть типология заданий, коллеги?


оданович М.В.: Предоставление выбора ученику пути решения проблемы. Главное качество учителя - способность к диалогичности с учеником, умение вести его к решению проблемы. но ни не навязывать определенного пути ее решения.

Veselej: оданович М.В. пишет: Главное качество учителя - способность к диалогичности с учеником, умение вести его к решению проблемы. но ни не навязывать определенного пути ее решения. Вы ничего не сказали о задании и о его свойствах, ЗАДАЮЩИХ ЕГО ЭВРИСТИЧНОСТЬ! Ведь задание - это СРЕДСТВО УЧИТЕЛЯ, и об этом средстве идет речь. Или о чем-то другом?

olga-sorokina: Одним из критериев эвристичности я бы определила возможность поиска решения. Задание не должно предполагать готового ответа, а должно побуждать ученика найти этот ответ.

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Задание не должно предполагать готового ответа, а должно побуждать ученика найти этот ответ. Для этого нужно ли давать алгоритм на примере. Я давал. Но результат разумеется спрогнозировать трудно.

Veselej: olga-sorokina пишет: Задание не должно предполагать готового ответа, а должно побуждать ученика найти этот ответ. Что должно быть в задании такого, что ПОБУЖДАЕТ УЧЕНИКА? Что вообще побуждает вас лично, коллега, искать ответ? Давайте конкретно говорить...

Макарова Л.П.: Задание такое не должно требовать фактических или точных теоретических знаний от ученика.Должно способствовать развитию мышления,основы познания.Страх от сложности рождает неверие в свои возможности,а тут никакого познания быть не может.Тупик.Эвристическое задание никогда не должно загонять ребенка в тупик.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Задание такое не должно требовать фактических или точных теоретических знаний от ученика.Должно способствовать развитию мышления,основы познания. А практических знаний и навыков должно требовать? Я почему спрашиваю, НАДО очень. Вот Вы как составляли эвристические задания?

Kuleshova G: Хисаметдинов А.А. пишет: А практических знаний и навыков должно требовать? Я почему спрашиваю, НАДО очень. Вот Вы как составляли эвристические задания? Составление эвристического задания основывается на так называемом диалоговом компоненте и триаде вопросов ЧТО? КАК? ПОчему? На форуме есть материалы к.п.н.А.Д. Короля, посвященные этому. Но в основе лежит, конечно же, предметная составляющая, то есть составителю необходимо продумать "опорные точки" темы. Во-вторых, личностно-значимый смысл ( как это связать с темой). И сформулированный личностно-значимый вопрос ( докажи, опровергни, задай вопрос, сравни...). Вот вкратце три этапа.

Хисаметдинов А.А.: Kuleshova G пишет: Составление эвристического задания основывается на так называемом диалоговом компоненте и триаде вопросов ЧТО? КАК? ПОчему? На форуме есть материалы к.п.н.А.Д. Короля, посвященные этому. Но в основе лежит, конечно же, предметная составляющая, то есть составителю необходимо продумать "опорные точки" темы. Во-вторых, личностно-значимый смысл ( как это связать с темой). И сформулированный личностно-значимый вопрос ( докажи, опровергни, задай вопрос, сравни...). Вот вкратце три этапа Эти бы три этапа да в начале конкурса ЭЭХ. Ну да ладно! Я есьм здесь.

оданович М.В.: Кулешова Г. пишет: И сформулированный личностно-значимый вопрос ( докажи, опровергни, задай вопрос, сравни...). В чем же проявляется личностная значимость предлагаемых требований вопросов. кроме требования - задай вопрос.

Veselej: Kuleshova G пишет: И сформулированный личностно-значимый вопрос ( докажи, опровергни, задай вопрос, сравни...). . Насколько я помню со школы (возможно отстал от жизни) - "докажи, опровергни, сравни, задай вопрос" это не вопрос, а попрежнему ЗАДАНИЕ. Похоже в так называемой "современной школе" такие конструкции называют вопросами. Пример: вопрос "Онегин - лишний человек своего вренени" это вопрос или что? Когда взрослый педагог не различает вопрос и задание - это что за явление? Как его определить? Про "личностную значимость" не буду пока ничего говорить. Давайте вначале с более простыми вещами разберемся. Если хотите. Всего эвристичного!

Veselej: Макарова Л.П. пишет: Задание такое не должно требовать фактических или точных теоретических знаний от ученика.Должно способствовать развитию мышления,основы познания.Страх от сложности рождает неверие в свои возможности,а тут никакого познания быть не может.Тупик.Эвристическое задание никогда не должно загонять ребенка в тупик. Прекрасная мысль: "задание не должно требовать фактических или точных знаний от ученика". А что оно "ДОЛЖНО ТРЕБОВАТЬ".? Предположим - должно не требовать, а "СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ". А вы уверены в том, что понимаете суть Развития вообще и Развития Мышления в частности? Чем отличается Мышление от Думания, как вы считаете, коллеги? По моим данным с 1953 года в школе развивают Думание, а не Мышление - преимущественно и все более. По крайней мере вот в данном месте люди демонстрируют продукты Думания, а не Мышления. Вернусь к заданию. Задание на то и задание, что оно ДОЛЖНО ТРЕБОВАТЬ! Другое дело - ЧТО должно требоваться заданием. Возьмем простой пример Учитель должен разработать задание, которое не требует ничего от учащегося. Что он должен разработать? Как он должен действовать, коллеги? Всего эвристичного!

Тодоров: В средней школе в мире в обучению биологий ученик вынужден усвоит около 2000 научных терминов/по Falk,D/.Большинство от них имеют латынскую,старогреческую,или английскую етимологическую основу.Как задавать вопрос-на всех трех языках одновременно.Два от них "мертвые языки".Евристические методы формулирования вопросов,не решают проблемы учеников,в частности информационного характера.Нужно не искат ответ на вопрос,а найти вопрос к ответу.Вопрос не задается стандартным методом оформления,он конструируется путем информационного проектирования единсвенного ответа/Lee,R/.

Шулепова Т.В.: Тодоров пишет: Евристические методы формулирования вопросов,не решают проблемы учеников,в частности информационного характера.Нужно не искат ответ на вопрос,а найти вопрос к ответу. Уважаемый коллега! Применение эвристических методов разнообразно. Мне кажется, что целесообразность или нецелесообразность их применения в конкретном случае не всегда может быть детерминирована. Эвристический вопрос может акцентировать внимание на какой-то конкретной черте изучаемого понятия. Ибо понятия без применения мертвы. Безусловно, при необходимости запоминания некоторых узкоспециальных, требующих однозначного прочтения терминов, их использование может быть нежелательным. Однако, как минимум, такие вопросы очень часто позволяют вскрыть сущность явления, описываемого термином. Как минимум, повышают интерес к предмету, что помогает и механическому усвоению материала на фоне этого повышения.

Е.В.Шерстова: Как вы думаете, каково влияние эвристических заданий дистанционных олимпиад на качество общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку? В чем это проявляется?

Макарова Л.П.: То,что задания составляются в расчете на мыслящего,а не только на отлино знающего ученика,позволяет попробовать свои силы каждому ребенку.Когда нет правильных ответов(правильный ответ-это ведь так скучно,всегда не любила ответы в конце учебника),сразу любой ответ становится правильным.А это заразительно.Хочется попробовать еще и еще.А там оказывается русский язык совсем не нудный.А где интерес,там мотив,там деятельность,результат-любитель русского языка вместо скучающего и не верящего в себя типичного ученика.

Veselej: Типичная дискуссия теоретиков от образования! Хоть бы один пример рассмотрели. Вот самый первый вопрос - это эвристическое задание или нет ? Причина понятна: мышление уважаемых коллег не может выйти за рамки предмета. То есть вне предмета эвристическое задание невозможно? Так получается. Приведу пример как мне кажется эвристического задания: Группа педагогов обсуждает вопрос: что такое "эвристическое задание". При этом они свою деятельность не осознают, просто обмениваются высказыванями "как бы по теме". Продвигаются ли они к ответу на вопрос или нет - обнаружить они не могут, поскольку такого вопроса перед ними не стоит. Вопросы: как должна быть организована культурная работа педагогов при возникновении подобных вопросов? Кто и как должен или может ее организовать? Как он может это сделать? Всего эвристичного, коллеги!

А.В.Хуторской: Veselej пишет: Типичная дискуссия теоретиков от образования! Вообще-то в этой теме я вижу только педагогов-практиков, учителей. А вот теоретиков, наоборот, на мой взгляд, не хватает. Хоть бы один пример рассмотрели. Цель форума - не обучение одних другими, для этого есть дистанционные курсы, запишитесь и изучайте, там примеров достаточно. А здесь цель другая - разобраться в поставленных проблемах. Например, Veselej пишет: И более общий вопрос: у вас есть типология заданий, коллеги? Так вот и предложите: а) свое видение - зачем нужна такая типология, б) основания для типологии, в) фрагмент типологии. К этому можно будет и отнестись.

Veselej: А.В.Хуторской пишет: - разобраться в поставленных проблемах Так можно ли сказать, что "разобрались" или хотя бы "поставили проблему"? Скажу еще мягче: попробовали поставить? На мой взгляд - нет, даже не попробовали. Даже намерения не было. Вот чем приятна дистанционная работа - фиксируется сказанное! А ваше эвристическое задание, уважаемый А.В., это уже другая тема, другой пост. Видимо так?

Veselej: А.В.Хуторской пишет: я вижу только педагогов-практиков, учителей А здесь - как можно видеть по сути высказываний - практики занимаются чем-то, что делают теоретики, когда соберутся в одном помещении. В начале человек задал относительно простой вопрос: ЧТО? определяет Эвристичность Задания? (для школьников)? Что видим в результате? Не нашлось никого, кто бы сказал примерно следующее "А, Б, В определяют эвристичность задания". Или по принципу "с миру по нитке" - вопрошающему практику ответ собрали бы, сконструировали. Эх, товарищи педагоги!!! Грустно! Теперь мне стало более понятно, что такое "эвристическое обучение". Спасибо! Всего прагматичного!

dubinaoa: Veselej пишет: ЧТО? определяет Эвристичность Задания? (для школьников)? 1.Открытость (отсутствие заранее известного результата) 2.Лично значимая для ученика проблема, потребность 3.Сочетание универсальной предметной основы и нестандартный подход ученика 4.Создание личного образовательного продукта учеником

Сухлоев М.П.: На любое задание может быть дано эвристическое решение, так как в его определение входит нестандарность. И это свойственно 5% процентам учащихся от природы. А так как дидактическая база учебного процесса не дает пространства для эвристических заданий - "наши учебники это ответы на незаданные вопросы" все ответы стандартные и уже даны, то природные 5% мы не приумножаем. Небольшой пример: "Какие существуют виды электрических зарядов?" Эвристический ответ: "Так как электирическое взаимодействие проявляется в притяжении и отталкивании, то одним видом заряда это не объяснить, поэтому необходимоввести два вида зарядов условно названных положительными и отрицательными." Кстати эвристическое задание могло иметь вид: "Обоснуйте - почему существует два вида электрических зарядов, а не три или один?" И тем не менее Грустно, но не из-за эвристики, а из-за того что ею оттеняется. Эвристика, инсайт, озарение когда же придет прозрение. Что это скрытое мышление, на основе способов умственных действий (СУД). Если развивать СУД, тогда мы и приумножим природные проценты и приблизимся к нормальному обучению, которое сегодня обозначаем как эвристическое.

Биттер О.А.: Здравствуйте коллеги! Могли бы вы поделиться опытом использования информационных технологий, как форму представления эвристических заданий.

Fomenko1957: Биттер О.А. пишет: Могли бы вы поделиться опытом [/quote Учимся пока, в следующий раз! javascript:pst3(' ','','','','')

Файзуллина Л.В.: Маслов пишет: Что, по-вашему, определяет эвристичность задания для школьников? Мне кажется, что эвристичность определяется: 1. отсутствием однозначного ответа на вопрос; 2. наличием алгоритма действий; 3. личной значимостью задания для ученика, а значит заинтересованностью ученика в выполнении задания.



полная версия страницы