Форум » Эвристическое обучение » Как обучать эвристически? » Ответить

Как обучать эвристически?

Китура Татьяна : "Эврика" - принадлежащее Архимеду вырвжение (перевод с греческого - я нашёл), в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении новой задачи. Эвристические формы и методы - это те, которые приводят к открытию детьми новых для них знаний. При эвристическом методе ученик получает индивидуальный результат познания. Образовательным продуктом являются: гипотезы, мысли, проблемма поставленная детьми, знания, рефлексивные суждения. Я использую этод метод на различных уроках: "мозговой штурм", "чёрный ящик" и т.д. Самый важный момент - это начало урока, главное чтобы оно было необычным т.е. создать мотивационный момент. Китура Т.С.

Ответов - 14

А.В.Хуторской: А в чем ваш вопрос-то? Какая проблема?

оданович М.В.: Проблема может в следующем, что ваша замечательная книга, посвященная эвристическому обучению была не доступна большинству педагогов-практиков, с отдельными главами мне удалось познакомиться в журнале "Школьныеая технологии" . Не собираетесь ли вы ее переиздать.

А.В.Хуторской: оданович М.В. пишет: ваша замечательная книга, посвященная эвристическому обучению была не доступна большинству педагогов-практиков, с отдельными главами мне удалось познакомиться в журнале "Школьныеая технологии" . Не собираетесь ли вы ее переиздать. Спасибо за высокую оценку, правда, не знаю, какой именно книги. Про эвристическое обучение у меня несколько книг, например: Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. Последняя, кстати, есть в электронном варианте и желающие могут её приобрести - http://eidos.ru/shop/books/did-evr.htm


Тодоров: Евристика служит в основном,что-бы улеснить и повышить степень комуникативности в ходе обучения.Евристическая модель не весгда в состояние помочья педагогу,если часто комбинирует та,или другая евристичная технология.Например к обучению предметов естестического цикла,удачно применение синектических евристических моделей.Для обучение школьников в сфере технического и специалного/технологичного/обучения удачно применение евристичных моделей типа "фокусных объектов".В чем разница?Синектическая евристическая модель,более педагогически" прагматическая" в технологии применения.Рисование и приложные деятелности в изучения Естествознания,Природоведения более деловыел

А.В.Хуторской: Уважаемый Тодоров, благодарю Вас за участие в форуме. Судя по стилю, русский язык не является для Вас родным, тем значимее для меня Ваше внимание. Теперь о ваших суждениях. Тодоров пишет: Евристика служит в основном,что-бы улеснить и повышить степень комуникативности в ходе обучения В моем представлении Эвристическое обучение - это не только коммуникации (как эвристические беседы), это такое направление обучения, при котором происходят открытия ученика. А открытия можно делать и без коммуникаций, например, выполняя опыт, излагая трактат и т.п. Тодоров пишет: Для обучение школьников в сфере технического и специалного/технологичного/обучения удачно применение евристичных моделей типа "фокусных объектов".В чем разница? Модели обучения с помощью фокусных объектов, синектики и т.п. - это ещё не всё эвристическое обучение. Да, именно их чаще всего называют эвристическими методами, но не столько для обучения, сколько для генерации идей, создания нового в промышленности, производстве и др. Я же веду речь об эвристическом обучении - т.е. продуктом здесь является не только то, что сделает ученик, но и те его личные качества, которые образовываются. В этом отличие просто эвристики от педагогической эвристики.

Таранчук Е.А.: Уважаемый Андрей Викторович! Почитала Ваши материалы про эвристику и ситуационное обучение. Скажите, по вашему мнению, можно ли применять подобного рода технологии при изучении со студентами дисциплины "Методика обучения иностранным языкам"? Может быть подскажете литературные источники, где можно найти теоретическую информацию и практические рекомендации конкретно по данной узкой проблематике? Как правильно организовать эвристическое обучение методике? Я преподаю методику обучения иностранным языкам на кафедре лингводидактики в Красноярском государственном педагогическом университете. зАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ, ТАРАНЧУК ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

А.В.Хуторской: Таранчук Е.А. пишет: можно ли применять подобного рода технологии при изучении со студентами дисциплины "Методика обучения иностранным языкам"? При изучении любой дисциплины и любых учащихся можно применять технологию эвристического обучения. Специфика определяется спецификой предмета - т.е. необходимо сразу определить, какие именно образовательные продукты могут создаваться учащимися в данном учебном предмете. Например - иноязычные тексты разных видов (диалоги, рецензии, заметки и т.п.) - тогда учащимся предлагаются соответствующие задания; грамматические конструкции - тогда нужно дать задание создать своё языковое правило для решения поставленной проблемы; лингвистические исследования и т.д. Таранчук Е.А. пишет: Как правильно организовать эвристическое обучение методике? В методике тоже есть свои продукты - план урока, образовательная ситуация, материал из интернета для проведения занятия. Такие пробукты студенты могут создавать действуя эвристически. Для вузовского обучения у меня есть учебник "Современная дидактика" - там множество примеров заданий для студентов. См. также электронные издания - http://eidos.ru/shop/price.htm

Тодоров: Евристическое обучение в Вашем варианте,сводит усилия к субект ученика.Евристическое обучение ето прежде всего комуникативная и научная культура.Школа обязана ежечастно обогащять ее.Каким способом:путем информационного обмена,информационного искания,решения проекционны заданий/в основе которых стой непосредственная комуникация/,информационного обследования проблема/он наверное стойть в концептуальной модели/опыта.Но опыт произходит посже.Ученик приобретает новых качеств используя впервые информация/,потом проектируя ее в деятелностью/разных способах.Спасибо.

Поскрёбышева Г.Ю.: А.В.Хуторской пишет: нужно дать задание создать своё языковое правило для решения поставленной проблемы; лингвистические исследования Уважаемый Андрей Викторович! Вы не находите противоречие в отработке ЗУНов и задавании-постановке эвристических заданий? К сожалениею, я не встречала и понятия "Языковое правило". Любое правило в своей сути есть данное, т.е. заданное , а не предполагающее логическое выведение. Есть и было понятие "грамматическое правило" в языке. Или это что-то недопонятое мною в эвристике? Спасибо.

А.В.Хуторской: Поскрёбышева Г.Ю. пишет: К сожалениею, я не встречала и понятия "Языковое правило". Любое правило в своей сути есть данное, т.е. заданное , а не предполагающее логическое выведение. Правило может быть как заданным, так и выведенным. Другое дело, что в традиционном образовании чаще всего не только правила, но и всё содержание образования задаётся ученикам извне. Эвристическое обучение как раз и предусматривает возможность ученика на конструирование своей части содержания образования, в том числе и правил, относящихся к изучаемой области. Например, даже изучая закон всемирного тяготения, ученику предоставляется возможность сконструировать собственные объяснения явлению тяготения, это не обязательно должен быть свой закон тяготения (хотя этого и не отрицается), но некая попытка объяснения тяготения ученику в эвристическом обучении предоставляется. То есть ему даётся возможность "посидеть под яблоней", почувствовать и осуществить деятельности, аналогичные тем, которые осуществляли учёные. Кстати, на эвристических олимпиадах по физике у нас было как-то задание на конструирование понятия "сила лёгкости" как некой противоположности силы тяжести. Дети вводили физические величины, устанавливали формулы их зависимостей для силы лёгкости. В учебниках ничего о силе лёгкости не говорится, это сугубо эвристическое задание, которое помогает в том числе и освоить стандартное понятие силы тяжести. Поскрёбышева Г.Ю. пишет: Есть и было понятие "грамматическое правило" в языке. Или это что-то недопонятое мною в эвристике? Спасибо. Теперь о "языковом правиле". Пожалуй нет предмета, где было бы придумано столько заданных и часто необоснованных правил, которые детей заставляют заучивать. А самим детям почему-то отказывается в праве выводить свои правила языка. Вот вы даже мне отказываете в праве ввести понятие "языковое правило". А что тут особенного? Разве непонятно, что языковое правило - это правило, относящееся к языку. Почему обязательно нужно использовать устоявшиеся термины "грамматическое правило" и т.п. Язык - вещь живая, он живёт своею жизнью. И меняется не только язык, но и его правила. Так почему бы не учить детей отыскивать закономерности и правила языка? Это и есть одна из задач эвристического обучения.

Литвина Е.В: Китура Татьяна пишет: Эврика" - принадлежащее Архимеду вырвжение (перевод с греческого - я нашёл), в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении новой задачи. В необходимости применения эвристических заданий на своих уроках, я подошла при работе над темой по самообразованию "Деятельностный подход в обучении". Большинство заданий, включенных в УМК по математике, не носят творческого характера, являются стандартными, расчетными заданиями репродуктивного вида. При деятельностном подходе структура урока предполагает от учителя подбор таких заданий, которые помогают ученикам самостоятельно сделать "открытие", получить новые знания, быть успешным, развивать свой творческий потенциал и успешно использовать новые знания. Поэтому я начала применение эвристических заданий при объяснении нового материала, а теперь вижу целесообразным давать такие задания на дом. Я думаю что в этой проблеме для меня еще много "темных пятен", поэтому в переди у нас еще много новых открытий!!! И на своих уроках мы еще не раз крикнем "ЭВРИКА"!!!!

Лебедев А.А: Здравствуйте! Я, собственно говоря, новичок. Посоветуйте с чего начать. Может литературу какую, или ссылочки. От самых так сказать первоначал

А.В.Хуторской: Лебедев А.А пишет: Может литературу какую, или ссылочки. Пожалуйста, здесь можно почитать - http://eidos.ru/journal/index.htm а здесь много чего купить - http://eidos.ru/shop/price.htm

Хайруллина Э.В.: А.В.Хуторской пишет: Основы теории эвристического обучения » С чего начать? На мой взгляд,... а это интересно!? Начните с рефлексии (не промахнётесь). С организации собственной рефлексии, я думаю, надо начать. В XXI веке нужна личность целостная, компетентная, способная к принятию креативных решений. Личность формируется не научением, а через самостоятельное осмысление того, как она живет, через рефлексию своей жизненной ситуации, обретение веры в свои силы и умения сотрудничать Развитие личности, как показывает анализ пути жизненного развития конкретных личностей, представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностных смыслов и таких жизненных событий, которые обесценивают или, напротив, усиливают какие-то из этих смыслов, требуют рефлексии или даже ревизии накопленного опыта . В этой связи возникла необходимость выделения нового вида опыта в содержании образования - личностного. Наряду с моим личным опытом, выраженным в знаниях, умениях и навыках, очень важно смотивировать, выработать у обучающегося личностный опыт через активизацию его потенциал. Сегодня обстоятельно разрабатывается понятие о содержании личностно-ориентированного образования, в частности таких его компонентов как знания и частично способы деятельности. В среднем образовании проблема развития личностного опыта у учащихся приобретают особую значимость, ибо, как утверждают психологи, школьный возраст - максимально интенсивный период в жизни человека в плане развития личностных качеств. Мы не должны упустить этот период, а должны направить его в нужное русло, взяв на вооружение интеллектуальные и физические возможности школьников. Девизом нашей школы служит: "Великая цель образования – это не знания, а действия (Г. Спенсер)". Совершенствование профессионализма через систему инновационной системы повышения педагогического мастерства. Изменение профессиональной позиции,основанной на развивающих эффектах педагогической деятельности. Направленность на научно-предметную составляющую процесса обучения. Портрет ученика нашей школы: ученики не боятся новых задач, готовы выдвигать несколько версий по решению задач, могут аргументировать, умеют работать с моделями, содержательно реагируют на ошибки (могут найти ошибки у других и у себя), умеют работать по мысли, а не по личности (работа в группе), могут видеть за частностью общие принципы, нормально реагируют на включение в работу группы детей, взрослых, не скучно работать на уроке над решением одной задачи, спокойно реагируют на не решаемую задачу, не замечают звонка с урока, могут сами придумывать для себя, одноклассников и учащихся младшего возраста задания, могут строить алгоритмы действий, работая в группе и паре, могут производить самооценку действий, планировать дальнейшие шаги, могут составить оценочный лист критерий и произвести свою оценку за проверочную работу, могут видеть или держать границу своих знаний и не знаний. Результаты: разработана и внедряется система оценивания учебных достижений школьников; принята и реализуется программа контрольно- диагностической деятельности учащихся; утверждены Положения по оцениванию, соответствующие разделам модернизации российского образования; разработаны портфели достижений учащихся 4, 6, 9, 11 классов.



полная версия страницы