Форум » Эвристическое обучение » Эвристическое задание как средство саморазвития личности. » Ответить

Эвристическое задание как средство саморазвития личности.

Сайфутдинова Е.В.: Эвристическое задание как средство саморазвития личности. С чего начать внедрение эвристики в образовательный процесс?

Ответов - 53, стр: 1 2 All

Чемезова О.Г.: Очень интересно читать обсуждение, но хочется как - то поучаствовать. Я не вписываюсь в категорию педагогов - "школьников", т.к. из дошкольного образования. Но тема достаточно интересна, поэтому у меня возникло много вопросов в теме форума "Эвристическое обучение&дошкольник - реально?". Анализируя образовательный процесс в дошкольном учреждении, мнения коллег и реалии образовательной политики, пришла к выводу, что внедрять эвристическое обучение приемлемо и в детском саду , важно учесть возрастной критерий, специфику образовательных областей и компетентность педагогических кадров в области развития креативного мышления.

Садретдинова И. Р: Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности, образование должно быть человекосообразного типа. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования эвристических заданий. Они повышают интеллектуальную деятельность обучающегося, за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д.;

Орлова И.А.: Главная особенность открытых заданий - возможность для творческого подхода к решению поставленной проблемы. Если каждый из участников сможет найти свой путь решения задания (с учетом уровня своего развития), сделать свое маленькое открытие и с удовлетворением увидеть свой результат, то значит, задание можно считать по-настоящему эвристическим.


Andrey: Главная особенность открытых заданий - возможность для творческого подхода к решению поставленной проблемы. Главный недостаток творческого подхода - он требует большего (иногда значительно большего) времени, чем просто репродуктивный подход.

Орлова И.А.: Эвристическое задание имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Оно позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Например, на эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов.

Сухорукова Г.А.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Лично я думаю так, "эвристическое" от слова "эврика" - нашел, открыл, сделал и сам себе удивился, оказывается смог, сумел. Сколько позитива! А мы с вами не испытали такого же чувства, выполняя задание №1? А мы сами не испытываем желания "заглянуть" на форум, потому что интересно. Мы ощущаем, что ступенька, на которой стояли ещё вчера осталась внизу, а мы поднялись чуть выше. И от этого радостно. Такое же чувство испытывают наши дети!

Поздина Е.А.: Сухорукова Г.А. пишет: А мы с вами не испытали такого же чувства, выполняя задание №1? А мы сами не испытываем желания "заглянуть" на форум, потому что интересно. Мы ощущаем, что ступенька, на которой стояли ещё вчера осталась внизу, а мы поднялись чуть выше. И от этого радостно. Такое же чувство испытывают наши дети! да, задание № 1 отправлено, но вот чувства восторга открытия, что справилась с этим заданием у меня нет, так как я полный профан в этой области. Надо учиться, учиться и еще раз учиться.

Волкова О.Н.: Сайфутдинова Е.В. пишет: Эвристическое задание как средство саморазвития личности. А может эвристическое задание как средство построения индивидуальной образовательной траектории?

Орлова И.А.: Эвристическое задание должно быть открытым, т.е. не иметь заранее известного результата его выполнения. Такие задания должны развивать творческие способности ребят.

Исаева О.Ю.: Саморазвитие личности во многом зависит от степени индивидуализации образовательной среды. Любой человек имеет свой индивидуальный опыт, который и может предсказать характер его активности в тех или иных конкретных ситуациях. Дети как и взрослые различаются по своим познавательным возможностям. Учитывая это и учитывая, что "эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю)." А "С чего начать внедрение эвристики в образовательный процесс?", так я думаю, с создания ситуации открытия нового каждым ребенком. У каждого учителя в зависимости от преподаваемого предмета такие ситуации будут разные.

Милованова О.М.: Дети, особенно в начальной школе, любят творить, искать, докапываться до истины. Им надо только дать толчок. Эвристическое задание - это и есть толчок саморазвития личности. С чего начать внедрение эвристики в образовательный процесс? Думаю, что нужно включать эвристические задания в виде разминки, обязательно задавать на дом. Но это, мне кажется, надо делать в системе.

АношинаО.Г.: Эвристическое задание даёт свободу действий ученику в образовании. Она(свобода) необходима не сама по себе, а в качестве условия его творчества. Необходимо непрерывное рефлексивное осмысление работы над эвристическим заданием. Традиционное задание передаётся ученику с целью его усвоения. А эвристическое - для того, чтобы учеником было создано собственное приращение в виде его личных продуктов творчества.

pavlovasa: Традиционное задание - это средство контроля, а эвристическое задание - открывает возможности для саморазвития. Сначала первые робкие шаги, интересно ведь, потом внутренний рост, ощущение полета, потом вопрос: "А куда я собственно лечу? Чего хочу?"(увидели цель или случайно к ней пришли) удивились и вот долгожданная победа, прежде всего над собой, я нашел что-то, может быть, ещё не понял, что именно, но это МОЕ открытие и я счастлив! Я справился, я герой! Часто ли в будничной жизни нам удается пережить и осмыслить такое многообразие чувств, испытать такую массу впечатлений? Наверное, именно в этом секрет эвристических заданий - они позволяют нам поймать вдохновение и неожиданно открыть наши скрытые творческие возможности. Совершать открытия приятно в любом возрасте.

БабуринаС.Н.: pavlovasa пишет: Традиционное задание - это средство контроля, а эвристическое задание - открывает возможности для саморазвития. Полностью с Вами согласна. Но и те и те задания необходимы. Только в какой мере?

Сибагатулина: С чего начать введение эвристического обучения в практику школ? а) подготовка нормативно-правовой базы б) подготовка кадров нового поколения в) подготовка УМК, новых методов оценивания г) создание современной образовательной среды д) огромное личное желание каждого участника УВП.

Васильева ОС: Сибагатулина пишет: Традиционное задание - это средство контроля, а эвристическое задание - открывает возможности для саморазвития Согласна! И все таки нельзя забывать про традиционные задния, вопросы. Вот меня всегда смущает такой факт: есть определенные законы, понятия, которые нужно формулировать именно так, и никак иначе! В определени или формулировке содержится важная информация для понимания того или иного явления! Как тогда быть, ведь в эвристических заданиях нет однозначного ответа! Знания все равно же нужны. Ну развита личность творческая - хорошо! А когда поступаешь в ВУЗ необходимы твердые знания по предметы, в ЕГЭ же не эвристические задания! То есть нужно как-то ограничиваться, работать эвристично в определенных темах???

Сухорукова Г.А.: Васильева ОС пишет: А когда поступаешь в ВУЗ необходимы твердые знания по предметам, в ЕГЭ же не эвристические задания! Я несколько с вами не согласна. Эвристические задания формируют логическое мышление, заставляют искать наиболее оптимальные необычные способы решения задач. Допустим, сдали успешно ЕГЭ наши дети, поступили учиться, а после первой сессии попрощались с вузом. Почему? Потому что мы с вами не научили их работать с информацией, не сформировали навыки неординарно мыслить. К сожалению, это проблема актуальная, и наша с вами вина, потому что преподаватели вузов их ни научить, ни испортить наших детей ещё не успели

АношинаО.Г.: Васильева ОС пишет: А когда поступаешь в ВУЗ необходимы твердые знания по предметы, в ЕГЭ же не эвристические задания! То есть нужно как-то ограничиваться, работать эвристично в определенных темах??? Эвристические задания помогут учащимся создавать собственную образовательную продукцию. А качество образовательной продукции учащихся и степень развития их соответствующих личностных качеств в ходе эвристического обучения будут повышаться одновременно с достижением необходимого уровня усвоения образовательных стандартов. Они покажут свою эффективность также и в вузовском обучении.

Исаева О.Ю.: АношинаО.Г. пишет: Эвристические задания помогут учащимся создавать собственную образовательную продукцию. А качество образовательной продукции учащихся и степень развития их соответствующих личностных качеств в ходе эвристического обучения будут повышаться одновременно с достижением необходимого уровня усвоения образовательных стандартов. Они покажут свою эффективность также и в вузовском обучении. Согласна с Вами коллега, работая с эвристическими заданиями мы готовим ученика к будущему, к обучению в дальнейшем.

Поздина Е.А.: Васильева ОС пишет: А когда поступаешь в ВУЗ необходимы твердые знания по предметы, в ЕГЭ же не эвристические задания! Вот в этом сейчас и ошибка многих учителей, они ставят цель научить детей, как ответить на вопросы по ЕГЭ! Совсем забывая, что ЕГЭ - это не конец обучения. Наша с вами цель научить детей учиться, привить им знания и умения, которые им пригодятся после школы. Развивать креативность, любознательность, коммуникативность, а самое главное, пожалуй, направлять их на саморазвитие.

Fomenko1957: Сайфутдинова Е.В. пишет: С чего начать внедрение эвристики в образовательный процесс? Я думаю с эвристических заданий. И обязательно в среднем звене - это самый плодотворный возраст. Но если внедрять эвристическое обучение, то это должна быть система. Это мое твердое убеждение. Если что-то делаешь, то надо это делать грамотно.

Орлова И.А.: Fomenko1957 пишет: И обязательно в среднем звене - это самый плодотворный возраст. Не совсем согласна с вами. Я считаю, что эвристику все-таки нужно вводить в начальном звене, потому что дети этого возраста легко включаются в игру и готовы мыслить нестандартно. Одной из основных задач начальной школы является: интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы на уроках.

Fomenko1957: Орлова И.А. пишет: Не совсем согласна с вами. Я считаю, что эвристику все-таки нужно вводить в начальном звене, Не знаю начальную школу достаточно хорошо, поэтому не рискнула брать на себя ответственность.

dubinaoa: Fomenko1957 пишет: Я думаю с эвристических заданий. И обязательно в среднем звене - это самый плодотворный возраст. Не согласна с Вами. Вводить нужно в начальной школе, а может даже и раньше. В этом возрасте у детей наглядно - образное мышление. Они очень многое познают на уровне чувств и эмоций. Поэтому эмпатийные методы подойдут как нельзя лучше именно в этом возрасте. А вот конструированием теорий мы бы начали заниматься в среднем звене.

Передериева Е.В.: В этом году я в первый раз предложила пятикласснику поучаствовать в дистанционной олимпиаде по естествознанию "Эйдос". Впечатления остались очень яркими (по рассказам ребенка и родителей). Для проведения исследования (вопрос был про яблоки) родителями было куплено в целом 5 кг разных сортов. Проводя эксперименты, каждое яблоко ребенок попробовал. В доме царила творческая и веселая атмосфера. Ученик на следующий день (в столовой детям выдавали яблоки) сказал: "Не знаю, выиграю или нет, но то, что запомню этот день на всю жизнь - это точно". Сожалеем мы с родителями только по поводу того, что нет фотографий на память. В классе Валентин рассказал о своем участии в конкурсе на уроке природоведения. Увидев загоревшиеся глаза многих детей, я поняла, что в следующий раз объявление об участии нужно давать на класс, а не индивидуально.

Rykunova_M_N: Эвристические задания - огромное поле для саморазвития, самовыражения, а для некоторых учащихся может стать даже средством самовыражения. Правильно говорят коллеги, что нет заранее известного результата. Так зачем же такие задания ввести в какие-то рамки: нормативно-правовая база, новая система оценивания? Эврика - открытие, в первую очередь, для самого ученика.

Передериева Е.В.: Действительно, если мы неумело начнем подгонять эвристические задания под какие - то определенные рамки, мы можем лишить их креативности. Но одновременно не следует забывать о том, что процесс образования описывает система наук и все процессы, выполняемые преподавателем должны быть методически грамотно обоснованы. Система в работе, на мой взгляд, должна быть обязательно.

Fomenko1957: Передериева Е.В. пишет: истема в работе, на мой взгляд, должна быть обязательно. Согласна с вами, что система нужна быть во всем. Как вы думаете, что нужно чтобы эвристическое обучение стало частью учебного процесса, кроме желания конечно. Сформулируйте принципы, напрвления если это возможно. Затрудняюсь.

Орлова И.А.: В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современной школе, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В этой связи проблема развития эвристических, творческих способностей учащихся посредством системы эвристического обучения является одной из наиболее актуальных.

Крылова Н.Ю.: Обучение в современной школе должно ориентироваться на развитие творческих способностей учащихся. Эвристические задания дают возможность ученикам максимального творческого самовыражения с учетом их индивидуальных способностей. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового. Использование учителем эвристических заданий повышает качество обучения, вызывает интерес к предмету и способствует развитию креативного мышления.

Скрипкина Ю.В.: Крылова Н.Ю. пишет: Использование учителем эвристических заданий повышает качество обучения, вызывает интерес к предмету и способствует развитию креативного мышления. а где учителю брать эвристические задания? и как отследить, что именно они способствуют повышению качества обучения?

Крылова Н.Ю.: Проблема современного поколения детей – пассивность, инертность, неумение изложить свои мысли. Эвристические задания помогают ребенку раскрыться, вызывает интерес к предмету и способствует развитию креативного мышления. Эвристическое обучение сегодня осуществляется в массовой школе в основном на уровне форм и методов. Реализовать свой потенциал учащиеся могут, принимая регулярное участие в эвристических дистанционных олимпиадах, проектах Центра дистанционного образования (ЦДО) «Эйдос». Скрипкина Ю.В. пишет: а где учителю брать эвристические задания? - На дистанционных курсах ,где педагоги разрабатывают материалы уроков, творческих заданий, учебные программы, другие образовательные продукты. - В Интернет-магазине Центра "Эйдос". Скрипкина Ю.В. пишет: и как отследить, что именно они способствуют повышению качества обучения? Диагностика знаний с сентября по апрель в параллели 1 классов (классы были подобраны равносильными и одинаковыми по количеству учащихся) показала, что использование учителем эвристических заданий повышает качество обучения.

Fomenko1957: Крылова Н.Ю. пишет: Проблема современного поколения детей – пассивность, инертность, неумение изложить свои мысли Да нет же. Это особенность детей если их деятельность не организована, то они все равно что-то делают, но уже там, где могут, именно так. И излагают они свои, хочу подчеркнуть свои мысли очень даже хорошо. Вот учебный материал плохо. Я все время их спрашиваю, ну что вы цепляетесь за текст, как утопающие? А что бы ты рассказал другу, найди интересное, задай каверзный вопрос и т.д. Другое дело, прав Андрей Викторович, что традиционное обучение самых творческих детей нейтрализует, или вообще выбрасывает.

Передериева Е.В.: Fomenko1957 пишет: Как вы думаете, что нужно чтобы эвристическое обучение стало частью учебного процесса, кроме желания конечно. Сформулируйте принципы, направления если это возможно. У нас эта проблема обсуждалась на педагогическом совете и было принято общее решение по осуществлению инновационной деятельности, в частности и по эвристическому обучению также.

Крылова Н.Ю.: Fomenko1957 пишет: Другое дело, прав Андрей Викторович, что традиционное обучение самых творческих детей нейтрализует, или вообще выбрасывает. Совершенно с Вами согласна, коллега. Отсюда и проблема – пассивность, инертность, неумение изложить свои мысли. Не зажигает!

А.В.Хуторской: Крылова Н.Ю. пишет: Fomenko1957 пишет: цитата: Другое дело, прав Андрей Викторович, что традиционное обучение самых творческих детей нейтрализует, или вообще выбрасывает. Совершенно с Вами согласна, коллега. Отсюда и проблема – пассивность, инертность, неумение изложить свои мысли. Не зажигает! С уважением, Крылова Наталья. Коллеги, тема данной ветки "Эвристическое задание как средство саморазвития личности. С чего начать внедрение эвристики в образовательный процесс?", а совсем не про "правого" Андрея Викторовича. Лучше действительно предложить подходы или описать свой опыт внедрения эвристических заданий, назвать успешные приёмы и задания, возникающие проблемы, пути их решения.

Сибагатулина: Согласна с мнением некоторых коллег, что одними творческими заданиями в учебном процессе не обойтись (надо и теорию дать, чтобы подготовить к тому же самому ЕГЭ). Эвристические задания в учебный процесс надо внедрять еще с детского сада (мышление не только в школе формируется, основы закладываются в дошкольном возрасте), продолжая в начальной школе и далее, вплоть до вуза. А то на деле получается, что для дошкольников и начальной школы разработано множество альтернативных учебных программ (развивающее, проблемное обучение), а среднем звене, неговоря об СПО\ ВПО об этом даже речи нет. Да, эвристическое задание- средство самодвижения личности вперед, только начинать надо все делать своевременно

dubinaoa: Сибагатулина пишет: Согласна с мнением некоторых коллег, что одними творческими заданиями в учебном процессе не обойтись (надо и теорию дать, чтобы подготовить к тому же самому ЕГЭ). Но ведь эвристическое обучение - это не только одни творческие задания типа рисунков, сочинений, а как же такие методы, как конструирование понятий и правил, разве они не дают знание теории, причем более прочное?

Tatarnikova_O_A: Уважаемые коллеги! Как вы считаете, только эвристические задания способны в человеке развить способность к творчеству, новым открытиям, к новым продуктам деятельности. Как тогда развивались творческие люди, когда и речи не было об эвристике? На мой взгляд, если у человека есть способность к творчеству она все равно у него проявиться, мы преподаватели можем только ускорить этот процесс. Давайте с вами представим, что все школьники получают человекосообразное образование. Значит у всех стремимся развить творчество и самореализацию. В нашем мире всегда будут существовать профессии, где творчество может быть помехой, где нужен определённый алгоритм действий, как быть в этой ситуации?

АношинаО.Г.: Tatarnikova_O_A пишет: В нашем мире всегда будут существовать профессии, где творчество может быть помехой, где нужен определённый алгоритм действий, как быть в этой ситуации? Творческие люди находят применение своим способностям, и это не всегда связано с профессиональным выбором. Хорошие инженеры могут по вечерам стать резчиками по дереву! Программисты вышивать крестиком. А продукты их творчества украшают выставочные залы муниципальных музеев. Их творческое увлечение помогает им в решении алгоритмов в профессиональной деятельности.



полная версия страницы