Форум » Эвристическое обучение » Какие методы позволяют проявить творческие способности? » Ответить

Какие методы позволяют проявить творческие способности?

Шулепова Т.В.: Считаю, что главная цель обучения - создание не только целостной картины мира, но и отношения к нему. творческая составляющая личности ученика - одна из самых главных в этом. Думаю, что личностно-ориентированное и человеко-сообразное обучение невозможно без творческих (креативных методов. Предлагаю для обсуждения, какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? Какова доля этих методов в ДО? Как можно использовать методы для работы в очной школе? Что будет, если все оставить только их? А если их отмести?

Ответов - 69, стр: 1 2 All

Файзуллина Л.В.: Активные методы обучения и игровые методы позволяют формировать креативность учащихся. Метод проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты. Всё это должно быть в методической копилке учителя.

Никитина С.В.: Файзуллина Л.В. пишет: Активные методы обучения и игровые методы позволяют формировать креативность учащихся. Метод проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты. Всё это должно быть в методической копилке учителя. В копилочке конечно же всё это должно быть, но вот как часто использовать? И возможно ли часто используя данные методы подготовить ребёнка к ЕГЭ?

Бояркина В.И.: Шулепова Т.В. пишет: Что будет, если все оставить только их? А если их отмести? Мысль не совсем понятна... Я пришла на конкурс ДУГ с ТРИЗовского направления. В эвристику пока только вникаю. А в успешном применении ТРИЗ для создании целостной картины мира, для развития системности, диалектичности, креативности мышления я убеждена. С уважением Бояркина Валентина Ивановна


Шулепова Т.В.: Бояркина В.И. пишет: Мысль не совсем понятна... Мысль о разумном сочетании креативного, деятельностного изнаниевого подхода (в т.ч. репродуктивного).

Соколова Г.А.: Бояркина В.И. пишет: Я пришла на конкурс ДУГ с ТРИЗовского направления ТРИЗовские задания в чем то имеют сходство с эвристическими и очень будут кстати в дистанционном обучении. Они позволят учиться дистанционно всем с любым уровнем образовани. Ибо они и ведет к разжиганию огня познания, но каждый достигает успехов на своем уровне и волен двигаться дальше, так как один этап уже преодолен.Ученик соревнуется сам с собой , а видя свои успехи, пусть не большие, доверяется данному обучению все больше и больше.

Хисаметдинов А.А.: Научность Естественность Доходчивость. Понятность. Доступность Наглядность Многосторонность Интерес, заинтересованность Самостоятельность Долговечность, прочность усвоенных знаний и навыков Творческое мышление и поведение Будут являться такими методами.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Будут являться такими методами методами. Вы знаете, я бы, скорее, их отнесла к принципам, на основе которых должны быть разработаны методы. Например, как принцип научности соотнести с эвристическими методами? На основе сравнения с аналогами? Может ли результат собственного исследования считаться научным, если он не опирается на определенную базу научных знаний? Понятность для кого? Для ученика, что создал образовательный продукт? Для любого, кто с ним знакомится?

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Считаю, что главная цель обучения - создание не только целостной картины мира, но и отношения к нему. Цель образования какого? Точнее для наших естественных дисциплин - формирование естественнонаучной картины мира, является ориентиром. Возникает вопрос, что собой представлянет целостная картина мира? Любая цедь должна быть диагностируема, то есть мы иметь представлении о том, достигли ли мы ее или нет. Шулепова Т.В. пишет: Предлагаю для обсуждения, какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? Метод эвристического обучения. Каковы приемы этого обучения кроме ниже перечисленных: задавание на первый взгдяд "бесмвсленных вопрроосв", использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы, сказки, мифы); поиск нестандартных решений, проведение сократовской беседы, ассоциативные приемы и др.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Цель образования какого? Я имела в виду цель обучения, не образования. образование рассматриваю как набор ЗУНов, обучение - как широкий личностный подход. оданович М.В. пишет: Точнее для наших естественных дисциплин - формирование естественнонаучной картины мира, является ориентиром. мы зачастую нарушаем права на собственное мнение при обучении некоторых тем. сегодня, например, 9-тиклассники изучали "Происхождение человека". Учебник прямо навязывает, как самую верную, материалистическую идею. Мы создаем линейность мышления у старшеклассников, тем самым как бы уменьшая значимость своего мнения. я говорю не о конкретной технологии (прекрасно понимаю, что самую линейную тему можно превратить в разветвленную и развивающую), говорю о том, что УМК должен тоже быть развивающим, давать право на собственное мнение. Банальный пример вопроса из учебника: Назовите основные недостатки теории Ж.-Б. Ламарка. Подчеркивается её ошибочность и т.д.

оданович М.В.: оданович М.В. пишет: Я имела в виду цель обучения, не образования. образование рассматриваю как набор ЗУНов, обучение - как широкий личностный подход. Обучение - это процесс целенаправленной передвчи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений. навыков. То что вы Татьяна Владимировна называете ЗУНами. Данное определение - это определение, взыятое из краткого психологического словаря. Будьте внимательны в использовании терминолоии. Образование как процесс создания собственного образа включает в себя личностно-индивидуальное развитие человека. Реализация данного процесса более сложная задача современной школы, чем обучение.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Данное определение - это определение, взыятое из краткого психологического словаря. Будьте внимательны в использовании терминолоии. Спасибо за замечание, и все же предпочитаю собственную трактовку терминов. Хотя не отказываюсь от общепризнанных. Цитировать не люблю.

Хисаметдинов А.А.: Так как в ДО происходит смещение акцентов от вербальных способов представления информации к образным, то включение дидактических тестов, создание заданий требует разработки новых методических подходов при построении курсов. Успех создания обучающих структур - в балансе традиционных и новаторских педагогических технологий. При этом и только при этом успех проведения курса обеспечен.

Шулепова Т.В.: Да, приоритет вербальных способов очевиден. Но думаю, что нужен очень четкий баланс. Перебор образного тоже опасен. Фантазия должна быть ограничена рамками заданий.

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Цитировать не люблю. Цитировать надо хотя для того, чтобы не допускать ошибки в понятиях. В науке нет понятия "Я", а есть понятие "Мы". Невербальные методы очень важны для обеспеченеия эмпатийного воспритятия учебной информации, определяющую содержание рефлексивной деятельности на уроке. Фантазия опеделяется содержанием творческого задания, научностью фантазируемой информации.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Невербальные методы очень важны для обеспеченеия эмпатийного воспритятия учебной информации, определяющую содержание рефлексивной деятельности на уроке. Фантазия опеделяется содержанием творческого задания, научностью фантазируемой информации. Какие креативные невербальные методы Вы могли бы предложить, чтобы усилить эмпатическую составляющуую ДО? Ведь рефлексия как поле для проявления эмпатии основывается на вербальных методах... Если я не права в терминологии, поправьте. Обожаю учиться)

olga-sorokina: Думаю, что примером таких невербальных средств могут быть сосздание символов, начиная от графических схем и заканчивая полновесными живописными произведениями. Это могут быть и какие-либо знаки, принятые в коллективе, например, "солнышко" и "тучка" для обозначения настроения, состояния человека. Когда-то сильное впечатление на меня произвел рисунок ученицы, на котором она изобразила себя в виде игольницы. Человек постоянно чувствовал уколы со стороны окружающих. В очной форме можно использовать пантомиму. Эти же приемы можно использовать и при рефлексии

Шулепова Т.В.: Интересно вдруг стало представить полностью невербальный урок - хороший вариант игры получился бы..... Интересно, как бы можно было спрогнозировать результат и придумать план? Как Вы думаете?

mr.Teacher: Все карты Вам в руки! Эмпатия - очень хорошее определение, и форумы ЦДО "Эйдос" предоставляют Вам прекрасную возможность осуществить это в ДО. Проблема думаю вообще не существует ИМХО.

Полякова: Главная цель обучения, на мой взгляд, является не только создание целостной картины мира и его отношение к нему, но и творческий подход к данной проблеме. Чтобы постараться найти ответ на данную проблему нужно руководствоваться и словарями, и личным опытом других педагогов, которые используют в своей педагогической деятельности нестандартный подход к изучаемой теме, также и методическими пособиями и различной литературой. Сам педагог должен понимать, зачем нужно учителю подходить к ученикам с творческой позиции. По моему мнению, это нужно, для того чтобы ученик мог развивать свои способности, чтобы они не были принужденными и были разнообразны. Ведь развивая творческий подход, мы регулируем своим поведением на уроке для того, чтобы школьники реализовали свои творческие способности и совершенствовали их на личном опыте. Я считаю, что творчество без фантазии не может существовать. Ведь фантазия у каждого человека определенная. Кому-то очень сложно высказать свое мнение относительно какой-то проблемы, кто-то наоборот выражает ее в разных вариантах и считает это интересным и полезным для себя занятием. И может, только с помощью каких-то творческих заданий учитель должен найти, тот самый творческий, индивидуальный подход к ученику, заинтересовать его. Что бы продуктивен был урок с творческим заданием, педагог должен научить ребенка использовать литературу и другие ресурсы (Интернет, энциклопедии и другие электронные носители). В уроках педагог должен цитировать, это важно, на мой взгляд, для соотношений мнений разных мыслителей по данной теме. Творческим методом я бы использовала и схемы, и разные таблицы и рисунки, а также логографы. Считаю, что ученики должны и сами пробивать создавать свои творческие задания для урока. ВОПРОС УЧАСТНИКАМ ФОРУМА. Как вы считаете можно ли на протяжении пяти лет пользоваться одними и теми же методами для достижения цели творческого успеха, как у учителя, так и у школьника? И будет ли актуальна данная проблема через пять лет? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. Что будет, если оставить только изученные методы? Ответ. Не будет никакого продвижения в педагогической сфере образования. Будет «застой» в учебной деятельности. Нужно развиваться и добиваться эффективных результатов.

NZV: Мне кажется, главный источник креатива - сам учитель. Если учитель объяснил, прорешал в классе №№1-5, а на дом задал №№6-8 и всё, и так каждый день, то ждать творчества от детей не приходится. А если хоть чуть-чуть расширить фронт работ для своих учеников, то остаётся только стричь купоны - дети не могут не творить. Например, задаю восьмиклассникам домашнюю лабораторную работу:построить на нелинованой бумаге отрезок, треугольник, четырёхугольник симметричные данным( наверное, все учителя математики это делают). Одна девочка строит ещё и некую невозможную фигуру и её отсимметричивает. На уроке, анализируя работу, эту девочку выделяю и хвалю. Всё! Процесс лавинообразный! Я завалена работами, да ещё какими! Или, в 10-м классе. Так же, на нелинованой бумаге прошу построить три пересекающиеся плоскости со всеми видимыми и невидимыми линиями, да ещё и раскрасить. А получаю чертежи с четырьмя, пятью и, даже, восемью пересекающимися плоскостями: -Наталия Захаровна, это,оказалось, очень интересно. Конечно, не все дети такие. В одиннадцатом классе всегда задаю написать, обязательно именно написать, эссе:"Любимые страницы геометрии". Однажды получила переписанный из Интернета текст на 80 страниц про теорему Пифагора! Человек так понимает творчество. Но, ведь, была и девочка, которая написала "Беседа Архимеда с Пифагором", а беседовали они про перпендикулярность плоскостей. Просто дети не всегда знают, где можно самовыразиться, тут-то мы и должны им помочь, их направить.

Волкова О.Н.: NZV пишет: Если учитель объяснил, прорешал в классе №№1-5, а на дом задал №№6-8 и всё, и так каждый день, то ждать творчества от детей не приходится. Процесс обучения должен быть комплексным. Творчество не может развиваться на путом месте. Нужны базовые знания.

Григорьева Г.Д.: Организация интеллектуального развития основана на следующих принципах: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. 2. Принцип действенного подхода к обучению 3. Принцип обоснованного ответа. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Пахомова Т.М.: В этом году я прочитала книгу А.В.Хуторского "35 методов творческого обучения". Методы, описанные в книги я пытась применять в своей работе. 1. Метод "Если бы..." В 5 классе я предлагала детям поговорить о том, что произойдёт, если в мире исчезнут числа? Дети охотно высказываются, фантазируют, рассуждают. Проводят невидимые нити с понятием "число", для чего нужны числа., и т.д. 2. Метод случайных ассоциаций. Например: С "координатной плоскостью" у детей возникают ассоциации: "начало координат", "две перпендикулярые прямые", "положительное и отрицательное направления", "единичный отрезок","морской бой". Со словом "цилиндр" - "шляпа", "одна из частей двигателя", "геометрическое тело", "валик". 3. "Мозговой штурм". Основная задача метода - сбор большего числа идей в результате обсуждения. Лучше предлагать вопросы, требующие неоднозначного ответа. В 8 классе при изучении темы "Подобные треугольники" я предлагала вопрос "Как определить высоту дерева?" Было очень много предложений, пробовали чертить, рисовать, решать и лишь к концу занятия предложили использовать подобные треугольники. Весь урок был поиск, творчество, азарт. При дистанционном обучении обязательно нужно использовать креативные методы.

Кочкина Е. К.: Пахомова Т.М. пишет: При дистанционном обучении обязательно нужно использовать креативные методы. Почему только при дистанционном? Чтобы у ребенка развивались творческие способности, его, я считаю, задолго до ДО надо научить задавать вопросы. ОН должен видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям. классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал. готовить собственные доклады. объяснять. доказывать и защищать свои идеи. А эти навыки и умения развиваются у каждого ученика по разному.В запасе у каждого учителя не один десяток методов и приемов, которые хорошо работают на развитие тех или иных умений или навыков. Метод ролевых игр, метод случайных ассоциаций и ситуаций, метод доказательств,сравнения. анализа. проектов; решение проблемных ситуаций, предположение. опровержение, метод несоответствия. разлиные задачи с избытком и недостатком., задачи -прогнозы. Часто у меня ученики пишут рецензии на ответы товарищей, реже рецензию на контрольную работу.А приемы устного опроса, а самопроверка. взаимоконтроль...

Пырина Светлана: Мне кажется, что методы, которые использует учитель напрямую зависят от контекста педагогической технологии , в рамках которой выстраивается урок. Хотя на современном этапе можно интегрировать разные технологии на одном уроке. Метод-это орудие, направленное на поиск оптимальных путей познания.

Поскрёбышева Г.Ю.: Набравшее в последнее время силу и развитие дистанционное обучение требует быстрого реагирования и разработки его методов и форм. Одним из них является метод обратного диалога. Отсутствие невербального влияния педагога компенсируется огромными возможностями телекоммуникационных средств связи. Метод обратного диалога является наиболее оптимальным для диалогического общения в дистанционном учебном диалоге. При изучении любой темы важно установить не опрос, а диалог. "Яспрошу, а он ответит... Я пойму и снова спрошу..." Вот примерно так. Для такого рода общения необходим иной подход к постановке проблемы для учения, а не для научения.

Киселёва О.В.: Шулепова Т.В. пишет: цитата: "какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? " Особую значимость использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету имеет проектное обучение. Проектная деятельность требует от учащихся нестандартных решений, здесь необходимо проявление творчества, инициативы. А для того чтобы проекты были действительно творческими, необходимо содержние учащегося предопределить содержательной деятельностью учителя. Учитель должен направлять свои усилия на организацию творческой деятельности учащегося для развития творческих способностей в процессе всей работы над проектом.

Пырина Светлана: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Мне кажется, что любой урок может включать в себя творческий компонент. А методы могут быть разными, например, создай иллюстрацию по теме урока, придумай метафору, отражаюшую суть явления...

Т.А. Архипова: Пырина Светлана пишет: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Мне кажется, что любой урок может включать в себя творческий компонент. А методы могут быть разными, например, создай иллюстрацию по теме урока, придумай метафору, отражаюшую суть явления... Здравствуйте, Светлана! Я тоже филолог. Согласна с Вами в том, что каждый урок должен содержать творческую составляющую. Тем более, если это урок гуманитарного цикла. Спасибо.

Бондаренко Ю.А.: Пырина Светлана пишет: Существуют разные типы проектов, один так и называется "творческий". Безусловно, проектная деятельность важна для развития творческих способностей. Но мы же не сводим весь образовательный процесс только к этому типу деятельности. Согласна во всем, что касается метода проектов.Он очень важен. Но давайте не будем забывать о технологиях критического мышления и о проблемном методе в обучении. Добавим эвристическое обучение. Довольно широкий спектр.

Орлова И.А.: Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Пырина Светлана: Особая зона развития творческих способностей-это зона метапредметного уровня, здесь ученик выходит за рамки одного предмета и выходит на метапредметный уровень Познания. В моей практике-это введение интегративного компонента в урок литературы. Тема урока "Петербург Достоевского". Этот урок проводится в технологии французских творческих мастерских с использованием мультимедийной презентации. Основа презентации "Петербург Достоевского" глазами самого Достоевского, известных художников(Д.Шмаринова, И.Глазунова, М.Шемякина), глазами самих учеников. Учащиеся создают графичекие метафоры Петербурга Достоевского, исходя из своего понимания художественного образа, при этом используют уже язык другого вида искусства (графики или живописи). Затем ребята объясняют свое понимание, свое видение, сопоставляют с видением писателя. Чтение-это сотворчество(М.И.Цветаева). Сам художественный текст становится стимулом творческого развития личности ученика.

Лизунова ю.В.: Метод, позволяющий развивать творческие способности учащихся, развивать их воображение и ассоциативное мышление - это предметное рисование как способ проникновения в текст, когда учащиеся , изучая произведения малых жанров (например, лирику) выходят на тему и идею произведения через картинно - образный ряд (когда в каждой картине стихотворения выделяются образы, цвета, запахи, линии). а в конце урока учащиеся встраивают свою собственную картину в ткань произведения.

Лизунова ю.В.: Я как учитель русского языка и литературы 8 лет раьотала над темой "Развитие творческого потенциала учащихся средствами художественной культуры". Хотелось бы поделиться некоторыми своими методическими наработками в рамках обсуждаемой темы. Развивать творческую жилку учащихся можно разными способами. Один из них - это методика "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" . Не секрет, что дети не умеют и не любят писать сочинения, в их работах отсутствует логика и творческое воображение. Хотелось прийти к тому, чтобы детям было интересно сочинять, чтобы они научились легко интерпретировать материал, чтобы они были не просто заурядными учениками, а настоящими творческими людьми. Мне как учителю не только русского языка и литературы, но и мировой художественной культуры интересны интегрированные формы уроков, когда тема может быть раскрыта средствами живописи, музыки, литературы. Методика "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" дает возможность детям реализовать свой творческий потенциал, развить ассоциативную память, логическое мышление, связную речь, научиться прислушиваться к звукам окружающего мира, улавливать нюансы. Несколько слов о самой методике. Самое сложное, наверное, это составить учителем саму музыкально-шумовую историю. В моей коллекции таких историй более сотни. Для их составления использую классическую, этническую, рок музыку, бытовые и природные шумы. Записываю их и склеиваю в компьютерной программе NeroSoundTrax. Музыкальные отрывки и шумы вместе составляют некую историю, которую должны представить в своем воображении учащиеся и записать в виде небольшого сочинения. На уроке учащиеся прослушивают музыкальную историю, интерпретируют ее, выделяют сюжетно-композиционные части и изменение эмоциональности и настроения предложенной истории, для этого совсем не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо знать некоторые правила проведения данной работы. Во-первых, на уроке подготовки к такому сочинению (если этой работе посвящен целый урок) не должно быть никакого комментирующего иллюстративного визуального материала, то есть иллюстраций, так как любая иллюстрация собьет учащихся, помешает развитию собственного творческого воображения, навяжет шаблоны. Второе условие - учащиеся не должны комментировать услышанное, делиться впечатлениями до и во время написания работы, выдвигая свои версии. Третье условие – длительность звуковой истории не должна превышать 1,5-2 минуты и должна быть логически завершена. Планы-карты должны быть заранее подготовлены, распечатаны самим учителем. После первого знакомства с шумовой историей целесообразно разделить ее на композиционные части и прослушивать поэтапно, заполняя таблицу в плане-карте,отвечая на некоторые вопросы по каждому смысловому отрывку. Например: название отрывка, где развивается действие в данном отрывке, что происходит в отрывке, участники событий (кто или что?), настроение и эмоциональное состояние. Далее музыкально-шумовая история прослушивается еще раз целиком, чтобы у учащихся было цельное восприятие, и они могли бы уловить то, что, может быть, не заметили при первоначальном прослушивании. Далее, используя заполненную план¬-карту, учащиеся пишут небольшое сочинение. Предлагается усложнение шумового материала от урока к уроку. Например, когда происходит первоначальное знакомство учащихся с данным приемом, предлагаются очень простые и прозрачные в интерпретации сюжеты, следующий шаг - это истории с непонятным финалом и еще более сложный уровень (в подготовленных классах или уже в старшем звене) звуковая история совсем непрозрачна, шумы предлагаются странные и необычные. Эту методику использую на уроках развития речи, при обобщении и систематизации материала и даже при изучении новой темы (элементы методики). Прием, положенный в основу методики, кажется мне универсальным. Он может быть взят на вооружение не только учителями-языковедами или учителями начальных классов, но и преподавателями естественных и точных наук при изучении, например, природных зон, животного мира и т.д.. А также использоваться в качестве контрольного или проверочного материала по химии, физике, экономике, труду как описание, допустим, зашифрованного в звуках опыта или трудового процесса, описание физических и механических явлений.

Хавкина Т.А.: Формирование творческих способностей учащихся не должно ограничиваться временными рамками урока. За урок надо успеть многое - выполнить основные учебные, развивающие, воспитательные задачи. Уроки ограничены во времени, поэтому учителю в своей работе необходимо использовать внеклассную деятельность. Опытные учителя планируют проведение таких мероприятий заранее, а уже непосредственно их реализация осуществляется в определенный срок. Заранее готовится выпуск газет - возможность раскрыть и проявить свои литературные и художественные способности тем, кто не преуспел в науке, составляются кроссворды, ребусы, загадки и т.д. Формы работы, направленные на развитие творческого потенциала разнообразнейшие: интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги, тематические вечера. Хорошо организованные вечера - хороший интеллектуальный отдых, возможность проявить и показать себя в том, в чем ты силен, или примерять на себя роль, которая тебе не свойственна.

Алсаева Н.С.: Развитию творческих способностей учащихся способствуют системы развивающего обучения. Дети развиваются, когда они сами творят. А когда творят, они говорят. Дети очень любят живое слово общения. Оно остаётся в душе у каждого ребёнка. Знают, что слово может осудить, возвысить, уничтожить, слово может заставить ненавидеть или, наоборот, полюбить. Когда идёт общение глаза в глаза, разве можно быть равнодушным? Нет равнодушия, зато есть любопытство, удивление, которые перерастают в интерес. Любознательный ребёнок - творческий человек.

Ивашкова Т.А.: Всегда ли родители адекватно относятся к творческим заданиям? К сожалению, очень часто слышатся возмущения если на математике предлагается написать сочинение, придумать сказку или даже задачу. Творческое развитие ребёнка должно осуществляться не только в стенах школы, но и в семье. Поэтому необходима большая работа с родителями. На первом родительском собрании в 5 классе ( а надо начиная с 1кл) задавала родителям вопрос: "Какие игрушки в последнее время вы покупали ребёнку?". Как вы понимаете в перечне развивающие игры были на последнем месте, если не отсутствовали вообще. Приходилось работать с родителями, дабы не биться в закрытую дверь.

А.В.Хуторской: Ивашкова Т.А. пишет: К сожалению, очень часто слышатся возмущения если на математике предлагается написать сочинение, придумать сказку или даже задачу. Я считаю, что правильно, что возмущаются. Творчество должно быть по тому предмету, который изучается, т.е. по математике должно быть математическое творчество. Проблема в том, что не каждый учитель математики понимает, что такое математическое творчество. Сказки, сочинения и т.п. по математике - это не математика! Это "бирюльки".

Просвирнина Т.Н.: А.В.Хуторской пишет: Сказки, сочинения и т.п. по математике - это не математика! Это "бирюльки". Действительно, нелепо тратить драгоценные часы при всеобщей математической безграмотности на проверку умения письменного изложения мыслей. Для этого есть множество предметов гуманитарной направленности. Но вот если математическая сказка помогает детям понять суть изучаемого, тогда польза её очевидна . На курсах учителей-исследователей смогла на своём собственном опыте понять сложность выполнения данного задания. Ведь конечный продукт должен быть не просто интересной сказкой, а содержать объяснение сути явления, которое , в свою очередь, предстояло постичь. Я считаю, учителя младших классов должны сами заниматься составлением подобных текстов для детей, мыслящих по аналогии, воспринимающих новый материал иллюстративно.

Камышлова Е.П.: Если просмотреть материалы в интернете то увидишь, что креативные методы востребованы во всех сферах деятельности человека: креативные методы подбора персонала, креативные методы сбыта товара, креативные методы борьбы за безопасность на дорогах и т.д. Соответственно в школе необходимо применение креативных методов должно быть систематичным и охватывать все предметы. Шулепова Т.В. пишет: Что будет, если все оставить только их? А если их отмести? В дидактике много методов, учитель должен умело сочетать все для достижения целей. Ещё раз перечитала: какие методы относятся к креативным.Чтобы продуктивно их использовать, учитель должен, прежде всего знать суть каждого. Мне, учителю начальных классов, очень помогает метод мозгового штурма при написании сочинений. Метод придумывания, метод "Если бы..." , образной картины, гиперболизации помогают творческой самореализации, в чем каждый раз убеждаешься, когда предлагаешь детям творческие работы, например "Если бы... исчезло земное притяжение". Метод разнонаучного видения эффективно использовать при знакомстве с новым словом, понятием, явлением. Шулепова Т.В. пишет: Какова доля этих методов в ДО? Если говорить о дистанционных формах обучения, имеющих личностную креативную направленность, соответственно педагогу надо продумать использование креативных методов. (В рамках обсуждаемого вопроса: прочитала интересную и полезную статью Хуторского А. В."Плавающий колобок": Как одновременно обучать всех по-разному - напечатана в 1996 году - а как актуальна по содержанию!)

Хавкина Т.А.: Камышлова Е.П. пишет: Если просмотреть материалы в интернете то увидишь, что креативные методы востребованы во всех сферах деятельности человека В наше время люди всё в большей мере осознают, что именно творчество - одна из самых важных составляющих профессионального успеха. Однако до сих пор нет ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества. Программы подготовки педагогов в ВУЗах, курсов повышения квалификации работников образования также не включают вопросы обучения творчеству. Камышлова Е.П. пишет: Соответственно в школе необходимо применение креативных методов должно быть систематичным и охватывать все предметы И единственный, на мой взгляд, истинный источник творчества - это наша собственная личность. Для того чтобы воспитать творческого ученика, нужно постоянно заботится о том, чтобы самому не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Каждый ли учитель таков? Может ли учитель не творческий научить творчеству?

Алсаева Н.С.: Хавкина Т.А. пишет: Для того чтобы воспитать творческого ученика, нужно постоянно заботится о том, чтобы самому не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Каждый ли учитель таков? Может ли учитель не творческий научить творчеству? Каждый ребёнок, приходящий в школу, обладает творческими способностями. Если с первых дней ему это не прикрыть, вы получите уникальную личность. Не торопитесь со своими выводами относительно деятельности ребёнка, помогите ему раскрыться и вы взрастите ТАЛАНТ, если не во всех отношениях, то во многих или хотя бы в одномобязательно. Я абсолютно убеждена в том, что только творческая личность может развивать в ребёнке его творчество. Ибо с учителем, лишённым творческого начала скучно не только детям, но и окружающим. Не зажигает! А тлеть не хочется.

А.В.Хуторской: Как бы невзначай, Камышлова Е.П. пишет: прочитала интересную и полезную статью Хуторского А. В."Плавающий колобок": Как одновременно обучать всех по-разному - напечатана в 1996 году - а как актуальна по содержанию! Екатерина Петровна, спасибо, конечно, за внимание к моим работам. Но, что бы я не принял ваше сообщение как лесть, было бы лучше, если бы вы написали его примерно в следующей форме: "Прочитала вашу статью... Вот эти два момента ... в ней существенны потому, что ... Вот эта проблема нуждается в рассмотрении ..., Вот с этим трудно согласиться... А вот это ... готова обсудить." Тогда ваш текст однозначно воспринимался бы соответствующим форуму научной школы.

Георгий Тодоров: Дорогие дамы!Проявление творчества-ето "акт",замены одного информационного масива другим.Творчество ето "спирала"накопления интуитивного,предметного,социального,личностного опыта человека.Школа лиш старается верифицировать "те условные границы"образовательного опыта ученика,что-бы его было легко контролироват,коригироват,дополнять,систематизироват.Ето и одна от привилегий современной Дидактики.Что одинако произайдет если ети границы слишком узкие?Не каждый творчесткий акт,является инновацией.Инновация в школе-ето процесс установления новых информационных моделей обучения и проявления творчества.По моему ефективный метод творчества является методология проекционного моделирования научным текстом.Он особено актуален в процессе езикового обучения/русским,или иностранным языком/.Учитель работает проектными информационными еталонами.Используя возможности образовательной среды для поетапного моделирования одного или другово масива знаний.Мой опыт связывает его применение и в сфере -ранного технического и технологического обучения.Сдесь МПМ проявляется как динамичным времевим методом,так как техническая научная информация не является такой константной,как например информация приусвоения языком/р.или другим/.Семантические модели одинаковы и не характеризуются динамикой по отношению изменения и дополнения.

Нуриманова Ф.К.: Мне кажется, что именно внимательное наблюдение за процессом деятельности помогает уловить творческие порывы у обучающегося уже на начальном этапе в любой деятельности. Другое дело, мы принимаем проявление творчества со стороны ученика или нет. В любом случае оно должно поощряться. Считаю, что алгоритмизация действий тоже должна оставлять простор для творчества, выбора своего способа для достижения цели. Или я не совсем понимаю ее?

БабуринаС.Н.: Нуриманова Ф.К. пишет: Мне кажется, что именно внимательное наблюдение за процессом деятельности помогает уловить творческие порывы у обучающегося уже на начальном этапе в любой деятельности. Другое дело, мы принимаем проявление творчества со стороны ученика или нет. В любом случае оно должно поощряться.

Нуриманова Ф.К.: Мне кажется, что именно внимательное наблюдение за процессом деятельности помогает уловить творческие порывы у обучающегося уже на начальном этапе в любой деятельности. Другое дело, мы принимаем проявление творчества со стороны ученика или нет. В любом случае оно должно поощряться. Считаю, что алгоритмизация действий тоже должна оставлять простор для творчества, выбора своего способа для достижения цели. Или я не совсем понимаю ее?

БабуринаС.Н.: Нуриманова Ф.К. пишет: Мне кажется, что именно внимательное наблюдение за процессом деятельности помогает уловить творческие порывы у обучающегося уже на начальном этапе в любой деятельности. Другое дело, мы принимаем проявление творчества со стороны ученика или нет. В любом случае оно должно поощряться. : sm36:

Степанько С.Н.: Шулепова Т.В. пишет: главная цель обучения - создание не только целостной картины мира, но и отношения к нему. Задача учителя научить обучающегося учиться, не просто дать сумму знаний, а научить находить, пользоваться, применять зания. Вот тогда это будет образование и самообразование. Если мы будем говорить об обществоведческом образовании, тогда будет складываться целосная картина мира, точные науки предполагают точные знания. А вот отношение к миру будет складываться из того, какую картину мы нарисуем перед нашими обучающимися.

ася полтавская: Я учитель английского языка и мне очень близок метод проектов. По моему мнению, он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования; помогает созданию условий для креативной самореализации личности. Кроме того, проектная форма обучения дает возможность педагогу реализовать творческие методы преподавания: создание условий для конкретного воплощения творческих идей; — поиск возможных точек соприкосновения фантазий с реальностью; — предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил, методов достижения цели; — извлечение максимальной пользы из хобби и индивидуальных наклонностей ребят; — умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося; — уважение желания ребенка работать самостоятельно;

Садретдинова И. Р: На своих уроках английского языка часто использую игровой метод. Многие учёные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования данного метода. Это обьясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека,а ребенка в особенности. Человеческая культура возникла и развертывается как игра. Именно игра в сочетании с другими методами может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а так же вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий. Очень часто использую драматизацию на своих уроках, где дети не только исполняют заданные роли , но и сами придумавают постановки . Провожу уроки и внеклассные мероприятия в форме соревнований, где командам предлагаю выполнить разные эвристические задания. Как руководитель научного общества учащихся провожу разные интеллектуальные игры, которые разрабатывают сами дети.

Садретдинова И. Р: На своих уроках английского языка часто использую игровой метод. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования данного метода. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека. Человеческая культура возникла и развертывается как игра. Я считаю, что именно игра в сочитании с другими методами может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, обегчения сложного процесса учения, создание условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий. Часто использую драматизацию, где дети исполняют не только заданные роли, но и сами придумывают новые сценарии. Закрепляю темы в форме соревнований с эвристическими заданиями , а также предлагаю учащимся самим придумать такие задания. Как руководитель научного общества учащихся нашей школы организую различные интеллектуальные игры, которые разрабатывают и проводят сами учащиеся. Внеклассные мероприятия провожу также в форме игры. Я уверена, что игровой метод создаёт условия для активного и творческого развития личности и стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка.

маринанедумова: Я являюсь руководителем экспериментальной площадки. Система игровых технологий (ИТ) в работе руководимых мною педагогов-экспериментаторов включает многие аспекты. ИТ применяются учителями-экспериментаторами в системе: как мотивационный компонент урока, как средство развития познавательно-творческой активности, развития способностей и навыков. Используются дидактические игры, «урок-игра» как особая организационная форма бучения. ИТ реализуются как средство комплексного эмоционального развития (игры-погружения, динамические игровые паузы, пальчиковые игры, театрализация). Практикуется включение в уроки кукольного театра, геометрическое конструирование. Воспитатели школы полного дня применяют познавательные игры на клубных часах в группах продленного дня. Актуализируется культуросообразная направленность игр, используются литературные, математические, экологические, фольклорные игры, театрализация, инсценирование, проведение соревнований, общественно-полезные акции. «Лего»-конструирование применяется для создания проблемно-поисковых игровых ситуаций в группах продленного дня. Используются сюжетно-ролевые игры, направленные на укрепление детских взаимоотношений, согласованности действий в коллективной игре. Наши учителя начальной школы в сотрудничестве с логопедом применяют ИТ в развитии фонематического слуха учащихся (Привлечение двигательной активности в процесс слушания и распознавания звуков. Использование игрушек для развития восприятия и понимания. Применение ИТ для коррекции речевых нарушений, установления эмоционально-психологического контакта с детьми. Лингвистические игры используются в развитии дифференциации, произношения, монологической речи). Наши учителя-психологи применяют ИТ в позитивной социализации воспитанников приюта (это структурное подразделение нашего ЦО). Производится коррекция нарушений развития познавательной и эмоционально-нравственной сфер. Формы работы: тренинги, интерактивная игра, терапия общения, драматизация, «сказкотерапия» ИТ в снижении школьной дезадаптации. Используются интеллектуальные развивающие игры: кубики Зайцева, кубики Никитина, позитивный эмоциональный настрой на задание с помощью искусства Наш педагог-психолог применяет ИТ в преодолении школьной дизадаптации (работа в детском саду и в «Академии первоклассника) ИТ применяются в позитивном становлении успешности воспитанников (работа по программе «Хочу быть успешным»). Эффективен комплекс ИТ: психогимнастические игры, ролевые игры, коммуникативные игры, игры на развитие воображения, социально корректирующие тренинги, интерактивные игры. Наши уководители ученических проектов практикуют: проектные игры, интеллектуальный игры, направленные на развитие проектной культуры и интеллекта, способностей к самоорганизации, сотрудничеству, способности активно вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, овладение эвристическими качествами. Деловые игры направленные на формирование социальных навыков делового общения, вводящие в мир профессий, ориентирующие в современной экономике. Занятия в кружке «Монополия» выявляют лидеров деловых игр. Внеклассные мероприятия включают ИТ в управление творческим педагогическим взаимодействием в структуре воспитательной работы. Это подразумевает следующее. Проведение массовых познавательных игр: КВН, «Кругосветка», турниры. Веселые старты, военизированные игры, конкурсы. Регулярное проведение массовых фольклорных игр с целью идентификации в культуре страны. Праздники подвижных игр, импровизационное вовлечение в инсценировки, сценки, соревнования. Вот такова работа наших педагогов. Об этом можно прочитать в сборнике материалов Международной конференции «Педагогические основы креативности детей и юношества». – М.: МГПИ, 2009.

Fomenko1957: Методы обучения в которых наглядно проявляются творческие способности ребенка, не играют большой роли, это может быть игра, работа с наглядным материалом, интерактивные - дебаты, тренинг, конференции и т.п. Любой метод, как я понимаю, а я занимаюсь эвристической дидактикой всего несколько дней, поэтому могу ошибаться в своих первичных выводах, может стать эвристическим, главное развернуться от знания как процесса освоения знания как такового, к знанию как результату. Поэтому методы остаются в целом те же, меняется содержание и постановка. Если до знакомства с теорией эвристическог обучения в моём сознании знания были средством интеграциии учеников в современный мир (социализация), воспитание гражданского самосознания, то предложенная система обучения - это новая ступень в моей практике учителя предметника. К этому надо еще привыкнуть и в каждой капле увидеть море. Реальность современного рынка труда такова, что креативность стала самым востребованным продуктом. Эвристическая школа даст обществу этот продукт.

Смирнова О.Н.: Одна из приоритетных задач современной школы - формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Средством развития творческих способностей может служить метод проектов, "мозговой штурм", ТРИЗ, эвристический диалог и др.

маринанедумова: Необходимость формирования общеучебных компетентностей согласуется с построением в рамках экспериментальной работы системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей и подтверждается возросшим числом участия наших школьников и фактами их побед во внешкольных конкурсах, а также накопленной и активно используемой информационной базой по мероприятиям городского, Российского, Межрегионального и Международного уровней. В этой связи в следующем учебном году в качестве развития образовательной среды ЦО планируется создание школьного научно-исследовательского детско-взрослого сообщества, имеющего целью приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

маринанедумова: Участвую в конкурсе ДУГ-2009, номинация - школьный администратор. Прочитала рекомендации к эвристическим заданиям. Выполнила их, составив по 15 заданий по педагогике для двух групп взрослых: студентов и педагогов. (Кстати, в заданиях не уточнялись возрастные уруппы для взрослых, пришлось задавать вопрос координатору, учтите это, ожалуйста, в следующих рассылках). При анализе рекомендаций оказалось, что я уже применяю многие задания на практике. Так, например, организую для молодых педагогов практику молодого руководителя. Дала педагогу - психологу задание составить план проведения окружного семинара по игровым технологиям. Специалисты (а они молодые специалисты) по образовательному мониторингу сами определяют стратегию исследований в эксперименте. Каждй педагог-экспериментатор проектиует собственную логику ЭР при заполнении карт инновационной деятельности, в которых выделяет проблему, строит ипотезу, выдвигает задачи и прогнозирует ожидемые результаты ЭР.

маринанедумова: В нашем Центре образования наряду с традиционными используются инновационные программы и методики обучения. Так, специально организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся при освоении иностранных языков является обязательным учебным и творческим компонентом [1, с. 201-204]. Проектная деятельность и лежащий в ее основе метод проектов нашли широкое применение во многих странах мира потому, что они позволяют интегрировать знания учащихся из разных образовательных областей при решении определенной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. В частности, проектный метод эффективен в плане развития социальной и коммуникативной деятельности. Следует признать, что проектная методика в изучении иностранных языков имеет широкую практическую направленность (на создание реального речевого и материального продукта). Например, в нашем образовательном учреждении ЦО № 1486 в результате ученического проектирования были созданы различные продукты ученического проектирования. По ценностной направленности: • гуманитарный проект [2, с. 47]; • социальный проект; • проект, созданный с использованием ресурса семейной педагогики. По предметному содержанию: • проект - электронное пособие (биология, русский язык, иностранный язык, физика, математика и др.); • проект как презентация на окружном лингвистическом фестивале; • проект – материальное наглядное пособие по окружающему миру; • творческий проект по декоративно-прикладному искусству; • проект, основанный на межпредметной интеграции. По используемым информационным технологиям: • проект с использованием различных операционных систем WORD, EXCEL, POWER POINT; • анимационный проект; • мультимедийный проект. Удалось установить, что при организации ученического проектирования можно успешно сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, как это было реализовано при создании наших билингвальных проектов «Телевидение Великобритании», «Различные политические системы мира». Можно также органично обеспечивать выход речевой деятельности в другие виды деятельности – трудовую и эстетическую, как было осуществлено при создании мультимедийных проектов «Индонезия», «Золотое кольцо России» и коллективного (в соавторстве с педагогом) проекта «Французский в картинках». Нами выявлено, что проектирование стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации на сайтах информационных каналов СМИ, в справочниках, словарях; развивает творческую фантазию воспитанника, например, при инсценировании, изготовлении костюмов, масок, декораций (проект «Индонезия», «Золотое кольцо России» и др.). К достоинствам проектной методики, разрабатываемой в нашем Центре образования в рамках деятельности Городской экспериментальной площадки по теме «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе» (реализуется в рамках широкомасштабного проекта «Московская школа будущего» [3]), можно отнести также полиморфизм в реализации проекта и оформления конечного результата. По результатам проведенного в ЦО № 1486 мониторинга участников проектной деятельности выявлено: • эксперимент дал возможность использовать творческий потенциал учащихся и самих учителей; • создать у субъектов проектирования позитивный настрой (ситуацию успеха) и стимул для дальнейшего творчества; • повысить личностную самооценку педагогов и воспитанников; • создать позитивную модель социального взаимодействия и сотрудничества разновозрастных субъектов в рамках сферы учебного, исследовательского и научно-познавательного общения; • использовать иностранный язык как инструмент познания и средства общения. При осмыслении стратегии развития инновационной деятельности нашего Центра образования мы выделили высокую социальную потреб¬ность в изучении английского языка как языка международного общения. Английский язык стоит во главе глобализации, которая имеет не только позитивные, но и от¬рицательные стороны, как пример: нивелирование интереса к культурному наследию разных народов, продвижение англосаксонских образ¬цов в другие культуры. Наше образовательное учреждение, организуя проектную деятельность воспитанников, ставит социальную задачу подготовки школьников к продуктивным, ни в коей мере не снижающим значение национальной культуры, межкультурным коммуникациям. Так, участие нашего методического объединения учителей иностранного языка в различных проектах с поликультурной направленностью: «Индонезия», «Золотое Кольцо России», работа автора данной статьи, Е.А. Спиридоновой, в качестве педагога-экспериментатора над такими проектами как: «Франция. Географическое положение», «Телевидение Великобритании», «Сравнительный анализ политических систем России, США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии», тематический долгосрочный проект «Французский в картинках», совместно с младшими школьниками и учащимися средних классов, руководство другого учителя (Е. К. Филипповой) лингвистическими проектами [4] – все это позитивный старт для дальнейшего вывода учащихся нашего Центра Образования уровень продуктивных межкультурных коммуникаций. Наши усилия призваны помочь детям осознать ценность не только английского языка, но также других иностранных языков и культур. Погружение в культуру далекой и малознакомой Индонезии, использование ВСЕХ языков (немецкого, французского, английского и русского), изучаемых в школе, явилось существенным достижением инновационной деятельности учителей и учащихся. Подобная же работа была проделана творческим микроколлективом по теме «Золотое кольцо России» (Т.Я. Федорова, Н.В. Галичкина, Е.К. Филиппова, Е.А. Спиридонова). Можно сделать следующий вывод: практика проектной деятельности при изучении иностранного языка позволяет нам развивать: социокультурную компетенцию учащихся в условиях поликультурности в языковом образовании. Формирует способность использовать иностранный язык как инструмент познания, как средство эффективного решения коммуникативных задач; удается углублять навыки и умения анализа культурного наследия стран; повышать уровень языковой компетенции, осуществлять поиск наиболее эффективных технологий для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Педагогические наблюдения показывают, что в ходе работы над проектами снимаются такие проблемы как: проблема «выхода в речь» при изучении иностранного языка; несовершенство произносительных навыков; ошибки учащихся в интонационном оформлении речи; недостаточная выразительность речи; низкий темп высказывания; недостаточная сформированность навыков самопрезентации, навыков самообразовательной деятельности таких как: поиск нужной информации в сети Интернет, работа с библиотечными фондами, умение отбирать и систематизировать полученную информацию; «страх» перед публичными выступлениями (начиная от работы у доски и заканчивая защитой проектов). Устранение или, по крайней мере, нивелировка всех вышеперечисленных моментов создают благоприятную среду для выхода учащихся на достаточно высокий уровень межкультурных коммуникаций, а перспективные методы и технологии обучения позволяют нам поддерживать и повышать этот уровень. Значительные результаты дает: комплексное применение методов, формирующих произносительные навыки; активизация путей самореализации детей через инсценирование, музыку, изобразительное творчество; активизация межпредметных связей; обогащение словарного запаса учащихся на основе имеющихся навыков монологической и диалогической речи с помощью монологов / диалогов-образцов; активизация и повышение уровня навыков говорения; освоение и внедрение информационных технологий, интеграция компьютерных технологий. При использовании нетрадиционных методов мы реализуем одну из важнейших задач – развитие активности детей. Принцип активности ребенка является одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, для которого характерен высокий уровень мотивации, т.е. осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность и, как следствие, – успешная социализация ребенка. Возникнуть сама по себе такая активность, как правило, не может, это естественный результат целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применения совокупности тех или иных педагогических технологий. Так, например, при использовании полихудожественного подхода дети разыгрывают сценки, репетируют танцы, изготавливают костюмы. При этом в творческом процессе задействованы дети, имеющие низкую мотивацию к изучению иностранного языка, которая со временем может существенно повыситься. В ходе такой креативной работы мы наблюдали, что учитель и его ученики становятся единомышленниками, соавторами совместной деятельности, а значит, формируется «детско-взрослая общность»[5, с. 14]. В результате включенных наблюдений нами отмечено: 1) разрушается непонимание между учителем и учеником; 2) учитель становится менее доминантным; 3) создается атмосфера доверия, улучшаются отношения учителя с учениками; 4) дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе; 5) дети учатся работать в команде, уважительно относиться друг к другу; 6) формируется чувство взаимопомощи, толерантности, ответственности за свои знания; 7) ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности; 8) игра развивает творческую фантазию. Даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне, важна сама мотивация, желание детей участвовать в процессе творчества. Ведь каждый ребенок — креатив, со своим, подчас неисчерпаемым, творческим потенциалом, и надо искать и находить способы развития его творческих потенций. Участвуя в проекте, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование — один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Сценическое действие на занятиях иностранным языком помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей-школьников развивается языковая догадка (ИНСЦЕНИРОВКА). Наш опыт показывает, что при изучении иностранного языка важно использование музыки и визуальных средств. Музыка дает настрой представлению, способствует развитию у школьников чувства языка, познанию его ритмических особенностей. Психологами установлено, что внимание и память находятся в тесной взаимосвязи с развитием всего психофизического аппарата, где такие элементы как равновесие и чувство ритма являются обязательными составляющими развития фонематического слуха (ТАНЕЦ). Где зрительный образ работает на развитие зрительной памяти, способствует развитию таких видов речевой деятельности как чтение и письмо. Ведь изначальным прародителем буквы был иероглиф – т.е. – зрительный образ (ДЕКОРАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ). Таким образом, участие детей в экспериментальной деятельности активизирует развитие социальной компетенции, умения применения всех видов речевой деятельности, а значит, адекватный выход на уровень межкультурных коммуникаций.

маринанедумова: Тарасова Елена Тимофеевна, Максимова Ольга Владимировна ГОУ ЦО № 1486 СВАО Москвы Развитие творческих способностей учащихся в ходе руководства интегрированными проектами по литературе с использованием ИКТ-технологий В рамках работы городской экспериментальной площадки «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе» в Центре образования № 1486 учителями О.В. Максимовой и Е.Т. Тарасовой был реализован проект, посвященный творчеству М.И. Цветаевой, - «Роман с собственной душой, отраженный в стихах». При работе над проектом были выделены следующие задачи: развитие у учащихся исследовательских, творческих и информационно-поисковых навыков для реализации творческих задач на уроках ИВТ. По предметно-содержательной области в проекте делался акцент на музыку и литературу, на возможность с помощью средств ИКТ их интегрированного восприятия ребенком, на самопознание ребенка, реализованное им в ходе такого восприятия. Е.Т. Тарасовой и О.В. Максимовой удалось вовлечь в данный проект большое число участников и осуществлять работу в течение трех месяцев. Конечной целью проекта было создание электронного учебного пособия для использования на уроках учителями литературы, информатики, а также при проведении литературных вечеров, предметных недель и других внеклассных мероприятий. В качестве внутреннего результата описываемого проекта было накопление школьниками поведенческих, организационных, коммуникативных, информационных и других навыков. В ходе проектно-исследовательской деятельности школьники должны были рассмотреть стихотворение М.И. Цветаевой и с помощью музыки, фотографий, анимации, художественного чтения передать в мультимедийной презентации свои ощущения от стихотворения. Использовались программы Power Point и Nero. Работа осуществлялась с помощью мини проектов. Каждый маленький проект представлял собой одно стихотворение М.И. Цветаевой, и его должен был составить один учащийся. В проектно-художественном решении была представлена биография М.И. Цветаевой. При руководстве проектами за литературно-художественную часть ответственной была Е.Т. Тарасова, за информационно-коммуникационную часть - О.В. Максимова. В результате совместной деятельности все работы были объединены в электронное учебное пособие, которое было предложено для знакомства школьникам, не принимавшим участия в проекте. По итогам просмотра было проведено анкетирование зрителей, и их мнения позволили произвести коррекцию электронного пособия по творчеству М.И. Цветаевой «Роман с собственной душой, отраженный в стихах». Мнения педагогов по поводу эффективности данной деятельности таковы: проект позволяет познать и понять сокровенный духовно-нравственный и эстетический смысл поэзии М.И. Цветаевой, побуждает к дальнейшему прочтению ее стихов, стимулирует потребность дальнейшего развития художественно-эстетического опыта. Сами же исполнители данного проекта отметили, что проектно-исследовательская работа в области полихудожественного образования помогла им лучше узнать друг друга, благоприятно сотрудничать выявить свои творческие способности. Другой художественно-творческой работой был интегрированный проект на тему «Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», который занял первое место на окружном конкуре проектных работ по теме «Образ семьи в русской литературе». Творческой задачей автора проекта, ученицы 11 класса Ахмяровой А., было составление на основе изученного информационного материала мультимедийной презентации, содержащей художественный видеоряд, с использованием разных видов искусства – музыки, литературы, живописи, художественной фотографии, эстетически выразительной анимации. Но главным в работе бы сделанный ученицей нравственно-этический вывод о том, какой должны быть современная семья. Можно привести пример долгосрочного проекта по русскому языку «Полезные мелочи». Эта работа является электронным пособием. Над его созданием ученица 11 класса Вдовина Юлия трудилась два года, но это не прел. Данная работа может совершенствоваться следующими поколениями учеников. Главная цель проекта такова – собрать занимательные практические приемы, которые помогут ученикам запомнить трудные правила, закрепить знания и разнообразить уроки русского языка. Все рассмотренные правила соединены в общее содержание. Пользователь данного проекта может выбрать правило, выполнить задание по этому правилу, и вновь вернуться в содержание. За последний год проектная работа получила более четкую структуру – мы практиковали использование гиперссылок и управляющих кнопок, дополнили пособие упражнениями для закрепления изученных правил. Кроме этого в проект были внесены новые «правила-премудрости», которые стали сопровождаться не только яркими картинками, анимационными эффектами, но и звуковым оформлением. Наши наблюдения показывают, что при использовании данного электронного пособия на уроках заметно улучшается качество знаний учащихся. Работа может применяться в 5-11 классах при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Учителя Е.Т. Тарасова и О.В. Максимова представляли эту проектную работу на IV Городские педагогические чтения памяти З.Н. Кулаковой и получили диплом лауреата. В рамках реализации анимационных мини-проектов на уроках информатики Максимовой О.В. широко используются различные виды искусств, том числе, литература. В частности, при создании учащимися «своего маленького мультфильма» о море использовался прием образного «погружения», представления детьми себя на берегу моря. При этом показывались слайды с фотографиями, читались стихи о море (М. Горький «Песнь о Буревестнике»), рассматривали картины И.К. Айвазовского (Черное море, Ледяные горы, Встреча брига «Меркурий»). Таким образом, на этих занятиях при использовании комплекса искусств происходило развитие эстетического восприятия и воображения как основы становления творческих способностей. Ученики погружались в мир фантазии и представляли себя на берегу моря, слышали шум моря, крик чаек. Затем они рассматривали море с научной, литературной и художественной точек зрения. В завершение всего ученики вместе с учителем с помощью разработанной им программы создавали свой маленький мультфильм, получая при этом навыки работы со звуковыми файлами. .При их использовании мультфильм получился художественно-образным – живыми эмоциональным. Описанная работа представлялась на окружной этап профессионального конкурса «Учитель года Москвы – 2009». В заключение этого сообщения можно следующий сделать вывод: интеграция деятельности педагогов в совокупности с интеграцией искусств и учебных предметов может давать высокий творческий результат. Но главное в этом процессе - возможность достижения продуктивного взаимопонимания, сотрудничества и соавторства педагогов и воспитанников.

Першикова А. В.: Наиболее полно проявиться творческие способности могут с помощью Вопросов Сократа(есть такой метод- метод вопросов).Подход Сократа к вопросному методу основан на ведении последовательного, глубокомысленного диалога.Сократ утверждал,что последовательные продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность .В рамках данного метода учитель ошибается ,чтобы спровоцировать диалог с учащимися. Вопросный метод Сократа является эффективным способом исследовать глубину мысли.Он может применяться во всех возрастных группах.Применяя вопросный метод Сократа,учитель развивает навыки независимого мышления у учащихся и создают у них ощущения причастности к предмету изучения.

lili197011: Я согласна уважаемые коллеги, что учитель должен быть творцом, а не ремесленником, учитель должен подавать материал с живой заинтересованностью, и детям передается его воодушевление, радостные интеллектуальные чувства и ненасытная жажда знаний. Но такое живое и продуманное изложение учебного материала возможно только тогда, когда учитель постоянно работает над собой, над расширением своих познавательных интересов и умственного кругозора, пополняет запас знаний, следит за научной и методической литературой, систематически читает художественные произведения.

Передериева Е.В.: lili197011 пишет: Но такое живое и продуманное изложение учебного материала возможно только тогда, когда учитель постоянно работает над собой, над расширением своих познавательных интересов и умственного кругозора, пополняет запас знаний, следит за научной и методической литературой, систематически читает художественные произведения. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Учитель, заинтересованный в личном и профессиональном росте, педагог - экспериментатор, генерирующий творческие идеи, может использовать различные креативные методы, менять свою стратегию. Учеников, как правило, это вдохновляет. Я, например, часто применяю на уроках такие приемы, как "Мозговой штурм", "погружение".

belochka757: Векшина Н.З. Креативные задания-это хороший стимул для ученика. Он часто их не воспринимает как задание , а входит в" роль" и начинает придумывать.Но для этого надо, чтобы сам учитель был творческим, генератором идей ,человеком увлеченным.Проблема не в том, чтобы придумать креативное задание, а в том, чтобы ребенка начить его выполнять так, что бы он сам радовался своим открытиям.Проводя тестирование или диагностику креативности часто видишь, что ребенок не обладает или эти способносьи развиты у него слабо, поэтому он не может это сделать или у него это получается плохо, хотя желание у него есть.Но после неудачи оно может исчезнуть навсегда.

Афанасенкова Л.М.: На вопрос "Какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности?" ответить однозначно трудно в том смысле, что этих методов много. На уроках иностранного языка, помимо общепринятых игровых методов на младшей ступени обучения и метода проектов на средней и старшей, я применяю и метод "Если бы...", когда ученики должны составить описание того, что произойдет, если что-либо изменится в мире, и метод придумывания, и метод гиперболизации. Все эти методы предполагают самые разнообразные задания: придумай..., сделай по-своему, изобрети... и т.д. Кстати, всем этим методам я научилась на курсах ЦДО "Эйдос" под названием "Методы творческого обучения английскому языку". Очень интересный и полезный курс.

Fomenko1957: Понемногу начинаю понимать, что эвристическое обучение дает нам как раз эти метода - когнитивный, креативный и оргдеятельностный. Главное в них ориентация я пока так понимаю в организации образовательного пространства для создания ребенком образовательного продукта. javascript:pst3(' ','','','','')

БабуринаС.Н.: Шулепова Т.В. пишет: Предлагаю для обсуждения, какие креативные методы позволяют наиболее полно проявить творческие способности? Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них -развитие творческих способностей, способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Архипова Т.А.: Креативное обучение базируется на следующих принципах: • принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям; • принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве; • принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций; • принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции. Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности: 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления. 2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 3. Поощрение высказывания оригинальных идей. 4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера. 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Для развития творческой активности необходимо организовать познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации в соответствии с их личными возможностями и потребностями.

Даутов: Хотелось бы знать какие методы способны развить творческие способности в целом и поконкретным структурным её компонентам, при недоразвитии или отсутствии. Какие методы диагностики позволяют это сделать:общие нарушения и структурные? Как это может отражаться на нейрофизиологических, психофизиоогических показателях мозга? Как можно объединить психологические и нейропсихологические , психофизиологические диагностические показатели нарушений, компенсаций, восстановлений зон мозга, связанных с творческой активностью и деятельностью?

Мугалимов: Добрый день! Изучая материалы данной темы форума, вспомнил 80-е годы 20 века. В 1983 году , тогда я работал учителем физики, семиклассники работали над творческим заданием - придумать стих , рассказ или сказку связонной с механическим движением. Тогда один мой ученик сочинил сказку про галактику, космос. Тогда он на каждом уроке меня "мучал" своими вопросами из астрономии. Его уже тогда интересовали вопросы связанные с галактикой, черными дырами, квазарами и т.д. В итоге что? Он закончил российский вуз, защитил докторскую диссертацию и поехал в США. Там защитил диссертацию доктора космических наук. Да, Андрей Викторович вы правы, не все мы понимают , что такое творческий, эвристический подход в обучении. С уважением Мугалимов Д.Т.



полная версия страницы