Форум » Эвристическое обучение » Эвристические задания по математике » Ответить

Эвристические задания по математике

Жандармова И.В.: Какие эвристические задания являются математическими? Вы знаете что не все эвристические задания касающиеся математики являются математическими? Какое задание из прошлых математических олимпиад Вам больше понравилось и почему? Давайте вместе отвечать и задавать вопросы на эту тему. Давайте вместе создавать свой алгоритм получения математических эвристических заданий. С уважением, Жандармова Ирина Владимировна, зав.кафедрой математики Центра дистанционного образования "Эйдос"

Ответов - 5

Бояркина В.И.: Мне очень понравился вопрос! Творческие задания по математике я и сама пыталась составлять, но теперь подумала, что не все они были математическими. Я учитель ТРИЗ (в прошлом - инженер), и основной направленностью в сотрудничестве с естественниками у меня было конструирование творческих заданий при выполнении которых можно было бы на практике ПРИМЕНИТЬ получаемые в школе знания или как-то их творчески осмыслить. Например, у меня есть разработка занятия по использованию знаний о конусе. Сначала мы выявляем все ресурсы конуса (свойства, особенности, возможности) а потом находим им практическое применение. Наверное, это эвристическое, изобретательское задание, но не математическое? А такое задание: почему математическое "выражение" называется именно так? (такой вопрос можно задать по поводу любого математического термина) Это будет математическое задание или языковедческое? С уважением Бояркина Валентина Ивановна, учитель ТРИЗ, Усть-Илимск

А.В.Хуторской: Бояркина В.И. пишет: Сначала мы выявляем все ресурсы конуса (свойства, особенности, возможности) а потом находим им практическое применение. Наверное, это эвристическое, изобретательское задание, но не математическое? Если вы считаете, что ученики смогут выявить новые ресурсы конуса (только надо предварительно понять, для чего это надо), то данный тип заданий будет вполне эвристическим и математическим. Если же вы просто будете "подводить" детей к уже известным для вас свойствам конуса, то это проблемное обучение, но не эвристическое.

Бояркина В.И.: Андрей Викторович, здравствуйте! Эвристичность именно этого задания я вижу не в выявлении свойств конуса, а в придумывании новых вариантов использования этих свойств. Я детям реальные конусы раздавала. Выявили, например такое свойство - на основании конус устойчив, а на вершине нет. Или - если положить на бок и толкнуть, то катится по кругу. Придумали несколько вариантов аттракционов с использованием этих свойств. Цель подобных заданий - показать практическую применимость (да ещё и в творческом варианте) теоретических знаний по геометрии. С уважением Бояркина Валентина Ивановна


А.В.Хуторской: Бояркина В.И. пишет: Выявили, например такое свойство - на основании конус устойчив, а на вершине нет. Это не математическое свойство, а физическое. Бояркина В.И. пишет: Или - если положить на бок и толкнуть, то катится по кругу. По-моему, это уже математика. Бояркина В.И. пишет: Цель подобных заданий - показать практическую применимость (да ещё и в творческом варианте) теоретических знаний по геометрии. Прикладные вещи хорошо. Но с помощью эвристического обучения вполне можно достигать и общеобразовательных результатов в соответствии со стандартами. Вы зря, например даже не рассматриваете возможности открытия детьми именно математических свойств конуса, довольствуясь лишь применением того, что известно.

Литвина Е.В: Уважаемая, Ирина Владимировна. Меня заинтересовал ваш вопрос, я вначале даже не осознавала, о том, что не каждое эвристическое задание, касающееся математики, является математическим. Осмысляя ваш вопрос , я пришла к выводу, что задание будет математическим, если в ходе его выполнения, обсуждения, исследования, ученики приходят к выводу, осознанию и применению математических понятий, определений, дейсвий, используемых в образовательном процессе, согласно стандартам.



полная версия страницы