Форум » Эвристическое обучение » Эвристические задания исследовательского типа » Ответить

Эвристические задания исследовательского типа

Е.В.Шерстова: В этом учебном году, во втором полугодии, ЦДО "Эйдос" проводит исследовательские эвристические олимпиады по физике, информатике, русскому языку и математике. Как Вы думаете, в чем особенности исследовательского эвристического задания? Какова должна быть структура такого задания? Сколько исследовательских заданий должно быть в олимпиаде?

Ответов - 27

Шулепова Т.В.: Е.В.Шерстова пишет: Как Вы думаете, в чем особенности исследовательского эвристического задания? Доброго Вам вечере, Елена Владимировна! Самая главная особенность - креативная направленность задания при четко сформулированном результате работы. Пути к этому результату могут быть разными. Вторая особенность - возможность выполнения практически любым учеником ( но на разном уровне и разными способами) Исследовательский характер определяется неизвестными качествами объекта. Когда субъект путем определенных операций может изучить эти качества. Структура задания может включать: нестандартное интригующее название; вводную часть, мотивирующую на выполнение задания и (или) помогающую в его выполнении; описание объекта; описание продукта работы, ожидаемого от субъекта. Думаю, что в олимпиаде может быть 5-6 небольших заданий. Объем и количество зависят от возраста и темы олимпиады.

olga-sorokina: Е.В.Шерстова пишет: Как Вы думаете, в чем особенности исследовательского эвристического задания? Какова должна быть структура такого задания? Я думаю, что это должны быть задания-версии или задания-гипотезы. Может быть, они должны содержать возможные пути доказательства или опровержения этих версий и гипотез, например, в такой формулировке: "Подберите факты, которые подтверждают либо опровергают предложенные версии и гипотезы", "Проведите эксперимент...", " Разработайте и проведите анкетирование по теме..." Шулепова Т.В. пишет: Самая главная особенность - креативная направленность задания при четко сформулированном результате работы. Пути к этому результату могут быть разными. Не согласна с тем, что результат должен быть четко определен. Опыт подсказывает, что подчас исследователь может получить такие результаты и выводы, которые прямо противоречат его ожиданиям.

Шулепова Т.В.: olga-sorokina пишет: Не согласна с тем, что результат должен быть четко определен. Опыт подсказывает, что подчас исследователь может получить такие результаты и выводы, которые прямо противоречат его ожиданиям. Имела в виду определение того, что именно должно получиться в результате работы. Сказка, аннотация, гипотеза или проект.


Е.В.Шерстова: Здравствуйте, коллеги! Вопрос по исследовательским заданиям не случаен. Исследовательские задания так или иначе входят в эвристические олимпиады как один из типов эвристического задания. Например, в прошедшей в октябре дистанционной олимпиаде по русскому языку было достаточное количество таких заданий - о рекламе, жаргонизмах и т.д. Вопрос в другом. Весной должна состояться эвристическая олимпиада по русскому языку исследовательской направленности. Так вот должны ли задания этой олимпиады отличаться от тех исследовательских заданий, которые часто входят в эвристические олимпиады по разным предметам? Шулепова Т.В. пишет: Думаю, что в олимпиаде может быть 5-6 небольших заданий. Объем и количество зависят от возраста и темы олимпиады. А может, таких заданий будет только 1-3, и результатом их будет небольшая исследовательская работа?

olga-sorokina: Шулепова Т.В. пишет: Имела в виду определение того, что именно должно получиться в результате работы. Сказка, аннотация, гипотеза или проект. Не согласна с тем, что сказка и аннотация отнесены к исследовательским заданиям, творческие - да, но какое исследование предполагается? Исследование - это собственный поиск решения проблем и вопросов, путей и способов этого решения, моделирование ситуаций, выбор методов исследования и т.д. Е.В.Шерстова пишет: А может, таких заданий будет только 1-3, и результатом их будет небольшая исследовательская работа? А если детям предложенная тема исследования покажется неинтересной? Может, стоит давать большее количество заданий и предоставить детям выбрать какое-либо из них? Еще одна проблема: любое качественное исследование требует времени. Значит ли это, что участники исследовательских олимпиад будут иметь возможность работать дольше, чем при выполнениии обычных ДО? А может, стоит совместить эти олимпиады с чат-защитой исследовательских работ, например, в качестве поощрения предоставить лучшим участникам провести свою защиту бесплатно или по льготной цене?

Шулепова Т.В.: Е.В.Шерстова пишет: А может, таких заданий будет только 1-3, и результатом их будет небольшая исследовательская работа? Елена Владимировна, а Вы планируете, чтобы эти несколько заданий Были в русле одной и той же темы или разных? Будет ли образовательный результата единым или на каждыое задание нужен будет отдельный результат? olga-sorokina пишет: Не согласна с тем, что сказка и аннотация отнесены к исследовательским заданиям, творческие - да, но какое исследование предполагается? Про сказку, может быть Вы и правы, но вот аннотация может быть исследованием, если аннотируется не плод собственного труда, если целью исследования поставить выяснение конкретных мелких (или крупных) аспектов работы другого автора. Допустим, что название аннотируемого труда "К вопросу о проблематике добра и зла в ...(неважно каком произведении)". Гипотез можно выдвинуть несколько. 1. Существует связь между злодейством и добродетелью. 2. Победа добра над злом обязательна для любого художественного произведения... Пример взяла не из своей отрасли намеренно, надеюсь на НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ отзывы. Разгромите меня в пух и прах. Дайте новый толчок дискуссии.

olga-sorokina: Шулепова Т.В. пишет: Разгромите меня в пух и прах. Дайте новый толчок дискуссии. Ну, громить мне никого бы не хотелось. Хочется, чтобы задания, которые получат мои ученики - будущие участники этих олимпиад - были увлекательными. Я думаю, что Вам как биологу тоже есть что предложить. Я, например, не сильна в естественнонаучных экспериментах. Какие из экспериментов можно было бы провести в рамках такой олимпиады? Волнует еще такой вопрос: многое в исследовательской работе зависит от ее темы. Надо ли давать ребятам готовые темы или определять только направление работы, а тему они должны сфоримулировать сами? Я бы предпочла второе. Спасибо Шерстовой Е.В. за интересную и "живую" тему.

Шулепова Т.В.: olga-sorokina пишет: Я думаю, что Вам как биологу тоже есть что предложить. Я, например, не сильна в естественнонаучных экспериментах. Какие из экспериментов можно было бы провести в рамках такой олимпиады? Вы знаете, Ольга Анатольевна, в русле нашей беседы подумалось, что ряд вопросов, отправленных мной на конкурс являются именно такими - исследовательскими и эвристическими. К сожалению, не имею права озвучить. Очень легко ставить эксперименты по ботанике, эксперименты с собственным телом, а вот с животными в рамках олимпиады? Затрудняюсь, честно говоря. Проблематичной для меня является и постановка эксперимента, особенно эвристического в рамках общей биологии. Ведь эксперимент должен быть легким для выполнения и быстрым?

Макарова Л.П.: Гипотеза обязательна в исследовании,но только это его начало,а суть исследования в доказательстве или опровержении гипотезы исследования.Гипотеза:возможно.получится то-то,исследуем,правы ли мы,и делаем вывод-да,мы были правы,получилось именно то,что мы предполагали(идеальный вариант).Поэтому согласна с коллегой,гипотеза результатом исследования быть не может.

dubinaoa: olga-sorokina пишет: Может, стоит давать большее количество заданий и предоставить детям выбрать какое-либо из них? Я с Вами согласна. Выбор должен быть. Но, мне кажется, что из перечня предложенных тем, ученику необходимо выбрать одну, чтобы качественно выполнить работу. Пусть это будет небольшое исследование, но проведенное и оформленное по всем правилам.

Макарова Л.П.: Особенности,возможно,будут связаны с отсутствием научного подхода.Задание необходимо обратить к актуализации личностного,житейского опыта детей.Опыта,конечно,связанного с языковым материалом.Поддерживаю идею о нескольких вариантах на выбор.Максимальное количество тогда определять не надо,самостоятельный выбор "сделает"это за взрослых.Задания типа :Как вы думаете,почему из четырех форм глаголов "бечи"."бегнути",бежати","бегать"сохранилась в современном языке одна?Тема достойна диссертационного исследования,но суть эвристики не в правильном ответе,а в творческом.Высшая оценка должна быть выставлена ,если есть исследование,основанное на знании этимологии,структура соответствует требованиям к исследоват работе,т.е.есть предположение(гипотеза),выдвинуты тезисы(подтезисы),приведены аргументы (думаю так,потому что).Сделан вывод-заключение.А если еще обоснована актуальностьисследования,выделены проблемы,противоречия,привлечены знания истории языка,литературные примеры-должна быть система поощрительных баллов.

olga-sorokina: Макарова Л.П. пишет: Особенности,возможно,будут связаны с отсутствием научного подхода Не согласна с тем, что Вы предлагаете обойтись без научного подхода. На мой взгляд, исследование предполагает, что дети должны вести научную работу. Более того, следует обратить внимание детей на соответствующее оформление таких работ, использование методов научного исследования. Эти методы могут быть оговорены в самом задании и должны соответсвовать каждой возрастной категории. Людмила Петровна! Вы предлагаете очень интересное задание. Но как ученики могут его выполнить, не опираясь на научный подход?

Макарова Л.П.: Вот так опасно иногда выдергивать цитату,я говорила об отличии эвристической олимпиады от эвристического исследования.

olga-sorokina: Макарова Л.П. пишет: Вот так опасно иногда выдергивать цитату,я говорила об отличии эвристической олимпиады от эвристического исследования. Но ведь задания данной ( имею в виду заданную тему) эвристической олимпиады должны предполагать эвристическое исследование! Важно только, чтобы были предложены такие задания- исследования, которые дети смогли бы выполнить за короткий отрезок времени.

Шулепова Т.В.: А мне вот интересно, предлагается творческое исследование. А для чего такое исследование нужно? что оно даст? Какую прибыль в булках хлеба в масштабе государства? Утрирую.

Макарова Л.П.: Результат,продукт,польза величайшая - новый уровень познания у ребенка.Разве это не государственно полезное дело?!Да если бы мы могли ,умели придумывать таких заданий как можно больше,народное хозяйство получало бы талантливых людей,способных неординарно мыслить.Такие исследования позволяют ученику совершать открытия,а это так заразно:поверит в себя и будет смело решать любые задачки.У нас сейчас работают потрясающие ученые Максимовы,они создают ситуации открытий на каждом уроке во 2 классе,поражаются результатам:дети не только идут за ними,а предлагают столько нового.Вместо 7 часов на умножение трехзначных чисел все сделали за 3,контрольную написали почти на одни пятерки.А по поводу темы про глаголы-вы попробуйте детям предложить и дать тексты для наблюдения,они найдут не один десяток объяснений этому явлению.Пусть эвристическое исследование позволит совершить ребенку открытие только для себя-это будет высочайшей оценкой нашего задания.А

Хисаметдинов А.А.: Татьяна Владимировна! Вот Вы картошку садите?! Какие на Ваш взгляд из существующих препаратов против колорадского жука наиболее эффективны? Эффективны ли они вообще? Какие последствия их применения будут для урожая? Как долго они действуют? Каким образом они влияют на жуков? Связано ли периодическая активность вредителей с солнечной активностью?! Как отражается применение препаратов на вкусовых качествах картофеля? Какие сорта наиболее предпочтительно разводить? Есть ли связь между геграфическим месторасположением участка и вкусовыми качествами, сопротивляемосью, выносливостью, устойчивостью к вредителям? Каковы пути миграции колорадского жука? Можете сами продолжать....... Делайте! Исследуйте! За такое исследование не грех и грант от Минсельхода получить! организуйте рабочую группу, в совершенно разных регионах РФ и вперед И прибыль в булках гарантирована (да,да совершенно серьезно!)

olga-sorokina: Идея , конечно, интересная. Только, на мой взгляд, для эвристической олимпиады не годится, потому что требует долговременной работы. А олимпиады - дело краткосрочное. Вот если использовать вашу задумку для районной конференции, тогда ДА, только придется изучать других вредителй: повезло нам - нет у нас колорадского жука.

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Вот если использовать вашу задумку для районной конференции, тогда ДА, только придется изучать других вредителй: повезло нам - нет у нас колорадского жука. может еще чего подсказать (как же это я промахнулся с жукамив Иркутске то )

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Делайте! Исследуйте! За такое исследование не грех и грант от Минсельхода получить! Вы замахнулись на проблему в масштабах страны! Как можно её решить в рамках эвристического исследования? Хисаметдинов А.А. пишет: Как долго они действуют? Очень конкретный и довльно легко и изящно решаемый вопрос, но в рамках эвристической исследовательской олимпиады он не будет востребован. Хотя бы из-за токсичности препаратов. да и временных рамок. Мне представляется, что задания должны быть легковыполняемыми, эксперименты, то есть, а вот результаты эксперимента д.б. неожиданными, чтобы дети смогли разнообразно трактовать их. Хисаметдинов А.А. пишет: Какие на Ваш взгляд из существующих препаратов против колорадского жука наиболее эффективны? Эффективны ли они вообще? Не знаю, к счастью. А вообще, нетрудно придумать тему. НО, как говорит Ольга Анатольевна, трудно придумать тему востребованную и выигрышнуую. Вот как вы, коллеги, думаете, что должно отличать тему эвристического исследования от исследования вообще?

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Вы замахнулись на проблему в масштабах страны! Как можно её решить в рамках эвристического исследования? Долгосрочного дистанционного проекта ВОТ.

Тодоров: Различия следущие:1/Наличие результативной частью в конце Е.И.2/Выбор общей стратегией информационного и експериментального профилья Е.И.3/Приложение стандартной модели для всех по отношению времени,ресурсного обезпечения,вариативностью методологии,опытная работа.4/Е.И.в отличие от научного изследования требует унификации основных етапов-информационный обзор,уточнение границ проектного задания,моделирование концептуального варианта,вариативность решений/минимальный обем/,експериментальная постановка,експериментальная статистика решений общей группой.

Литвина Е.В: Е.В.Шерстова пишет: Как Вы думаете, в чем особенности исследовательского эвристического задания? Какова должна быть структура такого задания? Сколько исследовательских заданий должно быть в олимпиаде? На мой взгляд исследовательских эвристического заданий в олимпиаде должно быть не больше одного -двух, так как исследовательские задания очень интересны, но требуют от ученика нестандартности в подходе к выбору способа проведения эксперимента, использования часто не стандартных приборов и оборудования для выполнения задания, надо суметь увидеть пути решения такого задания, оценить его значимость с практической точки зрения, успешно справиться с таким заданием и оставить силы, для решения других типов эвристических заданий.

Архипова Т.А.: Для эвристической олимпиады характерно наличие разных типов заданий: оргдеятельностные, когнитивные, креативные. Все они - открытого типа, то есть не имеют готовых ответов и не предполагают их наличие. Каждый участник разрабатывает свой вариант нестандартного решения. Важно, чтобы была возможность максимально раскрыть способности. Для возрастных групп количество может варьироваться от 3 до 5.

belochka757: Наверное, то количество заданий, которое нам нужно было придумать в задании №1, и есть оптимальное количество (5). Векшина Н.З.

Передериева Е.В.: Исследовательских заданий в олимпиаде по любому предмету, здесь я соглашусь с Еленой Викторовной, должно быть немного - 1 или 2. Участие в олимпиаде - это радость, ожидание новых открытий, но в тоже время это волнение, а значит, стресс для ребенка. Повторение одинаковых по типу заданий приведет к преждевременному утомлению, поэтому очень важна смена видов деятельности. Исследование - это "изюминка" в олимпиаде, его выполнение потребует больших затрат энергии ученика. Следующие задания - когнитивные, оргдеятельностные, помогут снять возможную усталость (создать рисунок, войти в образ, выполнить опыты - физические упражнения).

Селезнева М.В.: При наличии заданий исследовательского типа олимпиаду, на мой взгляд, нужно делить на два этапа: первая часть олимпиады будет посвщена заданиям, не требующим исследовательского подхода; вторая может включать 3-5 исследовательских заданий.



полная версия страницы