Форум » Эвристическое обучение » Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? » Ответить

Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе?

Скрипкина Ю.В.: Вопрос обладает уникальным свойством – он содержит и знаниевую часть (предпосылку вопроса), и творческую, направленную на отделение знания от незнания. Поэтому и объем содержащегося в вопросе знания может быть разным. Познакомьтесь со статьями А.Д. Короля о методе эвристического диалога: http://eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm http://eidos.ru/journal/2005/0518.htm http://eidos.ru/journal/2002/0418.htm Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? Проведите небольшое исследование на эту тему. Во время участия в форуме вам необходимо выполнить две различные функции – участника обсуждения и организатора обсуждения. Соответственно, Вами решаются две разные задачи: Организатор обсуждения: сформулируйте не менее двух собственных проблемных вопросов, которые помогли бы вам в исследовании. Выскажите свои собственные суждения в отношении поднятых вами вопросов: сформулируйте «за» и «против» в них. Попытайтесь организовать выявление, постановку проблем, сопроводите их обсуждение в качестве его организатора. Участник обсуждения: выступите рецензентом высказываний других участников форума: найдите схожесть вашей позиции с позицией другого участника, и опровергните ее (найдите уязвимые места).

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 All

фахреева А.И.: Философский вопрос. Если следовать из условий традиционной школы, то - в вопросе больше знания, чем в ответе при условии, что вопрос задает учитель. А если вопрос задает ученик? Если следовать из условий эвристического обучения, то ответ учитель может предвидеть, но не знать ни содержания, ни количества вариантов ответа. Знание предполагает истину, которая, как известно, множественна. Для ребенка любой вопрос требует активной мыслительной деятельности, может быть исследования, которые ведут к открытиям, новым знаниям. Значит в ответе может быть больше знания, чем в вопросе?

Надежда Лимонникова: На мой взгляд, сам вопрос подразумевает наличие определённых знаний у человека. Даже такой элементарный вопрос, как "что это", содержит в себе массу знаний. Он означает, что 1. человек встретился с чем-то неизвестным, среди имеющихся знаний этого объекта было не нашлось; 2. он может определить, что это не живой объект, иначе вопрос был бы задан другим образом; 3. ответ может быть односложным и не нести всей информации. Например, что это? - Интернет. Ну и что, что Интернет. Для пятилетнего ребёнка это не несёт никаких знаний, потому что ему придётся задать ещё массу вопросов: зачем он нужен? что с ним делать? а мне он нужен? а играть с ним можно? Получается, что действительно в вопросе больше знаний, чем в ответе. А как вы считаете? Есть ли в моей теории несоответствия? Какие?

Матвейчук Н.Н.: Надежда, а мне кажется,что вопрос "что это?" и предполагает конкретный ответ. А вот если спросить, хотя бы об отношении ученика К ЭТОМУ... и вопрос изменился, и границы ответа расширятся! Только вот опять вопрос: равными ли будут по знаниевой стороне вопрос и ответ? И хочу задать свой вопрос. Есть ли еще какие-то параметры, по которым можно сравнить количественную сторону вопроса и ответа, кроме знаниевых?


Надежда Лимонникова: Наталья Никандровна, вопрос "Что это?" задаёт не учитель, а ученик. Я размышляла с точки зрения ребёнка. С его позиции даже такой элементарный вопрос содержит определённую сумму знаний. Ведь не просто так он спрашивает об этом. А вот по параметрам, конечно, вопрос сложный. Наверное, кроме знаниевой, в вопросе и ответе может содержаться и развивающая и воспитывающая составляющие. Например, диалог уже содержит в себе эти элементы: воспитываем культуру общения, развиваем речь.

Матвейчук Н.Н.: Надежда, спасибо за ответ. Я призадумалась. Я рассуждала с позиций, что спрашивающий - взрослый. Так, а что меняется, когда вопросы задает ребенок? В ответе взрослого может появиться более значимая знаниевая часть (а может и не появиться). И может оказаться, что ожиданий в вопросе ребенка больше, чем полученных знаний. И что тогда измеряем? Вообще, мне видится, что речь должна идти об умении и взрослых (в первую очередь), и детей выстраивать именно диалоги, совершенствуя умение задавать вопросы, которые другому будут помогать думать. Правильно заданный вопрос поможет увидеть границу: это я знаю, а здесь нужно "копать". И с этих позиций вопрос и ответ будут вполне сравнимы. Учимся задавать вопросы! Сначала себе, потом детям!

mery: интересная мысль. мне тоже всегда казалось, что главное в умении задавать вопрос - видеть границу своего незнания. но тут возникает еще один момент: а для кого мы измеряем знание в вопросах и ответах - для вопрошающего, для отвечающего или для слушателя?

Anyuta: Вероятно Вы правы, но на мой взгляд, умение грамотно задать вопрос предполагает наличие знаний по проблеме, ведь в противном случае придется овечать самому. И о незнании речи не идёт.

mery: любой вопрос - это понимание собственного незнание и определение его границ, иначе - зачем ворос, если все знаешь???

irina: Как можно увидеть границу своего незнания? Вполне возможен такой вариант, когда учитель, задающий вопрос ученику, думает, что он знает ответ, Но ведь может оказаться и так, что ответ будет глубже и шире знаний учителя. Наверное, главное в умении задавать вопрос - заставить думать, искать пути решения проблемы и не бояться своего незнания.

mery: структура вопроса такова, что он состит из двух основных блоков: обозначение того объекта, о котором хочется узнать (это есть знание, ибо я знаю что-то об объекте, как он называется, где его можно обнаружить ну и так далее) и обозначение той части объекта или сопутствующих ему объектов о которых хочется узнать просто потому, что знаний об этом нет (это и есть незнание и я знаю о том, что я этого не знаю). Например, в каком полушарии находится созвездие рыб? Я знаю что есть такое созвездие, я знаю что есть неколько полушарий. Но я не знаю в каком полушарии находится данное созвездие. Иными словами я установила границу свонего знания-незнания.

chernysh: Вопрос пока повис в воздухе. Нечто подобное я тоже спрашивал.

Rec: Вопрос- это путь к познанию и истине?

qwerty29: Надежда Лимонникова пишет: вопрос "Что это?" задаёт не учитель, а ученик. Я размышляла с точки зрения ребёнка. С его позиции даже такой элементарный вопрос содержит определённую сумму знаний. Пожалуй соглашусь с этим мнением, для ребенка действительно получить однозначный ответ, означает получить определенную сумму знаний, а дальнейшее построение диалога будет зависеть от возрастных особенностей. Мне недавно удалось наблюдать такую картину в автобусе: примерно 6-ти летняя девочка ехала с мамой и, видимо, старшей сестрой (лет 10-12) в автобусе и увидела в рекламе образ младенца (хороший улыбающийся малыш). Она посмотрела на маму и спросила: "Мама,а откуда берутся дети" (казалось бы однозначный вопрос - откуда). Мама покраснела, опустила глаза, что-то хотела сказать, но тут впреглась старшая сестра, достаточно непосредственно и уверенно без всяких стеснений заявила, что дети берутся "из живота". На что младшая сказала: "теперь мне все ясно". И тема была закрыта. Ребенок получил ровным счетом столько знаний, сколько ему было необходимо, а больше и не надо было...

mery: встречный вопрос: а каким образом вы собираетесь замерять количество знаний в вопросе и в ответе? я бы не стала вообще говорить о количественных замерах знаний

mery: встречный вопрос? а как вы собираетесь измерять количество знаний в ответе и количествво знаний в вопросе? Это еще одна немаловажная проблема.

SOTONA666: хорошее суждение, однако в нем отсутствует глубина философской мысли.

rolan80: Я могу частично согласится с предыдущим участником, так как вопрос не всегда несет больше информации, нежели ответ по той простой причине, что вопрос сам по себе это способ получения знаний. Когда мы задаем вопрос? В том лишь случае, когда у нас нет тех знаний, с помощью которых можно описать объект или действие. Да и само слово вопрос всегда связывают с неизвесным. Другое дело наводящий вопрос. Здесь человек, который задает вопрос изначально знает ответ. Этот вопрос служит толчком для получения знаний другим человеком.

ardnaskella: Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? Думаю не всегда. Вопрос - тип суждения, предполагающий недостаток информации о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Но ведь есть вопросы, на которые нет убедительных ответов и на сегодняшний день. Самый главный вопрос, который иногда задают себе люди - почему? Не "как","что", а именно "почему". На вопрос "как", "что" ответить проще, достаточно посмотреть, измерить, провести вычисления и ответ готов. А вот вопросы начинающиеся с почему заставляет поломать голову не одно поколение жителей земли. Почему вращается Земля, солнце, галактика? Почему скорость распространения электромагнитных волн, например скорость света, величина постоянная? Почему не сделали машину времени? Почему существует тяготение? Почему считается, что Земля единственная населенная планета? Почему каждой твари по паре? Почему теория происхождения вида от двух особей до сих пор популярна? Так ПОЧЕМУ на эти вопросы тысячелетиями ищут ответы? Возможно, у нашей цивилизации не достаточно знаний для нахождения ответа на эти вопросы? А как выдумаете, в чем причина таких вопросов? Может в этих вопросах не достаточная знаниевая часть, для ответа на них?

Marina: Наверное, соглашусь с вашей позицией. так как. задавая вопрос. мы предполагем получить ответ на предмет своего незнания. Поэтому не всегда в вопросе больше знаний. сем в ответе.

Lubava: Я не согласна, что на вопрос " Что это?" и ответ " Интернет" в вопросе больше информации.

mery: Уважаемая коллега не могу согласиться, что задавая вопрос "что это?" мы изначально предполагаем неодушевленный предмет. Если исходить из ситуации, что вопрос - это следствие удивленности впорошаюшего, то в обычной жизни вопрос "что это?" задается в связи с огромным количеством непонятного: ситуации, поступка, действия в том числе и одушевленного объекта. Конечно в условиях целенаправленного обучения и образования необходимо корректировать вопросы "что" и "кто", однако, даже в этих условиях неподдельное удивление учащегося может вызвать не совсем корректную формулировку.

Amkar: Полностью с вами согласен по всем пунктам.

chernysh: Надежда Лимонникова пишет: На мой взгляд, сам вопрос подразумевает наличие определённых знаний у человека. Даже такой элементарный вопрос, как "что это", содержит в себе массу знаний. Однако, не совсем так. Не подразумевает, а точно указывает на уровень знаний спрашивающего по данной теме. При этом отвечающему надо отталкиваться от этого (базового) уровня при ответе.

larisa: Добрый вечер! Я согласна, что для открытия чего-то нового у человека уже есть определенный багаж знаний Маленькие дети задают вопросы: что это, а это? Знакомятся вначале со словом, обозначающий предмет. А затем начинают изучать свойства предмета. В самом вопросе заложена определенная ступень знания этого предмета. Чем больше вопросов более глубоких задает ребенок, тем больше он знакоится с объектом.

kabanjuck: Мне кажется, что не каждый вопрос можно подвергнуть такому анализу, как вопрос "Что это?". Например вопрос "Как?" Может быть это зависит от конкретного ученика, который может или не может проанализировать свой же вопрос?

Olga: Вопрос "Зачем это" встречается давольно часто. Если задавать односложный вопрос он, как правило, не имеет больших знаний, но вот ответ каждый разворачивает по - своему. Он может быть таким же односложным, как и вопрос, а может иметь достаточно большой и ёмкий характер. Все зависит от знаний человека в конкретной области вопроса, он может ответить как профессионал, а может проигнорировать, тем самым показать, что ему не интересен ваш вопрос. Так что получается, что в разных ситуациях знания в вопросе или в ответе варьируются.

Тундра: Согласна с мнением об односложных ответах, вопросах- раз на раз не приходится.Вообще считаю, что не всякому дано умение задавать вопросы.Не просто чтобы задать(для галочки, например), а именно чтобы понять, выяснить, проникнуть в суть. И тут дело не в односложности или развернутости вопроса, а зачастую в моменте его озвучивания, в уровни погруженности в тему. На мой взгляд В.Познер- пример для подражания в данном направлении.

nina: Всегда ли вопрос содержит большее знание, чем ответ? А если рассматривать в качестве примера «маленьких почемучек» - детей, вряд ли знаниевая часть их вопросов шире предполагаемого ответа. Ведь если под ответом иметь в виду не короткую брошенную фразу или словосочетание, то ответ должен быть полным и исчерпывающим, и даже возможно охватывать смежную зону вопроса. Таким образом о таком ответе нельзя сказать, что он содержит меньшее знание нежели вопрос.

Аржевикина О.А.: Я считаю, что в вопросе всегда больше знаний, чем в его ответе. В нём больше философских направлений.

lyudmila_kallio: Как в вопросе может содержаться больше знаний? Вопрос предполагает размышление, если он творческого характера, задает тон для фантазирования и философствования. Может ли простой вопрос содержать какие либо знания? На него нужно просто ответить.

chernysh: Простой вопрос или сложный-оценивает отвечающий, а не спрашивающий, тем более ребёнок. Он, однако, и не задумывается о сложности вопроса. Пример. Ребёнок спрашивает: "Что такое аборт?". Родители в лёгкой панике, с трудом находят слова, потом спрашивают, откуда такое слово. И получают ответ: " А из песни. "А волны и стонут и плачут. И бъются о борт корабля"".

юлия: вполне согласна с Вами. Ребенок зачастую понимает вопрос по-своему и даже ищет на него ответ, не имея понятия о сущности вопроса. Дело нас-взрослых уметь распознать суть и причину возникновения вопроса. Спасибо

Svetlana Semich: Уникальное свойство вопроса - возможность отделить знание от незнания. Нилучшие вопросы, на мой взгляд, состоят из двух частей: первая- описание ситуации, вторая - собственно вопрос, который заставляет "вытащить" информацию из описания, найти закономерности и установить причинно- следственные связи. В этом случае, действительно, если ученик формулирует такой вопрос, включающий детальное описание ситуации, то "вопрос содержит больше чем ответ". Предлагаю участникам форума порассуждать на тему: "стоит ли учить учеников задавать умные вопросы?"

Елена: Светлана. Считаю, что это одна из наших задач. Ведь ещё Сократ сказал, что вопрос это инструмент познания. Кроме того, считаю, что "хороший" вопрос показывает ещё и умение логически мыслить, добывать информацию, систематизировать и анализировать её, оценивать свои действия

fil: Есть такая, на мой взгляд, замечательная шутка: "Умный всегда знает, что он не знает". Логическое ударение я бы поставила на слово "что". Понимание того, что ты не знаешь, может строиться только на основании того, что ты знаешь, поэтому знаниевая составляющая в любом вопросе достаточно велика. Я думаю, что, чем больше человек знает, тем она выше. Предлагаю порассуждать на тему "Учебный вопрос как способ организации образовательной рефлексии"

Ирина 2010: Согласна с Вашим мнением. Считаю, что правильно задавать вопросы необходимо учить детей с самого маленького возраста и совершенствовать это умение всю остальную жизнь. Ведь в правильной постановке вопроса заключается умение вести диалог, дискуссию, спор, находить ответы и компромиссы, договариваться в конце концов, решать проблемы. Если вопросы категоричны, однозначны, не содержат посылов на обсуждение, то отвечать на них даже неинтересно. На такие вопросы легко находить ответы в интернете и не стоит тратить время на дискуссии У меня вопрос следующего характера: иногда люди задают вопросы не для того, чтобы получить ответ и конкретное знание, а для дискуссии, отвечают вопросом на вопрос, считаете ли вы подобные вопросы вопросами и нужно ли отвечать на такие вопросы на уроках, если они исходят от учениеков?

Svetlana Semich: Конечно, корректнее ввести термин "познавательный вопрос", чтобы не путать с вопросами, которые являются просто способом выстраивания коммуникаций.

chernysh: Ирина 2010 пишет: Считаю, что правильно задавать вопросы необходимо учить детей с самого маленького возраста и совершенствовать это умение всю остальную жизнь. Ведь в правильной постановке вопроса заключается умение вести диалог, дискуссию, спор, находить ответы и компромиссы, договариваться в конце концов, решать проблемы. Для учителей среднего звена, как мне кажется, это будет выглядеть так: "Как за короткое время урока научить задавать вопросы не отклоняясь от Его Величества Плана Урока?" Проблема в том, что часто ученики перестают задавать вопросы и перестают чем-либо интересоваться к 12-13 годам. В связи с этим вопрос: "Куда деваются "Почемучки"?

chernysh: Ирина 2010 пишет: Считаю, что правильно задавать вопросы необходимо учить детей с самого маленького возраста и совершенствовать это умение всю остальную жизнь. Ведь в правильной постановке вопроса заключается умение вести диалог, дискуссию, спор, находить ответы и компромиссы, договариваться в конце концов, решать проблемы. Для учителей среднего звена, как мне кажется, это будет выглядеть так: "Как за короткое время урока научить задавать вопросы не отклоняясь от Его Величества Плана Урока?" Проблема в том, что часто ученики перестают задавать вопросы и перестают чем-либо интересоваться к 12-13 годам. В связи с этим вопрос: "Куда деваются "Почемучки"?

Uchitel: Я считаю что стоит. Когда ученик учится задавать и задаёт умные вопросы. Он уже предполагает на них какие либо ответы. И ему просто надо узнать правильно ли он мыслит. Это тоже очень интересно, ведь если ваши мнения не совпались и ответы получились абсалютно разными, простые ответы могут перерости в беседу, потом в спор и если не выводить его из рамок дозволенного и постоянно этот спор контролировать мы научим подрастающее покаление ыслить шире и глубже, а также отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.



полная версия страницы