Форум » Эвристическое обучение » Роль эвристических методов обучения при подготовке к ЕГЭ » Ответить

Роль эвристических методов обучения при подготовке к ЕГЭ

Разумова А.Г.: Эвристика и ЕГЭ… Совместимы ли эти понятия? Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ?

Ответов - 31

Иванова И.А.: Добрый день! Я преподаю элективный курс "Экология. Цивилизация. Культура", представляющий интегративный по содержанию курс. По опыту прошлого учебного года могу сказать, что курс стал подспорьем для сдачи моими учениками ЕГЭ по обществознанию. Часть С этого предмета обычно представляет возможность ученикам развить свою мысль, аргументированно подать свое мнение на основе конкретных знаний. Заданиям по курсу старалась придать эвристический характер, помогли вэтом дистанционные олимпиады. Думаю, что именно эвристические методы позволяют достойно подготовить детей к сдаче ЕГЭ. Мое желание участвовать в курсах и конкурсе Эйдоса продиктовано стремлением совершенствоваться в данном направлении. С уважением, Иванова И.А.

Разумова А.Г.: Ирина Анатольевна, Вы пишете: Заданиям по курсу старалась придать эвристический характер А Вы можете привести примеры таких заданий?

Хисаметдинов А.А.: Разумова А.Г. пишет: Эвристика и ЕГЭ… Совместимы ли эти понятия? Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ? Нет! (за исключением гуманитарных наук, ни о каком творчестве речи быть не может в жестко зарегламентированнй процедуре ЕГЭ)


Разумова А.Г.: Хисаметдинов Азат Анварович пишет: Нет! (за исключением гуманитарных наук, ни о каком творчестве речи быть не может в жестко зарегламентированнй процедуре ЕГЭ) А как же тогда быть с частью "С" , в которой проверяется как раз умение мыслить? Я понимаю, что и здесь можно привести шаблонный ответ на шаблонный вопрос. Но разве отход от шаблона не приветствуется? Даже в точных науках, например, в математике, существуют различные способы решения задачи. Мне всегда хочется найти красивое и минимально затратное решение. А это уже творческий процесс. А как Вы считаете?

Fomenko1957: Разумова А.Г. пишет: А как же тогда быть с частью "С" , в которой проверяется как раз умение мыслить? Не могу согласиться, часть "С" не творчество, а проверка умений сравнивать, анализировать, самое большее привести аргументы и примеры.

Иванова И.А.: Уважаемая Алла Григорьевна, ценю возможность пообщаться с Вами в сетях интернета! Могу привести несколько вариантов задания под общим названием "Художественная галерея", которое пользуется популярностью у детей при изучении раздела "История взаимоотношений человека и природы в различные исторические периоды". Рассматривая вопросы популяционного и индивидуального здоровья, непременно касаемся восприятия красоты человеческого тела. "...Попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело - это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!" - так писал некий критик Альберт Вольф о картине Ренуара "Купальщица". Продолжите диалог с критиком о понимании красоты человеческого тела в разные периоды истории. Второй вариант задания звучит так: "Представьте свой вариант художественной галереи, куда бы вы поместили лучшие на ваш взгляд полотна, отражающие суть понимания красоты женского и мужского тела в разные периоды". С уважением, Иванова И.А.

Шулепова Т.В.: Разумова А.Г. пишет: Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ? Разработать систему заданий, перекликающихся с ЕГЭ ( с В и С частями). В принципе, любой эвристический метод учит высказывать свое мнение, а это важно при проведении ЕГЭ.

Нестина И.А.: Разумова А.Г. пишет: Эвристика и ЕГЭ… Совместимы ли эти понятия? Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ? Задание с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку можно смело назвать эвристическим. Ученик должен написать творческую работу на основе предложенного текста. В процессе подготовки к ЕГЭ учу ребят анализировать содержание и проблематику исходного текста, комментировать позицию автора, а главное, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли.Ученик проводит исследование текста. Не в этом ли совместимость эвристики и ЕГЭ?

Иванова Л.А.: Нестина И.А. пишет: А как же тогда быть с частью "С" , в которой проверяется как раз умение мыслить? В части "С" вариантах ЕГЭ, безусловно проверяется умение мыслить, но не только. Если ученик владеет базовыми знаниями, но не знаком с методами решений задач части "С", я думаю в этом случае творчество его не спасет.

Разумова А.Г.: Нестина И.А. пишет: В процессе подготовки к ЕГЭ учу ребят анализировать содержание и проблематику исходного текста, комментировать позицию автора, а главное, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли.Ученик проводит исследование текста. Не в этом ли совместимость эвристики и ЕГЭ? При исследовании текста, его анализе, комментировании, безусловно, в той или иной степени проявляются исследовательские навыки ученика. При этом эвристический подход предполагает создание личностно-значимого для самого ученика продукта. А пропустил/пропустит ли он через себя полученное на экзамене задание? Или только выполняет его по хорошо отработанному алгоритму? Для оценки?

Радиченко Валерия: Мне кажется, что эвристика как открытие, озарение необходима при подготовке детей к ЕГЭ, потому что, решая эвристические задачи, ученики находят выход из разных ситуций, даже проблемного характера. Задания же ЕГЭ тоже предполагают решение проблемных, сложных задач, особенно части С.

Разумова А.Г.: Радиченко Валерия пишет: Мне кажется, что эвристика как открытие, озарение необходима при подготовке детей к ЕГЭ, потому что, решая эвристические задачи, ученики находят выход из разных ситуций, даже проблемного характера. Уважаемая Валерия Брониславна, можно ли при решении эвристических задач опираться только на озарение? В программе Научной школы говорится о том, что образование должно стремиться к обеспечению личностной культурно-исторической самореализации человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. А какой образовательный продукт создает ученик, решая задачи ЕГЭ? И как он при этом рефлексирует?

Лукашова М.К.: Задания С4,С5 построены на нестандартном подходе,их нельзя решать по алгоритму,но и без базовых знаний не обойтись.Детей надо учить как решению стандартных задач так и проблемным,эвристическим.Не сталкиваясь с такими задачами, даже одаренный ребенок вряд ли найдет решение.Решая ЕГЭ и получая оценку ,ученик видит итог своей работы.

Тагирова И.А.: По информатике, у нас пока ЕГЭ не сдают, но мы уже несколько лет проводим пробные экзамены в информационных классах. На мой взгляд, задания ЕГЭ, даже части В и С решаются четко по алгоритму (тем более программирование). Эвристические задачи эдесь вряд ли помогут. Вообще, форма тестирование - "бедное" на творчество.

Сафонова О.Ю.: Тагирова И.А. пишет: форма тестирование - "бедное" на творчество. Согласна с Вами., Но вопрос звучал- Разумова А.Г. пишет: Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ? Поэтому при подготовке можно, например, предлагать учащимся придумывать алгоритмы с использованием сложных конструкций со сказочными персонажами.

Тагирова И.А.: Сафонова О.Ю. пишет: Разумова А.Г. пишет: цитата: Как можно использовать эвристические методы в процессе подготовки школьника к ЕГЭ? Поэтому при подготовке можно, например, предлагать учащимся придумывать алгоритмы с использованием сложных конструкций со сказочными персонажами. Для 11 класса? Они нас засмеют... В ЕГЭ же задания даны сухо и конкретно.

Сафонова О.Ю.: Тагирова И.А. пишет: Они нас засмеют... Ничего подобного, можно предложить им придумывать это для 9-10х классовИ использовать других героев. Должен присутствовать некий элемент игры.

Волкова О.Н.: Сафонова О.Ю. пишет: Должен присутствовать некий элемент игры. «Понимание атома—это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» Х. Хогленд Создание обучающей детской игры - это великая наука. А играть могут и любят все дети независимо от возраста. Вопрос в правильном, нужном и своевременном подходе.

А.В.Хуторской: Тагирова И.А. пишет: Они нас засмеют... В ЕГЭ же задания даны сухо и конкретно. А если (вдруг) школам административно будут предлагаться задания, данные жёстко и бесчеловечно (а иногда и сейчас такое бывает, принцип человекосообразности ещё не столь проник в качестве основания для административных решений), тогда вы тоже будете ориентироваться на такие задания как педагог, постому что их кто-то осмеивает?

Пырина С.Ю: ЕГЭ -притча во языцах современной школы. Среди ряда моих коллег бытует мнение, что на ЕГЭ можно "натаскать" (блоки А и В). Но результаты экзамена по русскому языку показывают, что "натаскивание" не спасает от ошибок, особенно в блоке В, который даже окрестили провальным. Встает вопрос подготовки к экзамену. Как готовить? Безусловно, необходимо менять технологию подготовки и, конечно, использов задания эвристического типа .

Пырина Светлана: Пырина С.Ю пишет: ЕГЭ -притча во языцах современной школы. Среди ряда моих коллег бытует мнение, что на ЕГЭ можно "натаскать" (блоки А и В). Но результаты экзамена по русскому языку показывают, что "натаскивание" не спасает от ошибок, особенно в блоке В, который даже окрестили провальным. Встает вопрос подготовки к экзамену. Как готовить? Безусловно, необходимо менять технологию подготовки и, конечно, использов задания эвристического типа . Прошу прощения за цитирование самой себя, был какой-то сбой в сети, и мне пришлось второй раз зарегистрироваться.

Орлова И.А.: Уважаемые коллеги! Пырина С.Ю пишет: Безусловно, необходимо менять технологию подготовки и, конечно, использов задания эвристического типа . Совершенно с вами согласна. Если говорить о математике (учащихся ждет ЕГЭ и по этому предемету), то в процессе изучения этого предмета школьники часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения. Так, например, если у школьников обнаруживается недостаточный запас знаний для решения какой-либо задачи или доказательства теоремы, то они сами стремятся восполнить этот пробел, самостоятельно "открывая" то или иное свойство и тем самым сразу обнаруживая полезность его изучения. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ученика, чтобы трудности, которые ученик преодолевает, были ему по силам.

Т.А. Архипова: Пырина С.Ю пишет: ЕГЭ -притча во языцах современной школы. Среди ряда моих коллег бытует мнение, что на ЕГЭ можно "натаскать" (блоки А и В). Но результаты экзамена по русскому языку показывают, что "натаскивание" не спасает от ошибок, особенно в блоке В, который даже окрестили провальным. Встает вопрос подготовки к экзамену. Как готовить? Безусловно, необходимо менять технологию подготовки и, конечно, использов задания эвристического типа . Здравствуйте, коллеги! Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе сегодня требует пересмотра, я бы сказала, кардинальных изменений. Светлана, Вы говорите о частях А и В, а как же пресловутая часть С? Вот где поистине необходим творческий подход. Это ведь личностный уровень в чистом виде, возможность проявить свой внутренний потенциал, дать своё представление о проблеме, согласиться или не согласиться с автором текста и т.д. Технология должна предполагать раскрытие этого потенциала. А дети сегодня зачастую не могут толком о себе рассказать. Наше клиповое настоящее сделало своё дело. На мой взгляд, подавление творческого начала - беда школы. В погоне за ЗУНам, процентами качества и успеваемости мы забыли о ребёнке, его творчестве и ЖЕЛАНИИ творить. Эту проблему нужно решать, что называется "вчера", не допускать сегодня, потому что завтра будет уже поздно... Вопрос - как? Спасибо.

Пырина Светлана: ЕГЭ по литературе уже пересмотрен на уровне министерства. Что касается ЗУНов вопрос уже ставится иначе, суть сводится к формированию ключевых образовательных компетенций, одна из которых коммуникативная. С точки зрения Госуд.стандарта, по русскому языку школа должна сформировать языковую личность. К блоку С можно и нужно готовить, используя те технологии, основой которых является личностно-ориентированное начало. Иначе как сумеет ученик аргументировать свою позицию. На мой взгляд, технология ФРАНЦУЗСКИХ творческих мастерских , технология развития критического мышления позволяют это сделать. Кроме того, чтобы стимулировать и процессы творчества , и процессы познания , необходимо использовать интегративный компонент на уроке. Согласны ли Вы со мной, Татьяна? Спасибо.

Бондаренко Ю.А.: Обсуждается в основном русский язык и литература. Мне хочется сказть относительно моего предмета. К счастью, английский язык сегодня не является обязательным предметом, потому что тот вариант, который предлагается в ЕГЭ сдадут единицы. Вот где нужно разрабатывать систему эвристических заданий. Как выйти из положения в том или ином задании. Первое эвристическое задание. Как найти ответ на вопрос, не зная точного ответа, но имея определенный набор знаний? Могу даже предложить одно из заданий. Нужно вставить пропущенное слово в предложение по смыслу. Перевод неизвестен, словаря нет. Ответ: зная структуру построения предложений, можно предположить, какая часть речи должна стоять на этом месте. Из предложенных вариантов выбирается именно эта часть речи. Этому мы тоже учим.

Кочкина Е. К.: Бондаренко Ю.А. пишет: Обсуждается в основном русский язык и литература. Мне хочется сказть относительно моего предмета Математика обязательный предмет для сдачи ЕГЭ. От него хотят совсем немного, чтобы он показал реальную картину качества среднего образования. Любые эвристические методы не помогут, если ученик не знает методов решения задания части С, слишком велик разрыв между тем. то знают ученики и что надо знать, хотя часть А упрощается. Школа превращается в инструмент "натаскивания"на ЕГЭ

Скрипкина Ю.В.: Кочкина Е. К. пишет: Любые эвристические методы не помогут, если ученик не знает методов решения задания части С Получается из Вашего сообщения, что эвристические методы не способны дать знания? То есть Вы четко ставите границу применимости эвристических методов обучения?

NZV: Скрипкина Ю.В. пишет: эвристические методы не способны дать знания? Мне кажется, "дать" в чистом виде - нет. Назначение эвристических методов в другом: с помощью подключения всех каналов в голове для поиска решения и включения всех видов такого поиска эвристически устроенные головы или находят ответ, залежавшийся где-то в голове, или, если задание устроено весьма специфически и предполагает логическое умозаключение - делают это умозаключение. Но где Вы видели в ЕГЭ такие задания?

Ивашкова Т.А.: NZV пишет: Но где Вы видели в ЕГЭ такие задания? 1.Роль ЕГЭ не обучающая, а контролирующая. Здесь учиться уже поздно. 2. Среди заданий части С встречаются задания эвристической направленности, причем не только в гуманитарных предметах, но и в математике, физике. Безусловно в отличии от творчества у филологов, эти задания имеют конкретный ответ, но поиск решений, разносторонний подход, умение сделать это самое логическое умозаключение разве это не элементы эвристических заданий?

КащееваО.П.: Кочкина Е. К. пишет: цитата: Любые эвристические методы не помогут, если ученик не знает методов решения задания части С. Отчасти я согласна. т.к. существуют алгоритмы подготовки к ЕГЭ по части С, это и работа с документом,и работа с обществоведческими терминами.Однако в заданиях С6,С7 и частично эссе можно и даже нужно использовать эти методы,они дают на шаблонные, стандартные знания, а учат мыслить .Ребенок должен увидеть обществоведческую проблему и возможно представить свое решения ,свою аргументацию, сделать выводы!

Fomenko1957: Уважаемые коллеги, эвристические задания построены таким образом, что ученик создает свой продукт – знание. Это его личностно значимое, в его сигнальной системе, понятной для его индивидуального сознания. Забыть этот опыт он просто не в состоянии. Он эмоционально переживается как удовольствие.



полная версия страницы