Форум » Эвристическое обучение » Эвристические компетенции - что это такое? » Ответить

Эвристические компетенции - что это такое?

А.В.Хуторской: Очевидно, что имеются особые компетенции, которые определяют успех в креативной сфере. Один ученик может быть более другого оспособлен в решении творческих задач. Почему так происходит? Что именно надо сделать, чтобы развивать эвристические (креативные) компетентности детей?

Ответов - 25

Жандармова И.В.: На мой взгляд, на данный момент, чтобы развивать эвристические (креативные) компетентности детей, нужно развивать исследовательские способности или исследовательское поведение, которые относятся к учебно-познавательной компетенции. Почему именно учебно-познавательные компетенции? Да потому что традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строилось не на методах самостоятельного, творческого, исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на условие уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной мере блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно и саморазвития. Именно это понимали и чувствовали родители Объединения детей и родителей «Маленький принц» на базе детского сада, когда создавали для своих детей развивающее пространство, давали им возможность свободы для исследования в любых областях научных знаний. Итогом стали победы учеников в первый раз столкнувшиеся с дистанционными эвристическими олимпиадами. Для них они оказались понятными, интересными и близкими. В своей работе, я не раз наблюдала, как трудно ребятам творчески мыслить, если они привыкли к шаблонам.

Скрипкина Ю.В.: Жандармова И.В. пишет: нужно развивать исследовательские способности или исследовательское поведение Всегда ли исследователь приходит к чему-то новому? Я - "за" развитие исследовательских способностей обеими руками, не поймите превратно. Но, по-моему, этого недостаточно. Совершенно согласна с мнением Ирины Владимировны о традиционном образовании - наши дети (как в прошлом и мы) с начальной школы приучены к тому, чтобы пытаться дать тот ответ, который от них ждут взрослые. Поэтому, когда мой ребенок отвечает на вопрос, я каждую его версию сопровождаю просьбой: "еще!". В результате какая-нибудь 3 - 5 идея захватывает его на столько, что из нее получается интересный ответ.

Е.О. Брицкая: Жандармова И.В. пишет: На мой взгляд, на данный момент, чтобы развивать эвристические (креативные) компетентности детей, нужно развивать исследовательские способности или исследовательское поведение, Согласна с Ириной Владимировной. А.М.Матюшкин писал «наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу познавательной мотивации». Познавательная мотивация ребенка выражается в форме исследовательской, поисковой активности реализация которой обеспечивает непроизвольное открытие мира и лежит в основе творческого типа развития личности. Творческий дар ребенка, проявляемый в разных формах его исследовательской активности, должен иметь обильную «питательную среду» и быть «востребован» в процессе обучения в школе. Задача учителя - создать условия для этого. Как? Один из путей - проблемность обучения. Проблемность является основным структурным компонентом творческого развития ребенка. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н.Поддьяков), в собственной постановке вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии.


Одинец К.А.: Не зря говорят: "Талантливый человек талантлив во всем". Умение нестандартно мыслить, уметь нелинейно подходить к стандартным и нестандартным ситуациям - те качества, которые отличают творческого человека. В этом смысле все маленькие дети талантливы, потому что они не знают правильного решения, они ищут свои пути. Эйнштейн как-то сказал, что благодаря своему замедленному развитию он задержался в детстве и тот вопрос, который, возможно, посещал не только его голову, о том, что будет, если двигаться вместе с лучом, и который не задерживается в голове нормального взрослого человека, в его голове застрял и потребовал ответа. Так родилась теория относительности. Е.О. Брицкая пишет: Творческий дар ребенка, проявляемый в разных формах его исследовательской активности, должен иметь обильную «питательную среду» и быть «востребован» в процессе обучения в школе. Задача учителя - создать условия для этого. Я бы дополнила, Елена Олеговна, не только в процессе обучения в школе, но и раньше - дома, в окружении любящих родителей, и в детском саду, под руководством воспитателей и грамотных методистов. Родители, уча свое чадо "что такое хорошо...", не задумываются над тем, что любую жизненную ситуацию можно использовать для сохранения в ребенке исследователя. Кстати, бесконечные "Почему?" не требуют немедленного и однозначного ответа, они могут быть отправной точкой совместного поиска под руководством ребенка, инициирующего этот вопрос. Детский сад оставляет неизгладимый след в душе и интеллекте ребенка. Здесь процесс социализации и первоначального обучения складывается по накатанной традиционной системе: "делай, как я", "повторяй за мной". До сих пор параметры психо-физиологического развития ребенка представляют на фоне усредненной шкалы-нормы. Вот после всего этого ребенок приходит к педагогу, заинтересованному в развитии его креативных качеств, и начинается обучение. Не развитие уже имеющихся качеств, а научение практически новому. И что особенно грустно, некоторые родители не понимают, для чего их ребенку искать множество ответов на один-единственный вопрос. Несколько месяцев назад моя взрослая дочь недоумевала, для чего был задан вопрос о применении компакт-диска (один из давних примеров эвристического задания). Какая польза от того, что ребенок придумал почти сто вариантов? И вот на днях уже в ее профессиональной деятельности возник вопрос о реализации проекта. В течение нескольких часов было предложено, затем отвергнуто и вновь предложено около десятка решений. Спустя два дня появилось (как всем показалось, ниоткуда) почти гениальное решение. "Теперь я поняла, - сказала моя дочь, - это тренировка для ума, своего рода шахматные задачи, чтобы в будущем на поиск решений потратить не часы и дни, а минуты".

Natal'y: Жандармова И.В. пишет: В своей работе, я не раз наблюдала, как трудно ребятам творчески мыслить, если они привыкли к шаблонам. Браво! Проводя уроки информатики в начальной школе я заметила ситуацию, что малыши решают задачки на количество возможных вариантов в той или иной ситуации практически мгновенно, а старшеклассники при изучении темы "Алгебра логики" при решении этих же задач... у них "МОЗГИ КИПЯТ"! Та же ситуация и по математике ученики старших класссов достаточно не могут решить задачи пятого класса

Свитова Т. В.: Не претендуя на основательность, попробую изложить ход своих мыслей по этому вопросу и наметить путь для дальнейших размышлений. Эвристические компетенции. Что включает в себя это словосочетание? Компетенции – личностный комплекс знаний, умений, навыков и способов деятельности в определенной сфере. Понятие «эвристические» по определению предполагает, что они имеют творческое, созидательное начало, отражает личность и неординарность субъекта-творца (достаточно вспомнить характеристики 3-х уровней интеллектуальной активности по Д. Б. Богоявленской – стимульно-продуктивный, эвристический и креативный). Также вспомним, что любая деятельность включает в себя когнитивный, креативный и оргдеятельностный компоненты. Отсюда вытекает ряд вопросов: 1. Означает ли понятие «эвристические компетенции» их «покровительство» именно креативной сфере? Ведь когнитивные задачи также можно решать творчески. 2. Каково в этом ракурсе соотношение «креативный – творческий – эвристический»? 3. Каковы критерии «более другого оспособлен»? Ведь каждый творческий продукт многогранен, и сочетание качества этих «граней» может быть различным. Значит ли это, что у двух учеников равные по качеству-творчеству продукты, или у одного более, у другого – менее удачный? На эти вопросы, видимо, возможно искать ответ после решения предыдущих…

А.Д.Король: Любая ключевая компетенция включает в себя по определению личностное начало учащегося. Учет личностных особенностей учащихся наиболее эффективен в эвристчиеском обучении, под которым понимается образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования. В этой связи любая из выделенных А.В.Хуторским ключевых образовательных компетенций уже эвристична. Другими словами, компетентностный подход в образовании настолько будет эффективно реализован, насколько будет эвристичным само образование.

Одинец К.А.: Прекрасный пример софизма, Андрей Дмитриевич! Речь все-таки идет не об изначальной эвристичности компетентностного подхода, а о выделении особой категории компетенций - эвристических. Например, умение находить нестандартные решения, видеть множественность решений, уметь самостоятельно находить решение образовательных и житейских задач - будут проявлением эвристической компетенции? Юлия Владимировна продемонстрировала великолепный образец одного из таких подходов к формированию эвристичности: "Еще!"(замечательный девиз!). Создав на уроке или в другой воспитательной или образовательной ситуации условия для осмысления многомерности и многовариантности мира, мы тем самым создаем условия для формирования эвристической компетенции.

А.Д.Король: Здравствуйте, Карина Аскеровна! Спасибо за отклик. Одинец К.А. пишет: Например, умение находить нестандартные решения, видеть множественность решений, уметь самостоятельно находить решение образовательных и житейских задач - будут проявлением эвристической компетенции? А разве умение находить нестандартные решения, видеть их множественность и др., о чем Вы пишите, не являются признаками творческого мышления? И разве эти элементы не входят в перечень, к примеру учебно-познаваетльных компетенций? Разве умение поставить цель, осуществить рефлексию для ученика никак не связано с вышеприведенными Вами характеристиками? Речь все-таки идет об общей эвристической платформе (куда входит и когнитивность, и креативность, и оргдеятельность) компетенций. На основе этих трех понятий (когнитивность, креативность и оргдеятельность) можно построить объемную фигуру, внутри которой и будут компетенции.

Одинец К.А.: Андрей Дмитриевич, доброго времени суток! А.Д.Король пишет: Речь все-таки идет об общей эвристической платформе (куда входит и когнитивность, и креативность, и оргдеятельность) компетенций. При этом эвристичность является одним из признаков каждой из категорий. А.Д.Король пишет: На основе этих трех понятий (когнитивность, креативность и оргдеятельность) можно построить объемную фигуру, внутри которой и будут компетенции. И эвристичность как основополагающее понятие, объединяющее эти категории? Или свойство каждого из них?

А.Д.Король: Одинец К.А. пишет: И эвристичность как основополагающее понятие, объединяющее эти категории? Я думаю, что "да", Карина Аскеровна. Все три вышеперечисленных параметра создают эвристическую базу, но по-отдельности каждый из них обладает собственным эвристическим смыслом. Например, можно познавать объект, но при этом обладать низким КПД организационной деятельности. Или, наоборот.

Kuleshova G: А.Д.Король пишет: Учет личностных особенностей учащихся наиболее эффективен в эвристчиеском обучении, под которым понимается образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования. Думаю, что если рассматривать эвристичность как творчество = создание нового знания в процессе организуемой самим деятельности -именно под этим углом зрения, а не только под знаком креативности, то должны быть выделены и особые компетенции, которые являются своеобразными интегрированными стандартами, которые в опыте конструируемых и осуществляемых учеником элементов деятельности- то есть реализации ИОТ- воплощаются в эвристические компетентности. Я бы кое-что «отняла» из классификации А.В.Хуторского и «перенесла» в данные компетентности, то есть те, которые расшифровывают данную направленность на ИОТ. Остановлюсь лишь на некоторых ключевых и общепредметных, которые актуальны для реализации ИОТ на дистанционном курсе: 1.Ценностно-смысловые компетенции 1.1. Познание самого себя, своих способностей и возможностей 1.2. Самоопределение 1.3. Определение смыслов и перспектив1.4. Конкре-тизация личных целей в индивидуальной образовательной программе 2. Учебно-познавательные компетенции 2.1. Умение работать самостоятельно 2.2. Уме-ние ставить цели 2.3. Планирование- поиск путей и способов достижения своих целей 2.4. Умение рефлексировать 2.5. Самооценка 2.6. Эвристическое умение добывать знания 2.7. Способность действовать в нестандартных ситуациях 3. Информационные компетенции 3.1. Навыки работы с компьютером 3.2. Умение переда-вать информацию по электронной почте 3.3. Поиск необходимой информации 3.4. Ана-лиз и отбор информации 3.5. Преобразование, сохранение и передача информации 4. Коммуникативные компетенции 4.1. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми 4.2. Умение работать с группой 5. Компетенции личного самосовершенствования 5.1. Развитие личностных и про-фессиональных качеств 6. Компетенции в сфере телекоммуникаций 6.1. Умение ориентироваться в многооб-разии телекоммуникационных средств 6.2.Техническое владение различными средствами организации общения 6.3. Знание и понимание основ сетевого этикета 6.4. Умение вести дискуссию и поддерживать общение в заданном формате 6.5. Осознание учебных воз-можностей средств телекоммуникаций 6.6. Понимание специфики и возможностей раз-личных способов общения (чат , форум) Если говорить о предметных компетенциях, которые, например, актуальны на дистанционном курсе для умения рефлексировать, то это, на мой взгляд, следующие: 2.4. Умение рефлексировать 2.4.1. Появление интереса думать «по теме» 2.4.2. Наблюдение, анализ своих действий по целедостижению 2.4.3. Умение отслеживать изменения 2.4.4. Появление постоянных раздумий , сомнений 2.4.5. Умение по результатам дела вы-носить рекомендации самому себе 2.4.6.Способность к внутреннему диалогу, заключающемуся в ответах на заданные самому себе или другим вопросы. под

Свитова Т. В.: Основной вопрос темы – Что такое эвристические компетенции? Только определившись с этим, возможно говорить о том, как их развивать. Понятно, что существуют компетенции ключевые, общепредметные, предметные. Это классификация по уровню, иерархии. Существуют ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования. Это классификация по содержанию. Есть компетенции образовательные и профессиональные, классифицирующиеся таким образом по виду деятельности. Куда относятся эвристические компетенции? Где их место в этих классификациях? Попробуем следующую логику. Компетенции – это знания, опыт, способы деятельности с реальными объектами. Разрабатывая содержание компетенций, мы наполняем «знания», «умения», «навыки», «способности», «качества» конкретным предметным содержанием, определяем функции каждой компетенции. Скажем, коммуникативная компетенция включает в себя как одну из составляющих навык переписки по электронной почте, общение в форумах, чатах. Далее можно определить – на русском или иностранном языке. Последующая содержательная детализация включает: умение пользоваться электронной почтой (форумами, чатами), владение стилями общения, знание языка и языковых особенностей. Предназначение компетенции в данном случае - деловая или личная переписка. Логичным приемом развития данной компетенции (с учетом её функции) будет применение ИКТ. То есть методы, приемы развития определяются содержанием и функцией компетенции. С этой точки зрения, если для развития эвристических компетенций применять эвристические методы, то нетрудно догадаться, что и сами компетенции будут классифицироваться на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. И ни одна из этих групп не лишена творческого начала. Таким образом легче будет ориентироваться и на образовательный продукт (качество, ЗУН), и на конкретные приемы его достижения. Если же говорить конкретно о креативной сфере, то разница в уровне решения творческих задач непосредственно зависит от уровня одаренности, которая включает в себя множество компонентов: мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный (система взаимодействия), рефлексивный и т.д. И разницу дает именно качественно разное сочетание уровней сформированности этих компонентов. Например, у одного ученика высокий уровень интеллектуальной активности, но меньше развита способность межличностного общения (или внутреннее диалогическое мышление), у другого в большей степени присутствует рефлексивный компонент, а мотивационный проявляется слабее. Конечно, эти компоненты тоже взаимосвязаны между собой, но различия в уровне сформированности тоже имеет вес.

Волков С.Д.: Обсуждение вроде бы прервалось, поэтому позволю себе вставить одно замечание: А.В.Хуторской пишет: Один ученик может быть более другого оспособлен в решении творческих задач. Почему так происходит? Мне кажется, при ответе на этот вопрос нельзя обойти границы творческих способностей. Не вдаваясь в психологические тонкости - креатив это компиляция, и наше творчество это не "рисование на чистом листе", а скорее "игра с калейдоскопом". Осознание этого факта превращает творчество в еще бОльшее чудо... С такой точки зрения причиной блокирования творческих способностей детей оказывается не "неспособность к рисованию", с которой учитель мало что может сделать, а легкоустранимое "неумение играть с калейдоскопом". Не здесь ли объяснение поразительных успехов некоторых педагогов, раскрывающих творческие способности у всех своих учеников...

Георгий Тодоров: Креативные/евристические/"компетенции присущие для каждого ученика.Их "динамизация" стоит в основе различия творческого от нетворческого акта/в школе/.Проявление креативности сопровождено всегда с богатой информационной работой/в вербальном смысле,в конструктивном,в рефлексивном,в когнитивном аспекте/.Как школа развивает креативност учеников?Путем развития информационных еталонов восприятия научной информацией.Персонификация механизмов сохранения и использования.Формирование и проявление инновационого типа мышления,вне традиционного понимания о "творчестве".Когда ученик ошибается,ето не является ли особым видом творчество.Ошибка-ето нестандартное решение.Его не надо всегда связывать с незнанием.

Кирсанова Марина: Георгий Тодоров пишет: Другими словами, компетентностный подход в образовании настолько будет эффективно реализован, насколько будет эвристичным само образование. Вишу в нете более 2 часов, прочла массу мудрых мыслей. А сколько воды словесной!... А за этим всем стоит только одно - незнание эвристичеких методов. Винить кого? Только ли учителя? Даже если ты не ленив и имеешь массу свободного времени, в потоке информации на эту тему очень мало, буквально крупицы чего-то конкретного... Только слова, красивые слова о развивающих целях и о том, какими нам быть... Нет на всероссийском уровне обязательного эвристического элемента в образовании, например, самих будущих учителей! нет! Надо в корне менять ситему подготовки педагогов. ...А господину Хуторскому, как говорят мои детки, - "респект и уважение". Он пытается хотьчто-то изменить в нашей консервативной по сути системе. Ведь год от года у "книги знаний" меняется лишь обложка. Да ещё некоторые, пожалуй пытаются читать её задом наперед. ...А не лучше ли попытаться написать продолжение? Вместе с учениками?..

А.В.Хуторской: Кирсанова Марина пишет: Нет на всероссийском уровне обязательного эвристического элемента в образовании, например, самих будущих учителей! нет! Надо в корне менять ситему подготовки педагогов. В корне что-то изменить всегда сложно. Может быть и не нужно резко менять, а то получится "как всегда". А вот постепенно вполне можно повышать общий эвристический уровень образования, как общего, так и педагогического. Кое-что здесь, кстати, делается и на всероссийском уровне. Например В.И.Андреев из Казани вчера мне в РАО сказал, что у него вышло переиздание его книги по эвристической самореализации. Моя "Дидактическая эвристика", кстати, издана МГУ и распространена на всероссийском уровне. Ещё одно свежее известие, но уже печальное, умер М.И.Махутов - один из основателей проблемного обучения в России. Проблемное - не совсем эвристическое, но в этом же направлении и было распространено, сегодня нет учителя, который бы не слышал о проблемном обучении (правда, одно дело слышать, другое - применять). Кстати, у нас в ЦДО "Эйдос" на каждом конкурсе для педагогов и почти на каждом курсе есть эвристика. А в эвристических олимпиадах, где и учителя могут участвовать, так вообще каждый "аффтар жжёт", как говорят наши детки. Та что не всё так уж беспростветно в нашем королевстве. Но требуется целенаправленная деятельность по постепенному продвижению творческой составляющей в образование. Человек - творец. Поскольку создан по образу и подобию Бога-творца. Поэтому нет другого пути кроме творчества.

elena27: Уважаемые коллеги, все в наших руках и не надо венить общество, ВУЗы. Все зависит от самого педагога и его желания работать или просто "отсидеть" свои часы.

matveeva-7575: Считаю , что все зависит от желания педагога и его выбора пути педагогической деятельности.

filimonova.irina@inb: Надо научиться учителям слушать и слышать ребёнка , ведь изначально каждый ребёнок мыслит не по шаблону и стандарту, а по своему. Надо только умело направить его мысли и действия в нужное русло . А для этого существуют различные технологии обучения и программы. Например программа "Школа 2100" в сочетании с Индивидуально-ориентированной системой обучения учат детей искать и находть , а не получать знания в готовом виде.

Калинина Ирина: Эвристические компетенции - это, я думаю, компетенции получения результата в образовательном процессе. У одних эта способность выше - так как на ранних этапах самостоятельность всегда соседствовала с самовыражением. У других ниже - за него все делают взрослые, он себя не понимает и не ощущает как личность.

Передериева Е.В.: Калинина Ирина пишет: Эвристические компетенции - это, я думаю, компетенции получения результата в образовательном процессе. На мой взгляд - это получение необычного результата, способность совершать открытия учениками, учителями, используя известную всем информацию. Слово "эврика" обозначает "Я нашел!" Значит эвристические компетенции являются прежде всего поисковыми, созидательными.

Марина Илющихина: Я стараюсь строить урок так, чтобы в ходе него произошло какое-то яркое событие. А если оно произошло, то дети обязательно запомнять этот яркий момент. Затем прошу детей объяснить тот опыт, то событие, которое произошло на уроке. А дома предлагаю придумать другие яркие события, касающиеся данной темы и найти им объяснение.

М88: Здравствуйте, коллеги! Впервые принимаем участие в столь значимом и очень важном обсуждении. Мы считаем, что в любом образовательном учреждении должно быть создано креативное пространство для самовыражения и самореализации как ребенка, так и учителя. Для нашей гимназии таким пространством стало участие в олимпиадах "Эйдос". На протяжении двух лет количество желающих, как среди педагогов, так и среди гимназисток и их родителей, выразить свою "изюминку креативности" выросло с 8 человек до 300. Таким образом, возможность найти "нишу"эвристического образования МОЖНО при желании и Целевой Программе учреждения.

И.В. Сидорова: Доброго времени суток, коллеги-единомышленники! Проблема творческого подхода в образовании сегодня стоит особенно остро, потому что ориентация на минимум, необходимый при сдаче ЕГЭ, обедняет смысл деятельности как учителей, так и учеников. Урок можно считать состоявшимся, если каждый из присутствующих нат нём обрёл какой-то смысл. Это возможно, если применять на уроках задания открытого типа, учить детей ставить достижимые цели, осознанно проводить рефлексию.



полная версия страницы