Форум » Эвристическое обучение » Какие методы позволяют проявить творческие способности? » Ответить

Какие методы позволяют проявить творческие способности?

Шулепова Т.В.: Считаю, что главная цель обучения - создание не только целостной картины мира, но и отношения к нему. творческая составляющая личности ученика - одна из самых главных в этом. Думаю, что личностно-ориентированное и человеко-сообразное обучение невозможно без творческих (креативных методов. Предлагаю для обсуждения, какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? Какова доля этих методов в ДО? Как можно использовать методы для работы в очной школе? Что будет, если все оставить только их? А если их отмести?

Ответов - 69, стр: 1 2 All

Файзуллина Л.В.: Активные методы обучения и игровые методы позволяют формировать креативность учащихся. Метод проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты. Всё это должно быть в методической копилке учителя.

Никитина С.В.: Файзуллина Л.В. пишет: Активные методы обучения и игровые методы позволяют формировать креативность учащихся. Метод проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты. Всё это должно быть в методической копилке учителя. В копилочке конечно же всё это должно быть, но вот как часто использовать? И возможно ли часто используя данные методы подготовить ребёнка к ЕГЭ?

Бояркина В.И.: Шулепова Т.В. пишет: Что будет, если все оставить только их? А если их отмести? Мысль не совсем понятна... Я пришла на конкурс ДУГ с ТРИЗовского направления. В эвристику пока только вникаю. А в успешном применении ТРИЗ для создании целостной картины мира, для развития системности, диалектичности, креативности мышления я убеждена. С уважением Бояркина Валентина Ивановна


Шулепова Т.В.: Бояркина В.И. пишет: Мысль не совсем понятна... Мысль о разумном сочетании креативного, деятельностного изнаниевого подхода (в т.ч. репродуктивного).

Соколова Г.А.: Бояркина В.И. пишет: Я пришла на конкурс ДУГ с ТРИЗовского направления ТРИЗовские задания в чем то имеют сходство с эвристическими и очень будут кстати в дистанционном обучении. Они позволят учиться дистанционно всем с любым уровнем образовани. Ибо они и ведет к разжиганию огня познания, но каждый достигает успехов на своем уровне и волен двигаться дальше, так как один этап уже преодолен.Ученик соревнуется сам с собой , а видя свои успехи, пусть не большие, доверяется данному обучению все больше и больше.

Хисаметдинов А.А.: Научность Естественность Доходчивость. Понятность. Доступность Наглядность Многосторонность Интерес, заинтересованность Самостоятельность Долговечность, прочность усвоенных знаний и навыков Творческое мышление и поведение Будут являться такими методами.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Будут являться такими методами методами. Вы знаете, я бы, скорее, их отнесла к принципам, на основе которых должны быть разработаны методы. Например, как принцип научности соотнести с эвристическими методами? На основе сравнения с аналогами? Может ли результат собственного исследования считаться научным, если он не опирается на определенную базу научных знаний? Понятность для кого? Для ученика, что создал образовательный продукт? Для любого, кто с ним знакомится?

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Считаю, что главная цель обучения - создание не только целостной картины мира, но и отношения к нему. Цель образования какого? Точнее для наших естественных дисциплин - формирование естественнонаучной картины мира, является ориентиром. Возникает вопрос, что собой представлянет целостная картина мира? Любая цедь должна быть диагностируема, то есть мы иметь представлении о том, достигли ли мы ее или нет. Шулепова Т.В. пишет: Предлагаю для обсуждения, какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? Метод эвристического обучения. Каковы приемы этого обучения кроме ниже перечисленных: задавание на первый взгдяд "бесмвсленных вопрроосв", использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы, сказки, мифы); поиск нестандартных решений, проведение сократовской беседы, ассоциативные приемы и др.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Цель образования какого? Я имела в виду цель обучения, не образования. образование рассматриваю как набор ЗУНов, обучение - как широкий личностный подход. оданович М.В. пишет: Точнее для наших естественных дисциплин - формирование естественнонаучной картины мира, является ориентиром. мы зачастую нарушаем права на собственное мнение при обучении некоторых тем. сегодня, например, 9-тиклассники изучали "Происхождение человека". Учебник прямо навязывает, как самую верную, материалистическую идею. Мы создаем линейность мышления у старшеклассников, тем самым как бы уменьшая значимость своего мнения. я говорю не о конкретной технологии (прекрасно понимаю, что самую линейную тему можно превратить в разветвленную и развивающую), говорю о том, что УМК должен тоже быть развивающим, давать право на собственное мнение. Банальный пример вопроса из учебника: Назовите основные недостатки теории Ж.-Б. Ламарка. Подчеркивается её ошибочность и т.д.

оданович М.В.: оданович М.В. пишет: Я имела в виду цель обучения, не образования. образование рассматриваю как набор ЗУНов, обучение - как широкий личностный подход. Обучение - это процесс целенаправленной передвчи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений. навыков. То что вы Татьяна Владимировна называете ЗУНами. Данное определение - это определение, взыятое из краткого психологического словаря. Будьте внимательны в использовании терминолоии. Образование как процесс создания собственного образа включает в себя личностно-индивидуальное развитие человека. Реализация данного процесса более сложная задача современной школы, чем обучение.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Данное определение - это определение, взыятое из краткого психологического словаря. Будьте внимательны в использовании терминолоии. Спасибо за замечание, и все же предпочитаю собственную трактовку терминов. Хотя не отказываюсь от общепризнанных. Цитировать не люблю.

Хисаметдинов А.А.: Так как в ДО происходит смещение акцентов от вербальных способов представления информации к образным, то включение дидактических тестов, создание заданий требует разработки новых методических подходов при построении курсов. Успех создания обучающих структур - в балансе традиционных и новаторских педагогических технологий. При этом и только при этом успех проведения курса обеспечен.

Шулепова Т.В.: Да, приоритет вербальных способов очевиден. Но думаю, что нужен очень четкий баланс. Перебор образного тоже опасен. Фантазия должна быть ограничена рамками заданий.

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Цитировать не люблю. Цитировать надо хотя для того, чтобы не допускать ошибки в понятиях. В науке нет понятия "Я", а есть понятие "Мы". Невербальные методы очень важны для обеспеченеия эмпатийного воспритятия учебной информации, определяющую содержание рефлексивной деятельности на уроке. Фантазия опеделяется содержанием творческого задания, научностью фантазируемой информации.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Невербальные методы очень важны для обеспеченеия эмпатийного воспритятия учебной информации, определяющую содержание рефлексивной деятельности на уроке. Фантазия опеделяется содержанием творческого задания, научностью фантазируемой информации. Какие креативные невербальные методы Вы могли бы предложить, чтобы усилить эмпатическую составляющуую ДО? Ведь рефлексия как поле для проявления эмпатии основывается на вербальных методах... Если я не права в терминологии, поправьте. Обожаю учиться)

olga-sorokina: Думаю, что примером таких невербальных средств могут быть сосздание символов, начиная от графических схем и заканчивая полновесными живописными произведениями. Это могут быть и какие-либо знаки, принятые в коллективе, например, "солнышко" и "тучка" для обозначения настроения, состояния человека. Когда-то сильное впечатление на меня произвел рисунок ученицы, на котором она изобразила себя в виде игольницы. Человек постоянно чувствовал уколы со стороны окружающих. В очной форме можно использовать пантомиму. Эти же приемы можно использовать и при рефлексии

Шулепова Т.В.: Интересно вдруг стало представить полностью невербальный урок - хороший вариант игры получился бы..... Интересно, как бы можно было спрогнозировать результат и придумать план? Как Вы думаете?

mr.Teacher: Все карты Вам в руки! Эмпатия - очень хорошее определение, и форумы ЦДО "Эйдос" предоставляют Вам прекрасную возможность осуществить это в ДО. Проблема думаю вообще не существует ИМХО.

Полякова: Главная цель обучения, на мой взгляд, является не только создание целостной картины мира и его отношение к нему, но и творческий подход к данной проблеме. Чтобы постараться найти ответ на данную проблему нужно руководствоваться и словарями, и личным опытом других педагогов, которые используют в своей педагогической деятельности нестандартный подход к изучаемой теме, также и методическими пособиями и различной литературой. Сам педагог должен понимать, зачем нужно учителю подходить к ученикам с творческой позиции. По моему мнению, это нужно, для того чтобы ученик мог развивать свои способности, чтобы они не были принужденными и были разнообразны. Ведь развивая творческий подход, мы регулируем своим поведением на уроке для того, чтобы школьники реализовали свои творческие способности и совершенствовали их на личном опыте. Я считаю, что творчество без фантазии не может существовать. Ведь фантазия у каждого человека определенная. Кому-то очень сложно высказать свое мнение относительно какой-то проблемы, кто-то наоборот выражает ее в разных вариантах и считает это интересным и полезным для себя занятием. И может, только с помощью каких-то творческих заданий учитель должен найти, тот самый творческий, индивидуальный подход к ученику, заинтересовать его. Что бы продуктивен был урок с творческим заданием, педагог должен научить ребенка использовать литературу и другие ресурсы (Интернет, энциклопедии и другие электронные носители). В уроках педагог должен цитировать, это важно, на мой взгляд, для соотношений мнений разных мыслителей по данной теме. Творческим методом я бы использовала и схемы, и разные таблицы и рисунки, а также логографы. Считаю, что ученики должны и сами пробивать создавать свои творческие задания для урока. ВОПРОС УЧАСТНИКАМ ФОРУМА. Как вы считаете можно ли на протяжении пяти лет пользоваться одними и теми же методами для достижения цели творческого успеха, как у учителя, так и у школьника? И будет ли актуальна данная проблема через пять лет? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. Что будет, если оставить только изученные методы? Ответ. Не будет никакого продвижения в педагогической сфере образования. Будет «застой» в учебной деятельности. Нужно развиваться и добиваться эффективных результатов.

NZV: Мне кажется, главный источник креатива - сам учитель. Если учитель объяснил, прорешал в классе №№1-5, а на дом задал №№6-8 и всё, и так каждый день, то ждать творчества от детей не приходится. А если хоть чуть-чуть расширить фронт работ для своих учеников, то остаётся только стричь купоны - дети не могут не творить. Например, задаю восьмиклассникам домашнюю лабораторную работу:построить на нелинованой бумаге отрезок, треугольник, четырёхугольник симметричные данным( наверное, все учителя математики это делают). Одна девочка строит ещё и некую невозможную фигуру и её отсимметричивает. На уроке, анализируя работу, эту девочку выделяю и хвалю. Всё! Процесс лавинообразный! Я завалена работами, да ещё какими! Или, в 10-м классе. Так же, на нелинованой бумаге прошу построить три пересекающиеся плоскости со всеми видимыми и невидимыми линиями, да ещё и раскрасить. А получаю чертежи с четырьмя, пятью и, даже, восемью пересекающимися плоскостями: -Наталия Захаровна, это,оказалось, очень интересно. Конечно, не все дети такие. В одиннадцатом классе всегда задаю написать, обязательно именно написать, эссе:"Любимые страницы геометрии". Однажды получила переписанный из Интернета текст на 80 страниц про теорему Пифагора! Человек так понимает творчество. Но, ведь, была и девочка, которая написала "Беседа Архимеда с Пифагором", а беседовали они про перпендикулярность плоскостей. Просто дети не всегда знают, где можно самовыразиться, тут-то мы и должны им помочь, их направить.

Волкова О.Н.: NZV пишет: Если учитель объяснил, прорешал в классе №№1-5, а на дом задал №№6-8 и всё, и так каждый день, то ждать творчества от детей не приходится. Процесс обучения должен быть комплексным. Творчество не может развиваться на путом месте. Нужны базовые знания.

Григорьева Г.Д.: Организация интеллектуального развития основана на следующих принципах: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. 2. Принцип действенного подхода к обучению 3. Принцип обоснованного ответа. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Пахомова Т.М.: В этом году я прочитала книгу А.В.Хуторского "35 методов творческого обучения". Методы, описанные в книги я пытась применять в своей работе. 1. Метод "Если бы..." В 5 классе я предлагала детям поговорить о том, что произойдёт, если в мире исчезнут числа? Дети охотно высказываются, фантазируют, рассуждают. Проводят невидимые нити с понятием "число", для чего нужны числа., и т.д. 2. Метод случайных ассоциаций. Например: С "координатной плоскостью" у детей возникают ассоциации: "начало координат", "две перпендикулярые прямые", "положительное и отрицательное направления", "единичный отрезок","морской бой". Со словом "цилиндр" - "шляпа", "одна из частей двигателя", "геометрическое тело", "валик". 3. "Мозговой штурм". Основная задача метода - сбор большего числа идей в результате обсуждения. Лучше предлагать вопросы, требующие неоднозначного ответа. В 8 классе при изучении темы "Подобные треугольники" я предлагала вопрос "Как определить высоту дерева?" Было очень много предложений, пробовали чертить, рисовать, решать и лишь к концу занятия предложили использовать подобные треугольники. Весь урок был поиск, творчество, азарт. При дистанционном обучении обязательно нужно использовать креативные методы.

Кочкина Е. К.: Пахомова Т.М. пишет: При дистанционном обучении обязательно нужно использовать креативные методы. Почему только при дистанционном? Чтобы у ребенка развивались творческие способности, его, я считаю, задолго до ДО надо научить задавать вопросы. ОН должен видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал. готовить собственные доклады. объяснять. доказывать и защищать свои идеи. А эти навыки и умения развиваются у каждого ученика по разному.В запасе у каждого учителя не один десяток методов и приемов, которые хорошо работают на развитие тех или иных умений или навыков. Метод ролевых игр, метод случайных ассоциаций и ситуаций, метод доказательств,сравнения. анализа. проектов; решение проблемных ситуаций, предположение. опровержение, метод несоответствия. разлиные задачи с избытком и недостатком., задачи -прогнозы. Часто у меня ученики пишут рецензии на ответы товарищей, реже рецензию на контрольную работу.А приемы устного опроса, а самопроверка. взаимоконтроль...

Пырина Светлана: Мне кажется, что методы, которые использует учитель напрямую зависят от контекста педагогической технологии , в рамках которой выстраивается урок. Хотя на современном этапе можно интегрировать разные технологии на одном уроке. Метод-это орудие, направленное на поиск оптимальных путей познания.

Поскрёбышева Г.Ю.: Набравшее в последнее время силу и развитие дистанционное обучение требует быстрого реагирования и разработки его методов и форм. Одним из них является метод обратного диалога. Отсутствие невербального влияния педагога компенсируется огромными возможностями телекоммуникационных средств связи. Метод обратного диалога является наиболее оптимальным для диалогического общения в дистанционном учебном диалоге. При изучении любой темы важно установить не опрос, а диалог. "Яспрошу, а он ответит... Я пойму и снова спрошу..." Вот примерно так. Для такого рода общения необходим иной подход к постановке проблемы для учения, а не для научения.

Киселёва О.В.: Шулепова Т.В. пишет: цитата: "какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? " Особую значимость использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету имеет проектное обучение. Проектная деятельность требует от учащихся нестандартных решений, здесь необходимо проявление творчества, инициативы. А для того чтобы проекты были действительно творческими, необходимо содержние учащегося предопределить содержательной деятельностью учителя. Учитель должен направлять свои усилия на организацию творческой деятельности учащегося для развития творческих способностей в процессе всей работы над проектом.

Пырина Светлана: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Мне кажется, что любой урок может включать в себя творческий компонент. А методы могут быть разными, например, создай иллюстрацию по теме урока, придумай метафору, отражаюшую суть явления...

Т.А. Архипова: Пырина Светлана пишет: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Мне кажется, что любой урок может включать в себя творческий компонент. А методы могут быть разными, например, создай иллюстрацию по теме урока, придумай метафору, отражаюшую суть явления... Здравствуйте, Светлана! Я тоже филолог. Согласна с Вами в том, что каждый урок должен содержать творческую составляющую. Тем более, если это урок гуманитарного цикла. Спасибо.

Бондаренко Ю.А.: Пырина Светлана пишет: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Согласна во всем, что касается метода проектов.Он очень важен. Но давайте не будем забывать о технологиях критического мышления и о проблемном методе в обучении. Добавим эвристическое обучение. Довольно широкий спектр.

Орлова И.А.: Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Пырина Светлана: Особая зона развития творческих способностей-это зона метапредметного уровня, здесь ученик выходит за рамки одного предмета и выходит на метапредметный уровень Познания. В моей практике-это введение интегративного компонента в урок литературы. Тема урока "Петербург Достоевского". Этот урок проводится в технологии французских творческих мастерских с использованием мультимедийной презентации. Основа презентации "Петербург Достоевского" глазами самого Достоевского, известных художников(Д.Шмаринова, И.Глазунова, М.Шемякина), глазами самих учеников. Учащиеся создают графичекие метафоры Петербурга Достоевского, исходя из своего понимания художественного образа, при этом используют уже язык другого вида искусства (графики или живописи). Затем ребята объясняют свое понимание, свое видение, сопоставляют с видением писателя. Чтение-это сотворчество(М.И.Цветаева). Сам художественный текст становится стимулом творческого развития личности ученика.

Лизунова ю.В.: Метод, позволяющий развивать творческие способности учащихся, развивать их воображение и ассоциативное мышление - это предметное рисование как способ проникновения в текст, когда учащиеся , изучая произведения малых жанров (например, лирику) выходят на тему и идею произведения через картинно - образный ряд (когда в каждой картине стихотворения выделяются образы, цвета, запахи, линии). а в конце урока учащиеся встраивают свою собственную картину в ткань произведения.

Лизунова ю.В.: Я как учитель русского языка и литературы 8 лет раьотала над темой "Развитие творческого потенциала учащихся средствами художественной культуры". Хотелось бы поделиться некоторыми своими методическими наработками в рамках обсуждаемой темы. Развивать творческую жилку учащихся можно разными способами. Один из них - это методика "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" . Не секрет, что дети не умеют и не любят писать сочинения, в их работах отсутствует логика и творческое воображение. Хотелось прийти к тому, чтобы детям было интересно сочинять, чтобы они научились легко интерпретировать материал, чтобы они были не просто заурядными учениками, а настоящими творческими людьми. Мне как учителю не только русского языка и литературы, но и мировой художественной культуры интересны интегрированные формы уроков, когда тема может быть раскрыта средствами живописи, музыки, литературы. Методика "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" дает возможность детям реализовать свой творческий потенциал, развить ассоциативную память, логическое мышление, связную речь, научиться прислушиваться к звукам окружающего мира, улавливать нюансы. Несколько слов о самой методике. Самое сложное, наверное, это составить учителем саму музыкально-шумовую историю. В моей коллекции таких историй более сотни. Для их составления использую классическую, этническую, рок музыку, бытовые и природные шумы. Записываю их и склеиваю в компьютерной программе NeroSoundTrax. Музыкальные отрывки и шумы вместе составляют некую историю, которую должны представить в своем воображении учащиеся и записать в виде небольшого сочинения. На уроке учащиеся прослушивают музыкальную историю, интерпретируют ее, выделяют сюжетно-композиционные части и изменение эмоциональности и настроения предложенной истории, для этого совсем не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо знать некоторые правила проведения данной работы. Во-первых, на уроке подготовки к такому сочинению (если этой работе посвящен целый урок) не должно быть никакого комментирующего иллюстративного визуального материала, то есть иллюстраций, так как любая иллюстрация собьет учащихся, помешает развитию собственного творческого воображения, навяжет шаблоны. Второе условие - учащиеся не должны комментировать услышанное, делиться впечатлениями до и во время написания работы, выдвигая свои версии. Третье условие – длительность звуковой истории не должна превышать 1,5-2 минуты и должна быть логически завершена. Планы-карты должны быть заранее подготовлены, распечатаны самим учителем. После первого знакомства с шумовой историей целесообразно разделить ее на композиционные части и прослушивать поэтапно, заполняя таблицу в плане-карте,отвечая на некоторые вопросы по каждому смысловому отрывку. Например: название отрывка, где развивается действие в данном отрывке, что происходит в отрывке, участники событий (кто или что?), настроение и эмоциональное состояние. Далее музыкально-шумовая история прослушивается еще раз целиком, чтобы у учащихся было цельное восприятие, и они могли бы уловить то, что, может быть, не заметили при первоначальном прослушивании. Далее, используя заполненную план¬-карту, учащиеся пишут небольшое сочинение. Предлагается усложнение шумового материала от урока к уроку. Например, когда происходит первоначальное знакомство учащихся с данным приемом, предлагаются очень простые и прозрачные в интерпретации сюжеты, следующий шаг - это истории с непонятным финалом и еще более сложный уровень (в подготовленных классах или уже в старшем звене) звуковая история совсем непрозрачна, шумы предлагаются странные и необычные. Эту методику использую на уроках развития речи, при обобщении и систематизации материала и даже при изучении новой темы (элементы методики). Прием, положенный в основу методики, кажется мне универсальным. Он может быть взят на вооружение не только учителями-языковедами или учителями начальных классов, но и преподавателями естественных и точных наук при изучении, например, природных зон, животного мира и т.д.. А также использоваться в качестве контрольного или проверочного материала по химии, физике, экономике, труду как описание, допустим, зашифрованного в звуках опыта или трудового процесса, описание физических и механических явлений.

Хавкина Т.А.: Формирование творческих способностей учащихся не должно ограничиваться временными рамками урока. За урок надо успеть многое - выполнить основные учебные, развивающие, воспитательные задачи. Уроки ограничены во времени, поэтому учителю в своей работе необходимо использовать внеклассную деятельность. Опытные учителя планируют проведение таких мероприятий заранее, а уже непосредственно их реализация осуществляется в определенный срок. Заранее готовится выпуск газет - возможность раскрыть и проявить свои литературные и художественные способности тем, кто не преуспел в науке, составляются кроссворды, ребусы, загадки и т.д. Формы работы, направленные на развитие творческого потенциала разнообразнейшие: интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги, тематические вечера. Хорошо организованные вечера - хороший интеллектуальный отдых, возможность проявить и показать себя в том, в чем ты силен, или примерять на себя роль, которая тебе не свойственна.

Алсаева Н.С.: Развитию творческих способностей учащихся способствуют системы развивающего обучения. Дети развиваются, когда они сами творят. А когда творят, они говорят. Дети очень любят живое слово общения. Оно остаётся в душе у каждого ребёнка. Знают, что слово может осудить, возвысить, уничтожить, слово может заставить ненавидеть или, наоборот, полюбить. Когда идёт общение глаза в глаза, разве можно быть равнодушным? Нет равнодушия, зато есть любопытство, удивление, которые перерастают в интерес. Любознательный ребёнок - творческий человек.

Ивашкова Т.А.: Всегда ли родители адекватно относятся к творческим заданиям? К сожалению, очень часто слышатся возмущения если на математике предлагается написать сочинение, придумать сказку или даже задачу. Творческое развитие ребёнка должно осуществляться не только в стенах школы, но и в семье. Поэтому необходима большая работа с родителями. На первом родительском собрании в 5 классе ( а надо начиная с 1кл) задавала родителям вопрос: "Какие игрушки в последнее время вы покупали ребёнку?". Как вы понимаете в перечне развивающие игры были на последнем месте, если не отсутствовали вообще. Приходилось работать с родителями, дабы не биться в закрытую дверь.

А.В.Хуторской: Ивашкова Т.А. пишет: К сожалению, очень часто слышатся возмущения если на математике предлагается написать сочинение, придумать сказку или даже задачу. Я считаю, что правильно, что возмущаются. Творчество должно быть по тому предмету, который изучается, т.е. по математике должно быть математическое творчество. Проблема в том, что не каждый учитель математики понимает, что такое математическое творчество. Сказки, сочинения и т.п. по математике - это не математика! Это "бирюльки".

Просвирнина Т.Н.: А.В.Хуторской пишет: Сказки, сочинения и т.п. по математике - это не математика! Это "бирюльки". Действительно, нелепо тратить драгоценные часы при всеобщей математической безграмотности на проверку умения письменного изложения мыслей. Для этого есть множество предметов гуманитарной направленности. Но вот если математическая сказка помогает детям понять суть изучаемого, тогда польза её очевидна . На курсах учителей-исследователей смогла на своём собственном опыте понять сложность выполнения данного задания. Ведь конечный продукт должен быть не просто интересной сказкой, а содержать объяснение сути явления, которое , в свою очередь, предстояло постичь. Я считаю, учителя младших классов должны сами заниматься составлением подобных текстов для детей, мыслящих по аналогии, воспринимающих новый материал иллюстративно.

Камышлова Е.П.: Если просмотреть материалы в интернете то увидишь, что креативные методы востребованы во всех сферах деятельности человека: креативные методы подбора персонала, креативные методы сбыта товара, креативные методы борьбы за безопасность на дорогах и т.д. Соответственно в школе необходимо применение креативных методов должно быть систематичным и охватывать все предметы. Шулепова Т.В. пишет: Что будет, если все оставить только их? А если их отмести? В дидактике много методов, учитель должен умело сочетать все для достижения целей. Ещё раз перечитала: какие методы относятся к креативным.Чтобы продуктивно их использовать, учитель должен, прежде всего знать суть каждого. Мне, учителю начальных классов, очень помогает метод мозгового штурма при написании сочинений. Метод придумывания, метод "Если бы..." , образной картины, гиперболизации помогают творческой самореализации, в чем каждый раз убеждаешься, когда предлагаешь детям творческие работы, например "Если бы... исчезло земное притяжение". Метод разнонаучного видения эффективно использовать при знакомстве с новым словом, понятием, явлением. Шулепова Т.В. пишет: Какова доля этих методов в ДО? Если говорить о дистанционных формах обучения, имеющих личностную креативную направленность, соответственно педагогу надо продумать использование креативных методов. (В рамках обсуждаемого вопроса: прочитала интересную и полезную статью Хуторского А. В."Плавающий колобок": Как одновременно обучать всех по-разному - напечатана в 1996 году - а как актуальна по содержанию!)



полная версия страницы