Форум » Эвристическое обучение » Познавательные стратегии, алгоритмы деятельности - нужны ли они? » Ответить

Познавательные стратегии, алгоритмы деятельности - нужны ли они?

pavlovasa: Алгоритмы деятельности часто используются в практике обучения. «Алгоритм» определяет жесткую последовательность ключевых учебных действий, касающихся содержания знаний. Я люблю использовать алгоритмы рассуждений и считаю, что научить ученика работать с тестами могут только пошаговые алгоритмы. Алгоритмы помогают формировать научно-лингвистическое мышление, воображение, развивают интеллект учащихся, повышают уровень речевой культуры и грамотности. Они очень удобны для подготовки к Единому государственному экзамену. Основной принцип каждого алгоритма — от простого к сложному. Готовые варианты алгоритмов рассуждения предъявляются ученикам только в том случае, если при составлении алгоритма у них возникают затруднения. А вот с познавательными стратегиями я познакомилась недавно, они ещё не заняли своего места в моей практической деятельности. Познавательная стратегия - это механизм организации мышления и поведения, основанный на определенной последовательности задействования репрезентативных систем. Вот, например, как выглядит: Универсальная стратегия написания словарных слов(по материалам НЛП исследований): * Услышал слово, написание которого необходимо проверить. * Зрительно вспомнил образ слова. * Мысленно выделил фрагмент слова, требующий орфографической зоркости. * Зрительно создал возможные варианты написания. * Сравнил образы слов между собой. * Понял, что только один вариант сильно отличался от других и вызывал чувство знакомости. * Записал полученный вариант. Универсальная стратегия относится в большей степени к визуальному способу организации познавательных процессов, что может быть существенным для организации обучения. Считаю, что стоит обучать учащихся полнее использовать свои возможности для более эффективного усвоения учебного материала, в том числе такими путями, как рефлексия, обучение "осознаванию" используемых стратегий, выявление одной наиболее эффективной стратегии, которую они могли бы с легкостью использовать. А какие познавательные стратегии знаете Вы? Может быть, это только теория?

Ответов - 16

pavlovasa: Уважаемые коллеги! Как Вы думаете, нужны ли современным ученикам пошаговые инструкции?

Шарова Г.Ю.: Пошаговый алгоритм нужен всегда. Ведь разрабатывая практическое задание обязательно нужно разработать алгоритм, а как вы его назовёте думаю значения не будет иметь. Ведь любой человек живёт по алгоритму, а тем более осваивая что-то новое. Ученик обучаясь тоже осваивает новые знания, ему обязательно нужен путеводитель в роли алгоритма. Правда для сильных учеников такой алгоритм будет менее детализирован, а для слабых более подробный. В этом году работая на дистанционном обучении i-школе сталкнулась с тем, что там разработаны такие детальные алгоритмы. Наблюдая за учениками во время ДО проходя эи пошаговые инструкции обратила внимание, что ребята быстрее осваивают предложенный материал. Я за алгоримы.

pavlovasa: Я тоже за алгоритмы. А как Вы думаете, можно ли составить алгоритм к творческому заданию? А к эвристическому заданию можно дать пошаговый алгоритм действий?


Волкова О.Н.: pavlovasa пишет: А к эвристическому заданию можно дать пошаговый алгоритм действий? Ведь даже в рекомендациях по составлению заданий в эвристическом дистанционном уроке предлагается создание "алгоритмических предписаний для учащихся, последовательное выполнение которых приведет их к созданию намеченного продукта по изучаемой теме. Алгоритмические предписания в каждом задании лучше делать очень подробными, не менее 7-10 пунктов. Даже краткие ответы на эти пункты позволят любому участнику создать свою работу по теме, почувствовать, что он может (способен) творить в данном направлении."

pavlovasa: Волкова О.Н. пишет: Ведь даже в рекомендациях по составлению заданий в эвристическом дистанционном уроке предлагается создание "алгоритмических предписаний для учащихся, последовательное выполнение которых приведет их к созданию намеченного продукта по изучаемой теме. Последовательность одинаковая у всех, а конечный продукт разный. В чем хитрость? Алгоритм задает направление или каждый шаг, это выбор : "Налево пойдешь-..." Подскажите, пожалуйста, как грамотно составить алгоритм к эвристическому заданию или приведите пример задания и пошагового алгоритма.

Шарова Г.Ю.: К заданию любой формы не только можно, но и нужно составлять алгоритм. Проектная деятельность учеников основана только на творчеком представлении результатов. В этой деятельности ни как нельзя обойтись без алгоритма, инструкций. Но это не значит, что ребёнок должен четко следовать этим инструкциям. Алгоритм будет для него путеводителем в тех областях где он может не достаточно силён. Творчество предпологает обязательно алгоритм, только он особенный отличается от других изюменкой.

KuzminVA: Шарова Г.Ю. пишет: Творчество предпологает обязательно алгоритм Шарова Г.Ю. Действительно! Все гениальные творцы искусства пользовались алгоритмическими предписаниями! ))) И, наверное, прописывали все действия заранее. Не согласен в корне! Можете привести примеры алгоритма для выполнения творческого задания в этом случае?!!Шарова Г.Ю. пишет: он особенный отличается от других изюменкой А какой именно изюмЕнкой? :)

pavlovasa: Давайте поговорим об ИЗЮМИНКАХ. Шаблон и алгоритм - в чем принципиальные отличия? Сочинение, написанное по шаблону, - это шаг к творчеству или тупик? Эвристические задания позволяют "отрастить крылья" у ученика. Любой, считающий себя не совсем успешным в учебе ученик готов ПАРИТЬ и ТВОРИТЬ! В чем ИЗЮМИНКА эвристического задания?

Шарова Г.Ю.: Я думаю, что изюминка может присутствовать не только в эвристических заданиях, но и в обычном. Эвристическое задание уже говорит само за себя. И для каждого конкретного эвристического задания будет своя изюминка. Такие задания по зубам не каждому, а вот например проектную работу может выпонить каждый даже не очень успешный ученик и в результате получить творческую работу с изюминкой. В моей большой практике ребята по предмету например имеют три, а начиная работать по теме проектной работы по этому предмету сразу поддягиваются, начинают больше интересоваться этим предметом и даже выравниваются в оценках в дальнейшем.

pavlovasa: Уважаемая Галина Юрьевна! Почему Вы считаете, что эвристические задания не каждому по зубам? По-моему, заинтересовавшись заданием и получив алгоритм выполнения задания, любой учащийся способен достичь успеха. Конечно, уровень полета может быть совсем разным,... Иногда слабые и неуверенные в себе так взлетают, а отличники тушуются. Проектная работа - это тоже интересный творческий процесс, но заниматься проектной деятельностью могут целеустремленные ребята, у которых уже развита ответственность и сила воли. Эвристические задания выполняются в короткие сроки - даже у быстро отвлекающихся хватает времени и сил на выполнение.

Шарова Г.Ю.: могут целеустремленные ребята Хочу с Вами не согласиться, ведь целеустремлённость ученика во вмногом зависит от нас с вами. Если ученик понимает, что среди многих учеников он для вас единственный и вы готовы только сним занимать например дополнительно у него сразу появляется стремление выполнить то задание, которое ему было дано. Через мой кабинет информатики в течении недели проходит 500 человек, но когда мы с чениками начинаем работать над проектом, каждый знает, что я буду дополнительно работать с каждым столько сколько это потребуется. Менее успешные ребята конечно требуют к себе больше внимания. Я конечно не ущемляю внимание эвристическим заданиям, но они выпоняются в короткие сроки, а проект требует продолжительности в работе, что приучает к системному подходу в обучении.

pavlovasa: Шарова Г.Ю. пишет: проект требует продолжительности в работе, что приучает к системному подходу в обучении.[/quote Абсолютно с Вами согласна! На мой взгляд, эвристические задания - это первая ступенька, ведущая к серьезной научной работе, а проекты - это уже вторая ступенька, можно, конечно, перешагнуть первую ступеньку, но для этого должна быть сильная внутренняя мотивация, эвристические задания помогают формированию мотивации.

А.В.Хуторской: Шарова Г.Ю. пишет: Менее успешные ребята конечно требуют к себе больше внимания. К сожалению, это весьма распространённая и неверная с эвристической точки зрения ситуация. Уделять больше внимание нужно как раз более успешным ученикам. А так получается, что вы бросаете их на произвол судьбы, не фиксируете и не сопровождаете их достижения. В результате дети, школа и весь мир теряют будущих гениев и талантов. Перестаньте вымучивать тех, у кого успех проявляется не в вашем предмете! И займитесь поддержкой действительно успешных в информатике учеников!

Шарова Г.Ю.: Позвольте мне с Вами не согласится. С успешными учениками я работаю столько же времени сколько и с неуспешными, а порой даже ещё больше так как Вы уже акцентировали, что эти ребята требуют большего внимания. Именно работы этих учеников занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах. Но роль учителя заключается в том, чтобы научить учиться не только сильных учеников, для этого можно использовать дифференцированный подход, но и слабого.

pavlovasa: Шарова Г.Ю. пишет: Перестаньте вымучивать тех, у кого успех проявляется не в вашем предмете! И займитесь поддержкой действительно успешных в информатике учеников! Поддерживать успешных приятно, интересно, с такими учащимися преподаватели работают с удовольствием. А как быть с теми, кто не нашёл себя, не понимает, в каком именно предмете он успешен, точнее, может быть успешным? В массовой школе последние годы очень много учеников, которые в силу различных причин, потеряли интерес к учебе как таковой, эвристические задания, я думаю, способны дать им толчок к дальнейшему развитию.

Передериева Е.В.: Здравствуйте, дорогие коллеги! Если раньше мы равнялись на среднего ученика, то на сегодняшний день большее внимание уделяется одаренным детям. Поясню точнее: мы стараемся создать ситуацию успеха для неуспешных детей, ни на минуту о них не забывая и помогая им выйти на достойный уровень обучения. Но к успешному, одаренному ребенку нужно, по - моему, внимания проявить еще больше. pavlovasa пишет: А как быть с теми, кто не нашёл себя, не понимает, в каком именно предмете он успешен, точнее, может быть успешным? Здесь два пути: 1.есть много руководств по работе с детьми и выявлению одаренности.; используем пошаговую инструкцию умноженную на наше педагогическое мастерство - и все обязательно получится. 2. Создаем творческую среду. И также обязательно получим результат.



полная версия страницы