Форум » Эвристическое обучение » Методы эвристического обучения » Ответить

Методы эвристического обучения

Ковалёва М.А.: Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, своим опытом или соображениями по поводу применения теории эвристического обучения в практике школьного обучения.

Ответов - 35

Веселова Н.В.: Ковалёва М.А. пишет: Поделитесь, пожалуйста, своим опытом или соображениями по поводу применения теории эвристического обучения в практике школьного обучения Участвуйте в дистанционных олимпиадах! Реальное применение теории на практике. Правда сил и времени уходит много.

Беспалько Н.Т.: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Работая в обычной школе, мы все время стараемся придумать задания, которые позволили бы быстрее проконтролировать усвоенность материала, которые легче проверяются. Но при таком подходе теряется что-то очень важное, а именно - мы, учителя, гасим желание ребенка творить. На своих уроках я стараюсь давать задания не с готовыми ответами. На моих практических уроках ребята обычно выполняют творческие задания. Но я пока не смотрела на все это с точки зрения эвристики. Обратившись в ЦДО "Эйдос", думаю, что не смогу больше работать как раньше. Я тут обнаружила, что появилась новая рабочая тетрадь для 3 класса по курсу "Информатика и ИКТ". Курс построен на основе методики эвристического обучения. Авторы А.В.Хуторской, Г.А. Андрианова. Я уже её хочу. Если бы еще и методика и программа по этому курсу появились, было бы просто чудесно.

Хавкина Т.А.: Беспалько Н.Т. пишет: мы все время стараемся придумать задания, которые позволили бы быстрее проконтролировать усвоенность материала, которые легче проверяются. Но при таком подходе теряется что-то очень важное, а именно - мы, учителя, гасим желание ребенка творить. На мой взгляд, важно, желая развить творческие способности ребят, не заиграться. Фундамент должен быть. А фундаментальные знания закладываются решением типовых задач и упражнений, многократным повторением понятий и законов. А блиц-опросы позволяют увидеть насколько прочны знания, и где дыры, которые нужно залатать. Согласитесь, прежде чем написать гениальное стихотворение или роман, надо выучить буквы. И потом, одно не исключает другого, было бы не правильно отказываться полностью от одной формы в пользу другой. Все должно быть в разумных пропорциях.


Беспалько Н.Т.: Татьяна Анатольевна, вы пишете: Все должно быть в разумных пропорциях. Само собой, должно быть всё в разумных пределах. Я - учитель информатики. Когда мы с детьми проходим Word, Excel, Paint, то у меня рука не поднимается дать ребёнку задание, в котором нужно выполнить стандартную операцию несколько раз подряд, и за это поставить три, четыре или пять. Я стараюсь подобрать такую работу, где ученик выполнит те же самые операции, но с большим удовольствием и пользой для себя (создаст открытку другу, напечатает доклад по биологии или по истории и т.д.) Ну а там, где необходимо, конечно, без типовых задач не обойтись.

Леви И.А.: Беспалько Н.Т. пишет: мы все время стараемся придумать задания, которые позволили бы быстрее проконтролировать усвоенность материала, Детям немного необычно и интересно самим придумывать задания для самоконтроля усвоения материала. Сначала теряются, а потом входят во вкус. Но не каждый, к сожалению, может перестроиться из роли вечно проверяемого в позицию творца, пусть и не глобального.

Звёздочкин В.Д.: Хавкина Т.А. пишет: На мой взгляд, важно, желая развить творческие способности ребят, не заиграться. Фундамент должен быть. Действительно, применяя эвристические задачи, мы стараемся вызвать у учеников интерес и желание выполнить задание. Вполне возможно, что и обычный ученик заинтересуется им и попробует справиться с проблемой. Для этого ему придётся обратиться к учебному материалу, который изучается в данный момент. То есть наша цель в этом случае будет достигнута: отработка фундаментальных знаний. Но все, же главный наш адресат – это сильный ученик, которому обычное задание может показаться скучным и слишком лёгким, а эвристическая задача позволит проявить ему творческий подход и реализовать свои возможности.

ася полтавская: Уважаемая Ковалёва М.А. На мой взгляд, чтобы теория эвристического обучения стала действительностью на практике школьного обучения, достаточно применять на своих занятиях не только задания типового характера, но и эвристические задачи (задания). И конечно, каждый свой урок следует заканчивать рефлексией деятельности, тогда и мышление у ребят станет другим. Ведь эвристические задачи- лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Эвристические задачи могут быть предложены как для классной, так и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.

Просвирнина Т.Н.: Уважаемые коллеги! Существует ещё один способ внедрения эвристического обучения... Когда дети начали составлять свои эвристические задания, произошёл прорыв. Действительно, смена ракурса помогает лучше понять суть изучаемой проблемы.

Новикова Е. И.: Эвристическое обучение известно со времен Сократа; он мастерски использовал беседу не как предоставление новых знаний, а как возможность их найти в прцессе беседы. Эвристическое обучение - это расширение возможностей проблемного обучения, ориентация участников образовательного процесса на достижение неизвестного им образовательного результата. Для реализации на практике эврестического обучения необходимо развивать у учащихся креативное мышление, развитие которого неотделимо от формирования эвристических умений и навыков. Развитие фантазии, воспитание любознательности, формировании умений наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать факты, делать выводы, оценивать свою деятельность - все это составляющие эвристического обучения.

Бондаренко Ю.А.: Мне кажется, что есть методы,которые можно легко внедрить в урок и получить значимые результаты. Например, метод "Если бы..." Из названия уже понятна суть. Метод помогает учащимся сделать свое маленькое открытие. Метод гиперболизации. Например, можно предложить ученикам составить самое длинное слово при помощи суффиксов и окончаний. Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимое. Мы рисовали фантастическое животное, а затем описывали его на английском языке. Суть же всех этих методов, чтобы каждый ученик сделал свое маленькое открытие, которое поможет ему в усвоении материала.

Звёздочкин В.Д.: Можно использовать такую вводную в задании: «Представьте себе, что …». Дальше идёт описание виртуальной ситуации. Затем вы задаёте вопрос: «Какие бы это могло иметь последствия?» и предлагаете учащимся придумать несколько вариантов развития событий. В последней части задания желательно познакомить ребят с тем, как будет оцениваться их ответ. Это поможет им обратить внимание на нужные аспекты решения проблемы.

Петрова Я.Н.: Проведение элективного курса по психологии (самоопределение, профориентация и т.д.) и проверка его результативности возможна через творческий проект. Творческие задания, которые должны выполнить ученики на уроке будут относиться к эвристическим методам обучения. Поскольку творчество - всегда выход за рамки существующих знаний, направленных на создание нового содержания. А если исходить из того, что Сократ под эвристическим обучением понимал беседу не предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он беседовал. То в современном понимание – это совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины, иначе метод способствующий развитию находчивости, активности. Значит это творчество или креативный подход?

Петрова Я.Н.: Проведение элективного курса по психологии (самоопределение, профориентация и т.д.) и проверка его результативности возможна через творческий проект. Творческие задания, которые должны выполнить ученики на уроке будут относиться к эвристическим методам обучения. Поскольку творчество - всегда выход за рамки существующих знаний, направленных на создание нового содержания. А если исходить из того, что Сократ под эвристическим обучением понимал беседу не предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми он беседовал. То в современном понимание – это совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины, иначе метод способствующий развитию находчивости, активности. Значит это творчество или креативный подход?

Исаева О.Ю.: Безусловно создание творческих проектов по психологии, один из способов проверки его результативности. Структура проекта должна быть первоначально нестандартна, оригинальна, эвристична. Ещё один из способов проверки знаний по предмету может быть проведение деловых игр (профессиональные пробы), организация исследования в школе по актуальным вопросам. Я, как бы уже конкретизирую элементы творческого проекта. В этом году мы с учащимися решили опробовать творческие проекты созданные семьей по вопросам самоопределения, посмотрим, что получится. Глаза детей горят , а у некторых родителей -это вызывает много спорных вопросов.

Вздвижкова: В прошло учебном году ученики со 2 по 11 класс участвовали в эвристической олимпиаде по информатике. Задания были очень интересными. После участия в олимпиадах, применяю эвристичекие задания на уроках - практикумов по информатике. В этом году решили применить эвристический подход в научно практической конференции! Увлеклись дети, педагоги и родители. Проще увлечь малышей со 2-5 класс, но им надо все время помогать. Самостоятельности не получается. А вот старших учащихся только направлять в их идеях и фантазиях. Дальше участвуем в эвристических олимпиадах, в веб-дизайне. Очень интересно и для ребят и для нас педагогов!!!

Новикова Е. И.: Вздвижкова пишет: В этом году решили применить эвристический подход в научно практической конференции! Уважаемая коллега, пожалуйста расскажите как Вам это удалось. Спасибо.

Хингеева И. С.: Звездочкин В. Д. пишет:" Но все, же главный наш адресат – это сильный ученик, которому обычное задание может показаться скучным и слишком лёгким, а эвристическая задача позволит проявить ему творческий подход и реализовать свои возможности. Вначале я тоже думала так же, как и вы. Заинтересовавшись эвристическими задачами, я решила заняться ДО учащихся, организовала их участие в эвристических олимпиадах по русскому языку и литературе. Результаты были интересные:рейтинг участников получился совсем не таким, каким я предполагала. Некоторые сильные ученики потеряли свои позиции, а дети послабее вышли вперед. Они смогли творчески раскрыть "дремлющие" возможности своего потенциала, почувствовали, что на старте они все одинаковые, равные, и им можно бороться и себя показать. На вторую олимпиаду они шли уверенно и всем классом. Понимание, что такое эвристическое обучение пришло быстро, поэтому лучше перейти от теории к практике, участвуя в эвристических олимпиадах.

Звёздочкин В.Д.: Хингеева И. С. пишет: Результаты были интересные:рейтинг участников получился совсем не таким, каким я предполагала. Некоторые сильные ученики потеряли свои позиции, а дети послабее вышли вперед. Уважаемая коллега! Я думаю, что наши подходы не противоречат друг другу. Ведь позиция ученика и его учебный статус – это переменные величины. Сегодня он сильный ученик, а завтра может спуститься на более низкую ступеньку, и наоборот. Приняв участие в олимпиаде, слабый ученик сделал первый шаг к изменению своего учебного положения, и если он на нём не остановится, то вполне возможно, он станет и сильным учеником. В этом и заключается назначение эвристических заданий, олимпиад – пробудить интерес у ребят к познанию, к учёбе.

Просвирнина Т.Н.: Звёздочкин В.Д. пишет: В этом и заключается назначение эвристических заданий, олимпиад – пробудить интерес у ребят к познанию, к учёбе. И не только интерес. Эвристические задания позволяют ученику открыть в себе новые способности, скрытые до поры до времени. А уже следующий этап - повышение учебной мотивации.

Дубина О.А.: Смирнова Т.Н. пишет: Как учебный проект вписывается сегодня в традиционную школу? Вполне вписывается. Проектной деятельностью я занимаюсь пятый год. Мы проводим 1-2 долгосрочных групповых проекта в год. Они охватывают какой-либо раздел учебника, иногда интегрируются по разным предметам. В основном это были проекты по окружающему миру: Зависит ли жизнь на Земле от Солнца, Скатерть - самобранка (почва), Две сестры: тундра и пустыня (выявление общих признаков тундры и пустыни в рамках изучения природных зон) и т.д. Часть работы мы проводим на уроке (например работа по постановке целей, обучение работе с источниками информации), а поиск материала, работа со справочной литературой, первичные результаты, рекомендации по оформлению осуществляется во внеурочное время на консультациях. И именно часть такой работы вполне возможно было бы проводить дистанционно. Необходимо лишь, чтобы у ребенка был компьютер и подключение к Internet.

Мурыщенко П.В.: метод проектов при традиционном обучении сокращает разрыв между теми требованиями которые предъявляются человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Блохина Е.А.: Эвристическое обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. В нашей школе используются следующие технологии эвристического обучения: Технология мозгового штурма. Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма». - все высказываются и все слушают - все имеют равные права - называя идеи, нельзя повторятся - чем больше список идей, тем лучше - разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы; - идеи не оцениваются и не критикуются Технология групповой дискуссии. Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии: - постановка проблемы - деление участников на группы - выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы - обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии - решение проблемы Технология ролевой игры Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры: - постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже - инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации - разыгрывание ситуации - моделирование желательного поведения - отработка оптимального поведения - получение обратной связи Участие в эвристических олимпиадах.

Садретдинова И. Р: Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты Существуют следующие методы эвристического обучения: -Метод смыслового видения. -Метод символического видения - Метод образного видения. - Метод придумывания. - Метод “Если бы… - Метод эвристических вопросов -Метод гиперболизации “Мозговой штурм” -Метод морфологического ящика - Метод инверсии

Евстропова Н.А.: Так называемые эвристические методы я давно применяю в своей практике, просто по-другому их называла. Увлекательные, нестандртные задания, исследовательская работа и т.д. На данном этапе я для себя систематизирую получаемую информацию, смотрю - вот это я делала, а вот так надо попробовать. Спасибо теоретикам!

Сайбанова А.В: Уважаемые коллеги! Говоря об эвристическом обучении, мы не должны упускать из виду личность учителя, учителя с харизмой. Помню фильм об одном учителе литературы, который устраивается в обычную традиционную школу. И именно в его классе по его предмету начинается такое... Обычные дети превращаются в гениев, благодаря его нетрадиционному подходу к обучению ( очень похожее на эвристическое) ученики начинают слагать стихи мгновенно. Пара вопросов - и ошеломляющий ответ. Я считаю, уважаемые коллеги, чтобы подтолкнуть детей к креативному мышлению, развитию творчества именно важна личность учителя, необычного, талантливого, загадочного.

Тарасенко Е.В.: Сайбанова А.В пишет: Я считаю, уважаемые коллеги, чтобы подтолкнуть детей к креативному мышлению, развитию творчества именно важна личность учителя, необычного, талантливого, загадочного. Вот-вот! Пока ведь у нас нет УМК, построенных на эвристических методах обучения, соответственно, учитель должен сам составить такое задание, которое, во-первых, позволит учащемуся максимально эффективно освоить изучаемый "кусочек" стандарта, во-вторых, как говорит А.В., будет ориентировано на создание учащимся объективно или субъективно нового образовательного продукта, в-третьих, будет одновременно и доступным и достаточным для активизации внутреннего потенциала ребёнка, в-четвёртых,... - вот такое эвристическое задание нужно выполнить эвристическому учителю для организации эвристического обучения!

Волкова О.Н.: Тарасенко Е.В. пишет: учитель должен сам составить такое задание, Умение составить эвристическое задание - это мастерство и желание педагога. На мой взгляд, многие традиционные задания можно "превратить" в эвристические, если поработать над их содержанием. А само эвристическое задание может в свою очередь стать образовательным продуктом, если инициативу в его составлении предоставить ученику.

Tatarnikova_O_A: Волкова О.Н. пишет: А само эвристическое задание может в свою очередь стать образовательным продуктом, если инициативу в его составлении предоставить ученику. Я с Вами, уважаемая Оксана Николаевна, совершенно согласна. Эвристическое задание может стать образовательным продуктом в руках ученика. Если предлогать ученику составить задание, а не просто дать решить, тогда получите еще лучший результат. Ученики, в отличии от нас -учителей, мыслят иначе. Иногда даже и не можешь себе представить, что можно предложить такое решение. Творчество-безгранично. И чем больше занимаешься с детьми эвристическими заданиями, тем больше в этом убеждаешься. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Сибагатулина: Считаю, что не надо все обучение стоит только на эвристике. Да, у проблемного обучения много плюсов, главный, из которых, на мой взгляд, реализация скрытых возможностей ребенка. Прежде чем вводить эвристическое обучение или его элементы, надо научить по-новому мыслить педагогов. А учебные пособия, построенные на эвристических методах обучения?Где они? Лучше дело обстоит в начальной школе, например. А взять иностранный язык (немецкий), который в школах до сих пор учат по традиционным учебникам И.Л. Бим. Введение компетентностного подхода должно быть не только на уровне госстандарта, а также на уровне подготовки новых УМК, в которых уже будут заложены принципы, методы, формы эвристического обучения. И главное, если сам педагог не понимает, чтов образовании идут изменения, изменения глобальные, то ни одни курсы не поменяют его методов работы.

Сухорукова Г.А.: При осуществлении различных аспектов эвристической учебной деятельности - когнитивной, креативной, оргдеятельностной, используются соответствующие им методы и приемы: метод вопросов Квинтилиана, методы смыслового, символического и образного видения, метод эмпатии на основе внутреннего диалога, «мозговой штурм» и другие. Разработанные методы различаются между собой, во-первых, по степени диалогизации, во-вторых, по инициированию диалога участниками процесса обучения. Однако главное в процессе обучения вопрошающей деятельности ученика: во-первых, как целенаправленно, а не стихийно, научить учащегося задавать вопросы с целью приобретения знаний; во-вторых, как оценить количественно и качественно эффективность усвоения умений задавать вопросы.

АношинаО.Г.: Сухорукова Г.А. пишет: При осуществлении различных аспектов эвристической учебной деятельности - когнитивной, креативной, оргдеятельностной, используются соответствующие им методы и приемы: метод вопросов Квинтилиана, методы смыслового, символического и образного видения, метод эмпатии на основе внутреннего диалога, «мозговой штурм» и другие. Хотелось бы поделиться опытом по проведению "Мозгового штурма". Я перед изучением новой темы активизирую знания, которые у учащихся уже имеются. Мозговой штурм – стратегия, которая помогает моим ученикам выдвигать многообразие идей по новой теме. Если это использовать в системе, то ученики перестают бояться упреков и критики. Вначале прошу учеников предложить как можно больше идей по данной теме, и поощряю их предлагаю включать неожиданные идеи, новые необычные техники, идеи, которые следуют из предыдущих обсуждений. Записываю предложенные идеи на общем листе или доске так чтобы ученики могли их видеть. После того как идеи будут собраны, предлогаю ученикам сделать разделения идей на группы. Группы могут делить идеи на те, с которыми уже можно работать и те, о которых нужно дополнительно почитать. Следующие вопросы помогают мне в проведении обсуждения: Что мы уже знаем по этой теме? О чем нам говорит этот список? Можем ли мы узнать обо всех этих идеях за время, отведенное для выполнения задания? Какие идеи из списка кажутся нам самыми значимыми? Существуют ли другие идеи, которых еще нет в нашем перечне ? А как "ШТУРМУЕТЕ" вы?

Казымова Е.Н.: Участие в таких конкурсах, как «Дистанционный учитель года» позволяет обогатить свой преподавательский опыт. Выполнив только первое задание я убедилась в том, насколько важны и полезны эвристические подходы в обучении. Они позволяют учителю и ученику совершенно по-другому взглянуть на предмет, они способны пробудить интерес к предмету у ребенка. Теперь я иначе смотрю на свои уроки. Наравне с традиционными заданиями, стараюсь давать такие, в которых ребята смогли бы проявить и раскрыть свои неординарные, творческие способности: задания на логику, сочинения-рассуждения, эссе (не смотря на то, что речь идет об информатике), создание своих собственных «продуктов» и др. По-возможности, применяю интересные, нестандартные формы уроков: игры, дискуссии, семинары др. Думаю, что применение эвристических методов помогает создавать ситуацию успеха для ребенка, раскрывать его индивидуальные особенности и способности.

Исаева О.Ю.: Ковалёва М.А. пишет: Методы эвристического обучения Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Приглашаю обсудить вопрос эффективных форм и методов в эту ВЕТОЧКУ

valya: Исаева О.Ю. пишет: Приглашаю обсудить вопрос эффективных форм и методов в эту Уважаемые коллеги. Ценность эвристических уроков заключается в том, что учащиеся самостоятельно до бывают новые знания, учаться их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Эвристическое обучение на уроках способствует формированию своей точки зрения, своей позиции, своего миропонимания­

АношинаО.Г.: Когда ученики создают собственные продукты обучения как модели, презентации и публикации, их работа аутентична и похожа на работу, которую люди выполняют в реальной жизни. Аккуратно разработанное оценивание образовательного продукта потребует навыков критического мышления и решения проблем, глубокого понимания концепций и умелого использования соответствующих навыков. Оценивание продуктов также позволяют мне, как учителю сделать некоторый выбор формата и темы, так чтобы учащиеся могли использовать свои сильные и слабые стороны для поддержки их обучения. Эффективное оценивание образовательных продуктов и представлений должно учитывать несколько факторов. Определение цели оценки имеет огромное значение для успеха. Чтобы сосредоточиться на важных аспектах, задайте себе следующие вопросы: Какие навыки, стратегии, или знания я пытаюсь оценить? Что должны знать мои ученики? На каком уровне должна быть выполнена работа моих учеников?



полная версия страницы