Форум » Эвристическое обучение » Исследование лучше проектирования? » Ответить

Исследование лучше проектирования?

А.В.Хуторской: Предлагаю обсудить заметки из хроники бытия - http://khutorskoy.ru/be/2009/0331/index.htm

Ответов - 23

Мугалимов: Добрый вечер коллеги! Да, при выполнении исследовательских, проектных работ нужны специфические способности учащихся: воображения, фантазия и т.д. Так называемая "Божья искра" практически у всех учащихся имеется, но запал только у всех разные. Вопрос в другом, как мы это зажигаем. Недавно провел урок-проект по информатике с использованием интернет-ресурсов по теме "Смайлики". Защиты прошли в форме стендового доклада с использовнием презентаций и web-страниц. После итоговой рефлекции выяснили, что самые лучшие работы у "средних" учащихся. Мои отличники больше замечаний получили на недостаточную оригинальность и дизайн. Да, у некоторых учащихся "открывать" талант очень трудно, но работать над этим надо! С уважением Мугалимов Д.Т.

Калинина Ирина: Мы подходим к проблеме хронологически. Исследовательская деятельность как форма обучения и направление в дополнительном образовании, вошли в школу в 1980-х гг. В 1990-х - как грибы после дождя стали появляться научные общества. Сам исследовательский метод иногда становился не главным, а больше увлекались атрибутикой движения юных исследователей: праздники открытия общества, гимны, эмблемы, посвящения в магистры. 2001 год - заговорили о проектах. 2003 - проекты писали все и вся. Насторожила одна деталь: классические исследовательские работы стали называть проектами, задуманное и осуществленное крупное мероприятие тоже попадало в ранг проекта. Год спорили: какова связь между всем. Пришли к компромиссному выводу: исследование - это часть проекта. Исследовательская деятельность трудно поддавалась управлению. Учителя возмущались, как это мы можем планировать творческий процесс у детей. С началом проектирования все стало проще: можешь творить не можешь, это уже не глвное, ставишь задачи, определяешь этапы их реализации и вперед. Но, случаев проявления творчества стало намного больше. Как ветки на дереве разрастаютсяи ввысь и вширину, так и рождаются все новые идеи по мере осуществления какого-либо проекта. Исследовательские работы приобрели стандартную жесткую форму, но содержание от этого только выигрывает. Мы не противопосталяем исследование и проект, а радуемся, что работаем с детьми на пересечении этих направлений деятельности.

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: Мы подходим к проблеме хронологически. Пожалуй, исследовательский подход, да и проектный - активизированлись несколько раньше - в начале 20-го века. Прежде всего, с работ Дьюи и других прогрессивистов. А появились, наверное, ещё раньше. 1980-е гг - это наше обозримое время, но и оно вполне достаточно, чтобы анализировать процессы взаимосвязи проектов и исследований.


Калинина Ирина: Естественно: с Дьюи, Снедзена, Шацкого.... Хотелось показать путь к этому методу рядового учителя наших дней. Пратическое знакомство уже состоялось, а затем появился интерес к истории вопроса. По крайней мере, с нами это так происходило. Иногда несколько пугает гипертехнологичный подхов в использовании метода проекта:цели, задачи, формы работы, формы организации, связь использования метода проекта с результатами ЕГЭ. А осознанности творческого потенциала, заложенного в этот вид деятельности не чувствуется. Предлагаю обсудить перспективы развития проектирования в российском варианте в ближайшее 10-летие.

Озеркова: Прежде всего, исследование не лучше и не хуже проектирования. Это разные, хотя и частично пересекающиеся, вещи. Проектирование - технология работы. Поэтому исследование может быть проективным, а может не быть. И проект может быть исследовательским, а может быть и каким-то другим (информационным, социальным и т. п.). Конечно, надо различать модное словоупотребление и реальный смысл, стоящий за этими терминами. Ситуация мне кажется аналогичной ситуации с компетенциями.

Калинина Ирина: Озеркова пишет: надо различать модное словоупотребление и реальный смысл Хотелось бы вообще пресечь свободное манипулирование этими понятиями, тем более в педагогике. Узаконить: проект- это технология. Учителя сами бы успокоились от этой определенности.

Крылова Н.Ю.: Озеркова пишет: Прежде всего, исследование не лучше и не хуже проектирования. Это разные, хотя и частично пересекающиеся, вещи. Проектирование - технология работы. Поэтому исследование может быть проективным, а может не быть. И проект может быть исследовательским, а может быть и каким-то другим (информационным, социальным и т. п.). Конечно, надо различать модное словоупотребление и реальный смысл, стоящий за этими терминами. Ситуация мне кажется аналогичной ситуации с компетенциями. Чем же исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в ходе реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: • определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; • выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; • подготовка и защита презентации; • анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы научного исследования: • формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; • постановка цели и конкретных задач исследования; • определение объекта и предмета исследования; • выбор метода (методики) проведения исследования; • описание процесса исследования; • обсуждение результатов исследования; • формулирование выводов и оценка полученных результатов. В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе метода проектов, и метода исследований лежит: ٧развитие познавательных умений и навыков учащихся; ٧умение ориентироваться в информационном пространстве; ٧умение самостоятельно конструировать свои знания; ٧умение интегрировать свои знания из различных областей наук умение критически мыслить. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Никитина С.В.: Крылова Н.Ю. пишет: Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Вполне правильное утверждение. Детей нужно научить учиться, а всю остальную необходимую информацию они будут с лёгкостью добывать и усваивать. При этом именно исследовательская и проектная деятельность в наибольшей степени этому способствуют.

Передериева Е.В.: # Проектирование не творчество? # Творчество - не деятельность? К сожалению, не могу согласиться с этими утверждениями. Работа над проектом без творческой деятельности не имеет смысла. Да, у нас изначально есть замысел, но ведь в процессе его реализации творческий продукт может быть самым неожиданным. Если бы мы действовали только по намеченному плану, проектная деятельность, по - моему потеряла бы свою привлекательность.

Крылова Н.Ю.: Передериева Е.В. пишет: Если бы мы действовали только по намеченному плану, проектная деятельность, по - моему потеряла бы свою привлекательность. В методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11.2003 говорится, что «проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности».

belochka757: Нельзя сказать, что одно лучше другого.В проекте больше возможностей проявить творчество, чем в исследовании.Но и исследование -это творческий процесс, поскольку в результате получается новый результат.

Передериева Е.В.: Крылова Н.Ю. пишет: Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования Здравствуйте, дорогие коллеги! Наталья Юрьевна! Вы даете классическое определение проектной деятельности, и все, что здесь сказано о этапах проекта я поддерживаю. Но в моей практике работы с детьми, творческий продукт практически всегда хотя бы немного отличался от заранее выработанных представлений (как правило, получался интереснее и практичнее).

Крылова Н.Ю.: Передериева Е.В. пишет: Но в моей практике работы с детьми, творческий продукт практически всегда хотя бы немного отличался от заранее выработанных представлений (как правило, получался интереснее и практичнее). Здравствуйте, уважаемая коллега! Я с Вами полностью согласна то, что мы получаем на практике подчас, бывает гораздо интереснее и практичнее замысла.

Битюцкая И.Н.: Исследование лучше поектирования? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, кто-то предпочитает заниматься исследовательской деятельностью, кому-то больше по душе проектная деятельность. Различен алгоритм работы над проектом и исследованием. Согласна с мнением коллеги belochka757 "В проекте больше возможностей проявить творчество, чем в исследовании.Но и исследование -это творческий процесс, поскольку в результате получается новый результат."

Никитина С.В.: Битюцкая И.Н. Ирина Николаевна какой вид деятельности больше по нраву вашим обучающимся? И почему?

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Это естественно. Творчество никогда не подразумевает одинаковых шаблонов. Как нет на Земле ни одного одинакового цветка, снежинки, травинки, так нет и не будет однаковых творческих продуктов. И даже если стоят одни и теже цели и задачи в проектной деятельности, то результат у каждого ребенка будет свой, индивидуальный.

pavlovasa: А откуда берется творчество? Можно ли научить быть творческим человеком или это заложено от природы?

Архипова Т.А.: Здравствуйте, коллеги! pavlovasa пишет: А откуда берется творчество? Можно ли научить быть творческим человеком или это заложено от природы? Творчество заложено от природы. Уверена, абсолютно каждый человек наделён чем-то особенным. К сожалению, редко находятся люди (педагоги, родители, друзья, знакомые и т.д.), которые замечают "искру Божью" и помогают её разгореться. Ещё с большим сожалением могу отметить, что часто в ребёнке "открывают" талант, которого просто нет. И вымучивает он 5-7 лет в школе музыкальной или художественной, а потом ни разу в жизни не берёт в руки ни инструмент, ни кисточку с красками...

Golubeva: Я считаю, что творческие способности можно и нужно развивать. Чем раньше будут замечены в ребенке способности к творчеству, тем больше шансов воспитать творческую личность. Развивать талант насильно - загубить, как вы выразились, "искру Божью." Большая возможность в развитии творческого потенциала обучающихся на уроках естественного цикла. Это могут быть как проекты, так и исследования. Творческим может быть и социокультурный практикум. Творческие работы развивают множество других качеств (коммуникативность, креативность).

Чаленко О.Л.: Детская Экологическая станция г. Нового Уренгоя ЯНАО является единственным в России образовательным учреждением дополнительного образования детей, в котором есть собственный мини-зоопарк, расположенный в северных экстремально – холодных климатических условиях. Он успешно доказал возможность своего существования в зоне вечной мерзлоты и в условиях умеренно-континентального климата.Неотъемлемой частью учебного процесса в ДЭС является исследовательская деятельность детей. Результаты своих исследований обучающиеся презентуют на конференциях конкурсах исследовательских работ различного уровня. Объектами исследований детей являются особенности видового разнообразия, поведения, содержания и разведения животных мини-зоопарка ДЭС, а также особенности ухода и разведения декоративных и сельскохозяйственных растений.

Чаленко О.Л.: Детская Экологическая станция г. Нового Уренгоя ЯНАО является единственным в России образовательным учреждением дополнительного образования детей, в котором есть собственный мини-зоопарк, расположенный в северных экстремально – холодных климатических условиях. Он успешно доказал возможность своего существования в зоне вечной мерзлоты и в условиях умеренно-континентального климата.Неотъемлемой частью учебного процесса в ДЭС является исследовательская деятельность детей. Результаты своих исследований обучающиеся презентуют на конференциях конкурсах исследовательских работ различного уровня. Объектами исследований детей являются особенности видового разнообразия, поведения, содержания и разведения животных мини-зоопарка ДЭС, а также особенности ухода и разведения декоративных и сельскохозяйственных растений.

Курочкина Н.Н.: Исследование направлено обязательно на идеальный объект, проектирование — на организационную форму. Поэтому настоящий проект обязательно содержит в себе форму организации деятельности.

Редько М.С.: Нельзя говорить о том, что лучше, исследование или проектирование. Хоть они и пересекаются - это две абсолютно различные формы работы!



полная версия страницы