Форум » Эвристическое обучение » Цели и ценности эвристического обучения » Ответить

Цели и ценности эвристического обучения

Калашникова Юлия: Критерий проверки любого знания – это его полезность. Приводит ли оно к большему счастью, увеличивает ли способности, может ли человек с его помощью лучше достигать своих целей? Какие критерии для проверки знаний мы используем в современном образовательном процессе? Оценки? Но всегда ли оценка действительно объективно оценивает? Не секрет, что и оценка зачастую зависит от того, кто тебя оценивает. Не секрет, что оцениваем мы ожидаемые, прогнозируемые ответы. А если вдруг ребёнок даёт оригинальный, нестандартный ответ, мы теряемся и недоумеваем, потому что он не вписывается в нашу схему или в схему, навязанную нам пресловутой программой. Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Сократический метод есть дедуктивный прием, состоящий в определении понятий путем исключений. Например, когда Сократ взял чашу с ядом, ученик спросил его: «Учитель, зачем ты умираешь невиновным?» На это Сократ отвечал ему так: «Глупец! Разве ты хочешь, чтобы я умирал виноватым?» Прообразом эвристического обучения и считаются эти самые беседы Сократа, в которых он при помощи вопросов и возражений помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, получать новое (для собеседника) знание. Традиционная педагогика направлена скорее на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития познавательных и творческих способностей, в эвристической педагогике научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учащимися под руководством педагога. Моделирование творческой деятельности на учебном материале подготавливает учащихся к решению «настоящих» творческих задач, развивает познавательные способности и исследовательские навыки. Никому не секрет, что никого нельзя ничему научить. Можно только научиться. Только самостоятельно добытое знание остаётся в человеке, человек сам должен получить новое для себя знание. Что же такое эвристика? Пойдём от первоначального значения слова. Термин происходит от греческого «heurésko» - отыскиваю, открываю. Обратим внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приемов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач. Но каждый ли человек способен к такого рода открытиям? Известно, что условно людей можно разделить на две группы: человек-исполнитель и человек-творец. Нас, естественно, интересует человек-творец, то есть образ (а ведь слова «образ» и «образование» одного корня) такого человека, которого мы хотели бы видеть в процессе эвристического обучения. Нам кажется, что это должен быть самодостаточный человек, у которого в процессе разрешения проблемы происходит активное саморазвитие и творческая самореализация с явным приоритетом внутреннего роста над жаждой награды и общественным положением. Такой человек в итоге способен максимально мобилизоваться для решения всё более сложных проблем, что ведёт его к повышению профессиональных компетенций и жизненному успеху.

Ответов - 3

Смирнова Т.Н.: Калашникова Юлия пишет: Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести собеседника на правильные умозаключения и решения. Навести ученика на "правильные умозаключения и решения", мне кажется, эти слова не совсем о методе Сократа. Это традиционная система обучения ведет человека к определенным истинам - знаниям. В эвристическом обучении ценностью является незнание. Слова Сократа: "Я сам знаю, что ничего не знаю". Не факт, что Сократ сам знал куда человека вести, к каким именно ответам. Другое дело, что Сократ помогал ученику выявить те "незнания", которые могут открыться человеку и провести к дальнейшим открытиям.

Fomenko1957: Калашникова Юлия пишет: Известно, что условно людей можно разделить на две группы: человек-исполнитель и человек-творец. На уроках экономики, касаясь проблемы трудовых ресурсов, мы с детьми вывели новую закономерность: есть люди которые работают на кого-то - государство, предпринимателя и т.п., есть люди которые работают на самих себя (сами создают продукт, услугу и т.д.и получают с этого доход), а есть люди, которые дают работу другим - это предприниматели. Эвристическое обучение формирует как раз те самые трудовые ресурсы готовые самостоятельно находить себе работу и обеспечивать себя, и более того организовывать труд других. Способность человека создать продукт - материальный, нематериальный и через создание этого продукта самореализовать свои врожденные способности, таланты - этому надо учить. К.Д. Ушинский писал в своих трудах, что стремления человека лежат вне его сознания, человек не реализовавший свои стремления будет страдать. Цели эвристического обучения научить свободе мысли, раскрепостить ум от стандартов. Я думаю в этом и заключается ценность эвристического обучения.

Ольга22: *PRIVAT*




полная версия страницы