Форум » Эвристическое обучение » Как измерить творчество ученика? » Ответить

Как измерить творчество ученика?

DeryshevaIE: Мерилом успехов выпускников школ в настоящее время выступают образовательные стандарты. Но кроме наличия определеных знаний, умений и навыков для успешной социальзации выпускников, для их дальнейшего образования и качественной профессиональной деятельности нематоважную роль играют творческие способности. Педагоги, понимающие эту важность, создают условия для развития креативности своих учеников. Но если ставятся некоторые цели, то должны быть и критерии оценки достижения этих целей. Возникает ряд вопросов: Как измерить развитие творческих способностей? Как оценить уровень креативности выполненного задания? Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся?

Ответов - 67, стр: 1 2 All

Фисенко Ю.С.: Систематические мониторинги, проводимые в ходе обучения изобразительному искусству определяют уровень сформированности изобразительной и художественной культуры, как части культуры духовной. Результаты простейших рисуночных тестов, где учащихся ставят перед задачей проявить творческий подход, "покажут" уровень творческого потенциала. Задача учителя повысить этот уровень и ту важен профессионализм педагога

Хисаметдинов А.А.: Креативность можно оценить по: 1. Количеству предложенных вариантов решения проблемы 2. по качеству этих вариантов 3. Изящности решения и разнообразием способов воплощения. 4. По своей простоте. 5. Доступности выполнения (апроксимация на любого ученика) А вообще-то талант и так виден на уровне интуиции DeryshevaIE пишет: Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? 1. Метод проектов - позволяет овладеть многими умениями и знаниями. 2. Интегрированные уроки. 3. Уроки со смешанным возрастом учеников. 4......

DeryshevaIE: Хисаметдинов А.А. пишет: Креативность можно оценить по: 1. Количеству предложенных вариантов решения проблемы 2. по качеству этих вариантов 3. Изящности решения и разнообразием способов воплощения. 4. По своей простоте. 5. Доступности выполнения (апроксимация на любого ученика) Спасибо за столь четкие криетрии. Но, все-таки, можно ли измерить развитие творческих способностей. Как зафиксировать это приращение, если оно появилось?


Хисаметдинов А.А.: DeryshevaIE пишет: Но, все-таки, можно ли измерить развитие творческих способностей. Как зафиксировать это приращение, если оно появилось? проще всего с помощю компьютерного психологического тестирования, существуют такие методы. Входной уровень в начале года и в конце, потом сравнить. А Вы как бы это себе представляли?

DeryshevaIE: Хисаметдинов А.А. пишет: проще всего с помощю компьютерного психологического тестирования, существуют такие методы. Входной уровень в начале года и в конце, потом сравнить. А Вы как бы это себе представляли? С психологической точки зрения оценить уровень развития творчества вообще можно. Действительно, существуют соответствующие методики. Но мне бы хотелось разобраться, имеет ли креативность предметную привязанность. Ведь есть, например, талантливые люди в математике, но в гуманитарных науках - нет. И развитие креативных способностей в математике происходит, а в других областях вовсе не обязательно. Можно ли говорить о предметной креативности?

DeryshevaIE: Хисаметдинов А.А. пишет: 1. Метод проектов - позволяет овладеть многими умениями и знаниями. 2. Интегрированные уроки. 3. Уроки со смешанным возрастом учеников. 4...... Хочу добавить к указанным технологиям эвристическое обучение.

Шмаков А. Л.: Хисаметдинов А.А. пишет: 1. Метод проектов - позволяет овладеть многими умениями и знаниями. 2. Интегрированные уроки. 3. Уроки со смешанным возрастом учеников. 4...... Недавно я посетил один открытый интегрированный урок. Сначала обяснял материал учитель одно предмета с использованием презентации в PowerPoint, потом, когда дело дошло до практики, ведёщуб роль взял учитель информатики. Но никакого творчества я на уроке не видел. Интегрированные с информатикой уроки обеспечивают наглядность и воздействие нескольких видов информации сразу: звуковой, текстовой, графической на ученика. А вот на творчество, думаю, влияет не сам процесс интегрирования предметов, а методика преподавания. Тогда возникает вопрос: как строить интегрированные уроки так, чтобы обеспечить развитие творческих способностей? По поводу смешанных уроков. Я работаю в сфере, так называемого, дополнительного образования, и группы детей приходится комплектовать, по разным причинам, так, что в одной группе могут быть и 8 классы и 10. Для младших это, думаю, полезно, они смотрят на более старших, и пытаются что-то перенять у них и обращаются к ним иногда за советом. А вот для старших пока никакой пользы не вижу, хотя может она и есть, но просто я её пока не увидел. Но мне разновозрастные группы создают больше проблем. Тут приходится больше внимания уделять индивидуальной работе. Пытаюсь внедрять ИОТ (индивидуальную образовательную траекторию). Но, с другой стороны, эти проблемы подталкивают как раз к внедрению новых технологий.

Одинец К.А.: Шмаков А. Л. пишет: Интегрированные с информатикой уроки обеспечивают наглядность и воздействие нескольких видов информации сразу: звуковой, текстовой, графической на ученика. Возможно, Вам показали не интегрированный урок, а урок, как я называю "хорового исполнения", бинарный. Шмаков А. Л. пишет: как строить интегрированные уроки так, чтобы обеспечить развитие творческих способностей? Об этом Вы сможете узнать на курсе "Как провести интегрированный урок"

Шмаков А. Л.: Одинец К.А. пишет: Возможно, Вам показали не интегрированный урок, а урок, как я называю "хорового исполнения", бинарный. Вероятно. Дело в том, что у нас в школах города, так называемые, интегрированные уроки стали проводиться недавно, и мало кто их пытается внедрять в практику, многие учителя не желают их проводить, они не видят в них пользы лично для них. Но выходит, что большинство неверно представляют, что такое интегрированный урок. Я до этого урока, который посетил, не видел ни одного интегрированного урока и сам их не проводил, поэтому мне было интересно посмотреть, как же это проводится. Но тот урок, который я увидел, никаких впечатлений у меня не вызвал и почти ничего нового мне не дал.

Бояркина В.И.: DeryshevaIE пишет: Как измерить развитие творческих способностей? Как оценить уровень креативности выполненного задания? Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? 1.Уровень креативности можно определить степенью неочевидности предлагаемого решения изобретательской, творческой задачи. Но, конечно, в этой оценке много субъективного 2. На примере собственного мышления увидела значительный рост креативности, после того, как начала преподавать ТРИЗ. И естественно на примере своих учеников.Шмаков А. Л. пишет: Тогда возникает вопрос: как строить интегрированные уроки так, чтобы обеспечить развитие творческих способностей? Из собственного опыта: на интегрированных с ТРИЗ уроках мы предлагали детям решить определённые проблемы (с помощью элементов ТРИЗ). Например на уроке "естествознание +ТРИЗ" по теме "Вулканы" мы предлагали "обратить вред в пользу" - найти идею получения пользы от извержения вулкана или предложить простейшее приспособление, предупреждающее о скором извержении

Шмаков А. Л.: Бояркина В.И. пишет: Из собственного опыта: на интегрированных с ТРИЗ уроках мы предлагали детям решить определённые проблемы (с помощью элементов ТРИЗ). А кто должен вести ТРИЗ? Учитель-предметник, психолог, или специально обученный преподаватель? Каким образом ТРИЗ включать в расписание? Или он входит в предмет технология? Я преподаю информатику. И у нас в предмете есть тема "Моделирование", где предлагается составить различные модели (численность популяции фазанов, очередь обслуживания покупателей в магазине и т.п.), реализовать эти модели при помощи программного обеспечения компьютера, проанализировать, изменить параметры, сделать выводы и т.п. Тут приходится еще и самому сталкиваться и с биологией и с физикой и др. То есть урок уже, как бы, частично интегрированный. Как думаете, имеет ли смысл интегрировать ТРИЗ с информатикой? Бояркина В.И. пишет: Например на уроке "естествознание +ТРИЗ" по теме "Вулканы" мы предлагали "обратить вред в пользу" - найти идею получения пользы от извержения вулкана или предложить простейшее приспособление, предупреждающее о скором извержении (не совсем по теме) А мне вот тут на работе как раз проблему подкинули. На днях специалист будет проводить презентацию с лекцией по теме, связанной с вулканологией и землетрясениями. И мне завуч сказала, чтобы я туда обеспечил явку своих детей (ну её тоже, видать, потребовали заставить преподавателей это сделать). Теперь вот думаю, как их замотивировать . А с другой стороны - зачем? И думаю, а мне-то это зачем надо. На свой дистанционный курс я ведь сам мотивировать детей должен. Вот теперь решаю и такие проблемы . А на счёт вулканов: я живу на Камчатке, вулканы - вот они, рядом - 20 км, выйти из дома и их видно, большие, белые (в снегу уже), красивые, целых три, один действующий, но вот пользы от его извержения я не вижу, живя рядом (но это так, что-то вроде рефлексии)

Бояркина В.И.: Шмаков А. Л. пишет: А кто должен вести ТРИЗ? Учитель-предметник, психолог, или специально обученный преподаватель? Каким образом ТРИЗ включать в расписание? Или он входит в предмет технология? Уважаемый коллега! Благодарю Вас за отклик на моё сообщение! ТРИЗ должен вести специально обученный преподаватель. В учебном плане школы ТРИЗ введён как предмет школьного компонента, предмет по выбору. Но интеграция ТРИЗ с любым предметом возможна, например с целью разработки творческих заданий и методики их выполнения. Элементы ТРИЗ уже вводятся и в учебники по технологии, но на о-очень элементарном уровне. Я старалась выразиться максимально корректно. Шмаков А. Л. пишет: Как думаете, имеет ли смысл интегрировать ТРИЗ с информатикой? Я не пробовала. Но общий ТРИЗовский подход я думаю годится в любом направлении деятельности. Это системное исследование любой проблемы, выявление ресурсов на всех иерархических уровнях, применение выявленных ресурсов для решения проблем. Это применение приёмов устранения (разрешения) противоречий. Это применение законов развития систем. цитата: Например на уроке "естествознание +ТРИЗ" по теме "Вулканы" мы предлагали "обратить вред в пользу" - найти идею получения пользы от извержения вулкана или предложить простейшее приспособление, предупреждающее о скором извержении А на счёт вулканов: я живу на Камчатке, вулканы - вот они, рядом - 20 км, выйти из дома и их видно, большие, белые (в снегу уже), красивые, целых три, один действующий, но вот пользы от его извержения я не вижу, живя рядом (но это так, что-то вроде рефлексии) По ходу урока мы вспомнили знаменитую "Гибель Помпеи" Эта страшная трагедия для жителей города имела свои полжительные стороны для современных археологов, т.к. вулканический пепел практически законсервировал бытовое устройство жизни того времени. Дети придумали и практическое применение извержения: как использовать тепловую энергию вытекающей лавы. Надо направить поток лавы в природное или специально сделанное углубление, проложив заранее по нему змеевик из труб. Полученное озеро лавы засыпать сверху огнеупорным утеплителем. Подавать в змеевик воду и полученным паром отапливать посёлок. С уважением Бояркина Валентина Ивановна

А.В.Хуторской: Шмаков А. Л. пишет: я живу на Камчатке, вулканы - вот они, рядом - 20 км, выйти из дома и их видно, большие, белые (в снегу уже), красивые, целых три, один действующий, но вот пользы от его извержения я не вижу, живя рядом Может быть польза в том, что они дают возможность ощутить красоту и величие стихии? Вот у нас в Москве ни одного вулкана нет, я то бы я обязательно съездил, пообщался бы с ними на невербальном уровне, насладился возникшими чувствами. В результате появился бы определенный результат (образовательный), а это и есть задача эвристики.

Бояркина В.И.: DeryshevaIE пишет: Как измерить развитие творческих способностей? Как оценить уровень креативности выполненного задания? Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? 1.Уровень креативности можно определить степенью неочевидности предлагаемого решения изобретательской, творческой задачи. Но, конечно, в этой оценке много субъективного 2. На примере собственного мышления увидела значительный рост креативности, после того, как начала преподавать ТРИЗ. И естественно на примере своих учеников.Шмаков А. Л. пишет: Тогда возникает вопрос: как строить интегрированные уроки так, чтобы обеспечить развитие творческих способностей? Из собственного опыта: на интегрированных с ТРИЗ уроках мы предлагали детям решить определённые проблемы (с помощью элементов ТРИЗ). Например на уроке "естествознание +ТРИЗ" по теме "Вулканы" мы предлагали "обратить вред в пользу" - найти идею получения пользы от извержения вулкана или предложить простейшее приспособление, предупреждающее о скором извержении

Шулепова Т.В.: alena пишет: В качестве кратковременного эксперимента это годится, но в современном образовательном процессе это непреемлемо (может, я ошибаюсь) думаю, что это неприемлемо только в условиях классно-урочной системы. Если разница в возрасте невелика, то почему б и нет. Роли можно распределить разные. Одни проводят эксперимент, или выполняют оформительскую работу, другие планируют, руководят, защищают. Внеклассные проекты - поле для деятельности таких групп.

Хисаметдинов А.А.: DeryshevaIE пишет: Одна из причин появления у меня вопроса об измерении приращения творческих способностей: на сегодня развитие творческих способностей учащихся - инициатива педагога. К сожалению это так, но бывает и обывновенное соревновательство между учениками. Особенно это заметно в более старших классах и выражается вначале, когда комплектуются новые классы. И участие в эвристическихи творческих конкурсах и олимпиадах только подхлестывает их желание обогнать. Шмаков А. Л. пишет: Я работаю в сфере, так называемого, дополнительного образования, и группы детей приходится комплектовать, по разным причинам, так, что в одной группе могут быть и 8 классы и 10. Для младших это, думаю, полезно, они смотрят на более старших, и пытаются что-то перенять у них и обращаются к ним иногда за советом. А вот для старших пока никакой пользы не вижу, хотя может она и есть, но просто я её пока не увидел. У меня к сожалению в гимназии не было возможности целенаправленно работать с ребятами после уроков ,бесплатно работал вечером с группой ребят занимающихся на баскетбоьной секции! Ребята от мала 5 кл., до велика 11 кл. и те и другие пользу получали , малые видя как можно и к чему стремиться, большие чтобы показать что они лучше малых . Особенно когда чего-то там ретушировали, реставрировали, отрисовывали.

Радиченко Валерия: Третий год использую технологию развтия критического мышления на уроках развития речи в основной школе. Мне кажется, результат очевиден. Мои ученики могут похваститься удивительными находками-жемчужинами в своих творческих работах. Нам очень нравится!

DeryshevaIE: Радиченко Валерия пишет: Третий год использую технологию развтия критического мышления на уроках развития речи в основной школе... Если можно, поподробнее. И не является ли основным результатом применения этой технологии логическое мышление?

Попова Н. А.: Творчество и талант даны человеку от Бога и природы. Только его вовремя нужно увидеть и раскрыть. В ходе разных заданий, таких как олимпиады, конкурсы, проекты разного вида, идет проявление таланта и творчества. DeryshevaIE пишет: Но если ставятся некоторые цели, то должны быть и критерии оценки достижения этих целей. Оценить ученика можно по следующим, на мой взгляд, критериям: креативность выполненного задания, эвристичность, образовательная и практическая значимость. Любое творческое задание должно быть обязательно каким-то образом оценено учителем.

Богданов: Попова Н. А. пишет: Творчество и талант даны человеку от Бога [/quot] В моей практике было два случая, когда ученик на уроках электроники ни слова не мог сказать, а руками чудеса творил. С этими учениками на областных научно-практических конференциях мы брали призовые места. А как оценить соотношение творчества теории и практики?

DeryshevaIE: Богданов пишет: В моей практике было два случая, когда ученик на уроках электроники ни слова не мог сказать, а руками чудеса творил. С этими учениками на областных научно-практических конференциях мы брали призовые места. А как оценить соотношение творчества теории и практики? В указанных случаях, по-видимому, мы имеем дело с природным талантом. И если этот талант подкрепить теоретической, научной базой, то результат будет значительно выше. На уровне интуиции можно добиться многого, но в союзе с наукой - явно больше. Хотя... некоторые современные философы и психологи двигают идею, что как раз интуиция подсказывает кардинально новые решения каких-то научных проблем. Как, например, теория относительности Энштейна и проч.

DeryshevaIE: Попова Н. А. пишет: Оценить ученика можно по следующим, на мой взгляд, критериям: креативность выполненного задания, эвристичность, образовательная и практическая значимость. Мне кажется, Вы не очень разобрались в понятии эвристичности. Эвристичность включает в себя креативность, и разделять их не имеет смысла. Что Вы понимаете под эвристичностью ответа учащегося?

Свитова Т. В.: DeryshevaIE пишет: Эвристичность включает в себя креативность, и разделять их не имеет смысла. А, например, выдающийся психолог Д. Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности - стимульно-продуктивный, эвристический и креативный. Значит, они чем-то отличаются?

DeryshevaIE: Попова Н. А. пишет: Оценить ученика можно по следующим, на мой взгляд, критериям: креативность выполненного задания, эвристичность, образовательная и практическая значимость. А мы как раз и пытаемся выяснить, как эту самую креативность оценить.

Попова Н. А.: DeryshevaIE пишет: Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? DeryshevaIE пишет: Что Вы понимаете под эвристичностью ответа учащегося? DeryshevaIE пишет: [ quote]Как измерить развитие творческих способностей?
Я полагаю, что нет таких критериев оценки творческих способностей.Если ученик уже проявляет свои неординарные способности, это уже должно приветствоваться учителем.Сначала он выделяется в классе оригинальностью, затем на фоне школы, дальше показывает свой высокий уровень в городе. Разве это нельзя считать измерением его творчества? Под эвристьчностью ответа я имела ввиду как мыслит ученик:нестандартно, находит решение своим новым методом, применяя при этом ранее изученные знания. Что касается педагогических технологий, так существуют целые программы, которые обеспечивают развитие творческих способностей, такие как технология проблемного обучения, дифферинцированного обучения,технология индивидуализации обучения.

Шмаков А. Л.: Может, чтобы определить критерии, обеспечивающие развитие творческих способностей, стоит выделить какие-либо элементы творчества, применительно к образованию, обучению: внутренние качетва личности ученика и внешние виды проявления творчества. В чем может проявляться творчество внутренне и внешне...

oksana-antipenko: DeryshevaIE пишет: Как измерить развитие творческих способностей? Вопрос интересный! А как измерить жизненные приоритеты? Конечно, все можно измерить в благосостоянии человека, а творческие способности не только талантом и дарованием, но и духовным потенциалом и вложенными усилиями педагога и усердием, огромным стремлением самого ребенка. Одним из параметров измерения творческих способностей может быть- умение использовать эти способности в повседневной жизни, или различных ситуациях.

Витевская М. И.: Образовательные стандарты, на мой взгляд, измерить творчество не могут. Показатели должны быть не колличественные, а качественные. То же самое понятие креативности очень субъективно. То что для одного является или кажется креативным, для другого - попросту примитивным.

А.В.Хуторской: Витевская М. И. пишет: Образовательные стандарты, на мой взгляд, измерить творчество не могут. Это не так. В образовательных стандартах существуют индикаторы для измерения образовательных стандартов - требования к уровню подготовки учеников.Витевская М. И. пишет: То же самое понятие креативности очень субъективно. Понятие креативности не зависит от субъекта.

оданович М.В.: Несовем понятна формулировка измерить творчество. Скорее всего диагностировать его проявление. Творчество проявляется в процессе деятеольности, в способности решать творческие учебные задачи. Дана Толлингерова предлагает классификацию таких задач. Уммеет ли ученик аргументировать свою точку зрения, умеет ли найти свой споосб нестандартный решения задач.

Матвейчук Н.Н.: оданович М.В. пишет: Не совем понятна формулировка измерить творчество. Скорее всего диагностировать его проявление. Очень близка эта мысль. Зачем измерять творчество? Отследить его появление, проявление и создать условия для дальнейшего развития у ребенка. Интересно этим заниматься в условиях дополнительного образования. Здесь творчество везде! Уровни же творчества диагностируются различными испытаниями - конкурсами, олимпиадами, НПК, фестивалями... Воздух пропитан творчеством... Творчество закрепляется и развивается дальше успехом ребенка.

Лукашова М.К.: А надо ли "измерять" творчество. Не лучше ли его развивать. А вот пути развития могут быть разными. Одной из форм является участие в различных конкурсах, олимпиадах.

DeryshevaIE: Лукашова М.К. пишет: А надо ли "измерять" творчество. Не лучше ли его развивать. А вот пути развития могут быть разными. Одной из форм является участие в различных конкурсах, олимпиадах А я бы добавила: в эвристичеких олимпиадах и конкурсах. В них может проявить себя любой ученик, не обязательно обладающий высокими достижениями в школьных дисциплинах.

Макарова Л.П.: Согласна с точкой зрения г-жи Лукашовой М.К.!!!Оценивать надо то,на что мы имеем полномочия.Наше дело - создавать условия для развития творческих способностей учащихся,это можно оценить,умело ли мы это делаем.

DeryshevaIE: Макарова Л.П. пишет: Согласна с точкой зрения г-жи Лукашовой М.К.!!!Оценивать надо то,на что мы имеем полномочия.Наше дело - создавать условия для развития творческих способностей учащихся,это можно оценить,умело ли мы это делаем. Одна из причин появления у меня вопроса об измерении приращения творческих способностей: на сегодня развитие творческих способностей учащихся - инициатива педагога. Все понимают важность развития креативности, но не все делают. А если делают, то часто не осмысленно, а больше по интуиции. Обязать развивать креативность, наверное, невозможно. Обязаловка и творчество- вещи несовместимые. А вот как помочь педагогам осмысленно подходить к развитию креативности, опираясь на нуачную базу, вот это было бы здорово. А как коллеги думают, можно ли ввеси в обязанность педагогу развитие творческих способностей учеников?

Макарова Л.П.: А раве в положении о классном руководителе,в функционале учителя,в характеристике аттестационной категории этого недостаточно?Но,с сожалению,некоторые учителя считают,что для развития творческих способностей учеников достаточно дать им поручение нарисовать газету.Просто не все мы еще умеем использовать данные нам полномочия и отвечать за свои обязанности.А как это могло бы работать на самих педагогов!И еще-смотря что считать обязаловкой.Задача педагога- создать условия не только для развития способностей ,известных ребенку,но и для проявления,раскрытия новых,может быть, даже и заставить узнать о себе новое(самопознание и самопономание).В моем классе был мальчик,за которого в 5 классе никто не проголосовал при выборе лидера,а через два года это был уже известный всей школе автор самых креативных сценариев,любимец публики.Для этого мне пришлось несколько раз сделать его ответственным ,заставлять тоже пришлось.Мы же кормим детей кашей,хотя они и не хотят.

Косивец О.В.: DeryshevaIE пишет: А как коллеги думают, можно ли ввеси в обязанность педагогу развитие творческих способностей учеников? Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследова- тельской деятельности. Таким образом, в результате изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Реагируя на изменения в обществе, меняется и система образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» ориентируют образовательный процесс и школьные технологии в направлении их максимальной креативности. Так что вменять учителю развитие креативности не нужно. Надо напомнить об этой обязанности

оданович М.В.: В настоящее время школам предоставляется возможность создания условий для проявления творческих способностях учащихся. Наример, преподавание курсов по выбору, на которых можно использовать технологии эвристического обучения, технологиЮ ТРИЗ. В этом случае мы не загоняем учеников в рамки оценивания их деятельности, "измерения творчества". Если курс выбран учеником, он видит в нем смысл. В этом случае наша задача (учительчкая) - создание условий для его творческой самореализации.

Ковалёва М.А.: Не поднимается рука постявить ниже "пятёрки" за эвристическое задание ученику. А уж ученики друг друга и подавно оценить не могут. Как их этому учить?

Хавкина Т.А.: DeryshevaIE пишет: Как оценить уровень креативности выполненного задания? Часто очень сложно рассмотреть в своем ученике творческую личность. Ведь не все выставляются напоказ. Некоторые предпочитают невысовываться. Эвристические задания на уроке или в качестве домашнего задания помогают учителу рассмотреть искру творчества в своих учениках. А дальше многое зависит от учителя. Как поступить - разжечь искру, оставить без внимания или своим вмешательством или неуместными коментариями погасить ее если не навсегда, то надолго. Как оценить творчество - в образовательных программах ответа не найдете. Там все конкретно - критерии оценивания знаний и умений. А творчество - это не знания, это особое, нестандартное, интересное их применение. Но тем не менее оценивать приходится, часто руководствуясь своим субъективным мнением и интуицией. Эвристические олимпиады имеют своих победителей, и их определяет компетентное жюри. И жюри, вероятно руководствуются не только собственной интуицией, а выработанной стратегией оценки творческих работ.

Файзуллина Л.В.: Хавкина Т.А. пишет: Но тем не менее оценивать приходится, часто руководствуясь своим субъективным мнением и интуицией. Я согласна с этим высказыванием. Так как для одного ученика творческая работа может быть легко выполнимой. А другой учащийся приложит максимум усилий для выполнения этого задания. Но его творческая работа не идёт ни в какое сравнение с работой успешного ученика. Как оценить такие творческие работы? Может оценивать нужно усилия, терпение учащегося, траекторию его развития?

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемая Людмила Владиславовна! Файзуллина Л.В. пишет: Как оценить такие творческие работы? Может оценивать нужно усилия, терпение учащегося, траекторию его развития? Например, одним из критериев творчества выступает вопрос ученика. Вы хотите подготовить ученика к ЕГЭ и развить его творческий потенциал? Замечательно! Развивайте у детей способность к вопрошанию, отстаиванию своей точки зрения, способности слышать другого (например, доказывать точку зрения одноклассника, даже если с ней ученик и не согласен). Вопрос - это не только познавательный продукт (в вопросе всегда есть знание - т.н. базис вопроса), но еще и творческий продукт (основанный на умении проникать "вширь" явления или предмета). Поэтому Вы вполне можете предлагать ученикам вместо ответа на стандартный вопрос контрольной эвристическое задание, например: "Представьте, что Вы - журналист. Составьте свой фрагмент диалога между Вами и Наполеоном с целью...(и далее по программе). Оцениваться будет качество и количество Ваших вопросов а также возможные ответы выдающегося политического и военного деятеля Французской Республики". А вообще, зачем же "изобретать велосипед"? Вот книга, в которой есть очень много по диагностике, критериям оценивания творческой деятельности учеников на уроках - http://eidos.ru/shop/ebooks/110501/index.htm

nadegda@gimnazist1.r: Не совсем понятна формулировка измерения творчества и можно ли его измерить. Можно лишь отследить траекторию развития творческих способностей ребенка.

Иванова Г.А.: Хавкина Т.А. пишет: Как оценить творчество - в образовательных программах ответа не найдете nadegda@gimnazist1.r пишет: Не совсем понятна формулировка измерения творчества и можно ли его измерить. Но мне кажется, творчество или есть, или его нет. И есть объём творческого задания - больше, меньше. А само творчество нельзя измерить - это процесс создания нового продукта, применение ЗУН в нестандартных условиях.

Калинина Ирина: DeryshevaIE пишет: А я бы добавила: в эвристичеких олимпиадах и конкурсах. В них может проявить себя любой ученик, не обязательно обладающий высокими достижениями в школьных дисциплинах. Не согласна. Во всероссйских дистанционных олимпиадах побеждают далеко не отличники, участвуем с 2002 года. Высокие достижения в школьных дисциплинах достигаются благодаря высокому уровню самоорганизации ученика, попросту говоря - умению учиться. В олимпиадах и конкурсах проявить себя могут и раленившиеся троечники, скрывающие свои внутренние резервы до поры до времени. DeryshevaIE пишет: А как коллеги думают, можно ли ввеси в обязанность педагогу развитие творческих способностей учеников? В Законе об образовании. в концепциии профильного обучения и др. документах давно уже все прописано. Другой вопрос, как в жизни все это реализуется. На примере нашей школы можно утверждат. что между педагогами работающими с одним контингентом детей складывается определенный тандем: я отвечаю - за оргвопросы на уроке, у "тихое" творчество, вы - за исследовательские навыки, участвуйте в конференциях, вам - привить интерес к дитационным формам работы, регистрируйтесь во всех интернет-конкурсах. А вот ваше предназначение - творчество в самых ранообразных формах. Конечно, в итоге, все, оказывается в руках 1-2 педагогов: "и жнец, и на дуде игрец" Но реального творческого запала на всех уроках у детей видеть еще не приходилось.

Оботова Л.В.: Иванова Г.А. пишет: Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? В последнее время педагогическая наука все больше склоняется к выводу, что существенное повышение эффективности невозможно без внедрения в практику работы школы и учебных заведений новых образовательных технологий. Стала понятна ограниченность возможностей традиционной классно–урочной школьной и лекционно–семинарской вузовской систем организации учебного процесса, интегрированной с трансляционной моделью деятельности педагога. Это характеризуется, в первую очередь, тем, что: 1)современные технологии помогут организовать необходимость изучения художественного текста на высоком уровне, а не на некотором усредненном режиме, 2)старая система преподавания ограничивала возможность организации индивидуально-познавательной деятельности учащихся, затрудняла организацию самостоятельной исследовательской работы, 3)в авторитарной системе практически полностью отсутствовало творческое взаимодействие ученика и учителя на уроке. Существующая система преподавания ограничивала творческие способности как учителя, так и ученика. Поэтому встала задача поиска иных образовательных моделей и форм, которые позволили бы изменить ситуацию. Первые шаги делались на рубеже XIX – XX в.в. Были разработаны технологии саморазвития М.Мантессори, вальдорская педагогика Р.Штейнера, дальтон – технология Харса Парккерса. В силу ряда причин они не получили должного распространения и были достоянием ограниченного числа школ и педагогов. За последние 20 лет проблема педагогических технологий стала одной из центральных проблем как теоретической, так и практической деятельности учебных заведений и педагогов. Новые возможности для серьезных изменений в этом плане создали исследования не только литературоведов, но и психологов, сумевших открыть новые закономерности формирования ребенка (В.Выготский, П.Я.Гальперин). В современной педагогике на первый план выступает личность ребенка как объект в педагогической технологии. Академик В.В.Давыдов ввел термин «содержательное обобщение». Теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство систем и понятий и их взаимосвязи, представляет, т.о., обобщение обобщений. Обобщением такого уровня и является понятие личности. Личность – психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщающих системах качеств: - совокупность социально значимых свойств человека, - система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, - система деятельности осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов, - осознание окружающего мира и себя в нем, - система потребностей, - совокупность способностей и творческих возможностей, - совокупность реакций на внешние условия. Все это и образует содержательное обобщение личности. Современные педагогические технологии основываются на содержание личности, на знаниях, умениях, навыках, способах умственных действий, на самоуправляющих механизмах личности. Технология «французских мастерских». Технология мастерских пришла из Франции, остается на идеях гуманизма Жанна Пиаже. В ней главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Например, текстологический анализ художественного произведения или исследование исторических первоисточников, т.е. передать способы работы, а не конкретные значения, что дает возможность овладеть учащимся творческими умениями, сформировать личность, способную к самосовершенствованию и саморазвитию. Алгоритм построения мастерской. 1. «Индукция» - наведение, создание эмоционального настроения; включение подсознания и чувств. В качестве «индуктора» может выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, рисунок, все то, что будит чувство школьника. 2. «Самоконструкция» - индивидуальное решение вопроса (создание индивидуальной гипотезы, рисунка, проекта). 3. «Социоконструкция» - выяснить, как решается данный вопрос в группе. 4. «Социолизация» - представление и обсуждение результатов работы группы. 5. «Разрыв» - внутреннее осознание не полноты своего старого значения, озарение, новое видение, кульминация творческого процесса. 6. «Творчество» - создание сочинения – миниатюры, которое является результатом работы. 7. «Рефлексия». Принципы построения мастерской. 1. Равенство всех участников, включая и Мастера. 2. Добровольное участие всех участников в процессе деятельности. 3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества (плакат: «похвала и порицание растят рабство»). 4. Чередование индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества. 5. Важность самого процесса добывания знаний, а не результата. 6. Язык выступает не как средство общения, а как «Родина, вместилище красоты и смысла» (Пастернак). 7. Свобода выбора вида деятельности и способа предъявления результата. 8. Нравственная ответственность каждого за свой выбор.

Усова Т.В.: Я согласна с Хавкиной Т.А., которая считает, что творчество оценить невозможно. Это здача учителя - дать возможность учителю проявить спосрбности ученику. А вот оценить оценить его невозможно. Творчество имеет совершенно необъяснимые критерии. Главное , чтобы оно проявлялось в работе учеников.

Скрипкина Ю.В.: Усова Т.В. пишет: А вот оценить оценить его невозможно. Творчество имеет совершенно необъяснимые критерии. Главное , чтобы оно проявлялось в работе учеников. Правильно ли я понимаю, что таким образом Вы отрицаете смысл каких-либо творческих конкурсов, олимпиад, фестивалей? Раз оценить "невозможно", то как же выявить победителя?

маринанедумова: О развитии творческих способностей и критериях их оценки написано множество диссертаций. Может быть, вместо того, чтобы заявлять о невозможности оценки творчества. попробовать почитать что-то более серьезное на эту тему?

Проклова О.М.: Я считаю, что учитель просто обязан выявлять и развивать творческие способности своих учеников! Ведь задача любого учителя - растить творцов! Для этого в руках у педагогов есть различные приёмы и технологии. Я на своих уроках использую технологию "Педагогических мастерских" - это учит моих ребят нестандартному креативному мышлению, умению обобщать и сопоставлять факты, конструировать свои варианты выполнения заданий. Всё в руках мастера! А оценить можно, если не конкретной оценкой - "удовлетворительно", "хорошо" и т.д.,то хотя бы общественным мнением - кто набирёт большее число голосов! Ведь самое главное - общественное признание! Разве не оно является мерой таланта?

Лаптева М.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Полностью согласна с Прокловой О.М. Без развития творческих способностей в настоящее время невозможна нормальная социализация нового поколения, особенно в нашей глубинке. К сожалению приходится констатировать тот факт, что в наших городах прирост населения идет в основном за счет тех слоев населения, которые думают не о развитии своих детей, а о том, чтобы поесть, выпить и развлечься. Хорошим образованием похвастать никто из них не может. Интересы детей в таких семьях не выходят за рамки родительских. В нашей школе чуть более 300 учащихся, из которых пятая часть живет в так называемом "Черном городке" (название говорит само за себя). Контингент очень тяжелый. Наша школа в полной мере прочувствовала в последние десять лет все последствия общественных изменений. Дети вечно пьяных родителей не видят смысла в учебе, потому что не видят для себя будущего: работы нет и не предвидится, а уехать в большой город нет средств. У них полностью пропадает интерес к учебе, отсутствует мотивация учебной деятельности, растет уровень внутренней агрессии. Выход из этого положения у учителей только один: изучать индивидуальные особенности, составлять индивидуальные программы развития, найти ту точку опоры, которая поможет расставить по местам приоритеты для ребенка и даст возможность самоутвердиться. В нашем случае такое достижимо только через творчество.

маринанедумова: По итогам мониторинга личностных качеств учащихся в одном из ЦО, в котором я работаю (а я работаю в двух), уровень сфорированности творческих способностей - качество. которое сегодня, в первую очередь, требует развития. Но ведь главное не в инстументе измерения, хотя такие средства диагностики, несомненно, есть, а в организационно-педагогических условиях школы, стимулирующих творческтие прявления школьиков. Должна быть создана такая образовательная среда, которая не оставит ребенка равнодушым, побудит его к участию в интересных делах. заданиях, конкурсах. Но для этого рядом дожны быть педагоги - энтузиасты своего дела.

Скрипкина Ю.В.: маринанедумова пишет: Должна быть создана такая образовательная среда, которая не оставит ребенка равнодушым, побудит его к участию в интересных делах. Как Вы сможете оценить, создана ли такая среда? по каким критериям? И всегда ли интерес к участию дает творческий результат?

Абзалова Н.И: Добрый день, уважаемые коллеги. А можно ли вообще измерить творчество обучающихся? Глобальный вопрос! Может это прозвучит не очень скромно, но творчество учащихся в наше время целиком и полностью зависит от потенциала педагогов, которые работают с ними. Развитием творческих способностей учеников занимаются творчески развитые педагоги, которые не стоят на одном месте, и которым скучно работать у доски. с мелом и тряпкой в руках.

Лаптева М.А.: А нужно ли его измерять? Ведь вопрос стоит не в измерении творчества, а в измерении развития его творческих способностей. Мы можем отследить творческую активность, разносторонность его творческой деятельности, провести мониторинг успешности ученика в его выступлениях. Уровень креативности, на мой взгляд, вообще трудно оценить объективно.

bosira1: Измерение развития творческих способностей, у учащихся можно определить степенью участия их в различных проектах, исследованиях. При этом эффективно применение метода проектов с социальной направленностью. Мало ли в жизни каждого города, области, школы проблем которые ученики могли бы исследовать и оформить с помощью компьютерных программ. Провести защиту проекта в виде презентации. Вот вам и оценка. Но это лишь мое мнение, хотя творческая группа ущихся по информатике которая работает вместе со мной каждый год, увеличивает свои ряды, это говорит о том что эта работа им нравится.

Лаптева М.А.: Развитию творческих способностей на уроках иностранного языка способствуют социокультурный подход к обучению, участие в творческих проектах, предметных неделях, Фестивалях дружбы, проектная методика. Спектр мероприятий большой и список можно продолжить. Своей задачей мы ставим приобщение наших деревенских мальчишек и девчонок к европейской культуре жилища, одежды, общения.

Архипова Т.А.: Творчество оценивается творчеством! И личными достижениями. Дело не в количестве участий в мероприятиях, а в том, что ребёнок берёт для себя в каждом из них. Иногда стандарт оказывается выше творчества. Но для меня как для педагога важнее изменение, которое произойдёт в душе ребёнка, его сознании, заставит задуматься, понять личное отношение к сказанному, увиденному, услышанному. И ещё - стараюсь, чтобы ученики оценивали своё участие в уроке, внеурочном мероприятии, КТД.

Лаптева М.А.: Уважаемая Архипова Т.А. Речь идет о том, ЧТО способствует развитию творческих способностей, а не о количестве проведенных мероприятий. В нашей школе уже много лет педагоги проводят с учащимися рефлексию после каждого урока, каждой акции. Это позволяет проанализировать сделанное, исправить несовершенное, запланировать будущий рост.

Смирнова О.Н.: В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам, к новым формам аттестации учащихся выпускных классов. К ЕГЭ я, как учитель истории, должна подготовить учащихся к необходимости владеть большим объёмом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстраивать историческую вертикаль, формулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса. Поэтому меня волнует вопрос оптимального сочетания творчества учеников и одновременной подготовки их к ЕГЭ. Творчество же ученика измерит за нас жизнь - насколько успешным в жизни станет наш выпускник, настолько мы научили его творчеству. Смирнова О.Н.

Иванова Е.А.: Творческие дети - это очень хотошо. Главное - их творчество напрввить в нужное русло. Когда таких детей в классе много с ними приходится сложновато учителям.

Файзуллина Л.В.: Как измерить творчество ребёнка? Как поставить оценку за творческую работу, например рисунок? Это очень сложный вопрос. Кто-то выдумывает свои критерии - таблицы, кто-то просто выставляет "пять" за все рисунки, кто-то рисует графики, чтобы проследить траекторию развития творческих способностей ребёнка. Творческая работа - это нестандартная работа, сложная по цвету, по композиции, с долгим интересным сюжетом. Когда на рисунок хочется долго смотреть и изучать. Но для какого-то ребёнка нарисовать такой рисунок просто, а кто-то к такому результату идёт очень долго. Для этого ребёнка - это огромный творческий скачок вперёд. Если сравнивать две композиции, то первый красивый рисунок всегда будет выигрышным. Хотя больше усилий и творческих способностей затратил второй ребёнок. Тогда вопрос, как оценить творчество этих двух разных детей? Для первого - это обычный рисунок (очень лёгкая работа), а для второго - работа на грани творческого срыва? Мне кажется, что если даже придумают критерии оценивания детских творческих работ, всё равно будут возникать такие ситуации, где каждый учитель будет обращаться к своей интуиции, основанной на опыте и своём человеческом "Я"

Бирюлина Е.В.: Творчество... В рисунке, в сочинении определёно можно рассмотреть.но можно увидеть творческую мысль и в решённой задаче или особым образом, а не аналогичным, построенном ответе кажется на обычный вопрос.. рассмотреть- то можно. но механизма оценки этого чудесного труда у нас нет. Мы можем лишь порадоваться. что не задушили творческую мысль своего ученика. не боится он ответить не так как все и это хорошо.

А.В.Хуторской: Бирюлина Е.В. пишет: Мне кажется, что если даже придумают критерии оценивания детских творческих работ, всё равно будут возникать такие ситуации, где каждый учитель будет обращаться к своей интуиции, основанной на опыте и своём человеческом "Я" Такой подход к оцениванию - основанный на опыте и своём человеческом "Я" учителя - существует. Это герменевтический подход, предполагающий "вчувствующее" отношение к тому, что оцениваешь. Это как раз то, что нынешняя система образования удаляет из системы оценивания. В угоду обезличенной "объективности" учителя, который несколько лет обучал ученика, отстраняют от оценки его результатов, заменяя как бы беспристрастными тётками из комиссий по ЕГЭ. К сожалению, следует констатировать, что нынешняя ситуация приводит к расчеловечиванию системы образования. Спасение – в эвристическом обучении и человекосообразных педагогических системах.

А.В.Хуторской: Файзуллина Л.В. пишет: если даже придумают критерии оценивания детских творческих работ, всё равно будут возникать такие ситуации, где каждый учитель будет обращаться к своей интуиции, основанной на опыте и своём человеческом "Я" Всё гораздо проще, если использовать научный подход. Критерии оценки берутся не из интуиции, а из грамотно сформулированных целей. Что ожидается, то и проверяется, и оценивается. Если же целей понятных нет, или они сформулированы невнятно, непроверяемо, без учёта сроков и условий достижения, начального уровня и т.п., тогда и проверять будет непонятно что. Замечу также, что цели учителя опираются на выбранную им концепцию образования, дидактическую систему, её реализующую. У разных концепций - разные цели.

Е.Е. Панова: Какие педагогические технологии обеспечивают развитие творческих способностей учащихся? Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила: • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении. • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск при работе, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы. • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки: - представьте, что…; - сочините; - изобретите; - предложите гипотезу; - порассуждайте. • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству. • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

А.В.Хуторской: Е.Е. Панова пишет: Служить примером для подражания Вы хотите, чтобы все ученики стали вашими копиями?



полная версия страницы