Форум » Эвристическое обучение » Формы и методы эвристического обучения » Ответить

Формы и методы эвристического обучения

А.Д.Король: В чем причина ограниченности использования учителем эвристических форм и методов на уроке? Проводили ли вы эвристический урок, его этапы в своей практике? Как учитывать возрастные и предметные особенности учащихся в формах и методах эвристического обучения?

Ответов - 46, стр: 1 2 All

Смирнова Т.Н.: А.Д.Король пишет: В чем причина ограниченности использования учителем эвристических форм и методов на уроке? Мне кажется, что надо разделить вопрос на две части. Во-первых, в чем вообще может быть причина ограниченности использования учителем любых других новых форм и методов на уроке? Ведь часто дело не в том, что учителю что-то мешает использовать именно эвристические методы, а в другом. Например, нехватка времени и т.п. И вопрос встает о правильности и целесообразности его расходов. Во-вторых, надо разбираться, в чем причина ограниченности использования учителем конкретно эвристических форм и методов на уроке, при прочих равных условиях. Здесь, я бы, например, сказала о недостаточной компетентности учителя в этом вопросе, необходимости знаний не только о том, что и как делать, но и как продиагностировать, насколько плодотворен результат.

Скрипкина Ю.В.: А.Д.Король пишет: В чем причина ограниченности использования учителем эвристических форм и методов на уроке? На мой взгляд, естественной причиной (с которой при желании каждый учитель может пытаться бороться), по которой эвристические методы в очном учебном процессе пока не слишком распространены, является сама система образования, ориентированная на стандартный результат, которые ученики должны продемонстрировать за стандартное время. Куда проще провести типовой опрос по параграфу учебника, чем выстраивать систему эвристических заданий. И тут я согласна с Татьяной Николаевной - вопрос диагностики встает остро. С опросом по параграфу более-менее понятно, а диагностировать личное приращение, "творческость" собственного продукта ученика - гораздо сложнее. То есть причина в том, на мой взгляд, что даже если учитель готов противостоять системе, он не может часто сам найти применение эвристическим методам, а готовых инструментов (например, эвристического задачника по математике или химии) ему никто не предлагает.

Елена Кирина: Скрипкина Ю.В. пишет: если учитель готов противостоять системе, он не может часто сам найти применение эвристическим методам Многие учителя используют эвристические методы обучения, даже и не подозревая, что они таковыми являются. Например, метод эвристической беседы, который используют при объяснении нового материала. Объясняя новый материал учитель с помощью наводящих вопросов побуждает учащихся включаться в процесс поиска. В результате учащиеся благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.


Суханова Татьяна : Скрипкина Ю.В. пишет: Куда проще провести типовой опрос по параграфу учебника, чем выстраивать систему эвристических заданий. Это проще не только учителю, но и ученику. Правильно ответил по параграфу и гарантирована пятерка, а процесс рассуждения и поиска всегда риск не только получить не тот "продукт", но и не тем путем идти. "В параграфе так написано!"- для ребенка звучит гораздо убедительнее, чем "я так считаю". Воспроизведение готовых знаний оценят всегда и по понятным каждому ребенку критериям, а творчество может остаться не понятым, следовательно и оценится субъективно.

Скрипкина Ю.В.: Суханова Татьяна пишет: "В параграфе так написано!"- для ребенка звучит гораздо убедительнее, чем "я так считаю". Вот это и печальнее всего!

Власова Е.М.: Критерий проверки любого знания – это его полезность. Приводит ли оно к большему счастью, увеличивает ли способности, может ли человек с его помощью лучше достигать своих целей? Какие критерии для проверки знаний мы используем в современном образовательном процессе? Оценки? Но всегда ли оценка действительно объективно оценивает? Не секрет, что и оценка зачастую зависит от того, кто тебя оценивает. Не секрет, что оцениваем мы ожидаемые, прогнозируемые ответы. А если вдруг ребёнок даёт оригинальный, нестандартный ответ, мы теряемся и недоумеваем, потому что он не вписывается в нашу схему или в схему, навязанную нам пресловутой программой. Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Сократический метод есть дедуктивный прием, состоящий в определении понятий путем исключений. Например, когда Сократ взял чашу с ядом, ученик спросил его: «Учитель, зачем ты умираешь невиновным?» На это Сократ отвечал ему так: «Глупец! Разве ты хочешь, чтобы я умирал виноватым?» Прообразом эвристического обучения и считаются эти самые беседы Сократа, в которых он при помощи вопросов и возражений помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, получать новое (для собеседника) знание. Традиционная педагогика направлена скорее на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития познавательных и творческих способностей, в эвристической педагогике научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учащимися под руководством педагога. Моделирование творческой деятельности на учебном материале подготавливает учащихся к решению «настоящих» творческих задач, развивает познавательные способности и исследовательские навыки. Никому не секрет, что никого нельзя ничему научить. Можно только научиться. Только самостоятельно добытое знание остаётся в человеке, человек сам должен получить новое для себя знание. Что же такое эвристика? Пойдём от первоначального значения слова. Термин происходит от греческого «heurésko» - отыскиваю, открываю. Обратим внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Озеркова: Власова Е.М. пишет: Критерий проверки любого знания – это его полезность. Приводит ли оно к большему счастью, увеличивает ли способности, может ли человек с его помощью лучше достигать своих целей? Проблема в том, что большинство свои цели не ставит. а ориентируется на спущенные откуда-то сверху (учителем, родителями, начальником на работе). Мне кажется, что эвристическое воспитание должно иметь одним из своих элементов формирование ответственности за собственную жизнь в любой области, в том числе и в области образования. А то слишком много вокруг потом получается нытиков "жизнь не удалась". А ты ставил себе личные цели? Добивался их систематически? Это не "жизнь виновата", это "человек виноват". А мы, учителя, не объяснили, что важна на самом деле не "сумма знаний". Если человеком нехватка некоторых знаний осознается, то он и найдет способ превратить незнание в знание. А вот если не осознается... Отсюда и проблемы с мотивацией учения - "я считаю, что это нужно кому-то сверху (например, учителю), так пусть он и старается".

Смирнова Т.Н.: Власова Е.М. пишет: Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Отправлено: 27.08.08 20:14. Заголовок: Калашникова Юлия пиш.. -------------------------------------------------------------------------------- Калашникова Юлия пишет: цитата: Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Навести ученика на "правильные умозаключения и решения", мне кажется, эти слова не совсем о методе Сократа. Это традиционная система обучения ведет человека к определенным истинам - знаниям. В эвристическом обучении ценностью является незнание. Слова Сократа: "Я сам знаю, что ничего не знаю". Не факт, что Сократ сам знал куда человека вести, к каким именно ответам. Другое дело, что Сократ помогал ученику выявить те "незнания", которые могут открыться человеку и провести к дальнейшим открытиям.

matveeva-7575: С.корее всего о недостатке времени и правильности использования

Смирнова Т.Н.: И все же, хотелось бы предметного разговора о формах и методах эвристического обучения на уроке. Есть ли такие учителя, которые могут поделиться примера использования таких методов? Это было бы интересно и полезно для всех. Например, многие учителя используют в своей деятельности метод проектов. Есть такая форма эвристического обучения - эвристический проект. Как Вы считаете, любой ли проект, который выполняется учениками, эвристический? Есть ли какие-то особенности эвристического проекта? Как могут звучат темы для эвристического проекта и неэвристического, если их нужно разделить?

Озеркова: Конечно, эвристическим является не любой проект. Точно так же, как не любой проект является исследовательским (что бы там мне учителя каждый год не пытались доказывать). Вообще я обычно разделяю проекты по ведущей компетенции - исследовательский, информационный, коммуникационный (в предельном случае социальный), творческий (направленный на саморазвитие), оргдеятельностный (хотя последних праткически не бывает, наверное, это очень трудно). И практически любой проект можно делать или эвристическим, или модельным, или что ужаснее всего, традиционным (то есть если понимать проект как продукт любого, в том числе репродуктивного вида). Исследовательские по методу (не по компетенции) проекты встречаются на самом деле в школе крайне редко, так как во-первых, это трудно, а во-вторых, от школы требуется обязательный результат, а в настоящем исследовании результат вообще не предсказуем. В эвристическом же проекте о результате кое-что можно сказать заранее, хотя и не очень много.

А.И. Богданова: А если во время учебного процесса ученикам предлагается самостоятельно выбрать пути решения того или иного задания, но заранее дана тема и цель урока. Это будет являться элементом эвристического метода?

А.В.Хуторской: Будет. Мера эвристики может быть разной. Её можно, например, расширять.

А.И. Богданова: Хорошо, я согласна с расширением, но тогда у меня возникает вопрос: не создастся ли такая ситуация, когда каждый ученик будет исследовать, развивать то, что ему интересно, и учитель просто затеряется в таком потоке разной по содержанию и качеству информации. Иными словами не создастся ли хаос? Спасибо.

А.В.Хуторской: А.И. Богданова пишет: не создастся ли такая ситуация, когда каждый ученик будет исследовать, развивать то, что ему интересно, и учитель просто затеряется в таком потоке разной по содержанию и качеству информации. Иными словами не создастся ли хаос? Эвристическое обучение - это не вседозволенность и чегохочуделанье. Процесс и результат задаётся целями и технологией обучения. Если есть цель - развить исследовательские компетенции, научить видеть вокруг объекты для своих исследований, всё это задаётся с помощью вполне чётких и уже, кстати, отработанных технологий ЭО. Поэтому, кстати, и важна научно-методическая поддержка, например, в рамках нашего педэксперимента - http://khutorskoy.ru/science/program/index.htm

Калинина Ирина: А.Д.Король пишет: Проводили ли вы эвристический урок, его этапы в своей практике? Как учитывать возрастные и предметные особенности учащихся в формах и методах эвристического обучения? Эвристический урок еще не проводила. Идет процесс накопления условий и стимулов. Я думаю, что в данном случае частить не надо. Эвристика она как аккомулятор - требует своевременной и качественной подзарядки. Наблюдала за детьми и учителями после дистанционных эвристических олимипиад - обесточенные киборги. ни о чем кроме олимипиады говорит не могут, жалуются на головную боль и цейтнот и утверждают "кто не участвовал в дистанционной олимпиаде, тот не знает жизни". Позволю себе спроектировать эвристический урок: 1) Урок имеет 5 блоков: демонстрация эвристического мышления; постановка эвристического задания; обучение эвритическому мышлению; решение задания; рефлексия. 2) В предшествующий период ученики должны иметь опыт участия в какой-либо форме творческой деятельности, предусматривающей использованием эвритических заданий: ученический проект, исследовательская работа, эвристичекая олимпиада и т.д. 3) Подготовка ярких примеров эвристического мышления 4) Обучение эвристическому мышлению предполагаю провести как демонстрацию форм и методов решеиия эвристических заданий: индивидуальный и групповой, устный и письменный, тезисный и эссе; основанный на логике и на подсознании, достигший результата и оставшийся без завершения; индуктивный и дедуктивный; аналитический и конструктивный; основанный на фактах и без них; сопровождающийся наглядностью и творчеством и без них. 5) Техничекая подготовка этапов урока: проекционная и печатная аппаратура, интернет, ноутбуки или компьютеры для 3-4 групп учащихся, флип-чаты, "забор" и листы-молнии для самовыражения, концелярские принадлежности и бутофория в изобилии. Считаю, что возраст не играет роли в выборе форм урока и его замысла. Пример тому мои пятиклассники. Какие муки приходилось терпеть в работе со старшеклассниками, которые "оттаивали" и шли на олимпиады в 9-11 классах - косность мышления на лицо. А нынешняя "молодежь" - гибки. виртуозны, увлечены, хотят результата. Урок планирую провести в конце года после написания годовой работы (30 апреля) в 5-х классах по истории с использованием регионального компанента, исследовательского метода, духовной практики.

Калинина Ирина: Прошу извинить за допущенные ошибки: прошу читать "аккумулятор", "канцелярские принадлежности" и т.д. Вопрос очень увлек. А.В. Хуторской пишет: Если есть цель - развить исследовательские компетенции, научить видеть вокруг объекты для своих исследований, всё это задаётся с помощью вполне чётких и уже, кстати, отработанных технологий ЭО. Андрей Викторович! Хотелось бы узнать, какие площадки в России считаете самыми успешными в освоении и отработке технологий ЭО.

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: Наблюдала за детьми и учителями после дистанционных эвристических олимипиад - обесточенные киборги. ни о чем кроме олимипиады говорит не могут, жалуются на головную боль и цейтнот и утверждают "кто не участвовал в дистанционной олимпиаде, тот не знает жизни". Я бы не согласился насчёт киборгов. Киборги, скорее, это те, кто получается после тестов ЕГЭ. Эвристические же олимпиады сильны не административной заданностью (слава Богу, госдума ещё не приняла закона об обязательном участии в дистанционных эвристических олимпиадах). Эвристические олимпиады делают главное - они позволяют участнику родить новое. Именно этот опыт они осознают как сильнодействующий. Если ты это прошел, то кое что значишь. И этот опыт позволяет им считать своё участие крещением самооткрытия, в идеале - саморождения. Поэтому уже больше 200 тыс. человек приняло участие в эвристических олимпидах.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: Я бы не согласился насчёт киборгов. Я и сама с этим не согласна. Бывает, знаете ли, иногда у педагогов ради красного словца. Но то, что олимпиада не для нетренированных людей есть серьезное испытание, это факт. В первую неделю после конкурса творческие дела из календаря вычеркиваем. У детей возникает потребность в хорошем отдыхе, покое. Ведь помимо эвристики во время олимпиады приходится решать массу организационных вопросов. А оформление работы? Мы пока похвастаться быстрой скоростью печати не можем. Многие и печатать-то только на олимпиадах начинают.

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: Урок планирую провести в конце года после написания годовой работы (30 апреля) в 5-х классах по истории с использованием регионального компанента, исследовательского метода, духовной практики. С духовной практикой я бы порекомендовал быть поосторожнее. Это не для массового обучения. В своё время я перестал использовать на уроках метод эмпатии (вживания), когда увидел результаты, с которыми я не готов был работать. Ничего такого, конечно, не будет происходить, если делется это не по настоящему.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: С духовной практикой я бы порекомендовал быть поосторожнее Мы в этом направлении достаточно просвещены. Школа уже несколько лет, в меру своей компетентности, изучает конфессиональный состав населения, исследует мнение педагогов, учащихся, родителей, преподаем историю и культуру мировых религий, совместно с духовно-просветительским центром "Истоки" организуем круглые столы "Православные ценности и современное образование" Но, естественно, не вводим элементы церковной организации в учебный процесс. В данном тезисе автор подразумевал обращение к духовной теме, которая может привести к серьезному философскому поиску, а тот в свою очередь и к конкретным действиям, естественно, уже за пределами школьного бытия. Как бы то ни было, но мы перестали игнорировать то, что у человека есть душа и деликатно останавливаться только на нравственных проблемах.

Соколова Э. А.: А. Д. Король спрашивает: "Проводили ли вы эвристический урок, его этапы в своей практике?" Прочитав статью о формах и методах эвристического обучения, я сделала для себя вывод, что, оказывается, не раз использовала этапы эвристического урока, просто я называла их творческими. Ведь основной задачей форм и методов эвристического урока является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Я работаю по развивающей программе и систематически включаю в свои уроки задания на собственное творчество учащихся. На уроках обучения грамоте дети сами придумывали значки для обозначения звуков, на уроках математики детям предлагала дать свои названия геометрическим фигурам. Таких примеров можно привести много. И, самое главное, ребятам нравится выполнять эвристические задания. Поэтому, считаю, что у эвристического обучения есть будущее.

Тишкина Т.Н.: Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. На мой взгляд, главная причина ограниченности использования эвристических форм и методов на уроке в том, что главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. Ведь, как не «крути», главной целью обучения и воспитания всегда остается : - дать учащимся багаж знаний, определенный государственным стандартом, сформировать ЗУН и ОУУН в области своей профессиональной компетентности, научить владеть и применять знания на практике, и уже на «той сформировавшейся почве» применять эвристические методы, которые в свою очередь учат оперировать знаниями и умениями для развития творческих способностей. А в свою очередь эвристические методы и приемы позволяют выразить рефлексию. Но, с другой стороны, проявление эвристики может быть разной- не зная того, предлагая ребенку, создавая проблемную ситуацию, самостоятельно определить тему урока и выявить ее значение, мы применяем эвристический прием и организовываем поиск необходимой для ученика информации.

Тишкина Т.Н.: Суханова Татьяна пишет: ...процесс рассуждения и поиска всегда риск не только получить не тот "продукт", но и не тем путем идти. Я не согласна, с этим мнением, то, как дети рассуждают - не мало зависит и от нас, учителей. Если научить ребенка пользоваться книгой, как «банком знаний» ,но не единственным источником получения знаний, научить не бояться высказывать свои умозаключения, то для ребенка высказывание -«Я так считаю» не будет казаться неубедительным и неверным. Процесс рассуждения индивидуален, каждый воспринимает информацию в силу своего интеллектуального багажа, но это не значит, что человек не имеет своего мнения. Правильно направить в нужное русло мысли и подвести к верному умозаключению, ведь это тоже, пусть не всегда простая, работа учителя. Многие считают, что эвристические задания только для определенного склада мысли, восприятия окружающего мира, нетакого как у большинства. Почему? Я считаю – это ошибочное мнение – ведь наоборот, для некоторых ребят «необычность, загадочность ,неопределенность» в задании дает больше возможности выразить свои мысли, видение поставленной проблемы и ,отойдя от ограниченного «требования» учителя раскрыть тему однозначно, могут вывести целую гипотезу.

Fomenko1957: В чем причина ограниченности использования учителем эвристических форм и методов на уроке? Для вас эвристические формы и методы - это уже состоявшаяся реальность, для многих других, я имею ввиду себя, это еще только теория. Красивая, но еще малоспособная и первая проблема составить задания и найти им место в уроке, вторая – приучить к ней учеников, и не превратить учение в развлечение. Конечно, еще и ограниченность во времени урока, 40 минут и все. Теперь отдельно – формы, если индивидуальные, то здесь все достаточно просто, а групповая или фронтальная, уже не вписываемся в регламент урока, надо выносить на внеурочную деятельность. Эвристические методы – это наиболее часто используемый в работе учителя арсенал, и здесь конечно свобода. И самое главное возможность организовать эвристическое обучение в контексте классно-урочной системы.

Тишкина Т.Н.: Fomenko1957 пишет: Эвристические методы – это наиболее часто используемый в работе учителя арсенал, и здесь конечно свобода. И самое главное возможность организовать эвристическое обучение в контексте классно-урочной системы. Многие учителя используя,на свой взгляд, обычные,для себя предположим, приемы работы на уроке и не предполагают, что пользуются как раз эвристическими формами и приемами. Что значит : "Возможность организовать"...? такое впечатление создается, что это непознанное и недоступное, возможно еще непознанное, кажется- "страшным"-по причине возникших чувств не справиться, но при желании разнообразно организовать свою работу, именно и дает эту возможность. Fomenko1957 пишет: проблема составить задания и найти им место в уроке Почему, если возникает вопрос об использовании эвристических форм и методов на уроке, то тут же возникает сразу проблема, что нужно придумать какое то задание??? Я считаю, если создать проблемную ситуацию на уроке, например на этапе анализа и закрепления темы, поставить вопрос: " Почему так считаешь? Докажи". Используя такой прием в дискуссии на уроке, я никогда не перебиваю ответ ребенка, даже если ответ его является неверным, я прошу доказать позицию своей мысли, при доказательстве, выдвигая аргументы дети самостоятельно приходят к верному умозаключению,-и гордость переполняет их за то,как самостоятельно нашли истину,не переживая за то, что вначале ошибались.

Fomenko1957: Тишкина Т.Н. пишет: такое впечатление создается, что это непознанное и недоступное, возможно еще непознанное, Здавствуйте Татьяна! Вы совершенно точно оценили мое состояние, да для меня это еще только первые шаги и много вопросов и опасаюсь доверить детям свободу. Это сложно ум очень трудно разворачивается к принципиально новой методике,. хотя я всегда быстро реагирую и принимаю новое с удовольствием, но осторожно. Всегда стараюсь изучить, понять и только тогда принять. Может быть я не права? Татьяна Фоменко.

Исаева О.Ю.: Формы и методы эвристического обучения - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов. Каждый из нас выбирает наиболее удачные, в этом можно не сомневаться. Предлагаю поделиться своими идеями. Какие именно формы и методы эвристического обучения наиболее эффективны в создании не только нового образовательного продукта, но и личностных достижений самого ребенка? Что вы учитываете, выбирая форму и метод?

Орлова И.А.: На мой взгляд, сегодня большой акцент делается на эвристические олимпиады. Они имеют целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации “Идея”, “Образ”, “Закономерность”, “Знак”. “Символ”, “Опыт”, “Конструкция” и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Также среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

Исаева О.Ю.: Орлова И.А. пишет: На мой взгляд, сегодня большой акцент делается на эвристические олимпиады. Они имеют целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Об эвристических олимпиадах мы слышим, участвуем, но к сожалению сами педагоги не достаточно компетентны в вопросах эвристического обучения, поэтому у нас в сельской школе участие в эвристических олимпиадах мало используется. Анализируя свой небольшой опыт участия в эвристических олимпиадах мне кажется дынная форма эвристического обучения более интересна учащимся старших классов, они устали от традиционного изучения материала. Как вы считаете коллеги, может использование форм эвристического обучения связано и возрастными особенностями ребенка?

sazonova68: Ольга Юрьевна, Вы правы! Дети старших классов (многие) очень доверяют компьютерным технологиям (ученики смотрят на мир более широко, чем мы в своё время), для них наиболее интересно выполнять задания (именно эвристические), которые дают возможность интересно, увлекательно, познавательно, результативно проводить время, кроме того, сравнивать себя и свои суждения, (работы) с результатами ребят из разных концов страны. Это очень зажигательно!

Волкова О.Н.: Исаева О.Ю. пишет: мне кажется дынная форма эвристического обучения более интересна учащимся старших классов Не думаю, ведь задания эвристических олимпиад подбираются с учётом возрастных особенностей, поэтому считаю, что участие младших школьников в эвристических олимпиадах способствует построению их индивидуальной образовательной траектории.

Смирнова О.Н.: Эвристическое обучение интересно для учащихся, но применяется пока очень ограниченно. Поэтому, видимо, для распространения эвристического обучения А.В.Хуторской и создал "Эйдос", за что ему спасибо! У меня же в практике, как пишет Орлова И.А., пока: акцент делается на эвристические олимпиады. Они имеют целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации “Идея”, “Образ”, “Закономерность”, “Знак”. “Символ”, “Опыт”, “Конструкция” и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. А так же использую эвристические задания на разных стадиях урока. Смирнова О.Н.

Исаева О.Ю.: Смирнова О.Н. пишет: А так же использую эвристические задания на разных стадиях урока. Ольга Николаевна. а вы могли бы привести примеры таких заданий? Какие задания вы предлагаете выполнить учащимся? Коллеги присоединяйтесь!

Исаева О.Ю.: Смирнова О.Н. пишет: А так же использую эвристические задания на разных стадиях урока. Подумала и решила перечислить некоторые задание на собственное творчество учащихся: изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира. такие задания можно использовать на уроках в начальных классах. А вы какие используете на своих уроках?

Исаева О.Ю.: sazonova68 пишет: Это очень зажигательно! Для старшеклассников "зажигательно" разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету. Так ли это?

Орлова И.А.: Здравствуйте! Наша школа на протяжении последних шести лет сотрудничает с ЦДО "Эйдос" и участвует практически во всех его мероприятиях. Особенно радуют результаты: участие педагогов и детей в курсах, олимпиадах, НПК, форумах, проектах и др.

Гудзь С.В.: Для старшеклассников это могут быть: мини-сочинения по теме; создание проекта; создание компьютерной игры в любой форме: презентации, flash, веб-квест, веб-тест и т.д.; обоснованный прогноз на будущее; моделирование в форме презентации, 3D-графика, flash-технологии, Логомиры, программирование и т.д.

Орлова И.А.: Метод “вживания”, на мой взгляд, будет интересен как младшим школьникам, так и старшим. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ребенок пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт обучающегося, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ребенка, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Архипова Т.А.: Эвристические методы обучения - способы совместной деятельности учащихся и преподавателя в процессе обучения, с помощью которых достигается овладение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Детям разного возраста можно предложить методы смыслового, символического, образного видения, метод придумывания, метод "Если бы...", метод эвристических вопросов, метод агглютинации, “мозговой штурм”, метод синектики, метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц, метод инверсии, или метод обращений и др. Всё зависит от конкретных особенностей детей. Иногда задания первоклассников оказываются выполненными более "эвристично", чем задания, предложенные представителям выпускных классов.



полная версия страницы